Методические указания для студентов
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
Кафедра Философии и социально-гуманитарных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ Зав. кафедрой профессор Д. М. Азаматов _____________________ «31» мая 2012 г.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ на тему «Философия как социокультурный феномен»
Методические указания для студентов (для семинарских занятий)
Дисциплина «Философия» Специальность Лечебное дело (31.05.01) Курс II Семестр I
Уфа Тема: «Философия как социокультурный феномен» на основании рабочей программы «Философия». Направление подготовки Лечебное дело (31.05.01), форма обучения очная», утвержденной 31 мая 2012 г.
Рецензенты: 1. 2.
Автор: к.ф.н., доцент Девяткина Р.И.
Утверждение на заседании № 07 кафедры Философии и социально-гуманитарных дисциплин с курсом социальной работы от «31» мая 2012 г.
1. Тема: «Философия как социокультурный феномен». Актуальность: данная тема является вводной, в которой даны определение предмета дисциплины, место философии и её функции в жизни человека и общества. 2. Цель занятия: - знать следующие виды мировоззрения: обыденно-житейское, мифологическое, религиозное, философское, научное; - знать функции мировоззрения; - уметь отличать философское мировоззрение от мифологического, религиозного и научного; - знать структуру философского знания и социальные функции философии; - знать формулировку основного вопроса философии и понимать его связь с структурой философского знания.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: - основные исторические эпохи мировой и отечественной истории: - историю развития первобытного и рабовладельческого общества. - содержание и компоненты духовной культуры; Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: - работать с научными и учебными текстами; - реферировать научный и учебный материал.
3. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы: Вопросы для самоподготовки: 1) Что такое философия? 2) Что такое мировоззрение, виды мировоззрений? 3) Перечислите и объясните функции философии. 4) Какие разделы философии вы знаете? 5) Перечислите философские направления. 6) В чем состоит различие между материализмом и идеализмом? 7) В чем состоит различие между сенсуализмом и рационализмом?
4. Вид занятия: семинар. 5. Продолжительность занятия: 2 часа (в академических часах). 6. Оснащение: 6.1. Дидактический материал (контролирующие компьютерные программы); 6.2. ТСО (компьютеры, мультимедийные проекторы и др.) 7. Содержание занятия: 7.1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Тестовые задания для самоконтроля: 1. Выберите первоначальное определение философии: а) душа культуры; б) учение о мудрости; в) любовь к мудрости; г) идея совершенной мудрости; д) форма теоретического мировоззрения. 2. Определите, какой из вопросов является философским: а) каковы пути разрешения экологического кризиса? б) возможны ли небелковые формы жизни? в) что есть истина? г) в чем сущность гравитации? д) расширяется ли Вселенная? 3. Выделите признак, характеризующий философское мировоззрение: а) эмпирическая обоснованность б) наглядность в) логическая обоснованность г) простота д) конкретность 4. Определите, в чем состоит основной вопрос философии: а) первичность материального; б) познаваемость мира;
в) отношение мышления к бытию, сознания к материи; г) методология познания; д) вопрос о ценностной ориентации личности. 5. Какой из вопросов раскрывает сущность гносеологии: а) может ли человечество знать обо всем? б) можно ли познать сущность вещей, законы материального мира? в) можно ли получить в процессе познания абсолютно точное знание обо всем мире? 6. Мировоззрение – это: а) мироощущение; б) знание о мире; в) практический опыт человека; г) совокупность взглядов, оценок, норм и установок человека по отношению к миру. 7. Покажите соотношение философии и мировоззрения: а) философия – это мировоззрение; б) философия и мировоззрение – основные формы мифологии; в) философия – теоретическое ядро мировоззрения; г) философия – форма интегрирующего мышления; д) философия – теоретическая наука, мировоззрение относится к области практического. 8. Функция философии, состоящая в формировании целостной картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром, получила название… а) методологической; б) прогностической; в) аксиологической; г) мировоззренческой. 7.1.2. Конспект на тему: 1. Что такое мировоззрение (написать определение)? Основные типы мировоззрения: обыденное, мифологическое, религиозное, философское научное. 2. Структура и функции философии (раскрыть содержание функций).
7.2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия: 1. Предмет и объект философии, специфика философского знания; 2. Объективные исторические условия и предпосылки появления философского мировоззрения; 3. Что есть мировоззрение и виды мировоззрений; соотношение мировоззрения и философии; 4. Функции философии; место философии в системе знаний и жизни человека и общества.
7.4. Самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя Объясните понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, объективный, субъективный, идеализм, материализм, функция, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, этика, эстетика.
Темы докладов и рефератов: 1. Философия и медицина 2. Наука и философия: единство и различие 3. Философия как духовная квинтэссенция эпохи
4. Сущность мировоззрения и его основные элементы 5. Проблема происхождения философии 6. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности 7. Особенности философского мировоззрения
На занятии студенту необходимо выполнить: · участвовать в обсуждении разбираемых вопросов темы; · ответить на вопросы преподавателя; · сформулировать вопрос докладчику; · решить предложенные тестовые задания.
7.5. Контроль конечного уровня усвоения темы: Материалы для контроля уровня освоения темы: тестовые задания.
Оценивание знаний, умений, навыков по теме занятия: - краткое выступление (дополнение, ответ на вопрос) – 2 балла; - развернутое выступление – 4 балла; - выполненный конспект – 3 балла; - доклад, доклад с презентацией – 10, 15 баллов; - тестовое задание – 5 баллов.
Место проведения самоподготовки: методический кабинет № 229.
Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) по данной теме (проводится в учебное время): работа с основной и дополнительной литературой.
8. Литература (в т.ч. указать адреса электронных ресурсов): Основная: 1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И.Т. и др. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Культурная революция, Республика, 2007. с. 7 – 39. 2. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004. Вводное слово. с. 11 – 21 3. Хрусталев Ю.М. Философия. М., 2004. с. 8 – 52, 29 – 52; Ч.2. Гл. 9, 10. с. 420 – 478 4. Философия медицины. Под ред. Ю.Л. Шевченко. М., 2004. Разд. I, Гл. 1. с. 13 – 25
Дополнительная: 1. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php 2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/intro.php 3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/01.php 4. http://www.modernlib.ru/books/mamardashvili_merab/kak_ya_ponimayu_filosofiyu/read/ 5. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М.: 1990. 6. http://revolution.allbest.ru/philosophy/00013888_0.html
Подпись автора методической разработки: ___________
«31» мая 2012 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|