Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мхк. 11 класс. Художественная культура XVII – XVIII веков

 

XVII—XVIII века — одна из самых ярких страниц в истории мировой художественной культуры. Это время, когда на смену Возрождению пришли художественные стили барокко, рококо, классицизм и реализм, по-ново­му увидевшие мир. Многое изменилось в жизни челове­ка, иными стали его представления о мироздании. Пере­мены и трагические конфликты эпохи образно запечат­лел английский поэт Джон Донн (1572—1631):

Так много новостей за двадцать лет

И в сфере звёзд, и в облике планет,

На атомы Вселенная крошится,

Все связи рвутся, всё в куски дробится.

Основы расшатались, и сейчас

Всё стало относительным для нас.

Перевод А. Ларина

Прежде всего, относительными стали представления о человеке, который теперь мыслится, с одной стороны, ничтожно маленькой частицей мироздания, а с дру­гой — великой силой, способной управлять природой. Живя в обществе и подчиняясь его законам, он стремит­ся познать законы природы и осознать собственную жизнь на основе опыта и разума. Вместе с ним прочесть «книгу Природы» попытались многие талантливые дея­тели искусства.

Одной из характерных особенностей развития худо­жественной культуры стало активное взаимодействие разных видов искусства. В этом синтезе ярче всего про­явили себя зрительные и музыкальные впечатления ху­дожников. Вот почему это время связывают с эпохой великих мастеров пластических искусств, расцветом музыкальной культуры и золотым веком театра.

СТИЛЕВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ИСКУССТВА XVII—XVIII ВЕКОВ

1.1. Возникновение новых стилей и Возрождение

 

Научные открытия начала XVII в. окончательно расшатали об­раз мироздания, в центре которого находился сам человек. Если в эпоху Возрождения мир представлялся единым и целым, то теперь учёные убеждали, что Земля, круглая как шар, вовсе не центр Все­ленной, а одна из небесных планет, которая вращается вокруг Солн­ца. Если раньше искусство утверждало гармонию Вселенной, то те­перь человека страшила угроза хаоса, распада космического миро­порядка. Важнейшее завоевание эпохи Возрождения — гуманизм — начинало приобретать явно трагический характер. В обществе, как отмечал искусствовед А.А. Аникст,

«исчезает уверенность в близком и неизбежном торжестве поло­жительных начал жизни. Обостряется ощущение её трагиче­ских противоречий. Прежняя вера уступает место скепсису. Са­ми гуманисты уже не доверяют разуму как благой силе, способ­ной обновить жизнь. У них возникает и сомнение относительно природы человека — действительно ли добрые начала главенст­вуют в ней».

Эти перемены не могли не отразиться и на развитии искусст­ва. Трагический гуманизм Возрождения открыл путь новым сти­лям в художественном творчестве, и прежде всего маньеризму и ба­рокко. Не давая подробной характеристики каждого из этих стилей (об этом будет сказано в главах 2—4), определим лишь исторические предпосылки их возникновения и назовем главные отличительные черты.

Маньеризм (итал. manierismo — вычурный) возник в середине XVI в. в недрах итальянского Возрождения и в дальнейшем полу­чил распространение по всей Европе. Венецианские художники употребляли это слово в значении «новая прекрасная манера», стре­мясь тем самым разграничить старые и новые приёмы художествен­ного творчества.

Впервые этот термин появился в европейском искусствоведении только в 20-е годы XX в. С этого времени начались глубокие науч­ные исследования маньеризма, сложились различные, порой край­не противоречивые его толкования. Так, например, известный ис­кусствовед М.В. Алпатов отмечал, что маньеризм скорее «кратко­временная мода, чем большой художественный стиль». Другие причисляли маньеризм к художественному направлению в европей­ском искусстве XVI—XVII вв.

Что же характерно для произведений маньеризма? Прежде все­го изысканная, виртуозная техника, напряжённость и вычурность образов, оказавшихся во власти сверхъестественных сил, отказ от

изображения реального мира и уход в мир фантастический, потусто­ронний, полный тревоги, сомнений и беспокойства. Изломанность, «змеевидность» контурных линий, резкая игра световых и цве­товых контрастов, неожиданное сопоставление больших и малых планов, нагромождение обнажённых тел, непривычное для глаза удлинение фигур или, напротив, явное уменьшение деталей, не­устойчивость и сложность поз — вот что отличало художественные произведения маньеризма. Если в искусстве Возрождения человек — владыка и творец жизни, то в произведениях маньеризма он — малая песчинка в ми­ровом хаосе. Он бессилен перед обстоятельствами, совершенно неподвластными ему. Сознание распада прежних основ жизни, отсут­ствие гармонии, путаница в понятиях породили особое мироощущение, которое очень точно выразил уже упоминавший­ся английский поэт Джон Донн:

И в философии царит сомненье,

Погас огонь, осталось только тленье,

Пропали солнце и земля, и где

Тот ум, что нам помочь бы мог в беде;

Распалось всё, ни в чём порядка нет.

Перевод А. Аникста

Маньеризм охватывал различные виды художественного твор­чества — архитектуру, живопись, скульптуру и декоративно-при­кладное искусство. Внешне следуя мастерам Возрождения, маньерис­ты разрушали присущую их искусству гармонию, уравновешенность образов. Поздний маньеризм становится исключительно придворно-аристократическим искусством. Отражая кризис искусства Ренес­санса, маньеризм уступал дорогу новому стилю — барокко.

Жаргонное словечко barocco, которым португальские моряки обозначали бракованные жемчужины неправильной формы, в середине XVI в. появилось и в разговорном итальянском языке, где ста­ло синонимом всего грубого, фальшивого и неуклюжего. Примени­тельно к искусству термин «барокко» впервые был использован в се­редине XVIII в., когда возникла необходимость критики вычурного стиля архитектурных сооружений XVII столетия. До этого времени барокко объявлялось «извращённостью», «незнанием правил», про­явлением «дурного вкуса». Позднее термин утратил негативный смысл и стал применяться и в других видах искусства.

Главная цель барокко — стремление удивить, вызвать изумле­ние. Итальянский поэт Д. Марино (1569—1625) так писал об этом:

Поэта цель — стихами поражать.

Не о смешном — о славном сочиняю.

Кто удивлять не в силах, брось писать.

Перевод Е. Солоновича

Ему вторил герой одной из пьес испанского драматурга Кальдерона (1600—1681):

Удивляться я привык,

Как безмерно мир велик.

Как и маньеризм, барокко передавал напряжённость конфлик­та, дух противоречий. Но в барокко гораздо сильнее выражено стремление к возрождению гармонии в жизни человека, которого уже не устраивала констатация сложности и противоречивости жиз­ни, а потому он был одержим желанием выявить и понять главные законы её развития. В произведениях барокко человек выступал как личность со сложным миром чувств и переживаний, он был вов­лечён в бурный водоворот событий и страстей. Острая жажда жизни и наслаждений сочеталась почти с физическим страхом перед смер­тью, с инстинктом самосохранения. Человек метался между надеж­дой и отчаянием, его героические поступки находились на грани трагедии и ужаса. Он постоянно оказывался перед выбором. Всё ча­ще к нему приходило понимание тщетности человеческого бытия, бренности человеческой жизни, удивительно точно выраженное од­ним из героев У. Шекспира:

Что жизнь? Тень мимолетная, фигляр,

Неистово шумящий на подмостках

И через час забытый всеми; сказка

В устах глупца, богатая словами

И звоном фраз, но нищая значеньем.

Перевод Т. Щепкиной-Куперник

В связи с этим становятся понятны главные темы искусства ба­рокко: мучения и страдания человека, мистические аллегории, со­отношение добра и зла, жизни и смерти, любви и ненависти, жажды наслаждений и расплаты за них. Для произведений барокко харак­терны эмоциональный накал страстей, динамизм и «тревожность силуэтов», картинная зрелищность, преувеличенная пышность форм, изобилие и нагромождение причудливых деталей, использо­вание неожиданных метафор.

Вместе с тем барокко не утратило связей с искусством Возрожде­ния, напротив, оно возродило некоторые общие признаки ренессансной культуры: «широкий утверждающий характер, энергичный оптимизм, цельный, последовательный взгляд на мир, приверженность к ансамблю и синтезу искусств». Ес­ли маньеризм действительно отражал кризис Ренессанса, то барок­ко давало ему новую жизнь. Не случайно художник и искусствовед И.Э. Грабарь утверждал, что «Высокий Ренессанс уже на три чет­верти барокко».

Период от начала XVIII в. до середины XIX в. вошёл в историю под названием эпохи Просвещения. Её главным содержанием ста­ло понимание мира как разумно устроенного механизма, где челове­ку отводилась существенная организующая роль. Гармонически развитый, общественно значимый, решительно преодолевающий страсти и сомнения, готовый пожертвовать личным благополучием ради общественного блага, он живёт по законам Природы. Свобода, Разум, Долг, Мораль становятся приоритетами жизни человека в эпоху Просвещения.

Идеи Просвещения находят воплощение в новом художествен­ном стиле — классицизме (лат. classicus — образцовый). Каким же образцам следовал этот стиль? Прежде всего античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Главными темами искус­ства классицизма были торжество общественных начал над личны­ми, подчинение чувства долгу, идеализация героических образов. Классицизму присущи такие качества, как ясность, прямота и про­стота в выражении содержания, сдержанность, спокойствие в эмо­циях и страстях, стремление к объективному отражению окружаю­щего мира, достоинство и рационализм в поступках, соблюдение правильности и порядка.

Произведения архитектуры классицизма отличали строгая орга­низованность геометрических линий, чёткость объемов, регуляр­ность планировки. Логическое развёртывание сюжета, ясная урав­новешенная композиция, плавная контурная линия, чёткая мо­делировка объёма, подчинённость цвета смысловым акцентам характерны для живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства.

В странах Европы классицизм просуществовал необычайно дол­го, по меньшей мере два с половиной столетия, а затем, видоизменя­ясь, возрождался в неоклассических течениях XIX—XX вв.

В начале XVIII в. во Франции получил распространение новый стиль в искусстве — рококо (фр. rocaille — раковина). Уже само на­звание раскрывало главную, характерную черту этого стиля — пристрастие к изысканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминающим силуэт раковины. Раковина то превраща­лась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в ук­рашение в виде щита или полуразвёрнутого свитка с изображением герба или эмблемы. Акант — травянистое растение (излюбленный мотив рококо) — преобразился в тонкие листья неведомых морских растений. Просуществовал этот стиль недолго, примерно до 40-х го­дов XVIII в., но его влияние на развитие искусства было ощутимо до конца столетия.

В центре внимания искусства рококо — сложные любовные инт­риги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники. Искусство должно было нравиться, тро­гать и развлекать. Игривые и причудливые орнаменты обрели то колеблющийся, замедленный, то прихотливо ускоренный ритм. Овалы, тондо, причудливые элементы лепестков, необычная форма картин, игра орнамента, узора, обман зрения — всё это вбирало изо­бразительное искусство рококо.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях деко­ративно-прикладного искусства Франции. В России — в виде свит­ков, щитов и замысловатых раковин — рокайлей (декоративных ор­наментов, имитирующих соединение причудливых раковин и дико­винных растений), а также маскаронов (лепных, резных или витых масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверями, арками, на фонтанах, вазах и мебели).

XVII—XVIII века — время возникновения и развития в искус­стве реалистических тенденций. Характерные черты реализма в искусстве — это объективность в передаче видимого, точность, конкретность, непредвзятость восприятия жизни, отсутствие иде­ализации, внимание к простонародным типам, глубокое, прочувст­вованное восприятие быта и природы, простота и естественность в передаче человеческих чувств. Главным принципом реалистическо­го искусства стало отражение натуры «как в зеркале». При этом ис­тинному реализму всегда был чужд натурализм, слепое подражание природе. Художники только учились видеть реальную жизнь такой, какая она есть...

 

 

1.2. Взаимопроникновение и обогащение художественных стилей

 

О своеобразии и границах художественных стилей искусства XVII—XVIII вв. до настоящего времени много и часто спорят. Дей­ствительно, в творчестве одного художника органично могли пере­плетаться два и более художественных стиля. Аналогичная картина характерна и для некоторых конкретных произведений искусства.

В качестве примера обратимся к истории конкурса на создание восточного фасада дворца Лувр в Париже. Король Людовик XIV (1638—1715) решил придать зданию особо торжественный и величе­ственный облик. Для исполнения желания короля пригласили зна­менитого итальянского архитектора и скульптора Лоренцо Бернини (1598 — 1680). Ему было предложено создать проект восточного фа­сада Лувра в мраморе. Бернини исполнил проект в стиле барокко, но пышный, вычурный фасад не отвечал запросам короля и был от­вергнут. Оскорблённый мастер вынужден был покинуть Париж.

Сооружение восточного фасада Лувра поручили французскому архитектору Клоду Перро (1613—1688). В течение восьми лет он вёл строительство в строгом классическом стиле, подчёркивая вели­чие, благородство и монументальность здания. Трехэтажный фасад, вытянутый на 173 м, украшали восемнадцать пар 12-метровых ко­ринфских колонн (отсюда и современное название восточного фаса­да — Колоннада Лувра).

Совмещение стилей можно наблюдать и в знаменитом дворце Версаля. В его внешнем архитектурном облике ис­пользованы строгие приёмы классицизма, а в убранстве пышных, торжественных интерьеров — барокко и рококо.

История мирового искусства знает немало примеров творческих споров и разногласий в утверждении приоритетов того или иного художественного стиля. Официальное барокко зачастую вступало в борьбу с классицизмом и реалистическим искусством. Так, в кон­це XVII в. во Франции разгорелся спор между приверженцами клас­сицизма, основоположником которого был художник Никола Пус­сен, и почитателями творчества Питера Рубенса — представителя барокко и реализма в изобразительном искусстве. Любая попытка принижения роли или противопоставления одного стиля другому не приводила к желаемым результатам. Бессмысленно, например, бы­ло проводить чёткие границы между барокко и реализмом в творче­стве Рубенса, а произведения итальянского художника Караваджо нельзя рассматривать только в рамках реализма.

Итак, в искусстве XVII—XVIII вв. сосуществовали различные художественные стили. Разнородные в своих проявлениях, они все же обладали глубоким внутренним единством и общностью. Подчас совершенно противоположные художественные решения и образы были лишь своеобразными ответами на важнейшие вопросы жизни общества и человека.

■ Вопросы и задания

 

1. Каковы характерные черты и художественные идеалы искусства XVII—XVIII вв.? Как по сравнению с эпохой Возрождения изменились представления о человеке и общей картине мира?

2. Французский драматург Эдмон Ростан вложил в уста одного из пер­сонажей своей знаменитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова:

Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,

У нас во всём расцвет — в искусствах и в науках.

Так ли это на самом деле? Как и чем вы могли бы мотивировать или оп­ровергнуть данное суждение литературного героя?

3. Расскажите о стилевом многообразии искусства XVII—XVIII вв. Ка­ковы главные отличительные черты новых стилей и исторические предпо­сылки их возникновения?

■ Творческая мастерская

Опираясь на имеющиеся в учебнике материалы, подготовьтесь к семи­нару (диспуту) по теме «Проблемы стиля в искусстве». С этой целью исполь­зуйте следующий план и вопросы:

1. Что вам известно об эволюции понятия «стиль»? Как вы думаете, по­чему на протяжении веков так часто менялось его значение?

2. Познакомьтесь и с другими интерпретациями стиля, попробуйте их сопоставить. Что их объединяет, а что — различает? Как вы думаете, на­сколько точно они раскрывают сущность этого понятия? Какое из определе­ний ближе вашей точке зрения? Какую трактовку стиля могли бы предло­жить лично вы?

Известно, что И.В. Гёте различал в процессе художественного творчест­ва три составляющие: простое подражание природе, манеру и стиль. «Если простое подражание зиждется на спокойном утверждении сущего, на лю­бовном его созерцании, манера — на восприятии явлений подвижной и ода­рённой душой, то стиль покоится на глубочайших твердынях познания, на самом существе вещей, поскольку нам дано его распознать в зримых и ося­заемых образах» (1789).

Немецкий архитектор и дизайнер XX в. Петер Беренс писал: «Стиль эпохи определяют не особые формы какого-либо особого искусства; всякая форма — это лишь один из многих символов внутренней жизни, всякое ис­кусство — это лишь часть стиля. Стиль же — это символ общего ощущения, символ охвата всей жизни эпохи в целом, являющий себя в универсуме всех искусств».

3. Как вы понимаете смысл слов французского философа XVIII в. Ж. Бюффона о том, что «стиль есть сам человек»? Как с ними соотносится высказывание французского художника классицизма Н. Пуссена: «Стиль есть индивидуальная манера, обыкновение писать и рисовать так, как это вытекает из особенности таланта каждого человека, из понимания и вопло­щения идеи»?

Согласны ли вы с мнением о том, что в творчестве каждого художника на­ходит отражение не только частное и индивидуальное, но и общие законо­мерности развития общества? Поясните свой ответ известными вам приме­рами художественных произведений.

4. Почему не прекращаются споры вокруг своеобразия и определения четких границ между отдельными стилями искусства? Приведите примеры (из творчества отдельного художника или одного произведения) совмеще­ния различных черт нескольких художественных стилей. Поясните свой ответ.

5. Обратитесь к известным вам произведениям искусства XVII— XVIII вв. (в литературе, музыке, изобразительном искусстве или архитек­туре) и попробуйте определить их принадлежность к тому или иному худо­жественному стилю. Аргументируйте свой ответ.

■ Темы рефератов, докладов или сообщений

«Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII— XVIII вв.»; «Основные стили искусства XVII—XVIII вв.»; «Взаимопроник­новение и обогащение стилей искусства».

■ Книги для дополнительного чтения

Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.

Гёте И.В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое из­дание).

Искусство XVII века. М., 1995. (История искусств).

Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. М., 1994.

Мастера искусства об искусстве / Под ред. А.А. Губера. М., 1967. Т. 3.

Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...