Структура преподавания дисциплины
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова Геологический факультет ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы геоэкологии Рекомендуется для направления подготовки 020700 «Геология»по профилю «Экологическая геология»
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр геологии
Москва 2011 Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы геоэкологии» являются формирование у студентов представления о Земле как сложной экологической системе; выработка способности междисциплинарного подхода к изучению природных и природно-технических систем и проведению геоэкологических исследований. Задачи дисциплины: v знакомство с историей становления и содержанием «Геоэкологии» как науки; v ознакомление студентов с основными закономерностями строения, взаимодействия и эволюции геосфер Земли; экологическими функциями абиотических сфер Земли; v рассмотрение основных видов антропогенного воздействия на геосферы Земли; v характеристика современного экологического кризиса, его проявлений на различных иерархических уровнях и путях выхода из кризиса; v рассмотрение теоретических основ организации и функционирования природных и природно-технических систем; v развитие у студентов комплексного подхода к изучению взаимодействий природных и технических объектов. v знакомство с методикой геоэкологических исследований и принципами геоэкологического проектирования; 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Основы геоэкологии» входит в вариативную часть учебного плана; в профессиональный цикл. Для успешного усвоения материала дисциплины «Основы геоэкологии» обучающийся должен обладать знаниями курсов «Общая геология», «Экология», «Токсикология»; владеть основными представлениями о механизмах развития геологических процессов, полученным в ходе прохождения учебной геологической практик по окончании второго семестра.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для курса «Экологическая геология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: - универсальных, в том числе: а) общекультурных: – способность к сотрудничеству и партнерству; способность осознавать свою роль и предназначение в разнообразных профессиональных ситуациях (ОК-1); – способность адаптироваться к новым социальным явлениям и процессам, умение переоценивать накопленный опыт (ОК-2); – умение уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям своего народа и всего человечества (ОК-3); – способность принимать ответственные решения, эффективно действовать в нестандартных обстоятельствах, в ситуациях профессионального риска (ОК-5); б) общенаучных: – обладание знаниями о геосферах Земли и их экологических функциях; антропогенных воздействиях и реакции на них экосистемы Земли; методах геоэкологических исследований; современных концепциях, достижениях и ограничениях естественных наук: о земле и человеке, экологии и геоэкологии; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития экосистем (ОНК-1); – способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации информации о геоэкологических условиях территории, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (ОНК-2);
– владение методологией геоэкологических исследований (ОНК-5); в) инструментальных: – владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки геоэкологической информации (ИК-3); г) системных: – способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации геоэкологической информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (СК-2); - профессиональных, в том числе: общепрофессиональных: – способность самостоятельно осуществлять сбор геоэкологической информации (ПК-1); профильно-специализированных: – способность использовать профильно-специализированные знания в области геоэкологии для решения научных и практических задач в области экологической геологии (ПК-21); – способность использовать профильно-специализированные знания фундаментальных разделов физики, химии, экологии для освоения теоретических основ геоэкологии (ПК-22); – способность использовать профильно-специализированные информационные технологии для решения эколого-геологических задач (ПК-23).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать: основные черты современного экологического кризиса и характер его проявления на различных иерархических уровнях; строение и состав геосферных оболочек Земли; основные виды антропогенных воздействий и их влиянии на экосистемы различных иерархических уровней;методы и методологию геоэкологических исследований; уметь: использовать знания о частных и общих законах функционирования природных и природно-технических систем Земли для решения управленческих, научно-исследовательских и контрольно - экспертных задач в области экологии и рационального природопользования; разрабатывать и формулировать практические рекомендации по снижению отрицательных воздействий на геосферы Земли при планировании и осуществлении различных видов хозяйственной деятельности; владеть: навыками сбора, обобщения информации о геосферах Земли и особенностях их взаимодействия; основных природных и природно-технических системах, особенностях их функционирования и влияния на геосферные оболочки планеты.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Основы геоэкологии» составляет 2 зачетных единицы или 72 часа, из них 48 часов лекций и 24 часа самостоятельной работы студентов. Структура преподавания дисциплины
Содержание дисциплины
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|