Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пейзаж в снах Раскольникова

Сочинение.

«Петербургская» тема в романе Достоевского «Преступление и наказание».

Развёрнутый план

I. Среди причин, породивших антигуманистические мысли в Родионе Раскольникове, несколько: бедственное материальное положение самого героя, близких, знакомых;

• расстроенное психическое и физическое состояние здоровья героя;

• новые веяния европейской философской мысли;

• окружающее его пространство (город: улицы, дома, люди).

II. Город, в котором живут герои романа.

Петербург – это не только место действия, но и полноправный участник событий.

Улицы города, по которому идёт главный герой романа?

• Грязные улицы.

• Сомнительные заведения (распивочные, трактиры, трущобы, дома терпимости и т.п.).

• Обшарпанные дома.

• Странных людей.

Сильное впечатление производят уличные эпизоды:

• Утопленница.

• Смерть Мармеладова.

• Пьяная девочка.

• Катерина Ивановна с детьми после смерти Мермеладова.

• Сон про лошадь.

• Драка у хозяйки.

Что вы можно услышать и почувствовать, следуя по городу?

Брань, крики, резкие неприятные звуки.

Неприятный запах, вонь.

Духота страшная.

Тяжесть, давление.

Героя окружает физическая и нравственная нечистота и эстетическое безобразие, которые давят и гнетут, создают атмосферу безысходности, теснят и толкают, поэтому описание городского пейзажа проходит мысль о том, что героям не хватает воздуха. «Воздуху человеку надобно!» - говорят они неоднократно».

Эти мысли до нас писатель пытается донести, используя разные изобразительно-выразительные средства. Главные из них: символы, приём контраста, гиперболизация.

Жёлтый цвет в романе создаёт ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, истеричности и безысходности. Это, безусловно, символ. Цветовая символика (преобладание жёлтого цвета – обои в комнате старухи, Раскольникова, Сони, номере гостиницы Свидригайлова, желчная улыбка Родиона, мебель Порфирия Петровича и Алёны Ивановны, её желтенькая кацавейка.

Контраст (ч.1 гл.5 – описание красот города).

Демонстрация двойственности Петербурга, замеченная ещё Пушкиным. Это город контрастов и неразрешимых противоречий.

Сгущение красок создаёт ощущение невыносимости жизни. Город погружён во мрак и враждебен человеку.

На улицах города герою плохо. Может быть, он лучше чувствует себя, придя домой?

Помещения, где живут герои романа, трудно назвать домом:

- комната Раскольникова. Ч. 1, гл.3;

- комната Сони. Ч. 4, гл.4;

- комната Мармеладовых. Ч. 1, гл.2.

Как чувствует человек, живущий в таком жилище? «Низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят...»

III. Как себя чувствует человек в этом большом капиталистическом городе?

Умирают, подобно Мармеладову, сходят с ума, как Катерина Ивановна, совершают преступления, как Раскольников и Соня. По-другому в этом городе жить невозможно.

Это город резких контрастов, город, где нечем дышать, город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик, безумный город, он во многом порождает безумные идеи и людей – преступников.

 

 

Пейзаж

Ч. 1, гл. 1: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу…»

Ч. 6, гл. 6: «Дождь перестал, но шумел ветер. Он начинал дрожать и одну минуту с каким‑то особенным любопытством и даже с вопросом посмотрел на черную воду Малой Невы. Но скоро ему показалось очень холодно стоять над водой; он повернулся и пошел на ой проспект».

Ч. 6, гл. 6: «Молочный, густой туман лежал над городом.… Ему мерещились высоко поднявшаяся за ночь вода Малой Невы, Петровский остров, мокрые дорожки, мокрая трава, мокрые деревья и кусты и, наконец, тот самый куст…Уныло и грязно смотрели ярко‑желтые деревянные домики с закрытыми ставнями».

Ч.1, гл. 5:

«…Вышел на Малую Неву, перешел мост и поворотил на Острова. Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к известке и к громадным, теснящим и давящим домам. Тут не было ни духоты, ни вони, ни распивочных. Но скоро и эти новые, приятные ощущения перешли в болезненные и раздражающие. Иногда он останавливался перед какою-нибудь изукрашенною в зелени дачей, смотрел в ограду, видел вдали, на балконах и на террасах, разряженных женщин и бегающих в саду детей. Особенно занимали его цветы; он на них всего дольше смотрел. Встречались ему тоже пышные коляски, наездники и наездницы…»

Жилища

Ч. 1, гл. 3:

«Проснулся он желчный, раздражительный, злой и с ненавистью посмотрел на свою каморку. Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову. Часто он спал на ней так, как был, не раздеваясь, без простыни, покрываясь своим старым, ветхим, студенческим пальто и с одною маленькою подушкой в головах, под которую подкладывал всё что имел белья, чистого и заношенного, чтобы было повыше изголовье. Перед софой стоял маленький столик».

Ч. 4, гл. 4:

«Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Ты ведь была в моей конуре, видела... А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят!».

«…Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета…. Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что‑то уродливое. …По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула…»

«...Небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате.

Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Ч. 1, гл. 2: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной;… Через задний угол была протянута дырявая простыня… В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике»

Пейзаж в снах Раскольникова

Ч. 1, гл. 5: Зелень и свежесть понравились сначала его усталым глазам, привыкшим к городской пыли, к извёстке и к громадным, теснящим и давящим домам».

Ч. 1, гл. 6: «И прохладно так, и чудесная‑чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку…»

Ч. 2, гл. 2: «Небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая, что на Неве так редко бывает. Купол собора, который ни с какой точки не обрисовывается лучше, как смотря на него отсюда, с моста, не доходя шагов двадцать до часовни, так и сиял, и сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое его украшение…»

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...