Тема 3. Непосредственные умозаключения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ СЕРИЯ: ЛОГИКА Денисова Е. А. ЛОГИКА. Упражнения для студентов Направления подготовки «бакалавр Экономики» Учебно-методическое пособие Краснодар 2013
Содержание
Тема 1. Понятие Вариант 1 1. Определить вид понятия по объему и содержанию: а) небо б) грамотность в) студенческая группа 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем: а) наука, физика б) правда, ложь в) студент, студент юридического факультета, студент экономического факультета 3. Обобщить следующие понятия: а) студент КубГАУ б) рыночное хозяйство в) общественная организация 4. Ограничить следующие понятия: а) республика б) компьютер в) человек 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение): а) анализ ¾ логическая операция б) кибернетика ¾ не искусство 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию: а) доверенность б) рынок в) договор 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены: а) право собственности включает в себя владение, пользование и распоряжение вещью б) видами искусства являются художественная литература, живопись, скульптура, архитектура, театр и симфоническая музыка. Вариант 2. 1. Определить вид понятия по объему и содержанию: а) университет б) невиновность в) причина 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем: а) высшее учебное заведение, университет б) президент, президент российской федерации, глава государства в) волевой, безвольный 3. Обобщить следующие понятия: а) социология
б) конституция в) телефон 4. Ограничить следующие понятия: а) экономика б) конституция в) преступление 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение): а) Нормативный акт ¾ это правовой акт государства, в котором содержатся нормы права, регулирующие общественные отношения определенного вида б) Студент ¾ человек, изучающий что-либо 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию: а) аудит б) экономист в) деятельность 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены: а) К ценным бумагам относятся акции и чеки б) Предприятия бывают рентабельные и нерентабельные Вариант 3. 1. Определить вид понятия по объему и содержанию: а) экономика б) общество в) безымянный 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем: а) гражданин, человек, студент б) исполнительный, неисполнительный в) красный, белый 3. Обобщить следующие понятия: а) комиссия б) два в) календарь 4. Ограничить следующие понятия: а) комиссия б) наказание в) календарь 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение): а) безответственность ¾ не способность человека нести ответственность за свои поступки б) трудовой договор это соглашение между трудящимся и предприятием 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию: а) капитал б) товар в) речь 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены: а) общества бывают первобытные, традиционные и закрытые б) работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно Вариант 4. 1. Определить вид понятия по объему и содержанию: а) учитель б) бескорыстие в) министерство сельского хозяйства 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем: а) художник, живописец б) сильный, слабый в) честь, бесчестие 3. Обобщить следующие понятия: а) средство от кашля б) ректор в) политическая партия 4. Ограничить следующие понятия:
а) революция б) аудитория в) налог 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение): а) девиз ¾ краткое изречение б) собака – друг человека 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию: а) понятие б) растения в) темперамент 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены: а) животные делятся на хищников, травоядных и млекопитающих б) формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные Вариант 5. 1. Определить вид понятия по объему и содержанию: а) подвиг б) невменяемость в) антифашист 2. Определить вид отношения между понятиями и выразить отношение с помощью круговых схем: а) собака, кот, енот, животное б) студент, скрипач в) прекрасное, безобразное 3. Обобщить следующие понятия: а) газета б) учебник логики в) содержательная статья 4. Ограничить следующие понятия: а) клевета б) учебник логики в) христианство 5. Установите правильность следующих определений (в неправильных определениях укажите, какое правило нарушено: дайте правильное определение): а) квадрат – это прямоугольник с равными сторонами б) лев – это царь зверей 6. Разделить объемы данных понятий по избранному Вами основанию: а) продукты б) человек в) дни недели 7. Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены: а) оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим б) языки делятся на естественные, искусственные и народные Тема 2. Суждение Вариант 1. 1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями: а) Андрей – студент КубГАУ б) Иван старше Марьи 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката:
а) не все выдающиеся музыканты имели абсолютный слух б) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) все люди рождаются свободными и равными в своих правах б) когда б на то не Божья воля, не отдали б Москвы в) брак расторгается, если судом будет установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи стало невозможным 4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) вода не имеет собственной формы б) к семи часам вечера я постараюсь быть дома в) в общественном транспорте запрещается провоз легковоспламеняющихся веществ Вариант 2 1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями: а) В Краснодаре нет открытого публичного бассейна б) Царь-колокол установлен восточнее колокольни Ивана Великого 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката: б) ветераны войны и труда имеют право на льготы б) некоторые люди изучают греческий язык 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) Оскорбление может быть нанесено либо случайно, либо намеренно б) Неприятное впечатление на слушателей производит не только физическая скованность, но и беспорядочная жестикуляция оратора в) Дитя не плачет, мать не разумеет 4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) в условиях континентального климата средние температуры зимой ниже средних температур других времен года б) каждый человек имеет право на гражданство в) в случае пожара звоните по телефону 01 Вариант 3. 1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями: а) Некоторые науки относятся к гуманитарным б) Ярославль южнее Вологды 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката: а) юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету б) некоторые выпускники КубГАУ работают преподавателями 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях:
а) мне не дорог твой подарок, дорога твоя любовь б) если он при пожаре выпрыгнет из окна, то рискует получить либо ожоги, либо травмы, либо то и другое в) все современные студенты используют в процессе обучения компьютер и электронные учебные материалы
7. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) человеку для жизни необходим кислород б) принудительный труд запрещен в) земля обращается вокруг солнца по планетарной орбите Вариант 4. 1. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями: а) готова продукция – это вид оборотных активов б) в атмосфере Юпитера нет кислорода 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката: а) некоторые науки относятся к группе естественных наук б) Марс ¾ планета солнечной системы 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) шторма бояться ¾ в море не ходить б) познанья путь и долог и тяжел в) все мы ныне живущие, в ответе за природу перед потомками, перед историей 4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) траты на содержание жилья сокращают доход семьи б) видимо, завтра будет солнечная погода в) не плюй в колодец ¾ пригодится воды напиться Вариант 5. 1. Определить вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями: а) посещать занятия – обязанность каждого студента КубГАУ б) раньше Краснодар назывался Екатеринодаром 2. Дайте объединенную классификацию суждений, приведите их схемы и принятые в логике обозначения А, Е, I, О, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера и установите распределенность субъекта и предиката: а) ни один вопрос студента не должен остаться без ответа б) среди людей встречаются флегматики 3. Рассмотрите сложные суждения, выразите их в символической записи. Укажите антецедент и консеквент в импликативных суждениях: а) облака бегут над морем, и ветер свистит в парусах б) гражданину российской федерации начисляется пенсия, если он достиг пенсионного возраста и имеет необходимый стаж работы в) санкции в международном праве применяются к государству, когда зафиксированы нарушения им международных обязательств или норм международного права
4. Определите модальность суждений, запишите суждения с помощью модальных операторов: а) возможно, студент получит на семинаре оценку б) неверно отождествлять функции мозга и работу даже самых сложных кибернетических устройств в) помните: бензин опасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе Тема 3. Непосредственные умозаключения
Вариант 1. 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода: а) некоторые предприятия нерентабельны б) ни одна захватническая война не является справедливой 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода: а) все экономические законы объективны б) ни один студент нашей группы не является неуспевающим 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту а) некоторые экономисты не являются преподавателями б) все студенты обязаны посещать занятия 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность. а) каждый гражданин имеет право на самозащиту б) ничто человеческое мне не чуждо Вариант 2. 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода: а) некоторые приговоры суда не являются обвинительными б) никто не обнимет необъятного 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода: а) все студенты юридических Вузов изучают логику б) все преступники подлежат уголовной ответственности 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту а) все следователи ¾ юристы б) некоторые правонарушения не являются преступными деяниями 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность. а) совершеннолетние имеют право голоса. 6) ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке Вариант 3. 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода: а) все студенты нашей группы являются успевающими б) судьи несменяемы 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода: а) некоторые студенты КубГАУ ¾ первокурсники б) никто не застрахован от ошибок 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту а) некоторые юристы являются преподавателями б) не все, достигшие призывного возраста, военнообязанные 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность. а) всякое правонарушение есть противоправное деяние 6) некоторые преступления относятся к особо тяжким Вариант 4. 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода: а) Некоторые жители нашего города ¾ верующие б) Ни одна сделка, направленная на ограничение правоспособности, не является действительной 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода: а) Некоторые юристы ¾ преподаватели правовых дисциплин б) Подстрекатели являются соучастниками преступлений 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту а) Некоторые сделки являются односторонними б) Карфаген должен быть разрушен 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность. а) Все свидетельские показания подтвердились 6) Ни один студент нашей группы не является неуспевающим Вариант 5. 1. Сделайте вывод путем превращения, составьте схему вывода: а) некоторые свидетельские показания недостоверны б) каждая культурная ценность неповторима 2. Сделайте вывод путем обращения, составьте схему вывода: а) подстрекатели являются соучастниками преступления б) некоторые атрибутивные суждения ¾ общеутвердительные 3. Сделайте вывод (если это возможно): 1) путем противопоставления предикату; 2) путем противопоставления субъекту а) некоторые юристы не являются следователями б) все преступления общественно-опасные деяния 4. Используя логический квадрат, выведите суждения, противоположные, противоречащие и подчиненным данным. Установите истинность или ложность. а) никто его не понял 6) электрон имеет отрицательный заряд
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|