Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

общеобразовательных организаций с учетом перспективных задач развития системы общего образования

Функциональные требования к зданиям и помещениям

 

Функциональные требования и характеристики к архитектуре современных общеобразовательных организаций выработаны с учетом того, что школа XXI века призвана создать комфортную и одновременно развивающую образовательную среду - как прообраз будущего общества, постоянно обновляющегося, но в то же время «человекоориентированного», т.е. предоставляющего максимум возможностей для самовыражения и самосовершенствования.

Ребенок в школе будет пробовать себя в разных видах деятельности, тестировать различные социальные роли – значит, само пространство школы должно предоставить ему возможность подобных образовательных путешествий. Занятия в классных коллективах будут чередоваться с групповыми, индивидуальными и поточными.

Сами архитектурные проекты представляются модульными конструкторами, по-разному сочетающими целый спектр возможных стандартизированных вариантов.

 


 

Общие базовые требования:

1. Создание «школ ступеней»:

начальная школа (I ступень, 1-4 классы),

подростковая школа (II ступень, 5-9 классы),

старшая школа (III ступень, 10-11 классы).

Каждая пространственная зона (блок) имеет свой вход с улицы, при этом в школе должен быть центральный вход и общее пространство объединяющее блоки.

2. Блоки начальной, подростковой и старшей школы должны предлагать совершенно разные конструктивные и интерьерные решения, отражающие специфику возрастной психологии и образовательной программы.

3. Предусмотреть возможность присоединения блока групп для дошкольного возраста. Обязательны спальня (обеспечивающая звукоизоляцию) и отдельная внутришкольная игровая и пришкольная территории.

4. Соблюдение принципов энергоэффективности:

ü типовые инженерные решения на основе современных и экономичных технологий (отопление, вентиляция, электроснабжение, водоснабжение и другие инженерные сети);

ü вентиляция пищеблоков столовых должна учитывать виды кухонной техники и технологию приготовления пищи.

ü в кухнях необходимо применять современные локальные приточно-вытяжные устройства;

5. Разработка общей системы безопасности школьных зданий и пришкольной территории.

6. Обеспечение безбарьерной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

7. Функциональные требования к учебным помещениям:

ü В основу учебных помещений должен быть положен принцип универсального учебного кабинета, рассчитанного на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы.

ü Предметные кабинеты (по предметам химия, физика, биология) включают: учебную комнату, практикум, лаборантскую (одна на две учебных комнаты). Учебные комнаты, практикумы и лаборантские объединены внутренними дверями.

ü Наличие общешкольного лекционного помещения, в том числе – для проектной работы, конференций и т.д. (с большими экранами и досками).

ü Кабинеты (отдельные зоны) для индивидуальной работы, самоподготовки во внеурочное время, проектной деятельности и т.д.;

ü Кабинеты для занятий в малых группах;

ü Оборудованные кабинеты для проведения дистанционных занятий и консультаций в он-лайн режиме (для длительно болеющих обучающихся, находящихся на лечении, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья);

ü Общественные пространства, располагающие возможностями для самоподготовки, проектной деятельности, игр и отдыха.

ü Все учебные помещения должны быть оснащены мультимедийными комплектами (компьютер/ноутбук – проектор – интерактивная доска/экран) и подключены к мобильному Интернету.

8. Наличие спортивных помещений, отвечающих современным образовательным стандартам.

9. Функциональные требования к специальным помещениям:

ü Наличие кабинетов административной группы,

ü Актовый зал (может объединять в себе функции спортивного зала, с помощью использования мобильных стульев);

ü Кабинет логопеда-дефектолога (для начальной школы);

ü Кабинет психолога;

ü Кабинеты для методических объединений (кафедры, вместо учительских);

ü Лаборантские, подсобные помещения при кабинетах;

ü Складские помещения.

10. Функциональные требования к пришкольной территории:

ü Школьные здания и их комплексы должны иметь привлекательный внешний вид, соотнесенный с окружающим ландшафтом.

ü Входы-выходы на территорию должны располагаться на расстоянии не менее 50 метров от улиц с интенсивным автомобильным движением.

ü Пришкольная территория должна проектироваться в зависимости от возрастной ступени и включать:

внутренний двор (не обязательно полностью замкнутый, но создающий внутреннее пространство школьной жизни);

центральный школьный двор – примыкает к центральному входу в школу, представляет собой центральное общественное пространство с дружелюбной средой и возможностью проводить школьные мероприятия;

11. Функциональные требования к комплексу общешкольных помещений:

 

ü В столовой должна быть предусмотрена возможность зонирования общего помещения.

ü Наличие рекреаций зального типа и зонированных холлов (места для старшеклассников с возможностью свободного доступа в Интернет, мягкие трансформерные кресла и стулья; для младших классов – возможность проведения групповых игр, конструирования, игровых уголков для девочек и мальчиков);

ü Наличие помещений для охраны (видеонаблюдения) и серверных для электронных систем видеонаблюдения, противопожарных и антитеррористических систем.

ü Входная группа и фойе (с корпоративной символикой, индивидуальными интерьерными решениями); гардеробы для учеников, педагогов, гостей и родителей.

 

 


 

Дополнительные базовые требования (крупные образовательные центры, специализированная направленность):

1. Наличие спортивного зала, бассейна и столовой в каждом «возрастном» блоке или в отдельном блоке.

2. Каждая пространственная зона (блок) имеет свой вход с улицы, свою пришкольную территорию (возможно, внутренний дворик).

3. При этом в школе должен быть центральный вход, ведущий к центральному общественному пространству школы (атриум), вокруг этого пространства должна выстраиваться композиция из блоков (начальной, подростковой и старшей школы).

4. «Школа полного дня» предусматривает наличие блока дополнительного образования (направления: театральное, музыкальное, художественное, техническое, спортивное). Этот блок должен быть смежным с центральным общественным пространством школы (атриум) и обладать отдельным выходом, для возможности обслуживания местного населения района.

5. Функциональные требования к специальным помещениям:

ü Наличие полноценных кабинетов технологии, позволяющих осваивать профессиональные навыки, в том числе в объеме начального профессионального образования, в том числе:

мастерская по обработке металла и дерева (универсальная);

инструментальная;

мастерская по обработке тканей и технологии;

кулинария и домоводство;

универсальная мастерская по техническим видам труда:

автодело;

электрорадиотехнология;

электротехника;

радиоэлектроника.

ü Наличие творческих студий (художественные, театральные, хореографические и т.д.).

ü Наличие Web-мастерских и мультимедиа-кабинетов;

ü Наличие лингафонных кабинетов для изучения иностранных языков.

ü Кабинеты административной группы, объединенные в деловой центр (приемная, кабинеты руководителей, бухгалтерия, методический центр, мультимедиа-кабинет, пресс-центр, зал совещаний, зал для членов школьных советов; зоны для переговоров и т.п.);

ü Актовый зал (сцена и зрительный зал; костюмерная, подсобные помещения);

ü «Живой уголок» (в блоке начальной школы);

ü Игровые комнаты (в блоке начальной школы);

 

ü Помещения для клубных занятий (интеллектуальные игры; прикладное искусство; фото-видео; техническое конструирование; моделирование одежды и т.д., и т.п. – для детей и взрослых);

ü Медицинский центр (кабинет медицинского работника, процедурная, фитобар, массажный кабинет, зал ЛФК):

ü Кабинет(ы) психолога (с выделенной зоной для индивидуальной работы и комната для релаксации;

6. Функциональные требования к пришкольной территории:

ü Пришкольная территория должна проектироваться в зависимости от возрастной ступени и может включать:

зоны отдыха (ладшафтные решения);

спортивные площадки (корты, площадки, стадион);

образовательные зоны (разметка для изучения правил дорожного движения, экологическая тропа, малые архитектурные формы, уличную мебель, развивающие комплексы и др.);

лабиринты, игровые площадки (для начальной школы);

парковка для автомобилей, гараж.

7. Функциональные требования к комплексу общешкольных помещений:

ü Наличие общешкольного атриума, пространства разновозрастного общения. Основные требования – достаточное по площади пространство, много света, места для сидения (возможно трибуны), в том числе и на полу, наличие свободных стен с соответствующим покрытием для размещения выставочных работ. Ученики старшей и подростковой школ должны заходить в школу через атриум. Атриум – место, где могут проходить школьные праздники, приветствуется наличие сцены.

ü В столовой должен быть буфет с индивидуальными столиками.


 

 

Дополнительные необязательные требования (опции по инициативе Заказчика):

1. Использование крыши зданий для формирования рекреационной и спортивной зоны (в том числе, озеленение поверхности крыши).

2. Использование внутренних и внешних поверхностей стен здания для размещения больших мультимедиаэкранов, где может отображаться учебная, справочная, досуговая (развлекательная) информация, а также медиапродукты творческой деятельности учащихся: презентации, фильмы, мультфильмы, фотографии и др.

3. Многофункциональный спортивный зал-трансформер с возможностью одновременных занятий для нескольких классов (при этом могут быть использованы мобильные перегородки) и проведения спортивных соревнований по различным видам физической культуры и спорта. При этом необходимо наличие нескольких отдельных раздевалок с душевыми и санузлами для одновременного пользования учащимися различных возрастных групп. (как вариант - наличие отдельных спортивных залов в территориально разнесенных зонах начальной школы, подростковой школы, старшей школы. Наличие качественного напольного и настенного (противоударного, например пробкового) покрытия, зрительских трибун (скамьи могут быть откидные), стенок для скалолазания. При зале располагается отдельное помещение для хранения инвентаря.

4. Бассейн: не менее трех 25-метровых дорожек, возможность для прыжков, «лягушатник» для обучения плаванию учащихся младшего школьного возраста. Наличие разноуровневых спусков в воду. Наличие раздевалок с душевыми кабинами, тренерской, подсобного помещения.

5. Уличные спортивные площадки (возможно стадион) со специальным спортивным покрытием, уклоном площадки, исключающим образование луж. Участок школы должен иметь ландшафтное решение, позволяющее проводить не только спортивные занятия на улице, но и другие уроки (летний амфитеатр, общественные пространства с газонами и малыми архитектурными формами, уличной мебелью, разнообразную растительность – для проведения уроков биологии).

6. Хореографический зал (зеркальные стены, станки, специальное покрытие пола) и раздевалками, душевыми, гримерными.

7. Информационно-исследовательский центр, включающий библиотеку (выставочные стенды и хранилище), читальный зал, зал IT, демонстрационный зал и/или конференц-зал (свободная расстановка стульев; возможность мобильной трансформации пространства) – располагается в общественных пространствах школы, способствует созданию образовательной среды;

8. Интерактивный музей (постоянная экспозиция, сменная экспозиция, зал для музейных занятий), располагается в центральном общественном пространстве школы или примыкает к нему;

9. Площадки для стритбола, скейтбординга и других современных молодежных видов спорта;

10. Амфитеатр для проведения занятий на открытом воздухе, музей под открытым небом;

11. Подсобное ученическое хозяйство, теплицы;

12. Наличие застекленных веранд для проведения изо-занятий, физкультурных занятий и других занятий на свежем воздухе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...