Основные тенденции взаимодействия науки и высшего образования
Так как взаимодействие мы понимаем как объективную и универсальную форму движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы, то основные тенденции взаимодействия науки и высшего образования рассмотрим с точки зрения развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в высшем образовании.
Во всем мире роль учреждений высшего образования в генерации, использовании и распространении знаний за последние десятилетия усилилась. Широкое тиражирование получила так называемая модель глобального научно-исследовательского университета (global research university), в рамках которой университеты становятся активными игроками не только в производстве новых знаний, но и в их распространении и использовании через инновационную деятельность. Принципиальными особенностями этой модели являются [14]:
- освоение студентами базовых компетенций научно-исследовательской и инновационной деятельности через их включение в соответствующие практики;
- полноценный переход на уровневую систему высшего образования "бакалавр - магистр", предполагающий активное использование студентов прежде всего магистратуры в качестве важнейшей "рабочей силы" для исследований и разработок;- реальное включение большинства преподавателей в научно-исследовательскую и инновационную деятельность;
- превращение университетов в центры коммуникации бизнеса, общества, государства по вопросам научного и технологического прогнозирования, обмена передовыми знаниями, решения глобальных проблем;- отказ от линейной модели "от фундаментального исследования до прикладной разработки" в пользу тесного сотрудничества с реальным сектором экономики как в поисках заказов на прикладные разработки, так и в поисках фундаментальной тематики;
- междисциплинарность исследований и разработок;- формирование инновационных производств и организация инновационных предприятий;- развитие малого инновационного предпринимательства;
- интернационализация научной деятельности и подключение к передовой науке в рамках междисциплинарного научно-технического сотрудничества, выражающиеся в формировании интернациональных исследовательских коллективов, проведении стажировок в зарубежных научных и международных центрах, публикации результатов научных исследований в ведущих зарубежных журналах.
Значительное усиление научно-исследовательской и инновационной деятельности привело к тому, что именно научно-исследовательские университеты добились наибольших успехов и показали высокую эффективность в решении таких важных задач, как [1]:- генерация новых знаний и формирование инновационной интеллектуальной среды;- осуществление разработок на докоммерческой стадии, когда коммерциализация носит большей частью вероятностный и отсроченный характер;- прогнозирование научно-технологического развития и исследование технологических рынков;- привлечение молодых ученых к современной инновационной тематике;
- оказание консультационных услуг и консалтинговая поддержка широкого круга организаций и предприятий.
Таким образом, современные исследования и инновационная деятельность в вузах - это не только возможность привлечения дополнительных бюджетных и внебюджетных средств, но и важнейшая самостоятельная задача высшей школы, а также необходимая составляющая качественного образовательного процесса.
Движение к модели глобального научно-исследовательского университета происходит не только в странах, где университеты традиционно служили основой национальной научно-исследовательской и инновационной системы (США, Великобритания, Канада), но и там, где исследовательская работа была сосредоточена в академических и отраслевых институтах (Германия, Франция, Финляндия).В традиционной советской высшей школе исследовательская деятельность являлась важной составляющей работы вуза. Однако принципы ее организации существенно отличались от практики работы западных исследовательских университетов.
Тесные связи с государственной экономикой (отраслевые вузы в большинстве своем являлись частью соответствующих отраслей) обуславливали, с одной стороны, актуальность и прикладной характер соответствующих исследований, а с другой - ориентировали исследовательскую тематику на ограниченные задачи развития отраслевого промышленного комплекса.
В настоящее время предпринят целый ряд мер, направленных на развитие фундаментальной науки в вузах и ускоренное развитие прикладной исследовательской базы вузов, их встраивание в прикладные исследовательские работы в интересах инновационного развития отраслей реальной экономики, а также на снижение административных и юридических барьеров, препятствующих эффективному развитию межвузовского сотрудничества (в частности, организации совместных образовательных программ), формированию партнерств с производственными предприятиями, привлечению зарубежных исследователей и преподавателей, в том числе [24]:
- принят закон, позволяющий создавать малые инновационные предприятия при вузах, уже обеспечивший создание более 500 таких предприятий (Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ);
- проведен конкурс на поддержку программ развития национальных исследовательских университетов;
- в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации ведется работа по подготовке программ инновационного развития компаний с государственным участием (акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий), в том числе предполагающих сотрудничество этих компаний с российскими вузами в рамках исполнения корпоративных планов НИОКР;
- Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям приняты решения по механизмам формирования технологических платформ как коммуникационных площадок взаимодействия науки, образования и реального сектора экономики;
- Правительством Российской Федерации в рамках Постановлений от 9 апреля 2010 г. N 218 (кооперация вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства), N 219 (развитие инновационной инфраструктуры вузов), N 220 (гранты вузам по привлечению ведущих мировых ученых) выделены дополнительные средства государственной поддержки для развития современных исследовательских, инновационных компетенций российских высших учебных заведений;
- дополнительные возможности развития инициатив вузов в прикладной исследовательской деятельности предоставляются в рамках работ по реализации приоритетных направлений, определенных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики России, в частности в рамках программ по энергоэффективности;
- в составе Министерства образования и науки Российской Федерации создан Департамент стратегического развития, одной из важнейших задач которого является поддержка развития научно-исследовательской и инновационной деятельности вузов.
С учетом появившихся новых возможностей также реализуются следующие мероприятия [24]:
- организационное и методическое содействие вузам в формировании долгосрочных программ взаимодействия с компаниями реального сектора, в том числе по их участию в программах инновационного развития крупнейших компаний с государственным участием; в формировании технологических платформ (протокол заседания Правительственной комиссии по высоким технологиям и инновациям от 3 августа 2010 г. N 4);
- разработка рекомендаций вузам, осуществляющим свою деятельность по кооперации с предприятиями и организациями отраслей экономики, в том числе в рамках реализации Постановлений Правительства Российской Федерации N 218 - 220, национальным исследовательским и федеральным университетам;- регулярная оценка практики реализации программ развития вузов с использованием ими различных инструментов государственной поддержки, по результатам которой принимаются решения по:- увеличению объемов выполнения заказных НИОКР;- участию преподавателей в выполнении заказных НИОКР;
- привлечению сотрудников исследовательских подразделений вуза и сотрудников ведущих профильных предприятий к преподавательской деятельности;
- внесение изменений в законодательство, в том числе проработка ряда норм по исследовательской деятельности вузов в интегрированном законодательном акте "Об образовании в Российской Федерации";- реализация системы мер по стимулированию международного сотрудничества, в том числе по привлечению зарубежных ведущих ученых;
- подготовка рекомендаций предприятиям и организациям отраслей экономики, формирующим стратегии и программы собственного развития, по выбору вузов-партнеров из числа вузов, перспективных с точки зрения наращивания их исследовательских компетенций;
- подготовка вузовских управленческих команд, освоение ими практики организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности;- формирование на базе ведущих вузов опорной сети центров прогнозирования научно-технологического развития;
- формирование системы показателей в рамках аккредитации деятельности вузов, предусматривающих наличие определенного уровня исследовательских компетенций и организации научно-исследовательских работ;- формирование сети вузов - партнеров инновационного центра "Сколково", в которых будет создаваться инфраструктура для выращивания малых высокотехнологических компаний.Комплекс мероприятий по созданию национальных исследовательских центров призван обеспечить развитие российской науки на базе вузов, научных учреждений, передовых научных лабораторий.
Все вышеуказанное позволяет говорить о создании серьезного потенциала для реализации положений настоящей Концепции.Стратегической целью реализации настоящей Концепции является повышение вклада вузов в технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации через развитие их научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Курс на кардинальную технологическую модернизацию российской экономики - приоритет текущего десятилетия - требует не только подготовки кадров с новыми компетенциями, но и формирования мощного источника инновационных идей и технологий в системе высшего образования, что предполагает решение следующих задач [5]:
- развитие сети инновационных исследовательских организаций, преимущественно междисциплинарного профиля, способных на новом качественном уровне заменить ослабленную на многих направлениях систему отраслевых научно-исследовательских институтов. Такие организации должны обеспечить формирование компетенций, трансфер знаний и технологий между промышленными корпорациями, научно-производственными объединениями и академической наукой;
- активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов "инновационного лифта";
- новое качество подготовки специалистов, востребованных предприятиями - лидерами модернизации. Подготовка кадров не может осуществляться без вовлечения преподавателей в исследования, без практики и личного участия студентов в таких работах. Участие студентов в исследованиях с первого курса будет способствовать формированию у студентов системного подхода к овладению новыми знаниями.Решение обозначенных задач без значительного наращивания прикладных исследовательских компетенций ведущих вузов не представляется возможным. Вузы должны в короткое время нарастить компетенции и исследовательские мощности, обеспечивающие им позицию ведущих площадок для аутсорсинга исследовательских работ компаний реального сектора экономики, генератора прикладных идей и разработок, ключевых площадок для развития инновационного предпринимательства, источников наиболее качественной и авторитетной экспертизы прикладных научных и технологических решений для компаний и органов государственного управления.Основой для наращивания таких прикладных компетенций является устойчивое и расширяющееся взаимодействие вузов с фундаментальной наукой, повышение качества фундаментальных и поисковых работ, развитие сотрудничества по всем направлениям с Российской академией наук и другими государственными академиями.
Принципы достижения стратегической цели [5]:- объективный учет социальных, экономических, технологических реалий Российской Федерации при формировании и реализации политики развития научно-исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах;
- приоритетность развития в российских вузах фундаментальных, проблемно-ориентированных и прикладных исследований, направленных на технологическую модернизацию реального сектора экономики Российской Федерации;- среднесрочное (5 - 10 лет) планирование конкретных мероприятий по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах;
- развитие научно-технического потенциала ведущих российских вузов;
- формирование системы устойчивых (технологически и экономически обусловленных) инновационно-ориентированных связей между российскими вузами и хозяйствующими субъектами (включая организации с государственным участием);- участие научных институтов в образовательной деятельности;- поддержка государством и обществом развития качественного непрерывного профессионального образования в Российской Федерации.
Достижение цели будет обеспечиваться более совершенной системой обмена опытом, стимулированием сетевого взаимодействия вузов, поддержкой государства, взаимодействием вузов с бизнесом, обучением вузовских управленческих команд практике организации современной научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Новые подходы к развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности требуют системных изменений в деятельности большинства российских вузов.
Такие изменения касаются как организации исследований на базе вузов, так и содержания и методов образовательного процесса. Если раньше серьезные научные исследования и разработки были прерогативой узкой группы талантливых ученых из числа профессорско-преподавательского состава и некоторых аспирантов, то сейчас они должны стать реальной частью работы всех преподавателей и большинства студентов.В нынешних условиях становится бессмысленно учить детализированным производственным технологиям, постоянное обновление которых делает малоэффективным целый ряд традиционных дисциплин профессионального цикла. При этом повышение фундаментальности образования, в традиционном смысле освоения все более общих академических знаний, также не меняет ситуацию, поскольку не дает возможности студентам овладеть способами обновления и освоения технологий.В связи с этим возрастает роль участия студентов в прикладных исследованиях, которые дают возможность:
- освоить способ обновления производственных и отраслевых технологий;
- "увидеть" свою будущую профессиональную деятельность в динамике, осмыслить значимость освоения фундаментальных знаний;- получить опыт интенсивной практической работы (в случае, если исследования проводятся непосредственно на производстве);- уточнить направление своей будущей профессиональной деятельности, профиль получаемого образования;
- более осмысленно, целенаправленно и мотивированно работать с информацией.
Международный опыт, как и опыт ведущих российских исследовательских университетов, позволяет обозначить ожидаемые шаги и возможные действия российских вузов по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности в следующих основных направлениях:
- организация научных исследований и система управления;- кадровая политика;
- взаимодействие с реальным сектором и академической наукой;- модернизация образовательного процесса.
Изменения в направлении организации научных исследований и системы управления должны включать усиление блоков, отвечающих за исследования и разработки, защиту интеллектуальной собственности. В каждом вузе должна быть сформирована инновационная инфраструктура. В органы управления вуза необходимо включить представителей академической науки и бизнеса с конкретными полномочиями и функциями, перечень которых должен быть закреплен на законодательном уровне.
Необходимо делать шаги не по усилению специализации и фрагментации вуза, а по укрупнению организационных единиц, что должно способствовать развитию междисциплинарных исследований и разработок. В основе программ развития вузов и их коррекции должна лежать внешняя (в том числе международная) экспертиза научно-исследовательской работы и образовательных программ, участие в системе международной стандартизации и сертификации качества управления. Таким образом, организация научных исследований и система управления должны быть обеспечены:- созданием инновационной инфраструктуры, усилением блоков, отвечающих за исследования и разработки, защитой интеллектуальной собственности;
- внешней (в том числе международной) экспертизой научно-исследовательской работы и образовательных программ. В направлении взаимодействия высшей школы с реальным сектором экономики и академической наукой российские вузы должны найти пути построения взаимовыгодных связей с наукой и индустрией, адекватные рыночной экономике.В программах развития вузов будет усилен акцент на инновационный компонент в системе "вуз - предприятие" по сравнению с кадровым обеспечением этих предприятий.Связи с предприятиями могут затрагивать и сам образовательный процесс посредством таких механизмов, как создание базовых кафедр в вузе и исследовательских лабораторий на предприятиях, организация мест практики и проектных учебных лабораторий, привлечение ведущих специалистов производства к ведению спецкурсов и стажировок на производстве для вузовских преподавателей, совместная разработка образовательных программ как для студентов, так и для работников предприятий. В вузе должен существенно вырасти сектор дополнительного профессионального образования, обеспечивающий повышение квалификации работников предприятий. Взаимодействие может осуществляться и в рамках совместных исследовательских проектов, в процессе прогнозирования развития науки и технологий и коммерциализации результатов исследований. В структуре вузов должны создаваться группы, которые непосредственно занимаются исследованиями в области технологического развития, научно-технического прогнозирования, являются ресурсными центрами для предприятий и организаций отраслей экономики, осуществляют консалтинговую и информационно-аналитическую деятельность и пр.
Совместно с академическими институтами и промышленными компаниями вузам следует развивать исследовательскую инфраструктуру, в том числе центры коллективного пользования, базы знаний и образовательных ресурсов, малые инновационные предприятия. В некоторой степени перспективы сотрудничества вузов и бизнеса открывает механизм фондов целевого капитала.
Основным ориентиром в направлении модернизации образовательного процесса должна стать реальная интеграция образования, исследований, разработок, внедрений. Для этого потребуются существенная реорганизация учебных программ, усиление проектных форм обучения, внедрение новых форм практики.Вузы должны более активно привлекать к преподаванию и руководству исследовательской работой студентов, как представителей академической науки, так и специалистов производственного сектора. Образовательные программы, построенные на новых образовательных стандартах, будут нацелены на формирование базовых исследовательских компетенций, на формирование предпринимательского видения технологий.
Необходимо создание и оснащение современных научных библиотек общего пользования, в том числе электронных, концентрирующих отечественные и зарубежные научные, в том числе периодические издания. Кардинально должна измениться аспирантура. Вслед за европейскими университетами и в интеграции с ними российские вузы нуждаются в создании современных центров подготовки высококвалифицированных специалистов, формировании нового поколения ученых, передаче лучших академических традиций и поддержании научной этики.
Список литературы
1. Арасланова, А. А. Интеграция науки, образования и производства: синергетический эффект / А. А. Арасланова // Философия образования. -2011. №1. - 26 – 31с.
2. Борисов, А.Б. Большой экономический словарь / А.Б. Борисов.- М.: Книжный мир, 2003.-205 с.
3. Гордеева, А.Н., Пучкова, М.В. Правовое обеспечение интеграции науки и образования / Закон. 2006. N 4.
4. Данилов, И.П., Сеньков, В.И. Университетский комплекс как базовая структура и инструмент инновационной деятельности в регионе / И.П. Данилов., В.И. Сеньков.- М.: Известия Российской академии образования. 2002. № 2.
5. Дворкин, Б., Дружкин, А. Опыт интеграции образования, науки и производства / Б. Дворкин., А. Дружкин.- Высшее образование в России. 2002. № 1.-38–43с.
6. Исмагилов, Ф.Р., Мухутдинова, Г.С., Бабикова, Н.Л. Тенденция укрепления связи высшего технического образования и науки / Ф.Р. Исмагилов., Г.С. Мухутдинова., Н.Л. Бабикова.- Современные проблемы науки и образования, 2008. – № 4. – 71-73 с.
7. Карпов, А. О. Принципы научного образования / А. О. Карпов.- Вопросы философии. 2004. - №11. - 114 – 120 с.
8. Козлов, В.В. Доклад на совместной научной сессии Общего собрания РАН и Ученого совета МГУ «Образование и наука: пути интеграции»/ В.В. Козлов.- М.: Платное образование. 2004..№4.
9. Колпакова, Н.В., Богданова М.Г. Опыт интеграции высшего образования и фундаментальной науки / Н.В. Колпакова.-М.: Библиотековедение, 2003. № 4.- 26–28 с.
10. Кудрявцева, А.П. Стенограмма парламентских слушаний Комитета по образованию и науке 25 марта 2003 г. на тему: «О правовом обеспечении финансового регулирования научной деятельности в Российской Федерации» 25 марта 2003 г. См.: Государственные приоритеты в науке и образовании. М.: 2001.-72 с.
11. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т / А.Н. Леонтьев.- М.: 1983.- 160 с.
12. Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч., 2 изд. /К. Маркс., Ф. Энгельс.- 158 с.
13. Пушкарева, Е. А. Инновационное развитие научно-образовательной сферы / Е. А. Пушкарева // Философия образования. -2009. -№3.-С.16-20.
14. Рубчевский, К. В. Образование в современном мире / К. В. Рубчевский.- Философия образования. 2003. - №7. - 107 – 114 с.
15. Тимофеев, С. Л. Понятие «научное знание» / С. Л. Тимофеев.- Теория и история. -2010. -№1.-141-150 с.
16. Фортов, В. Отечественная наука в переходный период / В. Фортов.-Отечественные записки. Спец. выпуск «Блеск и нищета российской науки». 2002. № 7.- 48 с.
17. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL:. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90201
18. Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах. [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/akt/7762.
19. Проектирование эффективных программ подготовки магистров на основе интеграции образования и науки. Интеграция образовательной и научной деятельности вузов как основа повышения эффективности функционирования российской магистратуры. Пермь: Пермский государственный технический университет, 2007.
20. Российская газета. Документы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2007/12/05/integraciya-doc.html.
21. Российская газета. 2010. 16 апреля.
22. Стенограмма расширенного заседания Бюро Совета директоров институтов РАН. 5 ноября 2008 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ras.ru/committee_of_directors/meetingdecisions.aspx?ID=6739d3ea-7e45-4a2a-886c-b0af3d802176
23. Тягунова Ю.В., Крикунов К.Н. Субъекты и цели интеграции науки и образования в высшей школе. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hetoday.org/arxiv/VOS/5_2010/21_26.pdf.
24. Федеральные целевые программы России. [Электронный ресурс]. URL:. http://www.programs-gov.ru/32_3.php.
Воспользуйтесь поиском по сайту: