Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Постнеклассическая (современная) наука

Семинар1. Основные этапы развития науки

Античная эпоха

Эпоха средневековья

Классическая наука

Неклассическая наука

Постнеклассическая (современная) наука

Роль науки в современном обществе

 

 

Античная эпоха

Предпосылки для возникновения науки появились в странах Древнего Востока: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае.

В этот период появляются первые признаки институциализации науки – процесс, связанный с организацией исследований и воспроизводства субъекта научной деятельности. Этот процесс сопровождается возникновением и консолидацией ученых сообществ, научно-исследовательских и специальных учебных заведений. В Древнем Египте уже существовало своеобразное высшее научное учреждение – «дом жизни», где накапливались наиболее ценные достижения производства и интеллектуального труда.

Многие историки, склонны сегодня считать, что математика и даже научное познание в целом берет свое начало в Древней Греции. Особое значение здесь придается деятельности Фалеса Милетского, который первым поставил вопрос о необходимости доказательства геометрических утверждений и сам осуществил целый ряд таких доказательств. Спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Первые греческие философы – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, несколько позднее – пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и другие – размышляют о происхождении мира, его строении, пытаются постигнуть его начала и причины. Не случайно их так и называли – «физиками», от греческого слова «фюсис» – природа.

 


Рис. 3. Этапы развития науки

Древнегреческая наука (Демокрит, 460–370 гг. до нашей эры; Аристотель 384–322 гг. до нашей эры) дала первые описания закономерностей природы, общества и мышления. В практику мыслительной деятельности была введена система абстрактных понятий, появилась традиция поиска объективных законов мироздания и др. Этот период ознаменовался созданием первых теоретических систем в области геометрии (Евклид, III век до нашей эры), механики (Архимед, 287–212 гг. до нашей эры) и астрономии (Птолемей, II век до нашей эры).

Образование крупных эллинистических монархий в III в. до н.э. существенно изменило условия развития науки. Значительная часть философов и ученых жила теперь при дворах эллинистических правителей на их содержание или пользовалась их милостями. В Александрии при поддержки правительства Птолемеев, стремящихся к приданию еще большего блеска своей столицы, были основаны знаменитые библиотека (в ней было собрано около полумиллиона рукописей) и Мусейон (греч. Museion – храм муз). Последний представлял собой совокупность научных и учебных заведений, он имел астрономическую лабораторию, зоологический и ботанический сады, анатомический театр и другие службы для проведения экспериментальных исследований.

Сотрудники Мусейона работали на профессиональной основе, получали от государства содержание и не платили податей. Здесь творили Евклид, Эрастосфен и многие другие.

Христианская церковь канонизировала накопленные человечеством знания, установила приобретший силу государственного закона запрет на свободное научное творчество, которое служило источником прогресса античного общества. В 529 г. при византийском императоре Юстиниане как оплот язычества была закрыта выросшая из платоновской Академии и просуществовавшая почти тысячу лет Афинская школа – центр античной науки того времени. Вместе с неоплатоновскими академиками-философами, изгнанными из отечественного храма науки в Персию, на Восток перемещается и мировой центр научной активности.

 

 

Эпоха средневековья

Эпоха средневековья – огромный вклад в развитие науки внесли ученые Арабского Востока и Средней Азии (Ибн Сина, 970–1037 гг.; Бируни, 973–1048 гг. и др.), сумевшие сохранить и развить древнегреческие традиции, обогатив науку в ряде областей знания: медицине, философии, математике, астрономии, физике, геологии, истории и др.

А. Койре напоминал о важнейшей роли арабского мира в том, что бесценное наследие античного мира было усвоено и передано далее Западной Европе: «…Именно арабы явились учителями латинского запада. Первые переводы греческих философских научных трудов на латинский язык были осуществлены не непосредственно с греческого, а с арабских версий, то это произошло не только потому, что на Западе не было больше уже – или еще людей знающих древнегреческий язык, но и еще, потому что не было никого, способного понять такие трудные книги, как «Физика» или «Метафизика» Аристотеля или «Альмагест» Птолемея».

Оживление научной жизни в Византии наметилось лишь в середине IX в. в Константинополе возникает высшая школа (университет), которой руководит Лев Математик. Преподавание в нем строилось по античному образцу, программа предусматривала изучение «семи свободных искусств»: тривиума (грамматики, риторики, диалектики) и квадривиума (арифметики, геометрии, астрономии, музыки).

В Европе в это время получила широкое развитие схоластика, алхимия и астрология.

Схоластика – тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии (богословию), соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой и особым интересом к формально-логической проблематике.

Алхимия – своеобразное явление культуры, получившее широкое распространение в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение неблагородных металлов в благородные с помощью «философского камня». Алхимия заложила традиции опытного изучения веществ и создала почву для возникновения химии.

Астрология – это учение, согласно которому по расположению небесных светил, возможно предсказать исход предпринимаемых действий, а также будущее отдельных людей и целых народов. Астрология стимулировала на определенном этапе развитие наблюдательной астрономии и содействовала развитию ее опытной базы.

Несколько позже появляются университеты в Европе. Старейшие среди них являлись Болонский (1119 г.), Парижский (1160 г.), Оксфордский (1167 г.), Кембриджский (1209 г.), Падуанский (1222 г.), Неаполитанский (1224 г.). Они были не только учебными, но и научными центрами.

Примерно в 1440 году И. Гутенбергом изобретен европейский способ книгопечатания, что привело к переходу от переписывания книг от руки к тиражному производству и дало качественный скачок в истории книжного дела, и всей мировой культуры. Создаются возможности быстрого закрепления и массового распространения результатов научных исследований. К 1500 г. в Европе насчитывалось более 50 тыс. различных сочинений.

В современном понимании наука начала складываться в 16-х – 17-х веках. В этот период было подорвано господство религиозного мышления и наука начала превращаться в самостоятельный фактор духовной жизни. Именно тогда кроме наблюдения наука берет на вооружение эксперимент, как ведущий метод исследования.

В 1603 г. в Риме создается первая академия наук – Академия Деи Личеи (дословно: рысье-глазых), членом которой был Г. Галилей. В 1660 г. основывается один из ведущих центров Европы – Лондонское королевское общество. С 1665 г. оно издает «Философские записки» – один из самых старейших научных журналов мира. Оценка наиболее значимых результатов научного творчества от имени профессионального журнала становится нормой.

Успехи этого времени (Галлией 1564–1642 гг., Декарт 1595–1650 гг., Ньютон 1643–1727 гг. и др.) привели к тому, что наука стала выступать как высшая культурная ценность. Именно тогда произошла первая научная революция, приведшая к формированию механистической картины мира.

 

Классическая наука

Классическая наука – это период, охватывающий XVIII-XIX вв. Он ха­рактеризуется победоносным и уверенным продвижением нового естествознания.

Наука XVIII в. В XVIII в. механика получила унифицированный вид на основе матема­тического анализа. Яркие достижения принадлежат Л.Эйлеру (1707-1783), Ж.Л.Д.Аламберу (1717-1783 ), Ж.Л. Лагранжу (1736-1813) и др. Так, М. Эй­лер, которого благодаря широте его научных интересов можно назвать наследником И.В. Лейбница, заложил основы вариационного исчисления, Ж.Л. Д.Аламбер предложил метод сведения задач динамики к статике, а Ж.Л. Лагранж в своей знаменитой «Аналитической механике» (1788) за­вершил сведение задач механики к чистой математике. Внушительные успе­хи ньютоновской программы в области эмпирических приложений были достигнуты к середине XVIII в. благодаря работамА. Клеро (1713-1765) по изучению движения Луны и кометы Галлея, а также увенчались открытием в 1846 г. планеты Нептун благодаря расчетамДж. Адамса иУ. Леверъе.

Математическое естествознание становится универсальным образцом Научного знания. Культура той эпохи находится под безусловным влия­нием естествознания. Философы Просвещения (Ф.М. Вольтер, К. Гельве­ций, Д. Дидрои др.) считают своим долгом популяризацию научных зна­ний, достижение в гуманитарной сфере таких же интеллектуальных завоеваний. Преобладающим настроением становится культ науки и разу­ма. Гуманитарное знание исходит из той предпосылки, что, подобно тому как существуют всеобщие принципы математической архитектоники мира, открытые ньютоновской физикой, существуют также всеобщая разумная природа человека и всеобщие разумные принципы социального устрой­ства. Вершиной философского самосознания Просвещения является дея­тельностьИ. Канта (1724—1804). Под влиянием успехов новой науки Кант разрабатывает критический подход в философии, который дол­жен стать по своей строгости и доказательности аналогом естественно­научного мышления. Исходя из критической перспективы, И. Кант создает фундаментальную теорию разума, действующего в различных областях – в науке, в этике и практической рациональности, в эстетической сфере.

Наука XIX в. В XIX в. происходит дальнейшее расширение научной деятельности. ХимияДж. Дальтона с «Новой системы химической философии» (1808) становится точной наукой, почву для которой подготовили работы А. Ла­вуазье (1743-1794). Физика изучает обширный круг явлений, связанных с теплотой и электричеством. Биологическая наука приходит к представ­лениям о единстве живой природы (открытие клеточного строения орга­низмов в 1830-е гг.); следующий важнейший прорыв в биологической науке начинается с 1859 г. благодаря эволюционной теорииЧ. Дар­вина (1809-1882).

Общим настроением ученых с начала XIX в. является предчувствие объединения наук, открытия единых природных закономерностей, общих для всех явлений живой и неживой природы. Одновременно в немецкой философии возникают умозрительные натурфилософские поиски универ­сальной логики природы, ее разумной идеи (Ф.В. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель).

Важнейшим завоеванием в области ожидаемого теоретического син­теза становится закон сохранения энергии, первые формулировки которо­го появляются в 1840-е гг. (в статьях Р. Майера, Д. Джоуля, Г.Гельмгольца), а безусловное признание его наступает примерно с 1860 г.

Во второй половине XIX в. продолжается интенсивное накопление на­учных знаний. Медико-биологические науки, вставшие на путь экспери­ментальных исследований, вступают в эпоху ускоренного развития (К.Бернар, Г.Гельмгольц, Л.Пастери др.). В физике разрабатываются концепции термодинамики, электродинамики, оптики. Физика остается авангардом и образцом научной деятельности для других наук. Внутри же физического «здания» матрицей искомого объединения теорий остает­ся механика, которая служит универсальным способом и стандартом как понимания и объяснения эмпирических феноменов, так и разработки тео­ретических моделей. Например, необходимость осмыслить открытие таких объектов, как физические поля, трактуется лишь как очередная задача для механики; надежды возлагаются на гипотетический эфир – некую абсолютную передаточную среду, подчиняющуюся хорошо извест­ным принципам и законам механики. Многие крупные физики той эпохи ис­пытывают ощущение, что физика в целом – уже почти завершенная наука.

Гуманитарное познание стремится освободиться от умозрительной фи­лософии и получить подлинно научный статус. И действительно, в XIX в. вначале происходит отделение социологии как научной дисциплины, изу­чающей законы общественной жизни(О. Конт,Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.), – О. Конт называет свою программу социальной физикой. Чуть позже отделяется психология. Идея исследования законов душевной жизни на точной основе была популярна уже в XVIII в. (т.н. ассоцианистская психология), но собственно становление экспериментальной психоло­гии связывают с деятельностьюВильгельма Вундта (1832-1920) и его Лейпцигской лаборатории (с 1879 г.). Самоопределение гуманитарных наук происходит в условиях безусловного влияния естественно-научных дости­жений. Реакция гуманитариев на эти достижения различна; так, весьма популярны требования прямо перенести естественно-научные модели в гу­манитарные науки (позитивистский проект), но есть и оппозиция позити­визму, и попытки противопоставить ему альтернативные программы ( такие как неокантиантство и герменевтическийпроект ).

Итак, классическая наука XVIII-XIX вв. руководствовалась идеа­лом объективного универсального истинного знания. Ее высшим достижени­ем явилось естественно-научное знание, авангардом которого служила математическая физика. Классическая наука представляла собой фундамен­тальный универсалистский проект, исходивший из веры в существование объективных и неизменных разумных принципов как устройства природы, так и человека и общества, из представлений о наличии однозначной связи единственно возможной теории и реальности. При этом сама наука представ­лялась как надежное и абсолютно рациональное предприятие.

 

Неклассическая наука

 

Рубеж XIX-XX вв. принес потрясение основ классической науки. Из­менения в научных представлениях оказались настолько велики, что их называют новой научной революцией. Основным направлением трансформации науки явилось становление квантово-релятивистской физики – квантовой теории (М.Планка, Н. Бора, В. Гейзенберга и др.) и теории относительности ( А. Эйнштейна ). Новейшая физика вывела ученых к неожиданным горизонтам. Так, рабо­тами А. Эйнштейна была отвергнута классическая концепция абсолютного пространства и времени, была обнаружена тесная связь временных и прост­ранственных характеристик с фундаментальными свойствами самой материи (в частности, связь метрики и тяготения в общей теории отно­сительности). Физика микромира обнаружила принципиально вероятност­ный характер протекающих там процессов, что связано, как теперь считается, не с недостатком наших знаний, а с глубокими свойствами самой реальности. Квантовая физика обнаружила также границы наших операциональных возможностей (соотношение неопределенностей Гейзенберга), неустрани­мое влияние самого исследователя на изучаемые им процессы, парадок­сальный характер объектов микромира (корпускулярно-волновой дуализм; принцип дополнительности Бора). В противовес континуалистским пред­ставлениям о физических взаимодействиях М.Планк установил нали­чие существенно дискретных параметров процессов микромира (откуда и произошло само название «квантовая физика» ). Множество парадок­сов и необычных явлений микромира заставили физиков отказаться от требования сколько-нибудь наглядного их представления и следовать за их чисто математическим пониманием с помощью алгебраических, гео­метрических и других высокоабстрактных объектов, порой даже не имея их физической интерпретации. Важную роль приобрел метод математи­ческой гипотезы, вводящий сразу сложные теоретические кон­струкции высокой степени общности.

Еще одним фактором, способствующим пересмотру теоретико-мето­дологических ориентиров, явился кризис оснований математики в начале XX в. Потребность справиться с рядом логических и теоретико-множественных парадоксов привела к различным программам обоснования математической науки. Однако на пути их реализации были получены важные и получившие известность результаты, говорящие об ограничен­ности формализационных возможностей математической логики (т.н. огра­ничительные теоремы К. Геделя, А. Тарского, А. Черча). Любопытно, что в числе этих результатов широкой публике менее известен относительно простой результат, следующий из геделевской теоремы полноты, – тео­рема о существовании неизоморфных моделей; эту теорему можно рас­сматривать как математический аналог тезиса об отсутствии однозначной связи теории и реальности. Затем реализация интуиционистской прог­раммы развития математики привела к тому, что сегодня, грубо говоря, имеется не одна математика, а целая совокупность равно возможных математик! Таким образом, математика, традиционно воспринимавшая­ся как идеал научного знания, продемонстрировала как свою формализационную ограниченность, так и неединственность своего пути развития (т.е. неуниверсалистский, полипарадигмальный характер).

Важнейшей чертой неклассической науки стало наличие теоретической избыточности, т.е. сосуществования альтернативных концепций, имеющих дело с одним и тем же предметом, но содержательно различных. Скажем, сегодня та или иная теоретическая модель в физике рассматривается не как единственно возможная, а как один из теоретически приемлемых углов зре­ния. Хрестоматийным примером здесь является достаточно длительное сосуществование альтернативных квантовых механик Шредингера и Гейзенберга (для которых лишь позже была показана их эквивалентность). Ситуа­ция теоретической избыточности, разумеется, обостряет философские проб­лемы – вопросы о реализме научного знания, о референте научной теории. Отметим в этой связи, что интересную метафизическую поддерж­ку теоретической избыточности развивает в своей концепции Н. Гудмен, защищая тезис о том, что сама реальность существует и определяется не одним, а многими способами.

Гуманитарные науки в XX в. демонстрируют отказ от идеалов естественно-научного знания, поиски подходов, учитывающих позицию самого исследователя, принципиальный плюрализм и политеоретичность гумани­тарного знания; все это является атрибутами неклассической науки. Философия в этой новой ситуации до сих пор не нашла себя. Поставив под сомнение свои прежние универсалистские притязания, наблюдая разрас­тание альтернативных концепций как в естественных, так и в гуманитарных науках, пытаясь осмыслить полицентризм и полиморфность современной культуры (т.н. постмодерн), она сама оказывается тоже существенно неклас­сической и поэтому «определяется многими способами».

Говоря об эпохе неклассической науки, не стоит представ­лять дело так, будто классический идеал сегодня полностью отброшен. Ведь современная наука – достаточно разнородная совокупность теорети­ческих проектов, научно-исследовательских программ, концепций. Кроме того, достижения классической науки не утратили своего значения, они лишь высвечены в новом свете с позиций XX в. Поэтому правильнее было бы говорить о своеобразном сочетании, переплетении классического и не­классического стилей научного мышления в современной науке.

Пожалуй, главная черта неклассической науки – это усложне­ние научных представлений о мире, возможностях познания. Неклассиче­ское мышление исходит из допущения существенно вероятностных, дис­кретных, парадоксальных явлений и событий, неустранимого присутствия субъекта в изучаемых процессах, отсутствия однозначной связи теории и реальности, возможности сосуществования альтернативных теорий.

 

Постнеклассическая (современная) наука

 

Термин «постнеклассическая наука» не означает отхода от современ­ного неклассического мировоззрения или его очередной революционной трансформации. Он лишь фиксирует вхождение неклассической науки в некую новейшую фазу. Понятие «постнеклассическая наука» появилось в отечественной философско-науковедческой литературе под влиянием работ B.C. Степина: именно отечественные науковеды заметили и ясно указали на начало новейшего периода научной истории

Становление постнеклассической науки связывают с возникновением синергетики (название предложил Г. Хакен). Синергетика не столько особая отдельная научная дисциплина, сколько интегративное научное направление, или научно-исследовательская программа, постепенно приобретающая достаточно целостный вид. Формирование синергетического направления происходило под влиянием прежде всего работИ. Пригожина и его сотрудников (Нобелевская премия, 1977 г.) по неравно­весной термодинамике и школыГ. Хакена по изучению лазера, хотя, конечно, этим результатам предшествовал целый массив научных разработок и достижений многих авторов.

Синергетика (от гр. synergeia – «совместное действие») изучает систе­мы чрезвычайно высокой сложности. В некотором смысле она может счи­таться продолжением стратегий кибернетики и теории систем. Синергетика ярко акцентирует такие свойства сверхсложных объектов, как необратимость, нелинейность, спонтанность. Рассматривая их историю в глобальном аспекте, она приходит к концепции глобального эволюционизма. В синергетическом направлении нашли общую концептуальную почву самые разнообразные научные области и направления. Сторонники синергетики, или теории хаоса, высказывают надежды, что она подходит на роль новой программы объединения наук, в т.ч. может стать тем фер­ментом, который инициирует долгожданный синтез естественных и гума­нитарных наук.

В целом постнеклассическое самосознание науки характеризуется по­ниманием крайней сложности исследуемых объектов, глубокой ограни­ченности наших интеллектуальных и технических средств. Попытки плано­мерно изменять верхсложные объекты влекут возможность катастроф и непредвиденных, непоправимых последствий. Поэтому в научные исследования входит не только познавательный, но и ценностный ракурс. Это выражается, например, в использовании социально-гуманитарных, экологических экспертиз для разработки и оценки масштабных научно- технических программ.

Особенности современной науки. Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или полстолетия назад. Говоря об этих особенно­стях, следует иметь в виду не только научно- исследовательскую деятельность саму по себе, но и ее роль в качестве интеллектуального фундамента технологического прогресса, стреми­тельно меняющего современный мир, а также социальные по­следствия современной науки.

Отметим, во-первых, следующие моменты в изменении об­раза науки наших дней:

а) конечно, выдвижение принципиально новых идей в на­уке остается делом сравнительно немногих наиболее крупных ученых, которым удается заглянуть за «горизонты» познания, а нередко и существенно их расширить. Но все же для научного познания в целом становятся все более характерными коллек­тивные формы деятельности, осуществляемые, как выражают­ся философы, «научными сообществами». Наука все более ста­новится не просто системой абстрактных знаний о мире, но и одним из проявлений человеческой деятельности, принявшей форму особого социального института. Изучение социальных аспектов естественных, общественных, технических наук в свя­зи с проблемой научного творчества представляет собой инте­ресную, пока еще во многом открытую проблему;

б) в современную науку все более проникают методы, осно­ванные на новых технологиях, а также новые математические методы, которые серьезно меняют прежнюю методологию на­учного познания; следовательно, требуются и философские кор­рективы по этому поводу. Принципиально новым методом ис­следования стал, например, вычислительный эксперимент, ко­торый получил сейчас самое широкое распространение. Какова его познавательная роль в науке? В чем состоят специфические признаки этого метода? Как он влияет на организацию науки? Все это представляет большой интерес;

в) сфера научного познания стремительно расширяется, включая прежде недоступные объекты и в микромире, в том числе тончайшие механизмы живого, и в макроскопических масштабах. Но не менее важно то, что современная наука пере­шла к исследованию объектов принципиально нового типа – сверхсложных, самоорганизующихся систем. Одним из таких объектов является биосфера. Но и Вселенная может рассмат­риваться в известном смысле в качестве такой системы;

г) еще одна характерная черта современной науки состоит в том, что она перешла к комплексному исследованию человека методами разных наук;

д) значительные изменения происходят в системе научно­го знания. Оно все более усложняется, знания разных наук пе­рекрещиваются, взаимно дополняя друг друга в решении клю­чевых проблем современной науки. Представляет интерес по­строение моделей динамики научного знания, выявление основ­ных факторов, влияющих на его рост.

Во-вторых, анализ феномена науки следует вести с учетом той огромной роли, которую она играет в современном мире. Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной на­уки преломляются тем или иным образом во всех сферах куль­туры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого со­здающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

В-третьих, довольно быстро обнаружились и некоторые опасности, связанные с возможным применением достижений современной науки. Скажем, современная биология изучает тон­кие механизмы наследственности, а физиология проникла так глубоко в структуру мозга, что оказывается возможным эффек­тивно влиять на человеческое сознание и поведение. Сегодня стали очевидными довольно существенные негативные послед­ствия неконтролируемого распространения передовых техно­логий, косвенно создающего даже угрозу самому выживанию человечества. Подобные угрозы проявляются, например, в не­которых глобальных проблемах – исчерпание ресурсов, загряз­нение среды обитания, угроза генетического вырождения чело­вечества и др. Названные моменты, характеризующие резкое усиление воздействия науки на технологию, общество и природу, застав­ляют анализировать не только познавательную сторону науч­ных исследований, как это было раньше, но и «человеческое» измерение науки.

Опираясь на параметры, выделенные М.Р. Кудаевым, представим в виде таблицы (см. табл. 1) сравнительную характеристику классической, неклассической и постнеклассической науки.

 

Таблица 1 – Сравнительная характеристика классической, неклассической и постнеклассической науки

 

Параметры сравнения Этапы эволюции науки
Научная картина мира Классическая Неклассическая Постнеклассическая
Система знаний, характерная наука Механика, физика Квантовая механика, релятивистская физика, естествознание, теория относительности Синергетика – теория саморазвития неравновесных сложноорганизованных систем
Основные имена ученых (корифеи) Ж.Л.Д.Аламбер, Л. Эйлер, Л.Ж. Лагранж, А. Клеро, Дж. Адамс, Д. Джоуль Б.Паскаль, П. Ферма, Х.Гюйгенс, Я. Бернулли, П. Лаплас, М.Планк, Н. Бор, А. Эйнштейн И. Пригожин, И. Стенгерс (брюссельская школа), Г. Хакен (Германия)
Графический образ развития, научного прогресса   Линия (линейное), обозначает направление развития   Синусоида (омывающая магистральную направляющую развития)   Ветвящийся древовидный граф

 

 

Опорные понятия, ключевые слова Необходимость, причинность, «причина- следствие» (функция- аргумент) Вероятность, необходимость и случайность, закон больших чисел, закон вероятности, «закон среднего» Упорядоченность, структурность и хаос, стохастичность
Какова связь между прошлым, настоящим и будущим (форма детерминации) Жесткая и однозначно детерминированная, причинно-следственная Гибкая детерминация, т.е. отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетаться с детерминированностью на уровне системы в целом Отрицание детерминированности, велика роль условий, индивидов, локальных изменений и случайных факторов, система действует спонтанно и неопределенно
Возможность предсказания достоверного просчитывания Это утверждается как принципиальная возможность Развитие системы мыслится направлено, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано Будущее принципиально неопределенно
Возможность установления единственного верного метода познания будущегоо Утверждается (роль случая отвергается) Приблизительность любого метода познания неизбежнаа Отвергается в принципе
Характерный девиз – позиция, притча, цитата «Изменить все, что измеримо и сделать измеримым то, что пока не поддается измерению» (Г.Галилей) «В природе, где как будто господствует случайность, мы давно уже установили в каждой отдельной области внутреннюю необходимость и закономерность, которые пробивают себе дорогу в рамках этой случайности» (Ф. Энгельс) «Гвоздь не забили – подкова потерялась. Подкова потерялась - лошадь ногу сломала. Лошадь ногу сломала – всадник разбился. Всадник разбился - армия битву проиграла. Армия битву проиграла - король войну проиграл, а проиграв войну, лишился своего королевства. А все из-за простого гвоздя» (Английская притча)
Оценка роли случайности (место, отводимое случайному) Случайное непознанное, оно субъективно Случайность – фундаментальна, она - объективна Очень существенные по значению последствия обусловлены очень слабыми по силе воздействия причинами, действующими независимо друг от друга
         

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...