Специфические методы экологического воспитания дошкольников
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1) М-д формир-я адекват эколог предствл: А)Метод экол лабилизации - заключ в целенапр пед возд-и на уч-ов, в рез-те кот у них возник психол дискомфорт, обусл открывшимся поним-м неэф-ти сложивш стратегий экол деят-ти. б)Метод экол ассоцй -заключ в пед акт-ции ассоц-х связей м/у различ образами в контексте поставл п/д учас-ми проблемы. М-д ассоц напр на обог-е и углуб-е предст-й шк-ов о мире прир. Примеры: экол «пирамида», «цепи» питания, «танцы» пчел и т.д. М-д ассоц исп-ся для устан-я опред аналогии м/у как-л естест проявл-ми прирх сущ-в и соотв-ми прояв-ми чел-ка. В)М-д худож репрезентации прир об-в -закл в р* мыслеобраз прир об-в ср-ми иск-ва. Экол предст-я шк-в след р*-ть на основе литер произ-й, изо иск-ва, музыки. 2)Методы развития отношения к миру природы А)М-д экол идентификации закл в пед акт-ции пост-ки шк-ми себя на место того/ ин раст/живго, погружения себя в сит, обст-ва, в кот оно находится. Б)М-д экол эмпатии - закл в пед акт-ции сопереж-я, сочув-я сост-ю прир сущ-ва. Дан м-д стим-ет перенос шк-ми собст сост-й на др сущ-ва; переж-е сост-й, кот испыт раст/жив-е, переже собст эмоций и чув-в по поводу сост-я жив сущ-в (сочувствие). В)М-д экол рефлексии закл в пед акт-ции самоанализа чел-м своих дей-й и пост-ков, напр на мир прир, с т.зр их экол целесо-ти. 3)Методы развития индивидуальных способов взаимодействия с миром природы В основе дан гр м-ов -пр-п содей-я миру прир. Дан пр-п предусм стимул-е помощи миру природы - забота о мальках, оставш в пересыхающей луже, и изгот-е кормушки для птиц, и посадка деревьев на вырубке и др. А)М-д экол экспентации «ожидания»- закл в пед акт-ции ожиданий будущ контактов шк-в с миром природы. Дети заранее гот-ся к встрече с прир, псих-ки настраиваются на эту встречу.
Б)М-д ритуализации экол деят-ти закл в пед орг-ции ритуалов и традиций, связ с деят-ю, напр на мир природы. Данный метод позволяет создать мотивацию экологической активности школьников В)М-д экол заботы закл в пед акт-ции экол акт-ти шк-в, напр на оказ-е пом и сод-вие живым сущ-вам, особ-о в труд для них условиях. Дан м-д стим-ет прояв-е сострадания, соучастия, поддержки, попечения, то есть деятельного участия в жизненных ситуациях растений и животных.
Занятие как ф-ма ознаком. дошк. с природ. К основн ф-ам ОДСП относ: - занятие (индивид, подгрпповые, фронтальные) Возр д-ей опред-т продол-ть и кол-во зан. Время: млад гр - 15 мин; сред гр - 20-25 мин; старш гр - 25-30 мин. - экскурсия Зан. в ДОУ заним. особ.место в сис-ме уч-в*-ой работы ДУ и ему отвод: 1.строго фиксир. врем. в режиме дня(в осн утрен час,когда работосп-ть высокая); 2.объем учеб содер на зан-ях небольш (он орпед-ся с цчетом Объема памяти, вним д-ей разл возр групп); 3. занят. Разработ. На ос-ве пралески с учет учеб-познав. Дея-ти де-й.;4.прог-ма кажд зан предусм опред объем ЗН, практ УМ, Н и УМ уч-познав деят-ти; 5. зан. строй. с учет сдед. прин-ов: - частая смен. вид. деят-ти; - повторяемость програм. мат-ла (повтор одних задан происх в нов ситуац и на нов предм); - перенос получ. ЗН в повседн жизнь; - размещ-е д-ей д. обесп-ть наилучш возм-ти для их учеб деят-ти (дети могут сидеть за столом, полукругом) Подгот-ка пед-га к зан: - опред-е темы зан - уточн-е и расшир-е собств природоведч Зн по теме - разр-ка прогр задач зан: · пед-г исходит из треб прог-мы · уровня р* д-ей своей гр · учета особ-ей прир окружения · уточн-е места дан зан в сис-ме раб. - выбор м-дов завис от хар-ра образ задач, от особ-ей самого прир об-та.
Виды занятий по ознак-ю дошкольников с природой Различ познов-ые содерж ознак-ния дошк-ков с пр-дой дает возм-сть выдел неск-ко типов зан:
1. Первично-ознаком. - дети приобр свед-я о многообр-и конкр явлений прир, об*-ся распознав-ть по признак внеш строения лесные, садовые раст,дом или дикие жив, узнав чем они питаются. В плане умст в* эти занятия способ-т ф* конкрет предств-й о предм и явлен окруж мира. Дети об*0ся важнейш умств Нав: - УМ анализ-ть,сравн-ть - выделять хар-ное в раст и жив 2. Углубленно-познават – содер зан по ознаком. с природ. направл на установ. причин-след связей. Тематика опр-ся рядом конкр завис-тей, кот доступны для поним-я стар дошк (завис раст от внеш фа-ов;приспособ живот к разн усл обит); Осн. методы таких занятий - опыты; - эксперемент-ние. Стр-ра занят: 1. состояние объектов набл в нач эксп-та; 2. состоян.объектов в конце эксп-та; 3. сопостав-е условий экс-та, выяв-е одинак и различ ф-ров окруж среды; 4. умозаключ о зав-ти разл сост-я об-в в конце экс-та от возд-я разн внеш условий. Широко исп-ся моделирование. 3. Обобщающие – провод с целью ф* обобщ. предст об однотип об-та или однород явлен природ. На зан став задача – выделить комплекс. существ и хар-ых призн об-в и на этой основе обобщить конкрет. ЗН д-ей; Тематика – разнообразная (овощи, фрукты, дом. жив-е). 4. Комплексное – явл-ся важнейш для личност. Р* дош-в, т.к. на 1 тему разл зад по р* д-ей и разн виды деят-ти. На этих занят. Дети: - познают явлен с различ позиций - Меньше утомляются от об*, т.к. происх частая смена видов деят-ти - одноврем реш-т зад интел-го, нрав, эстет р*.
Использование экскурсий в процессе ознаком. дошк. с природой Экскурсия - особ. вид занятий озн-я дош-в с природ,кот провод в ср и стар гр и имеет общ и отлич принак от занят.; общие: - ставятся и реш-ся образ, воспит.и развив задачи; - участ-т все дети; отлич:- содер детск деят -ти и место в системе образов-я. Основн знач-е заключ. в ф* у д-ей конкрет представ и впечат об окруж природе, т.е ф* чув-го опыта, жел-но на полисенс основе Основн методом работы на Э явл наблюдение. Предварит. работа пед-га: - выбор места Э с учетом удаленности от ДУ, дост-ти об-в набл-я и опред дороги. - опред мат-л, кот могут собрать дети (гот-ся заранее оборуд-е для переноса) - опред послед-ть наблюд. опред, где они могут сам-но вести набл, продум приемы провед-я Э. Заранее подбир стихи, загадки, послов, кот исп-ся в раб.
За неск дней до Э провод беседа, через кот у д-ей вызыв интерес к предстоящ зан, оживл впеч, кот м.б. полезн в ходе Э. Сообщ-ся цель Э. Дети должны знать куда пойдут, зачем, что увидят, что нужно собрать. Обращ вним на одежду д-ей. Д-ей привлек к подг-ке обор-я и снаряжения. Стр-ра природоведческой экскурс.: 1. Вводная беседа (в*-ль напомин цель зан, дает им осмотр-ся, чит-ет стихи); 2. Коллективн набл-е (реш-ся основ програм задачи. Примен разл приемы пед-г помог д-ям осозн хар-ные признаки предм и явл. Исп-ся? - задания, заставл д-ей рассм предм, сравнив, наход отлич и сход-ва. Исп-ся худож лит-ра); 3. Индив сам-ные наблюд д-ей и сбор мат-ла (после коллек набл д-ям дается возм-ть удовл-ть любозн-ть. Дается уст-ка какой мат-л собрать, но строго огран-ся кол-во. Дети раб-т сам-но, пед-г инд-но оказ помощь кажд реб. Собран мат-л сортируется, расклад по папкам, ч-ть исп-т для игр и упр. 4. Игры д-ей с собран мат-лом (в игре закреп-ся получ знан о хар-х особен предм, выраж словами их кач-во, запомин назван «угадай по описанию»); 5. Заключ часть (пед-г подвод итог, обращ вним д-ей на общ картину прир.) Получ ЗН и Ум на Э закреп и обобщ на др занят. Проводится итоговая беседа.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|