Виды речевой деятельности
Сущность процесса
До сих пор ученым почти неизвестно о механизме воображения. Эта форма характерна только для человека и странным образом связана с деятельностью организма. Благодаря воображению человек творит и разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Воображение является основой наглядно – образного мышления, позволяющему человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий.
От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла.
Душевная жизнь – это безостановочное движение представлений.
В разные отрезки времени одно и тоже представление может пребывать в разных областях сознания.
Классификация
Определяется четырьмя видами: Активное Пассивное Продуктивное Репродуктивное возникает по собственному желанию, усилием воли. возникает у человека спонтанно, по мимо воли и желания. действительность сознательно конструируется человеком. (но при этом в образе она творчески преобразуется) воспроизвести реальность в том виде, в каком она есть. (элементы фантазии)
Представление разделяют
· по функционированию ведущего органа чувств - зрительные - двигательные - и др.
· по содержанию - технические - топографические - музыкальные - и др.
Развитие процесса
Первичной базой для воображения всегда остается реальность – жизнь.
Воображая человек, творит – художник – картины, конструктор – сооружения. Наращивая свою потенциальную базу человек, воплощает свои воображаемые «проекты» в жизнь. Воображение тесно связано с такими процессами как память, мышление, без взаимосвязи с ними невозможен процесс осуществления своей идеи.
Для успешного развития полноты, правильности, ясности представления необходим интерес к конкретному виду деятельности. Представление о предмете тем прочнее и ярче, чем чаще этот предмет является объектом внимания и действий человека. Пассивное повторение восприятия объекта не формирует представление о нем. Средствами формирования зрительных, двигательных, а также схематических представлений учащихся являются учебные кинофильмы, диафильмы, видеофильмы.
Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Это обстоятельство является причиной возникновения тенденции к отрицанию существования воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо выявить действительную природу воображения.
Обратимся к определениям, которые имеются в литературе. Л.С.Выготский отмечает, что “воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением”.
Кестлер считает, что игра воображения дает возможность по-новому связать как известные ранее, так и приобретенные заново данные.
“Воображение, - пишет С.Л. Рубинштейн, - связано с нашей способностью и необходимостью творить новое”. “Воображение - это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение - это преобразование данного, осуществляемое в образной форме”.
“Основной признак процесса воображения, - пишет Е.И. Игнатьев, - в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление”.
Подобное можно прочитать и в “Философской энциклопедии”, где воображение определяется как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности.
Как видно, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Логическая деятельность, мышление человека - специфическая форма создания познавательных образов посредством логического вывода, обобщения, абстракции, анализа, синтеза не может быть просто отождествлена с воображением. Создание новых знаний и понятий в сфере логического мышления может происходить и без участия воображения.
Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Эта тенденция относит воображение к формам чувственного отражения. Другая тенденция считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.
Понимание воображения как процесса, противоположного мышлению, а мышления, протекающего по законам логики, как нетворческого - неправомерно. Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.
Таким образом, примем во внимание тот факт, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.
Рассмотрим специфические формы, в которых обнаруживается активность чувственного отображения действительности, а также ту роль, которую выполняют ощущения в процессах формирования образов. Очень часто ощущения рассматриваются прямо как полноценный образ реальности и, сводясь к чувственно-рефлекторным впечатлениям, не признаются даже образами. Ощущения - перв и чные образы определенных свойств действительности - прямо или косвенно вк л ючаются в формирование всех (в том числе и обобщен ных) мы с ленных образов. Они связаны с непосредственным воздействием объекта на о рганы чувств и по своей сути репродуц и руют действитель н ость. Будучи результатом непосредственного взаимодействия объекта и субъекта, результатом более или менее прямого воздействия объекта на органы чувств человека, ощущение отражает свойства этого объекта. Оно не тождественно физичес к ом у вза и модействию, но несет в себе мощный заряд об разности. Зависимость ощущений от “внесенсорных факторов” (мотивации, интересов и прочих) становится все более значимой в развитых формах чувственного отображения действительности, приобретая самостоятельную ценность в рамках воображения.
Воображение, создавая наглядные образы, вбир а ет в себя ощущения. Но п ри этом воображение оп и рается на их смысловой момент. Поэтому воображение физиологически не зависит от деятельности органов чувств. Кроме того, воо б ражение з ависит от ра з вития той или иной формы чув с твительности, и ощущения участвуют в формировании образов воображения бла г одаря тому, что они сп о собствуют накопл е нию и н формации об объекте, то е сть обеспечивают субъекта материалом, ком б инаторные преобразования которого о б разуют содержание воображаемых образов.
Однако воображение не является продуктом деятельности органов чув с тв. Воображение - про д укт преобразования прежде всего функциональ н ых характеристик отображения. Такое преобразование - на уров н е ощущений - происход и т, например, когда деятельность одних органов чувств, включаясь в деятельность друг и х, перестра и вает характерную и для тех и для других систему организации опыта. Однако решающую и синтезирующую роль в такой перестройке играют не отдельные взаимовлияния, а вся целостная организация жизнедеятельности челов е ка. Субъект как бы ставит под к о нтроль работу органов воспр и ятия, что позволяет актуали з ировать необходимые ему отношения, а также перестраивать их в соответствии с задачами и потребностями деятельности.
В отличие от ощущений восприятие воспроизводит ц елостность объекта: его пространственные и вре м енные границы, форму, величину, объем и т. д. Восприятие - образ предмета в целом, в нем уже весьма полно раскрываются смысловые характеристики предметности и за счет этого возрастают константность обра за и его адекватность.
В ходе восприятия субъект способен конструировать целые комплексы непосредственно не данных параметров объекта. При этом не только усложняется образ объекта, но и развивается способность субъекта отображать объективные характеристики действительности путем “достраивания” представленного в ощущениях содержания. Для целостности восприятия недостаточно лишь чувственного впечатления, и в этом выражается преобладающее значение смысловой стороны в образах восприятия. Если в рамках ощуще н ий активность их смысловой стороны обн а ру живает себя главным образом в констатации или отсутствии констатации факта ощущения, то в воспр и ятии эта акт и вность реализуется как способность “достраивать” образ, видеть в части цело е, актуал изи ровать содержание образа без пр я мого стимульного в оздействия.
Так, например, способность к восприятию изображений на плоскости геометрических фигур как объемных формируется только на определенном историческом этапе развития. С выработкой жизненно необходимых механизмов отражения обычных предметов складывается и восприятие изображения геометрических фигур, рисунков. Человек начинает объемно отображать плоскостные и з ображения. Н о это еще не свидетельствует о наличии в процессах восприятия самостоятельного пласта воображения. В данном случае имеет место феномен активно с ти восприятия.
Элементы воображения как такового обнаруживают себя в чувственном отображении лишь тогда, когда наряду со способностью функционально “достраивать” образы непосредств е нно или опосре д ованно данных объектов явственно обнаруживается способность человека раскрывать для себя функциональную значимость (практическую, эстетическую, нравств е нную и прочие) воспринимаемых объектов и делать саму эту значимость предметом осо б ого рассмотрения и специальных процедур. Воображение предполагает, что участие функционально-деятельнос т ных смыслов в процессах формирования образо в ста н ов и тся достоян ие м сознания и особого рода деятельности человека. “ Отстраняясь” от конструируемого образа, субъект вооб р ажения сам сознательно “достраива е т” или “строит” из чувственной материи то, что требу е тся “по смыслу” с его точки зрения. Эта способность предполагает, что субъект способен представить с е бе основание данного фрагмента своей собст в ен н ой д е ятельно с ти и “стать выше” имеющихся оснований.
Тот факт, что в восприятии человек способен п о данным отдельным элементам “ достраивать” недостающие стороны объекта, “ в ид е ть” целое при р е альной доступности лишь его частей, с видетельствует о развитии предметно-деятельностных х арактеристик чувственных образов. Усложненность таких образов, включенность в н и х опыта индив и дуальной и коллективной деятельности есть про я вление во з никающего воображения, поскольку ос мысленное обращение к опыту прошлой деятельност и и учет его вл и яния на восприятие, как правило, определяются сознательно сформулирован н ыми з адач а м и деятельности. Но сущность воображения, заро ж дающегося в первичных образах, заключается не в способности узнавать целое по части восприним а емого явле н ия или формировать образ отсутствую щего предмета, а в том, что обра з ы воображения сознат ел ьн о п родуцируются человек о м. Это значит, что воображени е разверты в ается в плане сознания. Это значит также, что воо б ражение есть деятельность, в которую в то й или иной форме созн а тельно “ в к л ю че н” сам воображающий человек, в которой выражено его отношение к действительности, лежащее в основе деятельности воображения. С у бъект в процессе воображения делает свои собст в ен н ые установки, мотивы, желания предметом своей акт и вности.
Таким образом, основной чертой, которая отличает воображение от различных форм активности в чувственном отражении, является своеобразная осознанность субъектом воображения человеческих (социальных, культурных и прочих) оснований этой деятельности.
Виды речевой деятельности РЕЧЬ сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредствонанная языком. Речь включает процессы порождения и восприятия сообщений для целей общения или (в частном случае) для целей регуляции и контроля собственной деятельности (Речь внутренняя, речь эгоцентрическая). Для психологии представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека - в ее взаимоотношении с мышлением, сознанием, памятью. эмоциями и т. д.; при этом особенно важны те ее особенности, которые отражают структуру личности и деятельности. Большинство советских психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий, включенных в неречевую деятельность. Структура речевой деятельности или речевого действия в принципе совпадает со структурой любого действия, т. е. включает фазы ориентировки, планирования (в форме «внутреннего программирования"), реализации и контроля. Речь может быть активной, конструируемой каждый раз заново, и реактивной, представляющей собой цепочку динамических речевых стереотипов. В условиях спонтанной устной речи сознательный выбор и оценка используемых в ней языковых средств сведены до минимума, в то время как в письменной речи и в подготовленной устной речи занимают значительное место. Различные виды и формы речи строятся по специфическим закономерностям (например, разговорная речь допускает значительные отклонения от грамматической системы языка, особое место занимает логическая и тем более художественная речь). Речь изучается не только психологией речи, но и психолингвистикой, физиологией речи, лингвистикой, семиотикой и другими науками. РЕЧЬ ВНУТРЕННЯЯ - различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Выделяют три основных типа внутренней речи: а) внутреннее проговаривание - «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишенная фонации, т. е. произнесения звуков, и типичная для решения мыслительных задач в затрудненных условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи: в) внутреннее программирование, т. с. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (тина, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (А. Н. Соколов; И. И. Жинкин и др.). В онтогенезе внутренняя речь формируется в процессе интериоризации внешней речи. РЕЧЬ ДАКТИЛЬНАЯ — речь, воспроизводящая слова при помощи дактильных букв, т. е. определенных конфигураций пальцев и их движений. Дактильная речь используется в советской сурдопедагогике как вспомогательное речевое средство при обучении глухих словесной речи, а также в межличностной коммуникации глухих и общении слышащих с глухими. РЕЧЬ ЖЕСТОВАЯ - способ межличностного общения людей, лишенных слуха, при помощи системы жестов, характеризующейся своеобразными лексическими и грамматическими закономерностями. Закономерности жестовой речи обусловлены выраженным своеобразием ее основной семантической единицы — жеста, а также его функциональным назначением (использованием в сфере непринужденного общения). В сфере официального общения (собрания, перевод лекций и т. д.) применяется калькирующая жестовая речь, когда жесты последовательно используются для воспроизведения слов. В калькирующей жестовой речи применяются элементы речи дактильной для обозначения окончаний, суффиксов и т. д. Речь жестовая используется как вспомогательное средство (наряду с основным — словесной речью) в процессе обучения и воспитания детей с недостатками слуха. РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ -вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими «кусками», восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи. РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи. РЕЧЬ ЭГОЦЕНТРИЧЕСКАЯ (от лат. ego— я, centrum — центр круга) речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка. Как показал Л. С. Выготский в полемике с швейцарским психологом Ж. Пиаже (впоследствии согласившимся с его точкой зрения), эгоцентрическая речь генетически восходит к внешней (коммуникативной) речи и является продуктом ее частичной интериоризации. Таким образом, эгоцентрическая речь как бы переходный этап от внешней к внутренней речи. Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|