Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути повышения уровня безопасности учебно-тренировочных занятий в вузе на основе знаний по предупреждению и профилактике травматизма.

Орехова И.В., Марина И.В.

или

Аннотация: в ст атье рассмотрены актуальные вопросы по предупреждению и профилактике травматизма, повышению безопасности на занятиях физической культурой и спортом в вузе, на базе Вологодского государственного университета проведён сравнительный анализ динамики травм у юношей и девушек, даны рекомендации по предупреждению травматизма.

Ключевые слова: травматизм, профилактика, двигательная активность, ушибы, растяжения, врачебный контроль, медицинский осмотр.

Травматизм на занятиях по физической культуре не совместим с оздоровительной направленностью физической культуры и спорта. Преподаватель несет ответственность за жизнь и здоровье студентов. Работа по профилактике травматизма, заболеваний и несчастных случаев на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении является одной из важнейших задач преподавателя физической культуры и руководства вуза.

Причинами возникновения травм на занятиях по физической культуре в вузе являются:

1. организационные недостатки при проведении занятий такие как: неправильное составление положения о проведении соревнований, нарушение правил соревнований, неправильное размещение занимающихся, неправильное комплектование групп (по уровню подготовленности, возрасту, полу), многочисленность групп, переход к местам занятий в отсутствие преподавателя. Причинами травм могут стать допуск к занятиям студентов без прохождения медицинского осмотра, невыполнение врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после перенесенного заболевания и травм;

2. недостатки в методике проведения занятий: отсутствие индивидуального подхода, недостаточный учет состояния здоровья, половых и возрастных особенностей, физической и технической подготовленности студентов, отсутствие страховки и самостраховки;

3. неудовлетворительное материально-техническое и санитарно-гигиеническое состояние залов и площадок: недостаточное освещение мест занятий, неровное покрытие легкоатлетических дорожек, неблагоприятные метеорологические условия: высокая влажность и низкая температура воздуха, дождь, снег, сильный ветер, жара;

4. отсутствие медицинского контроля, допуск к занятиям учащихся без прохождения врачебного осмотра, невыполнение преподавателем и учащимися врачебных рекомендаций по срокам возобновления занятий после перенесенных заболеваний и травм, по ограничению интенсивности нагрузок.

Опираясь на ранее проведенные исследования [1], мы можем отметить, что большинство повреждений наблюдается у студентов I курса. При анализе степени тяжести полученных травм при занятиях спортом и физической культурой у студентов большой процент (37%) приходится на растяжения связок и мышц занимающихся. Столько же (37%) приходится на ушибы и ссадины. По месту локализации повреждений больший процент травм (37%) приходится на стопу и голеностопный сустав (ушибы, растяжения, переломы). Чуть меньше (21%) повреждений приходится на кисть и лучезапястный сустав. 18% всех травм относятся к травмам колена. Основным механизмом повреждений установлены контактные травмы в игровой ситуации (столкновения в играх, удары по мячу, перехваты мяча, блокировка соперника). Наибольшее количество травм (34%) студенты получают во время игры в футбол. 29% от всех травм приходится на игру в баскетбол. 28% травм представляют собой ссадины, ушибы, растяжения во время беговых и прыжковых упражнений. [1]

Проведя сравнительный анализ динамики травм между юношами и девушками, мы пришли к выводу о том, что возникновение травм на занятиях физической культурой чаще происходит у юношей (71%), чем у девушек (29%). (Таблица 1, 2).

Таблица 1 Соотношение полученных травм между юношами и девушками (%)

Студенты вуза с 1 по 3 курс Количество травм за 10-летний период
Юноши 71%
Девушки 29%

Анализируя динамику травм, мы видим их постепенное снижение от курса к курсу. Чем моложе студенты, тем выше вероятность получения травм. (табл.2)

Таблица 2 Соотношение травм юношей и девушек к продолжительности обучения в вузе (%)

  Курс Количество травм за 10-летний период (%)
Юноши Девушки
I    
II    
III    

Для того чтобы уменьшить количество травм на занятиях физической культурой и спортом в вузе необходимо владеть знаниями по предупреждению и профилактике травматизма:

1. следить за своевременным прохождением медицинского осмотра первокурсниками, регулярно проводить врачебный контроль состояния здоровья занимающихся, обязательное прохождение всеми занимающимися инструктажа по технике безопасности по видам спорта с заполнением контрольных листов;

2. перед началом занятий необходимо проверить готовность зала, убрать все посторонние и выступающие предметы, проверить чистоту пола, наличие освещения и вентиляции в зале, проветрить помещение;

3. допускать к занятию студентов в соответствующей погодным условиям и специфике занятия спортивной одежде и обуви;

4. проверить отсутствие часов, браслетов, телефонов, украшений и других предметов во избежание травм;

5. проверить численность группы и заполнить журнал учебно-тренировочных занятий;

6. начинать занятие с качественной полноценной разминки, включающую в себя специальную разминку по видам спорта;

7. знать правила подвижных и спортивных игр, применять на занятии грамотное судейство, следить за корректным поведением во время игр по отношению к сопернику;

8. следить за соблюдением порядка и дисциплины во время занятия и на перемене;

9. знать и с осторожностью выполнять установку спортивного оборудования (волейбольных стоек, футбольных ворот), уметь пользоваться спортивными тренажерами;

10. учить студентов правильному и безопасному выполнению упражнений, обучать приёмам страховки, само - и взаимостраховки;

11. учить профилактическому бинтованию голеностопного, коленного, лучезапястного суставов, фаланг пальцев кисти для предупреждения повторных повреждений;

12. соблюдать правила перехода к местам занятий, правила перехода проезжей части;

13. во время занятий на стадионе контролировать состояние беговой дорожки, нестандартного оборудования, спортивных площадок, прыжковых секторов, следить за отсутствием каких-либо посторонних предметов;

14. знать физическую подготовленность и функциональные возможности всех занимающихся;

15. уметь определять самочувствие по внешним признакам;

16. при плохом самочувствии освободить студента от занятия;

17. при получении студентом травмы немедленно остановить занятие, определить характер травмы, оказать ему первую помощь, пригласить медработника, сделать запись в журнале, в котором отражены все данные по травмам, сообщить о случившемся заведующей кафедрой и специалисту по охране труда.

Итак, занятия физической культурой и спортом в высшем учебном заведении при многообразном положительном воздействии подвержены травматизму, так как эти занятия отличаются от других предметов высокой двигательной активностью студентов. Поэтому владение каждым преподавателем необходимыми знаниями по предупреждению и профилактике травматизма позволит свести к минимуму вероятность травм во время занятий физической культурой и спортом в высшем учебном заведении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Орехова И.В., Филь В.В. Пути снижения травматизма во время занятий физической культурой и спортом в вузе. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Вологда 2013г.

название

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...