Особенности формирования технических наук. №13
ПОНЯТИЕ «ТЕХНИКА». Техника (от греч. – искусство, мастерство)— совокупность материальных элементов и их систем, создаваемых человеком на основе природных объектов для удовлетворения социокультурных потребностей; средство и объект предметно-практической деятельности. В процессе применения технических средств решается конкретная производственно-техническая задача. Именно с помощью технических систем человек воздействует на материальные объекты. Иначе говоря, техника — промежуточное звено между субъектом (человеком как решающей производственно-хозяйственной единицей) и объектом - природой Техники трактуется следующим образом: - Во-первых, как средство труда, при помощи которого преобразуются природные объекты. - Во-вторых, как совокупность искусственных систем, способствующих трансформации естественных экосистем. - В-третьих, как интегрирующий элемент культуры, определяющий уровень развития цивилизации. По функциональному признаку выделяют следующие основные виды техники: производственная техника, техника транспорта и связи, науки, военная техника, техника образования, культуры, быта, медицинская техника, техника управленческого аппарата.
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин: технических, естественнонаучных, гуманитарных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой. Однако все они сосредотачивают свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах техники. Техника в целом не является предметом исследования исключительно технических дисциплин. Многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу вынуждены изучать технику, делать её предметом специального исследования. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов. В силу проникновения техники практически во все сферы жизни современного общества многие гуманитарные науки, прежде всего социология и психология, обращаются к анализу технического развития. Также существует история техники как особая гуманитарная дисциплина.
Каждый здравомыслящий человек укажет на те технические устройства, которые окружают нас в повседневной жизни. Специалисты назовут конкретные примеры такого рода устройств. Но все это — лишь предметы технической деятельности человека, материальные результаты его технических усилий и размышлений. За всем этим лежит обширная сфера технических знаний. Всякая деятельность и, прежде всего, всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах. Техника относится к сфере материальной культуры. Это — обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения. На рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер так определяет технику: "Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых...... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса". Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Итак, техника - это: - совокупность технических устройств (от простейших орудий до сложнейших технических систем); - совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств: от научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования; - совокупность технических знаний: от узко специализированных, практических до теоретических, научных. Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и производство научно-технических знаний. Существуют разные точки зрения по поводу роли техники в развитии общества. Можно выделить четыре основных. 1. Отрицательное отношение к технике. Иногда оно выступает в виде технофобии, когда мир техники воспринимается человеком как угроза его бытию. Возрастающий страх перед возможностью применения в глобальных масштабах ядерного оружия привел к тому, что в ХХ веке технику стали расценивать как абсолютно враждебную человеку силу, все более выходящую из-под его контроля. Представители такой точки зрения стали называть технику «демонической» силой, способной вызывать экзистенциальный страх, то есть страх за сам факт существования человеческого бытия. От этого страха практически невозможно избавиться, если цивилизация и далее будет идти по пути исключительно технического развития. Техника, естественно, не является абсолютным благом, порождает множество побочных негативных эффектов: машинная цивилизация подавляет гуманистические идеалы и нравственность, ведет к утрате человеческой индивидуальности. Это утверждали еще в первой половине ХХ века, например, французский социолог и философ Жак, немецкий философ Адорно. Итак, постоянно возрастающий страх перед войной, глобальной ядерной угрозой, экологическим кризисом привел к тому, что технику стали расценивать как враждебную человеку силу, которая все более выходит из-под контроля и начинает угрожать существованию всего человечества. 2. Положительное отношение к технике как главной помощнице человека начало формироваться еще в конце ХVП - начале ХIХ веков, имеет много приверженцев и сегодня.
Действительно, развитие техники способствует: 1) повышению производительности труда; 2) замещению техническими средствами многих трудовых функций человека; 3) постепенному, но неуклонному вытеснению человека из самых опасных, трудоемких процессов материального производства, когда он перестает быть «механическим орудием»; 4) усилению многих человеческих возможностей, например, таких как физическая сила, быстродействие, счет, память. Огромную помощь человеку оказывает такое современное научно- техническое изобретение, как компьютер. Современные компьютеры могут быть использованы для: · проведения виртуальных ядерных испытаний, · контроля над имеющимся ядерным оружием, · прогнозов глобальных климатических изменений, · создания новых лекарственных препаратов без лабораторных испытаний, · решения ресурсоемких вычислительных задач в таких областях, как генетика, астрономия, · биржевых расчетов. (Материал о компьютерах относится также и в вопросу №29) 3. Технологический детерминизм.(разновидность положительного отношения к технике) Здесь утверждается, что решающее значение в развитии общества принадлежит технической и технологической сторонам производства. Эта теория используется в концепциях индустриального, постиндустриального, информационного общества и ставит социальное развитие в прямую зависимость от технологических изменений в производственных процессах. Авторы этой теории - американские социологи ХХ века Тоффлер, Бжезинский. 4. Техника помогает человеку, но она не должна быть главным условием его развития. Эту точку зрения можно изложить на примере взглядов русского философа Н.Ф. Федорова (1828-1903), православного священника, объявленного в конце жизни еретиком. Он считал, что техническое развитие - это лишь временная и боковая ветвь эволюции человечества, когда оно усиливало свое тело с помощью искусственных приставок. Философ был уверен, что в дальнейшем люди пойдут другим путем. Они так чутко войдут в природные процессы, что станут обновлять свой организм, творить для себя новые органы, например, жабры, крылья. Этот путь он назвал тканетворением и предполагал, что человек всю силу своего ума, смекалку, изобретательность направит в будущем на развитие собственного тела, его органов, а не на изобретение все новых технических приставок к нему.
В целом, проблема техники настолько важна для современного человечества, что в середине ХХ века появился такой раздел социальных исследований как философия техники. В рамках этого направления техника исследуются в различных аспектах: методологическом, социальном, политическом, эстетическом, аксиологическом. Так, методологическое направление исследований техники акцентирует внимание на изучении последствий внедрения во все сферы жизни компьютеров, принципиально меняющих не только производство, но и сферу образования, профессиональной подготовки, деятельность политических структур общества, взаимоотношения людей. Аксиологический и культурологический аспекты ориентированы на изучение причин разнообразных противоречий, возникших в современную технотронную эру, и путей их разрешения. В качестве наиболее яркого примера выступают все глобальные проблемы современности – экологическая, демографическая и другие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|