Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ




Содержание

 

Введение………………………………………………………..............2

1. Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации…..4

1.1. Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ………4

2. Влияние профсоюза на заработанную плату…………………….10

2.1 Функции заработной платы на этапе перехода к рыночной экономике……………………………………………………………..10

2.2. Достойный труд – это достойная зарплата…………………......10

2.3. Сильные профсоюзы – гарантия достойного труда…………..12

2.4. Государственное урегулирование заработной платы………....13

Заключение……………………………………………………………15

Список используемой литературы…………………………………..17

 

 

Введение

Разработка основных положений по организации социальной защиты работников на промышленных предприятиях обусловлена, с одной стороны, необходимостью приведения их в соответствие с требованиями рыночных отношений, а с другой - повышением уровня научной обоснованности решений, принимаемых при реализации социально-экономических программ на предприятиях. Социально-трудовые отношения в организации представляют собой сложный комплекс социально-экономических и психофизиологических процессов, порождающих возникновение объективных и субъективных, внутренних и внешних противоречий. Проблема социальной защиты работников в условиях общей сложной ситуации в стране требует безотлагательного решения.

В условиях становления рыночных отношений, с демократизацией управления, профсоюзы приобрели новый облик и самостоятельность в решении вопросов социальной защиты, они стали отвечать своему назначению и соответствовать профсоюзам стран с развитой рыночной экономикой. В этих условиях профсоюзное движение приобрело качественно новую форму своей деятельности, которая основана на социальном партнерстве с органами государственной власти и работодателями.

Регулирование указанных противоречий профсоюзами может значительно повысить результативность взаимодействия субъектов трудовой деятельности, но российскими профсоюзами эта функция фактически не реализуется. Несмотря на наличие соответствующих прав и высокий уровень членства, они, как правило, не оказывают регулирующего воздействия на социально-трудовые отношения в российских организациях. Причиной этого является не только несформированность всей системы социально-трудовых отношений и ее субъектов в России, но и неэффективная организация деятельности самих профсоюзов.

Степень научной разработанности проблемы. Влияние профсоюзов на экономическое развитие общества в целом и отдельной организации в частности представлено в неоклассической и институциональной теориях. Однако цели и задачи функционирования профсоюзных организаций не являются предметом исследования представителей указанных школ.

Функции и роль советских профсоюзов освещены в работах Г.П. Алексеева, Г.В. Шаронова, Г.В. Щеглова, их теоретической и методологической базой явились труды К. Маркса и В. И. Ленина.

Большой вклад в развитие теории профсоюзного движения внесли М.В. Баглай, Н.Н. Гриценко, С.А. Ершов, Ю.Н. Попов. Функции профсоюзов как социального института исследуются В.И. Башмаковым, А.Н. Крестьяниновым, М.М. Сунарчиной. Внутриорганизационным аспектам деятельности профсоюзных организаций посвящены публикации П.В. Бизюкова, А.К. Исаева, М. В. Карелиной, А. К. Соловьева, С. Н. Щегловой. При этом, несмотря на то, что важнейшей сферой деятельности профсоюзных организаций являются социально-трудовые отношения, экономических работ, освещающих цели и задачи профсоюзов на современном этапе развития общества, фактически нет.

При рассмотрении проблем регулирования социально-трудовых отношений наибольшее распространение получили подходы, представленные в работах Н.А. Горелова, Р.П. Колосовой, Ю.Г. Одегова, Г.Э. Слезингера, А.И. Тучкова.

Вопросы развития системы социальной защиты нашли свое отражение в трудах отечественных ученых: Ананьева А., Антипьева А.Г., Гайнуллиной Ф.И., Дедова Д.И., Зейченко А.И., Кокина Ю.П., Кузьмина С, Лукашевой Е.А., Лукьянова В., Можаева В.Е, Осинкина Е.Н., Разумова А., Ромашова О.В., Соловьева А.К., Соповой Н.И., Шмакова М.В., Щегловой Н. и др.

Цель работы – рассмотреть роль профсоюзов в обеспечении занятости и социальной защиты трудящихся в РФ на современном этапе.

Теоретические аспекты деятельности профсоюзов по регулированию социально-трудовых отношений в организации

Общая характеристика деятельности профсоюзов в РФ

Профсоюз — массовое самоуправляющееся общественное объединение трудящихся определенной отрасли или смежных отраслей, профессиональной группы для защиты и представительства их социальных интересов.

Главная цель профсоюза состоит в улучшении денежных и неденежных условий занятости своих членов. Профсоюзы бывают двух видов: отраслевые, которые объединяют большую часть или всех работников в отрасли или фирме независимо от рода их занятий, и цеховые, объединяющие работников исключительно одной и той же профессии.

В России профсоюзы возникли в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. В годы советской власти практически все работающее население состояло в профсоюзах. Как составное звено государственной машины управления производством и общественной жизнью профсоюзы были наделены некоторыми функциями социальной защиты трудящихся, включая управление и использование значительной части фондов общественного потребления и социального страхования. Мотивация профсоюзного членства в советский период определялась как административно-принудительными методами (обязательное вступление), так и возможностями потребления ряда дефицитных товаров и услуг, распределяемых профсоюзами.

В современной России крупнейшим профсоюзным объединением является Федерация независимых профсоюзов (ФНПР), которая была создана после распада СССР.

В Федерацию Независимых Профсоюзов России по состоянию на 1 января 2010 года входит 41 общероссийский (межрегиональный) профсоюз, объединяющий 24,1 млн. членов профсоюзов (на 1 января 2009 г. - 24,9 млн. чел.) и 79 территориальных объединений организаций профсоюзов. С учетом 8 профсоюзов, сотрудничающих с ФНПР на основе договоров, численность членов профсоюзов составляет 24,7 млн. человек (на 1 января 2009 г. - 25,8 млн. чел.)1.

В структуре общероссийских (межрегиональных) профсоюзов - членских организаций ФНПР – 194,7 тыс. первичных профсоюзных организаций, 1603 республиканских, краевых, областных, дорожных, бассейновых и 7789 городских, районных организаций профсоюзов2.

Членскими организациями проводилась определенная работа по сохранению и увеличению численности членов профсоюзов, созданию и восстановлению первичных профсоюзных организаций, усилению мотивации профсоюзного членства.

Более трети (35) членских организаций увеличили уровень профсоюзного членства (в 2008 году их было 10), который в среднем составил 76,1 процента (в 2008 г – 76,7%)3.

На предприятиях, где созданы первичные профсоюзные организации, наиболее высокий уровень профсоюзного членства:

- среди общероссийских профсоюзов: железнодорожников и транспортных строителей (94,4%), работников органов безопасности (88,4%), работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства (85,6%);

- в разрезе субъектов территориальных объединений организаций профсоюзов: республик Дагестан (95%), Кабардино-Балкария (91,9%), Северная Осетия-Алания (93,1%), Татарстан (90,4%), областей Белгородской (89,8%), Челябинской (89,4%) и Ростовской (84,0%)4.

По федеральным округам Российской Федерации наиболее высокий уровень профсоюзного членства в течение последних 3-х лет в организациях профсоюзов в Южном федеральном округе (84,5%), наиболее низкий - в Северо-Западном федеральном округе (61,8%) (рис. 1.1.)5.

В целом увеличилась численность в профсоюзных организациях, объединяемых территориальными объединениями Карачаево-Черкесской республики, Свердловской, Псковской, Тульской областей.

Рис. 1.1. Уровень профсоюзного членства по федеральным округам

Правовой основой деятельности отечественных профсоюзов в условиях рыночной экономики служат ТК РФ6 и Закон РФ «О профессиональных союзах»7.

Профсоюзы входят в политическую систему общества как специфическая общественная организация со своими задачами и функциями, определяемыми их уставами. Основные задачи профсоюзов связаны с осуществлением их функций - защиты прав и интересов работников в сфере труда и иных непосредственно связанных с ним отношений.

Функции профсоюзов - это направления их деятельности. Так как профсоюзы возникли для защиты прав и интересов работающих, поэтому их главная функция - защитная. Потребность защиты прав и интересов работников в сфере труда особенно актуальна в современный период, обнаживший социально-экономические противоречия. Отношения профсоюзов с работодателями по социально-трудовым вопросам регулируются трудовым законодательством на всех уровнях социально-партнерских отношений, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, при этом используют свою защитную функцию, а также вторую их важнейшую функцию - представительства интересов работников. Для эффективного осуществления этих функций государство закрепило за профсоюзами ряд прав и гарантий в нормотворчестве, правоприменении и контроле за соблюдением законодательства о труде и правил по охране труда8.

Защитная функция профсоюзов - это деятельность профсоюзных органов, а также состоящих в их ведении инспекции труда и актива, направленная на предупреждение нарушения и восстановления нарушения прав и законных интересов работников в сфере труда, а также привлечение к ответственности их нарушителей.

Функции представительства работников прямо закреплены в ст. 29 ТК РФ, согласно которой представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов. ФЗ РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в ст. 11 «Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников» и в ст. 1 объединены эти две важнейшие функции профсоюзов с их соответствующими правами.

Но кроме двух этих профсоюзы осуществляют и культурно-воспитательную функцию по воспитанию своих членов в духе патриотизма и политическую по участию их в выборах органов государственной власти и органов местного самоуправления9.

Осуществлению защитной и функции представительства профсоюзов способствует социальное регулирование общественных отношений, в которые они вступают в процессе своей деятельности. Отношения с участием профсоюзов, как правило, регулируются различными видами социальных норм - морали, традиции и др.

Однако возможна и правовая регламентация для обеспечения представительства и защиты прав и законных интересов работников.

Пределы правового регулирования отношений с участием профсоюзов зависят от состояния общественных отношений, степени их развития, социально-экономических и политических условий, в которых они развиваются.

Современное законодательство позволяет профессиональным союзам сосредоточиться на выполнении основной задачи - представлять и защищать социально-экономические интересы работников, эти права характеризуют отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами решений в сфере труда. По отношению к государственным и хозяйственным органам осуществление профсоюзами подобных полномочий является реализацией ими своих прав. Но по отношению к трудящимся, от имени и в интересах которых выступают профсоюзы, осуществление полномочий профсоюзов составляет их обязанность. Поэтому полномочия профсоюзов принято характеризовать как права-обязанности: права по отношению к государственным и хозяйственным органам и обязанности перед трудящимися.

Основные права-обязанности профсоюзов перечислены в гл. II Закона от 12 января 1996 г. Профсоюзы вносят предложения и высказывают свое мнение по проектам законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Системы оплаты труда и норм труда устанавливаются работодателями с учетом мнения профсоюзных органов и закрепляются в коллективных договорах.

Профсоюзы участвуют в разработке государственных программ занятости, они должны быть уведомлены о предстоящем приостановлении производства и сокращении рабочих мест. В установленных законодательством случаях увольнение работника - члена профсоюза может быть произведено только с учетом мнения выборного профсоюзного органа (ст. 12 Закона).

Профсоюзы ведут коллективные переговоры и заключают от имени работников коллективные договоры и соглашения, а также осуществляют контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений. Профсоюзы имеют право участвовать в урегулировании коллективных трудовых споров, в соответствии с законом проводить забастовки и другие коллективные действия. Отношения профсоюзов с государственными и хозяйственными органами строятся на основе социального партнерства. Профсоюзы наравне с другими социальными партнерами участвуют в управлении государственными фондами, формируемыми за счет страховых взносов (ст. 13, 14, 15 Закона).

Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от государственных и хозяйственных органов информацию по социально-трудовым вопросам. Профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением законодательства о труде и создают для этой цели собственные инспекции труда.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

  • осуществлять контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечение безопасности работников организации;
  • принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
  • защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
  • предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
  • направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
  • осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
  • принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
  • принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами в соглашениями, а также с изменениями условий труда;
  • принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве10.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений, требования охраны труда (ст. 370 ТК РФ).

По-новому осуществляют профсоюзы защиту интересов в органах по рассмотрению трудовых споров. В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы имеют право либо по просьбе членов профсоюзов, других работников, либо по собственной инициативе обращаться с заявлением в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие индивидуальные трудовые споры.

Для более квалифицированной помощи в деле защиты социально-трудовых и других прав и профессиональных интересов своих членов профсоюзы могут создавать собственные юридические службы и консультации.

Полномочия профсоюзов обладают различной юридической силой. Юридическую силу характеризует степень обязательности предложений профсоюзов для государственных и хозяйственных органов. Одни полномочия носят совещательный (рекомендательный) характер, таково, например, участие профсоюзов в рассмотрении проектов законодательных и других нормативных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников. Соответствующие государственные органы обязаны запросить мнение профсоюзов, выслушать это мнение и обсудить его, но решение принимают самостоятельно. Другие полномочия профсоюзов носят паритетный характер: например, коллективные договоры, соглашения принимаются на паритетных началах с профсоюзными органами.

Возможны случаи, когда профсоюзы принимают самостоятельные решения в сфере трудовых отношений, например, решения о проведении забастовок.

Тем не менее, к настоящему времени профсоюзы в России еще не играют той роли в экономической жизни страны, которую они выполняют в развитых капиталистических странах.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...