Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Непосредственные умозаключения




КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

СЕРИЯ: ЛОГИКА


Денисова Е. А.

ЛОГИКА. Упражнения для студентов

Направления подготовки

«бакалавр Экономики»

Учебно-методическое пособие

Краснодар 2013


УДК 160.1 (078)
ББК 87.4
  Д 33

 

Денисова Е.А.Логика. Упражнения для студентов направления подготовки «бакалавр экономики»: учеб.-метод. пособие / Кубан. гос. аграр. ун-т. ¾ Краснодар: КубГАУ, 2013. ¾ 37 с.
   
Данное учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий и самостоятельной работы с учебным материалом. Задания, собранные в сборнике, полностью соответствуют тематике лекционных и практических занятий, проводимых со студентами направления подготовки «бакалавр экономики», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», по дисциплине «Логика» и могут быть использованы как для проведения практических занятий, так и в качестве индивидуальных заданий студентам, по какой-либо причине не освоившим определенные темы курса во время аудиторных занятий.    
Рецензент:
д–р филос. наук, зав. кафедрой социологии и культурологии КубГАУ В.В. Шалин
 

 

  © Денисова Е.А., 2013
  © ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», 2013

Содержание

Тема 1. Понятие …………………………………………………………...  
Тема 2. Суждение …………………………………………………………  
Тема 3. Непосредственные умозаключения …………………………….  
Тема 4. Простой категорический силлогизм …………………………….  
Тема 5. Дедуктивные выводы из сложных суждений …………………..  
Тема 6. Индуктивные умозаключения и умозаключения по аналогии  
Тема 7. Логические основы аргументации ………………………………  
Тема 8 Законы формальной логики …………………………………….. Список литературы ………………………………………………………..  

 

 


Тема 1. Понятие

Вариант 1

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) небо

б) грамотность

в) студенческая группа

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) наука, физика

б) правда, ложь

в) студент, студент юридического факультета, студент экономического факультета

3. Обобщить следующие понятия:

а) студент КубГАУ

б) рыночное хозяйство

в) общественная организация

4. Ограничить следующие понятия:

а) республика

б) компьютер

в) человек

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) анализ ¾ логическая операция

б) кибернетика ¾ не искусство

6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) доверенность

б) рынок

в) договор

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью

б) видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка.

Вариант 2.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) университет

б) невиновность

в) причина

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) высшее учебное заведение, университет

б) президент, президент российской федерации, глава государства

в) волевой, безвольный

3. Обобщить следующие понятия:

а) социология

б) конституция

в) телефон

4. Ограничить следующие понятия:

а) экономика

б) конституция

в) преступление

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) Нормативный акт ¾ это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида

б) Студент ¾ человек, изучающий что-либо

6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) аудит

б) экономист

в) деятельность

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) К ценным бумагам относятся акции и чеки

б) Предприятия бывают рентабельные и нерентабельные

Вариант 3.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) экономика

б) общество

в) безымянный

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) гражданин, человек, студент

б) исполнительный, неисполнительный

в) красный, белый

3. Обобщить следующие понятия:

а) комиссия

б) два

в) календарь

4. Ограничить следующие понятия:

а) комиссия

б) наказание

в) календарь

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) безответственность ¾ не способность человека нести ответственность за свои поступки

б) трудовой договор это соглашение между трудящимся и предприятием

6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) капитал

б) товар

в) речь

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) общества бывают первобытные, традиционные и закрытые

б) работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно

Вариант 4.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) учитель

б) бескорыстие

в) министерство сельского хозяйства

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) художник, живописец

б) сильный, слабый

в) честь, бесчестие

3. Обобщить следующие понятия:

а) средство от кашля

б) ректор

в) политическая партия

4. Ограничить следующие понятия:

а) революция

б) аудитория

в) налог

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) девиз ¾ краткое изречение

б) собака – друг человека

6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) понятие

б) растения

в) темперамент

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) животные делятся на хищников, травоядных и млекопитающих

б) формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные

Вариант 5.

1. Определить вид понятия по объему и содержанию:

а) подвиг

б) невменяемость

в) антифашист

2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем:

а) собака, кот, енот, животное

б) студент, скрипач

в) прекрасное, безобразное

3. Обобщить следующие понятия:

а) газета

б) учебник логики

в) содержательная статья

4. Ограничить следующие понятия:

а) клевета

б) учебник логики

в) христианство

5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение):

а) квадрат – это прямоугольник с равными сторонами

б) лев – это царь зверей

6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию:

а) продукты

б) человек

в) дни недели

7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены:

а) оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим

б) языки делятся на естественные, искусственные и народные


Тема 2. Суждение

Вариант 1.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) Андрей – студент КубГАУ

б) Иван старше Марьи

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух

б) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа

3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) все люди рождаются свободными и равными в своих правах

б) когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы

в) брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным

4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) вода не имеет собственной формы

б) к семи часам вечера я постараюсь быть дома

в) в общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ

Вариант 2

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) В Краснодаре нет открытого публичного бассейна

б) Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

б) ветераны войны и труда имеют право на льготы

б) некоторые люди изучают греческий язык

3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно

б) Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора

в) Дитя не плачет, мать не разумеет

4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) в условиях континентального климата средние температуры зимой ниже средних температур других времен года

б) каждый человек имеет право на гражданство

в) в случае пожара звоните по телефону 01

Вариант 3.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) Некоторые науки относятся к гуманитарным

б) Ярославль южнее Вологды

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету

б) некоторые выпускники КубГАУ работают преподавателями

3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь

б) если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое

в) все современные студенты используют в процессе обучения компьютер и электронные учебные материалы

 

7. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) человеку для жизни необходим кислород

б) принудительный труд запрещен

в) земля обращается вокруг солнца по планетарной орбите

Вариант 4.

1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) готова продукция – это вид оборотных активов

б) в атмосфере Юпитера нет кислорода

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) некоторые науки относятся к группе естественных наук

б) Марс ¾ планета солнечной системы

3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) шторма бояться ¾ в море не ходить

б) познанья путь и долог и тяжел

в) все мы ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей

4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) траты на содержание жилья сокращают доход семьи

б) видимо, завтра будет солнечная погода

в) не плюй в колодец ¾ пригодится воды напиться

Вариант 5.

1. Определить вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями:

а) посещать занятия – обязанность каждого студента КубГАУ

б) раньше Краснодар назывался Екатеринодаром

2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:

а) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа

б) среди людей встречаются флегматики

3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:

а) облака бегут над морем, и ветер свистит в парусах

б) гражданину российской федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы

в) санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права

 

4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов:

а) возможно, студент получит на семинаре оценку

б) неверно отождествлять функции мозга и работу даже самых сложных кибернетических устройств

в) помните: бензин опасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе


Тема 3. Непосредственные умозаключения

 

Вариант 1.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые предприятия нерентабельны

б) ни одна захватническая война не является справедливой

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) все экономические законы объективны

б) ни один студент нашей группы не является неуспевающим

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту

а) некоторые экономисты не являются преподавателями

б) все студенты обязаны посещать занятия

4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) каждый гражданин имеет право на самозащиту

б) ничто человеческое мне не чуждо

Вариант 2.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые приговоры суда не являются обвинительными

б) никто не обнимет необъятного

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) все студенты юридических Вузов изучают логику

б) все преступники подлежат уголовной ответственности

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту

а) все следователи ¾ юристы

б) некоторые правонарушения не являются преступными деяниями

4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) совершеннолетние имеют право голоса.

6) ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке

Вариант 3.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) все студенты нашей группы являются успевающими

б) судьи несменяемы

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) некоторые студенты КубГАУ ¾ первокурсники

б) никто не застрахован от ошибок

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту

а) некоторые юристы являются преподавателями

б) не все, достигшие призывного возраста, военнообязанные

4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) всякое правонарушение есть противоправное деяние

6) некоторые преступления относятся к особо тяжким

Вариант 4.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) Некоторые жители нашего города ¾ верующие

б) Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) Некоторые юристы ¾ преподаватели правовых дисциплин

б) Подстрекатели являются соучастниками преступлений

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту

а) Некоторые сделки являются односторонними

б) Карфаген должен быть разрушен

4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) Все свидетельские показания подтвердились

6) Ни один студент нашей группы не является неуспевающим

Вариант 5.

1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода:

а) некоторые свидетельские показания недостоверны

б) каждая культурная ценность неповторима

2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода:

а) подстрекатели являются соучастниками преступления

б) некоторые атрибутивные суждения ¾ общеутвердительные

3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту

а) некоторые юристы не являются следователями

б) все преступления общественно-опасные деяния

4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность.

а) никто его не понял

6) электрон имеет отрицательный заряд


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...