Экологическое состояние и категории земель городов
Эколого-экономическая оценка территории городов Город, функции городов Го́род — крупный (по сложившимся стереотипам) населённый пункт, жители которого заняты, как правило, вне сельского хозяйства. Город (от слова «городить») — в древней Руси так называлось всякое крупное жилое место, окруженное оборонительной оградой. Отнесение населённого пункта к категории городов оформляется в законодательном порядке; при этом критерий численности населения города различается — от 250 человек в Дании, до 50 тысяч человек в Японии. Город, каждое его строение, имеет свой неповторимый характер, который меняется от центра к окраине. Город — арена общественных отношений, отражает социальную структуру общества. Город — развитый комплекс хозяйства и экономики. Город является скоплением архитектурных и инженерных сооружений, обеспечивающих жизнеобеспечение населения. Города служили центром развития искусства и ремёсел, технических достижений. Город — это не просто сумма домов, это самостоятельный многоликий, но цельный организм. Города осуществляют экономические, административно-политические, культурные, научные и организационные функции, и тем шире и многообразнее, чем больше город как экономический центр. Взаимосвязь экономических и неэкономических функций – характерная особенность городов. Любая функция города – и экономическая, и неэкономическая – имеет градообразующее и градообслуживающее значение. Экономическая, культурная, административная деятельность города, распространяющаяся за его пределы, - градообразующая. Удовлетворение потребностей самого города, в том числе промышленных и транспортных, относится к градообслуживанию. Эти функции всегда взаимосвязаны.
По градообразующим функциям (по отраслям деятельности, направленной на обслуживание территории вне данного города): • промышленные; • транспортные; • промышленно - транспортные; • города - курорты; • научные центры; • научно-производственные центры. По своим структурно – функциональным характеристикам города подразделяются на несколько типов: 1. Полифункциональные – республиканские, сочетающие административно-политическую, культурную и экономическую деятельность (промышленность и транспорт). К таким городам относят столицы, все краевые и областные центры, центры автономных образований, а также многие большие города страны, где в сфере материального производства занята большая часть экономически активного населения. Для этих городов характерен высокий уровень концентрации промышленного производства с развитой производственной и социальной инфраструктурой. 2. Города с преимущественным значением индустриальных центров. Где главным градообразующим фактором выступает промышленность. Данный тип поселений представлен широким диапазоном – от крупных до малых городов. Промышленные города очень разнообразны. Среди них выделяют города узкой производственной специализации, например центры металлургии, машиностроения, химической индустрии, лесной и лесоперерабатывающей промышленности. Типов специализированных городов очень много, поэтому данный тип поселений является наиболее многочисленным. 3. Города с преимущественным значением транспортных центров, где свыше 20% экономически активного населения заняты в транспортной системе. К этой группе относятся малые и средние города, которые закладываются и развиваются в районах нового освоения с выгодным транспортно-географическим положением, благоприятными условиями для развития промышленности, имеют тенденции к быстрому росту.
4. Города переходного типа – между промышленными местными организующими центрами – относятся к средним и малым. 5. Промышленные города-новостройки, получившие преимущественное развитие в районах нового освоения, - в Сибири и на Дальнем Востоке. 6. Особую группу составляют города – курорты. Эти оздоровительные центры относятся к малым и средним городам, предпосылкой их развития является уникальность природно-климатических условий. 7. В последние годы быстро развиваются научные и научно-производственные центры. Крупные города обычно полифункциональны. Вместе с близлежащими городами они образуют агломерации. Крупнейшие агломерации России — Московская (13,5 млн. человек ), Санкт- Петербургская (6,5 млн. человек), Екатеринбургская, Нижегородская.
Экологическое состояние и категории земель городов Химическое загрязнение земель – это изменение их химического состава в результате антропогенной деятельности, способное вызвать ухудшение качества земель. Оно относится, в соответствии с причиной возникновения, к техногенным негативным процессам. Бывает, в зависимости от территориального охвата, глобальным, региональным и локальным (импактным). Оценивается по загрязнению почв или снежного покрова, в отдельных случаях – и воздуха. Этот процесс, в силу своего исключительного важного, хотя и негативного значения для городской среды имеет развитую нормативно-правовую базу для оценки и анализа, в том числе и самого высокого уровня - государственные стандарты. Основным методом, применяемым при мониторинге химического загрязнения земель, является повторное картографирование, но в последнее время получает распространение и дистанционное зондирование. Загрязнение земли и почвы содержат физические, химические и биологические агенты, отрицательно влияющие на окружающую природную среду и здоровье населения. Количество загрязняющих веществ находятся в них выше фоновых или установленных нормативами (ПДК или ОДК). Эти земли подлежат контролю загрязнения, т.е. для них проводятся периодически проверки соответствия фактического содержания химических загрязняющих веществ в почве установленным нормам и требованиям. Загрязняющее почву химическое вещество, которое подлежит контролю в первую очередь, называется приоритетным. К таким относят для условий города соединение тяжелых металлов (Hg, Pb, Cd. Zn, Cu, Co, Ni), мышьяка, некоторых углеродов, бензапирен и др. Комплексный анализ загрязнения земель в случае присутствия в почве ряда загрязняющих веществ осуществляется на основании расчета суммарного показателя концентрации химических элементов, находящихся в почве в аномальных количествах (СПК или Zc). Известны его апробированные связи с показателями здоровья населения.
Естественный почвенный покров на большей части города уничтожен. Зеленые насаждения скверов, бульваров и газонов создаются на искусственных гумусированных почвенных субстратах мощностью от 30 до 100 см. Большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата. является вытаптывание. Из-за него в парках и скверах происходит деградация живого напочвенного покрова, уплотнение почвы, изменение ее физических свойств, биохимических и микробиологических процессов. Уплотнение ведет к резкому снижению водопроницаемости и воздухообмена в почве. Водопроницаемость на тропинках снижается до 7 раз. При этом уменьшается структурность и пористость. Влага либо стекает с поверхности, либо испаряется, не достигая корнеобитаемого слоя. На вытоптанных площадях увеличивается в 2-3 раза глубина промерзания. Сильное отрицательное воздействие городской среды на почву выражается в ее загрязнении отходами деятельности человека. Соединения ряда микроэлементов, диоксиды азота и серы вызывают нарушение биологического равновесия в почве, они оказывают токсическое воздействие на растительность и организм человека. Основными источниками загрязнения в городе являются выбросы промышленных предприятий, ТЭЦ и автотранспорта. Наиболее опасными загрязнителями признаны тяжелые металлы (ТМ), хлорорганические соединения и другие токсические вещества.
Большинство выбросов токсических веществ в городскую среду сосредоточиваются на поверхности почвы, где происходит их постепенное депонирование, что, ведет к изменению химических и физико-химических свойств субстрата. Городские почвы, кроме почв лесопарков, имеют повышенные количества тяжелых металлов в верхних искусственно созданных слоях. Содержание тяжелых металлов в почвах газонов вдоль автомагистралей возрастает по мере приближения к центру города. Содержание их максимально в почвах средней части газонов, разделяющих двухстороннее движение на автомагистралях. Трансформация и деградация экологических функций городских почв происходит по ряду следующих причин: · ливневые и талые воды минуют почву по асфальту или по уплотненной поверхности, поверхности, смывают с нее загрязнения и непосредственно попадают в речную сеть; · вода сама загрязняется. Проходя через почву (урбаноземы), выходит иного состава (ТМ, токсические вещества); · при сильном загрязнении почва не служит фильтрационным барьером, а сама отдает загрязненные вещества в растворы; · дополнительный приток воды из водопроводной сети (подтопление, заболачивание почвы); · защитный барьер почвы может отсутствовать (насыпные пески с малоплодородным маломощным слоем); · геохимическая связь (почва-грунт) может отсутствовать (например, почва на коммуникационной сети); · грунт сам является источником биологического и химического загрязнения; · почва поглощает газовые примеси, в том числе автотранспорта, заводов, ТЭЦ; · почва пылит и увеличивает пылевые взвеси с ТМ; · при уплотнении почвы происходит затрудненный газообмен; · под плотной (утоптанной) коркой почвы наблюдается парниковый эффект; · в почве изменяется соотношение анаэробных и аэробных микроорганизмов; · в почвы часто попадает дополнительный приток газов из газово- коммуникационных труб; · в почве барьер для токсичных газов может отсутствовать. · в почвах падает биопродуктивность; · городские почвы как среда обитания значительно обеднены по составу, структуре, функционированию всех видов биоты. В условиях городской среды изменяется состав, численность и устойчивость микробных сообществ по сравнению с ненарушенными территориями. Почвенные биосистемы города подвергаются существенным структурным преобразованиям. К землям городов относятся все земли в пределах городской черты. Земли населенных пунктов, граничащие с землями городов, могут быть в соответствии с законодательством переданы в состав земель городов. Земельные участки, предоставленные в установленном порядке городским (городов областного подчинения и города) исполнительным и распорядительным органом для жилищного строительства и не граничащие с землями городов, после застройки включаются в земли тех населенных пунктов, с землями которых граничат эти земельные участки.
· земли городской застройки; · земли общего пользования; · земли сельскохозяйственного назначения; · земли, занятые городскими лесами; · земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения.
Состояние среды в городе Экологическое состояние (ЭС) - совокупность условий среды обитания и жизнедеятельности населения города (состояния атмосферного воздуха, вод, почв, растительности и др.), определяемых воздействием природных и антропогенных (производственных, социальных и бытовых) факторов. Урбанизация ведёт к росту потребления энергии, увеличению содержания в атмосфере углекислого газа, окислов серы, азота, аэрозольных примесей, что оказывает наиб. вредное воздействие на окружающую среду и здоровье людей. От загрязнений гор. среды страдают и экофильные произ-ва (автоматич. линии, электронные системы и пр.). Значительное отрицательное влияние на общее ЭС России оказала форсированная индустриализация, проводимая без должного учёта её воздействия на окружающую среду. Во многих городах экологич. напряжённость возрастает в связи с устаревшей технологией и оборудованием, неразвитостью утилизации отходов произ-ва, систем очистки воздуха и вод, незамкнутостью систем водопотребления, накоплением значительных отходов добывающей пром-сти и т. д. Транспортные загрязнения возрастают в связи с широким использованием низкосортного топлива, этилированного бензина, отсутствием жёстких экологич. требований к транспорту, повышенным шумовым загрязнением среды в городах (особенно в зонах аэропортов), плохим состоянием дорог и др. ЭС городов, особенно крупных, усложняет слабый контроль за сохранностью пригородных зон (вырубки лесных массивов, бессистемная застройка, пром. стр-во и др). В городах наиб. распространены загрязнения воздуха в виде твёрдых частиц (пыли, сажи, металлов) и газообразных веществ (окись углерода, двуокись серы, окислы азота и др.), составляющие до 98% пром. выбросов, достигая по объёму десятков и сотен тысяч тонн в год. Совокупный отрицательный экологич. эффект пром. и трансп. загрязнений усиливается продуктами фотохимич. реакций составляющих их веществ. Газообразные выбросы пром-сти и транспорта распространяются на прилегающую местность (на десятки и сотни км), приводя к загрязнению с.-х. продукции, потребляемой в городах. По загрязнению воздушной среды города России превосходят сел. местность в десятки, а крупные города - в сотни и тысячи раз. Повышенные загрязнения почвенного покрова возникают в зонах пр-тий тяжёлой пром-сти, вследствие чего повышается содержание в почве кобальта, меди, марганца, тяжёлых металлов. Загрязнение почв тяжёлыми металлами (свинцом и др.) в значит. мере связано с воздействием автомоб. транспорта. Воды сильно страдают от пром.-трансп. и коммунально-бытовых загрязнений как в пределах самих городов, так и в зонах их влияния. Это сказывается на качестве питьевой воды, получаемой в России преим. из поверхностных источников. В крупных городах в водоёмы сбрасывается приблизительно по 1 м3 загрязнённых вод на 1 жит. в сутки. Большие города оказывают загрязняющее воздействие на водные объекты и на удалении до 150-200 км (напр.: по Волге; по рекам Кама, Белая, Чусовая, Урал и др.; в Зап. Сибири по Томи и др.). В Волгу и её притоки ежегодно сбрасывается ок. 7 млрд. м3 гор. стоков, в т. ч. более 1 млрд. - без какой-либо очистки. Шумовое загрязнение - сильный источник экологич. дискомфорта в большинстве крупных городов России. На магистралях городов при трансп. потоках в 2-3 тыс. автомашин в час шумовое загрязнение достигает 77-90 децибелл. Особенно велико шумовое загрязнение в зонах аэропортов. ЭС городов России оценивается по комплексу признаков. Среди них - объём вредных выбросов в атмосферу и водоёмы, класс опасности загрязняющих веществ, уровень превышения предельно допустимых концентраций (ПДК) этих веществ в воздухе и почвах, индексы загрязнений атмосферы и географич. условия города. Существенным признаком является наличие зон экологического воздействия городов, весьма различных в зависимости от характера и концентрации производств и географического положения города. Эти зоны особенно велики в крупных пром. агломерациях, где сливаются загрязнения многих пром. и трансп. пунктов: Московской - с протяжённостью св. 200 км, Санкт-Петербургской - ок. 150 км, Тульской - ок. 120 км, Ростовско-Шахтинской - ок. 150 км, Среднеуральской - ок. 300 км, Кемеровской - св. 200 км, Иркутско-Черемховской - ок. 300 км. Большие зоны загрязняющего воздействия свойственны и многим отдельным городам - пром. центрам (напр., Норильск - до 200 км, Абакан - ок. 120 км, Новосибирск, Магнитогорск, Омск, Красноярск, Киров, Пермь, Самара, Орск, Комсомольск-на-Амуре - ок. 100 км). С др. стороны, нек-рые весьма крупные города (напр., Уфа, Нижний Новгород, Волгоград) имеют относительно локальные зоны загрязнения протяжённостью порядка 50 км. Острое до критического ЭС сложилось в крупных гор. агломерациях (Московской, Санкт-Петербургской, Тульской, Ростовско- Шахтинской, Среднеуральской, Южноуральской, Кемеровской, Иркутско-Черемховской и др.) и в отдельных крупных пром. центрах (Череповец, Уфа, Норильск, Омск, Новосибирск, Красноярск, Братск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.). Часть городов Центра России (Брянской, Тульской, Орловской, Курской, Калужской обл.), а также Среднего Урала загрязнена радионуклидами (Чернобыльский "след" и Кыштымский "шлейф"). На С. Европ. части (Кольский п-ов, Архангельская обл., Республика Коми) ЭС в городах со значительными отходами произ-ва усугубляется неблагоприятными природными условиями, в т. ч. замедленными процессами самоочищения природной среды. Центр и Северо-Запад отличаются высоким уровнем экологич. неблагополучия вследствие особо высокого уровня пром. и трансп. развития, большой плотности населения, густоты сети городов и трансп. путей, несмотря на благоприятные условия самоочищения атмосферы. В Черноземье отмечаются несколько более благоприятные экологич. условия в городах в связи с меньшей пром. нагрузкой на природную среду (Воронеж, Курск и др.). Рекреационная зона России на Сев. Кавказе при особо благоприятных природных условиях и высоком самоочищении атмосферы в городах существенно загрязняется выбросами транспорта (гл. обр. автомобильного). Крупные города Поволжья отличаются высоким уровнем загрязнения атмосферы и вод. На Урале для многих пром. городов, расположенных в долинах и котловинах, характерно развитие застойных явлений в атмосфере, усугубляемых континентальным характером климата, а также значительными затруднениями в водообеспечении. Негативно сказываются на состоянии вод и почв последствия Челябинского выброса радионуклидов. На Севере Зап. Сибири (Тюменская обл.) ЭС городов относительно менее острое благодаря удовлетворит, условиям самоочищения атмосферы, несмотря на существ, загрязняющее воздействие добычи нефти и газа. Усложняют экологич. обстановку суровые природные условия с замедлением процессов трансформации производств, и бытовых отходов, а также неразвитость производств, инфраструктуры. В равнинной части юга Зап. Сибири крупные города (Омск, Новосибирск, Томск, Тюмень) отличает высокий уровень экология, напряжённости из-за интенсивно загрязняющих среду произ-в (нефтехимии, тяжёлого машиностроения и др.) и относительно низкого коэффициента самоочищения атмосферы. В Кузнецкой котловине сложилась особо тяжёлая экологич. обстановка в связи с расположением многих городов в понижениях рельефа при огромной пром. нагрузке (горнодобывающая и тяжёлая обрабатывающая пром-сть). На севере Вост. Сибири в зоне Норильска большие объёмы произ-ва и его токсичность (добыча и первичная обработка цветных металлов) вместе с суровыми климатич. условиями определяют критический уровень ЭС. В городах юга Вост. Сибири (Красноярск, Абакан, Канск, Ачинск, Братск, Иркутско-Черемховская агломерация и др.) помимо высоких пром. и трансп. нагрузок острота ЭС усугубляется преобладанием антициклонального режима атмосферы и низким коэффициентом её самоочищения. Для Иркутско-Черемховской агломерации и нек-рых др. городов к этому добавляется расположение в понижениях рельефа. На Д. Востоке очищающее влияние Тихого ок. не оказывает существенного воздействия на удалённые от моря города (Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре и др.). ЭС прибрежных городов (Владивосток, Петропавловск- Камчатский) осложняется выбросами морского флота. По совокупности экологич. условий города России разделяются на 5 категорий ЭС: 1-я - благополучное, 2-я - удовлетворительное, 3-я - умеренно напряжённое, 4-я - напряжённое, 5-я - критическое. (Вологда относится к 4й категории).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|