Религиозные войны в Германии и Франции.
Контрреформация и религиозные войны Распространение реформации напугало папство: страна за страной уходили из подчинения Папе Римскому. Это означало сокращение влияния и доходов. Папство оказывало покровительство Священной Римской империи. Поэтому ослабление папства затрагивало и интересы Германского императора. Так как императором в те годы был Карл Пятый – король Испании, реформация угрожала интересам огромной державы, в которую входили Испания, Австрия, Нидерланды и обширные владения в Германии и Италии. С другой стороны, многие простые люди средневековья разочаровались в идеях реформации. «Конечно, – рассуждали они, – в церкви многое неладно, но если дом покосился, его надо ремонтировать, а не поджигать». Протестанты вводили церковь дешёвую, но скучную: без торжественных обрядов, без пышной утвари, без частых праздников. А с теми, кто недоволен, в протестантских общинах поступали так же жестоко, как и в католических епископствах. Так к середине шестнадцатого века сложился союз разных общественных сил, направленный против реформации. Эта борьба с протестантами стала называться контрреформацией. Ещё Папа Иннокентий Восьмой в конце пятнадцатого века усилил инквизицию для борьбы с колдунами и чародеями. В одна тысяча пятьсот сорок втором году Папа Римский Павел Третий подчинил инквизицию лично себе и существенно расширил её права. Эта организация стала основным орудием в искоренении ереси в католических странах. Жертвой инквизиции стали многие выдающиеся мыслители средневековья. Например, инквизиторы обвинили в ереси и казнили Джордано Бруно, высказывавшего мысли о бесконечности Вселенной и возможности существования жизни на других планетах. По всей Европе пылали костры инквизиции.
Однако были земли, где инквизиторы уже не могли действовать открыто. Поэтому в одна тысяча пятьсот тридцать четвертом году был создан орден иезуитов. Основателем и первым руководителем ордена стал Игнатий Лойола. Наивысшего могущества орден иезуитов достиг в середине семнадцатого века. Этот монашеский орден был специально предназначен для борьбы с врагами папства и защиты католичества. Из принятого догмата о непогрешимости Папы иезуиты делали выводы о необязательности подчинения монархам и законам, если это делается для блага католичества. В особых случаях иезуиты допускали даже убийство государя – вещь, неслыханную в Средние века. В своих действиях иезуиты исходили из принципа «цель оправдывает средства». Их целью была защита католичества от протестантов, и для этого они были готовы на любые преступления: ложь, нарушения клятв, кражи и даже убийства. Орден иезуитов был строго централизованной организацией. По всему миру иезуиты выполняли приказы своего главы – Генерала ордена. Все континенты были разделены на «провинции» ордена, во главе которых стояли провинциалы. В такую провинцию могла целиком помещаться целая страна или даже несколько стран. На Тридентском церковном соборе папству удалось настроить всю католическую церковь на борьбу с реформацией. Время переговоров и раздумий прошло – настал час наступления на новых еретиков! На этом соборе было принято решение о непогрешимости решений Папы Римского, была учреждена церковная цензура и составлен «Индекс запрещённых книг». Там же было принято Тридентское исповедание веры. Всё духовенство было обязано принять его, а всякое отступление от тридентского исповедания считалось ересью. Для борьбы с протестантами требовались хорошо подготовленные, не просто грамотные, а искусные в ведении богословских дебатов проповедники. Специально для подготовки таких проповедников было открыто несколько семинарий. Вскоре у католической церкви появилось достаточно опытных ораторов для диспутов с протестантами. Самым известным из них был Иоганн Экк.
Кроме императора Карла Пятого, контрреформацию активно поддержали государи Баварии, Польши и ещё нескольких стран. В этих государствах протестантов штрафовали, изгоняли, а иногда и казнили. Филипп Второй, ставший королём Испании после Карла Пятого, даже совершал военные походы для поддержки католиков в Англии и Франции. В некоторых странах контрреформация привела к так называемым религиозным войнам. Религиозные войны в Германии и Франции. В одна тысяча пятьсот двадцать первом году император созвал в городе Вормс рейхстаг (имперский съезд), на котором предлагалось обсудить вопрос о Церкви и Реформации. Император надеялся, что на рейхстаге авторитет Папы и большинства феодалов заставит протестантов отступить. Но Лютер, прибывший на рейхстаг, отказался раскаиваться. Перед приездом император гарантировал Лютеру безопасность. Поэтому Лютер беспрепятственно покинул рейхстаг. После этого на Лютера Папой был наложено отлучение от церкви, а императором – опала, объявленная на Вормском рейхстаге. Так, сам Лютер был поставлен вне закона, а его учение – объявлено преступным. Однако Лютера взял под защиту саксонский государь. Вообще среди сторонников реформации было много крупных германские феодалов. Они поддерживали протестантов ещё и потому, что опасались усиления императора. Так, в Германии в реформации смешалось несколько противоречий: между феодалами и церковью, ставшей крупным феодалом; между феодалами и императором, угрожавшим правам крупных феодалов; между феодалами и крестьянами. Вскоре феодалы-лютеране создали военный союз. Этого император стерпеть не мог. В одна тысяча пятьсот сорок седьмом году армия императора Карла вторглась в Германию и в битве при Мюльберге разгромила протестантское войско. В следующем году император закрепил успех, заключив мирный договор. По этому договору лютеране были обязаны признать, что «есть лишь одна церковь, главным епископом которой является Папа». Но капитуляция лютеран была недолгой. В одна тысяча пятьсот пятьдесят втором году они вновь восстали. На этот раз они заручились помощью французского короля Генриха Второго. За это Франции были обещаны три епископства. Король Франции сам был католиком, одним из его титулов было «наихристианнейший король». Однако это не помешало ему выступить на стороне лютеран против императора-католика.
В результате новой войны был заключён мир, по которому немецкие лютеране впервые получили свободу вероисповедания. Вскоре протестанты добились ещё более важной победы. В одна тысяча пятьсот пятьдесят пятом году был заключён Аугсбургский мир. В этом мирном договоре свобода вероисповедания (свобода совести) гарантировалось принципом «чья власть, того и религия», то есть протестанты имели право исповедовать лютеранство там, где государь был лютеранином. Религиозная война в Германии закончилась полной победой протестантов. По-другому сложились обстоятельства религиозных войн во Франции. Во второй половине шестнадцатого века кальвинизм был широко распространён на юге этой страны. Он стал политическим знаменем, под которым собирались дворяне-южане, стремившиеся ограничить власть короля. Во главе их встали некоторые члены боковой линии правящей династии (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. Для королевской власти было естественно опереться на католиков. В Париже был создан специальный суд – «Огненная палата». В этой палате велось следствие по обвинениям в ереси и оскорблении католичества. Но глава Католической лиги герцог де Гиз тоже стремился к ограничению королевской власти. Некоторые французские мыслители тех лет пришли к небывалым для того времени выводам. Например, философ Жан Боден предлагал специальным законом ограничить власть короля и даже признавал право народа на убийство «тирана»! Поэтому короли были вынуждены колебаться между двумя партиями, не позволяя усилиться ни одной. Начиная с одна тысяча пятьсот пятьдесят девятого года, на юге начинаются беспорядки: кальвинисты (во Франции их называли гугеноты) стали захватывать церковные владения. Король Франциск Второй не смог навести в стране порядок. С одна тысяча пятьсот шестьдесят второго года отдельные стычки переросли в настоящую войну. Обе партии пользовались помощью из-за границы: гугеноты – из Германии, Нидерландов и Англии, а католики – из Испании. После ожесточённых сражений последовал мирный договор в одна тысяча пятьсот семидесятом году, по которому гугеноты получили право занимать государственные должности и исповедовать свою религию по всей Франции. Кроме того, им были пожалованы четыре крепости. Казалось, протестанты одержали очередную победу. Но в одна тысяча пятьсот семьдесят втором году вожди католической партии с молчаливого согласия короля Карла Девятого и его матери королевы Екатерины Медичи организовали резню гугенотов, съехавшихся в Париж для участия в торжествах по случаю свадьбы Генриха Наваррского и сестры короля Маргариты Валуа.
Варфоломеевская ночь. Расправа над гугенотами состоялась в ночь праздника святого Варфоломея. Поэтому в историю это событие вошло под названием Варфоломеевская ночь. За этим последовала новая война. И вновь гугеноты сумели настоять на своём: по мирному договору была подтверждена свобода исповедания. Король был вынужден признать автономию гугенотского юга. В одна тысяча пятьсот восемьдесят пятом году католическая знать вновь заставила короля начать войну с гугенотами. Теперь Католическая лига во главе с герцогом де Гизом сама старалась ограничить власть короля. Французскому королю Генриху Третьему пришлось воевать сразу на два фронта – против гугенотов и Католической лиги. Генрих Третий казнил де Гиза, но был низложен. Тогда Генрих Третий заключил мир с гугенотами и вместе с ними осадил Париж. Во время осады Генрих III был убит монахом, подосланным католической лигой. Ещё недавно это было бы немыслимо: поднять руку на помазанника божьего! После этого королём стал Генрих Наваррский (предводитель гугенотов), но северная Франция не признала его. Страна разваливалась на части, в ней начались крестьянские восстания. Наконец, католическое духовенство и парижская буржуазия, напуганные размахом беспорядков, признали королём Генриха Наваррского. Генрих, в свою очередь, перешёл в католичество. Легенда приписывает ему фразу: «Париж стоит мессы». Эта фраза означала, что ради согласия с населением столицы, стоит отказаться от религиозных разногласий. В одна тысяча пятьсот девяносто восьмом году Нантский эдикт завершил религиозные войны во Франции. По этому эдикту католицизм оставался господствующей религией, но гугенотам предоставлялась свобода исповедания почти по всей стране, за исключением Парижа и некоторых других городов. В течение семнадцатого века Нантский эдикт постепенно ограничивался, пока не был окончательно отменён. Таким образом, во Франции религиозные войны завершились победой католицизма. В христианстве уже было две конфессии: католичество и православие. Теперь появилась и третья – протестантство. Карта 1
Карта 2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|