Мхк. 11 класс. Художественная культура XVII – XVIII веков
XVII—XVIII века — одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену Возрождению пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по-новому увидевшие мир. Многое изменилось в жизни человека, иными стали его представления о мироздании. Перемены и трагические конфликты эпохи образно запечатлел английский поэт Джон Донн (1572—1631): Так много новостей за двадцать лет И в сфере звёзд, и в облике планет, На атомы Вселенная крошится, Все связи рвутся, всё в куски дробится. Основы расшатались, и сейчас Всё стало относительным для нас. Перевод А. Ларина Прежде всего, относительными стали представления о человеке, который теперь мыслится, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с другой — великой силой, способной управлять природой. Живя в обществе и подчиняясь его законам, он стремится познать законы природы и осознать собственную жизнь на основе опыта и разума. Вместе с ним прочесть «книгу Природы» попытались многие талантливые деятели искусства. Одной из характерных особенностей развития художественной культуры стало активное взаимодействие разных видов искусства. В этом синтезе ярче всего проявили себя зрительные и музыкальные впечатления художников. Вот почему это время связывают с эпохой великих мастеров пластических искусств, расцветом музыкальной культуры и золотым веком театра. СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИСКУССТВА XVII—XVIII ВЕКОВ 1.1. Возникновение новых стилей и Возрождение
Научные открытия начала XVII в. окончательно расшатали образ мироздания, в центре которого находился сам человек. Если в эпоху Возрождения мир представлялся единым и целым, то теперь учёные убеждали, что Земля, круглая как шар, вовсе не центр Вселенной, а одна из небесных планет, которая вращается вокруг Солнца. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то теперь человека страшила угроза хаоса, распада космического миропорядка. Важнейшее завоевание эпохи Возрождения — гуманизм — начинало приобретать явно трагический характер. В обществе, как отмечал искусствовед А.А. Аникст,
«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве положительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагических противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Сами гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенствуют в ней». Эти перемены не могли не отразиться и на развитии искусства. Трагический гуманизм Возрождения открыл путь новым стилям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и барокко. Не давая подробной характеристики каждого из этих стилей (об этом будет сказано в главах 2—4), определим лишь исторические предпосылки их возникновения и назовем главные отличительные черты. Маньеризм (итал. manierismo — вычурный) возник в середине XVI в. в недрах итальянского Возрождения и в дальнейшем получил распространение по всей Европе. Венецианские художники употребляли это слово в значении «новая прекрасная манера», стремясь тем самым разграничить старые и новые приёмы художественного творчества. Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении только в 20-е годы XX в. С этого времени начались глубокие научные исследования маньеризма, сложились различные, порой крайне противоречивые его толкования. Так, например, известный искусствовед М.В. Алпатов отмечал, что маньеризм скорее «кратковременная мода, чем большой художественный стиль». Другие причисляли маньеризм к художественному направлению в европейском искусстве XVI—XVII вв.
Что же характерно для произведений маньеризма? Прежде всего изысканная, виртуозная техника, напряжённость и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил, отказ от изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусторонний, полный тревоги, сомнений и беспокойства. Изломанность, «змеевидность» контурных линий, резкая игра световых и цветовых контрастов, неожиданное сопоставление больших и малых планов, нагромождение обнажённых тел, непривычное для глаза удлинение фигур или, напротив, явное уменьшение деталей, неустойчивость и сложность поз — вот что отличало художественные произведения маньеризма. Если в искусстве Возрождения человек — владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он — малая песчинка в мировом хаосе. Он бессилен перед обстоятельствами, совершенно неподвластными ему. Сознание распада прежних основ жизни, отсутствие гармонии, путаница в понятиях породили особое мироощущение, которое очень точно выразил уже упоминавшийся английский поэт Джон Донн: И в философии царит сомненье, Погас огонь, осталось только тленье, Пропали солнце и земля, и где Тот ум, что нам помочь бы мог в беде; Распалось всё, ни в чём порядка нет. Перевод А. Аникста Маньеризм охватывал различные виды художественного творчества — архитектуру, живопись, скульптуру и декоративно-прикладное искусство. Внешне следуя мастерам Возрождения, маньеристы разрушали присущую их искусству гармонию, уравновешенность образов. Поздний маньеризм становится исключительно придворно-аристократическим искусством. Отражая кризис искусства Ренессанса, маньеризм уступал дорогу новому стилю — барокко. Жаргонное словечко barocco, которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где стало синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Применительно к искусству термин «барокко» впервые был использован в середине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII столетия. До этого времени барокко объявлялось «извращённостью», «незнанием правил», проявлением «дурного вкуса». Позднее термин утратил негативный смысл и стал применяться и в других видах искусства.
Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумление. Итальянский поэт Д. Марино (1569—1625) так писал об этом: Поэта цель — стихами поражать. Не о смешном — о славном сочиняю. Кто удивлять не в силах, брось писать. Перевод Е. Солоновича Ему вторил герой одной из пьес испанского драматурга Кальдерона (1600—1681): Удивляться я привык, Как безмерно мир велик. Как и маньеризм, барокко передавал напряжённость конфликта, дух противоречий. Но в барокко гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, которого уже не устраивала констатация сложности и противоречивости жизни, а потому он был одержим желанием выявить и понять главные законы её развития. В произведениях барокко человек выступал как личность со сложным миром чувств и переживаний, он был вовлечён в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочеталась почти с физическим страхом перед смертью, с инстинктом самосохранения. Человек метался между надеждой и отчаянием, его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывался перед выбором. Всё чаще к нему приходило понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни, удивительно точно выраженное одним из героев У. Шекспира: Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр, Неистово шумящий на подмостках И через час забытый всеми; сказка В устах глупца, богатая словами И звоном фраз, но нищая значеньем. Перевод Т. Щепкиной-Куперник В связи с этим становятся понятны главные темы искусства барокко: мучения и страдания человека, мистические аллегории, соотношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них. Для произведений барокко характерны эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использование неожиданных метафор.
Вместе с тем барокко не утратило связей с искусством Возрождения, напротив, оно возродило некоторые общие признаки ренессансной культуры: «широкий утверждающий характер, энергичный оптимизм, цельный, последовательный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусств». Если маньеризм действительно отражал кризис Ренессанса, то барокко давало ему новую жизнь. Не случайно художник и искусствовед И.Э. Грабарь утверждал, что «Высокий Ренессанс уже на три четверти барокко». Период от начала XVIII в. до середины XIX в. вошёл в историю под названием эпохи Просвещения. Её главным содержанием стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль. Гармонически развитый, общественно значимый, решительно преодолевающий страсти и сомнения, готовый пожертвовать личным благополучием ради общественного блага, он живёт по законам Природы. Свобода, Разум, Долг, Мораль становятся приоритетами жизни человека в эпоху Просвещения. Идеи Просвещения находят воплощение в новом художественном стиле — классицизме (лат. classicus — образцовый). Каким же образцам следовал этот стиль? Прежде всего античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Главными темами искусства классицизма были торжество общественных начал над личными, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Классицизму присущи такие качества, как ясность, прямота и простота в выражении содержания, сдержанность, спокойствие в эмоциях и страстях, стремление к объективному отражению окружающего мира, достоинство и рационализм в поступках, соблюдение правильности и порядка. Произведения архитектуры классицизма отличали строгая организованность геометрических линий, чёткость объемов, регулярность планировки. Логическое развёртывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, плавная контурная линия, чёткая моделировка объёма, подчинённость цвета смысловым акцентам характерны для живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. В странах Европы классицизм просуществовал необычайно долго, по меньшей мере два с половиной столетия, а затем, видоизменяясь, возрождался в неоклассических течениях XIX—XX вв. В начале XVIII в. во Франции получил распространение новый стиль в искусстве — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминающим силуэт раковины. Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с изображением герба или эмблемы. Акант — травянистое растение (излюбленный мотив рококо) — преобразился в тонкие листья неведомых морских растений. Просуществовал этот стиль недолго, примерно до 40-х годов XVIII в., но его влияние на развитие искусства было ощутимо до конца столетия.
В центре внимания искусства рококо — сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники. Искусство должно было нравиться, трогать и развлекать. Игривые и причудливые орнаменты обрели то колеблющийся, замедленный, то прихотливо ускоренный ритм. Овалы, тондо, причудливые элементы лепестков, необычная форма картин, игра орнамента, узора, обман зрения — всё это вбирало изобразительное искусство рококо. Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декоративно-прикладного искусства Франции. В России — в виде свитков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных, резных или витых масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверями, арками, на фонтанах, вазах и мебели). XVII—XVIII века — время возникновения и развития в искусстве реалистических тенденций. Характерные черты реализма в искусстве — это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, непредвзятость восприятия жизни, отсутствие идеализации, внимание к простонародным типам, глубокое, прочувствованное восприятие быта и природы, простота и естественность в передаче человеческих чувств. Главным принципом реалистического искусства стало отражение натуры «как в зеркале». При этом истинному реализму всегда был чужд натурализм, слепое подражание природе. Художники только учились видеть реальную жизнь такой, какая она есть...
1.2. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей
О своеобразии и границах художественных стилей искусства XVII—XVIII вв. до настоящего времени много и часто спорят. Действительно, в творчестве одного художника органично могли переплетаться два и более художественных стиля. Аналогичная картина характерна и для некоторых конкретных произведений искусства. В качестве примера обратимся к истории конкурса на создание восточного фасада дворца Лувр в Париже. Король Людовик XIV (1638—1715) решил придать зданию особо торжественный и величественный облик. Для исполнения желания короля пригласили знаменитого итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Ему было предложено создать проект восточного фасада Лувра в мраморе. Бернини исполнил проект в стиле барокко, но пышный, вычурный фасад не отвечал запросам короля и был отвергнут. Оскорблённый мастер вынужден был покинуть Париж. Сооружение восточного фасада Лувра поручили французскому архитектору Клоду Перро (1613—1688). В течение восьми лет он вёл строительство в строгом классическом стиле, подчёркивая величие, благородство и монументальность здания. Трехэтажный фасад, вытянутый на 173 м, украшали восемнадцать пар 12-метровых коринфских колонн (отсюда и современное название восточного фасада — Колоннада Лувра). Совмещение стилей можно наблюдать и в знаменитом дворце Версаля. В его внешнем архитектурном облике использованы строгие приёмы классицизма, а в убранстве пышных, торжественных интерьеров — барокко и рококо. История мирового искусства знает немало примеров творческих споров и разногласий в утверждении приоритетов того или иного художественного стиля. Официальное барокко зачастую вступало в борьбу с классицизмом и реалистическим искусством. Так, в конце XVII в. во Франции разгорелся спор между приверженцами классицизма, основоположником которого был художник Никола Пуссен, и почитателями творчества Питера Рубенса — представителя барокко и реализма в изобразительном искусстве. Любая попытка принижения роли или противопоставления одного стиля другому не приводила к желаемым результатам. Бессмысленно, например, было проводить чёткие границы между барокко и реализмом в творчестве Рубенса, а произведения итальянского художника Караваджо нельзя рассматривать только в рамках реализма. Итак, в искусстве XVII—XVIII вв. сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека. ■ Вопросы и задания
1. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII—XVIII вв.? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира? 2. Французский драматург Эдмон Ростан вложил в уста одного из персонажей своей знаменитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова: Наш век семнадцатый — вершина всех вершин, У нас во всём расцвет — в искусствах и в науках. Так ли это на самом деле? Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя? 3. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII—XVIII вв. Каковы главные отличительные черты новых стилей и исторические предпосылки их возникновения? ■ Творческая мастерская Опираясь на имеющиеся в учебнике материалы, подготовьтесь к семинару (диспуту) по теме «Проблемы стиля в искусстве». С этой целью используйте следующий план и вопросы: 1. Что вам известно об эволюции понятия «стиль»? Как вы думаете, почему на протяжении веков так часто менялось его значение? 2. Познакомьтесь и с другими интерпретациями стиля, попробуйте их сопоставить. Что их объединяет, а что — различает? Как вы думаете, насколько точно они раскрывают сущность этого понятия? Какое из определений ближе вашей точке зрения? Какую трактовку стиля могли бы предложить лично вы? Известно, что И.В. Гёте различал в процессе художественного творчества три составляющие: простое подражание природе, манеру и стиль. «Если простое подражание зиждется на спокойном утверждении сущего, на любовном его созерцании, манера — на восприятии явлений подвижной и одарённой душой, то стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознать в зримых и осязаемых образах» (1789). Немецкий архитектор и дизайнер XX в. Петер Беренс писал: «Стиль эпохи определяют не особые формы какого-либо особого искусства; всякая форма — это лишь один из многих символов внутренней жизни, всякое искусство — это лишь часть стиля. Стиль же — это символ общего ощущения, символ охвата всей жизни эпохи в целом, являющий себя в универсуме всех искусств». 3. Как вы понимаете смысл слов французского философа XVIII в. Ж. Бюффона о том, что «стиль есть сам человек»? Как с ними соотносится высказывание французского художника классицизма Н. Пуссена: «Стиль есть индивидуальная манера, обыкновение писать и рисовать так, как это вытекает из особенности таланта каждого человека, из понимания и воплощения идеи»? Согласны ли вы с мнением о том, что в творчестве каждого художника находит отражение не только частное и индивидуальное, но и общие закономерности развития общества? Поясните свой ответ известными вам примерами художественных произведений. 4. Почему не прекращаются споры вокруг своеобразия и определения четких границ между отдельными стилями искусства? Приведите примеры (из творчества отдельного художника или одного произведения) совмещения различных черт нескольких художественных стилей. Поясните свой ответ. 5. Обратитесь к известным вам произведениям искусства XVII— XVIII вв. (в литературе, музыке, изобразительном искусстве или архитектуре) и попробуйте определить их принадлежность к тому или иному художественному стилю. Аргументируйте свой ответ. ■ Темы рефератов, докладов или сообщений «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII— XVIII вв.»; «Основные стили искусства XVII—XVIII вв.»; «Взаимопроникновение и обогащение стилей искусства». ■ Книги для дополнительного чтения Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001. Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание). Искусство XVII века. М., 1995. (История искусств). Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994. Мастера искусства об искусстве / Под ред. А.А. Губера. М., 1967. Т. 3. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|