Юридическая ответственность за экологическое правонарушение
В период буржуазно-демократических революций, когда был провозглашен принцип сосредоточения законодательной власти в руках народного представительства (парламента), за законом, принимаемым парламентом, стала признаваться высшая юридическая сила, верховенство и непререкаемость по отношению к другим правовым актам государства. Дело в том, что закон, как и право в целом, не является раз и навсегда данным, застывшим в своем развитии институтом. Вместе с союзом и государством он постоянно изменяется и развивается. В силу этого меняются в известной степени и взгляды о нем, о его отдельных признаках и чертах. Возникают противоречивые мнения и суждения. Вырабатываются и предлагаются порой весьма противоречивые определения закона и неоднозначные о нем представления. Например, иногда закон рассматривается в самом "широком" смысле как синоним понятия права, а точнее - законодательства. Законами называются все нормативно-правовые акты (их совокупность), исходящие от государства в лице всех его нормотворческих органов. Под именем закона понимается, писал Г.Ф. Шершеневич, "норма права, исходящая непосредственно от государственной власти в установленном заранее порядке". Прежде всего "закон есть норма, т.е. общее право, рассчитанное на неограниченное число случаев. Неизбежность этого признака вытекает из того, что закон есть норма права, а следовательно, вид не может быть лишен того свойства, какое присуще роду". Из этого рассуждения следует, что первостепенной по значимости отличительной чертой закона является его нормативный характер. Однако нормы права содержатся и в любом ином нормативно-правовом акте. Следуя логике, любой такой акт должен рассматриваться в виде закона.
В обыденной жизни, в обиходе использование термина "закон" для обозначения любого нормативного акта, исходящего от государства, является довольно распространенным и вполне допустимым, ибо подчеркивает важность соблюдения всех законодательных актов, а не только собственно законов. Юридически же это выглядит весьма некорректно. Отождествление закона с другими нормативно-правовыми актами вносит путаницу в различные формы (источники) права, снижает эффективность их применения. В силу этого и ряда других причин в научной и учебной юридической литературе гораздо чаще используется понятие закона в "узком", собственном его смысле. Довольно типичными его дефинициями, отражающими сложившиеся представления о законе на современном этапе, являются следующие. Закон - это принятый в особом порядке "первичный правовой акт" по основным вопросам жизни государства, "непосредственно выражающий общую государственную волю и обладающий высшей юридической силой". Или: закон - это нормативно-правовой акт, "принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны". "В юридическом смысле закон - это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после основного Закона страны наибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений". Можно привести еще целый ряд аналогичных определений или сформулировать свою собственную дефиницию закона. Однако дело не в этом. Главное состоит в том, чтобы понять основной смысл, содержание того, что называется законом, выделить и рассмотреть его основные, специфические черты.
Чем выделяется закон среди других нормативных правовых актов? Что характеризует его и каковы его основные признаки и черты? Обобщая весь накопленный материал и используя информацию, содержащуюся в приведенных выше дефинициях, можно указать на следующие специфические особенности закона. Во-первых, закон - это нормативно-правовой акт, принимаемый только высшими органами государственной власти (Федеральным собранием - в Российской Федерации, Конгрессом - в США, парламентом - в Италии, Франции, Страны восходящего солнца и др.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ, или же непосредственно самим народом с помощью референдума. Данный признак закона выделяется исследователями многих стран и является довольно устоявшимся. Однако его нельзя считать общепризнанным, как минимум, по двум причинам. Одна из них заключается в том, что при этом не учитывается тот факт, что в некоторых странах (например, в правовой системе США) наряду с высшими органами государственной власти в качестве фактических творцов закона выступают и другие государственные органы (например, высшие судебные инстанции). "Если трезво смотреть на вещи, - отмечается в связи с этим в американской литературе, - то становится ясным, что во многих случаях суды являются творцами законов, поскольку именно они интерпретируют его. Без авторитетной интерпретации многие законы теряют и сам смысл".
Следующая причина того, почему названную особенность нельзя считать общепризнанным признаком закона, состоит в том, что референдум далеко не во всех странах признается в качестве конституционного способа принятия данных нормативно-правовых актов. В некоторых странах (как, например, в США) он вообще законодательно не закрепляется на федеральном, общегосударственном уровне. В других же странах (как, например, в Швеции) референдум имеет не законодательный (императивный), а лишь совещательный характер. При этом Конституция Швеции закрепляет, что "предписания о совещательном референдуме во всем государстве" устанавливаются специальным законом. Таким образом, утверждение о том, что принятие закона только высшими органами государственной власти или с помощью референдума является его специфическим признаком, хотя и широко распространено, но, отнюдь, не бесспорно и не общепризнанно.
Во-вторых, закон обладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеет верховенство и является главенствующей формой права. Данные особенности закона множество раз подтверждались государственно-правовой теорией и практикой многих стран и, как правило, не подвергались сомнению. Констатируя данный факт, Г.Ф. Шершеневич еще в начале нашего столетия отмечал, что "формою права, преобладающею в настоящее время у всех цивилизованных народов, является закон, который совершенно отодвинул на задний план все иные формы. Возможность для организованного союза создавать правила поведения, обязательные для всех, выражается именно в законодательной деятельности". Однако применительно к правовой системе Англии и некоторых других стран, где широкое распространение в качестве источника права получила судебная практика, вопрос о главенствующей роли закона в системе остальных форм права трактуется неоднозначно и подвергается сомнению. Так, по мнению известного французского правоведа Р. Давида, закон в английской системе права традиционно рассматривался и рассматривается, несмотря на позитивные сдвиги, после Второй мировой войны, в сторону интенсивного развития законодательства в качестве "второстепенного источника права". В традиционной английской концепции права закон "не считается нормальной формой выражения права, а всегда является инородным телом в системе английского права". Конечно, судьи "применяют закон, но норма, которую он содержит, принимается окончательно, инкорпорируется полностью в английское право лишь после того, как она будет неоднократно применена и истолкована судами в той форме, а также в той степени, какую установят суды". Ведущую роль в английской правовой системе играет судебная практика. Иного мнения по вопросу о главенствующей роли закона в английской системе права придерживаются сами англичане. Еще в XIX в. один из видных английских юристов К. Дайси утверждал, что "две существенные черты характеризовали публичные институты Британии во все времена, начиная с завоевания норманнов. Первая - это всемогущество или то бесспорное главенство, которое осуществлялось центральной властью над всей страной; вторая, тесно связанная с первой, это царство закона, его главенство".
Не вникая в суть спора и противоречий, касающихся вопроса о "главенстве" закона в системе других форм (источников) английского права, важно, однако, подчеркнуть, что рассматриваемый признак данного правового акта хотя и является устоявшимся, но отнюдь не является общепризнанным признаком. Помимо всего прочего это свидетельствует об относительном, а не абсолютном характере знаний о законе и широких возможностях его дальнейшего исследования. В-третьих, закон как источник права, исходящий от высшего органа государственной власти, представляющего (по крайней мере, теоретически) волю и интересы всего федерации или народа, должен также отражать волю и интересы всего союза или народа. Для отечественной и зарубежной правовой теории довольно традиционным стало рассматривать закон в качестве выразителя "общей воли". Однако столь же традиционной была и остается критика подобного представления и подхода к закону. Еще в начале ХХ в. Французский ученый Морис Ориу настоятельно требовал "отказаться от иллюзий непогрешимости закона, которая к тому же самым жестоким образом опровергается фактами", а заодно, - и от "революционной теории общей воли". Он считал глубоко ошибочной формулу, согласно которой "закон есть выражение общей воли". Ибо на самом деле закон является "делом воли большинства, существующей в парламенте или в пределах избирательного корпуса". Именно эта воля, а не общая воля является "законодательствующей", господствующей. Что же касается общей воли, "не воли большинства, а воли единодушной, то она есть не что иное, как воля присоединения или согласия". В-четвертых, законы, в отличие от других нормативно-правовых актов, издаются по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С их помощью упорядочиваются и регулируются наиболее важные общественные отношения. Наконец, в-пятых, законы принимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном законодательном порядке. Законодательная процедура существует в каждом государстве. Она закрепляется, как правило, особыми актами - Положениями или Регламентами высших органов государственной власти и является объективно необходимой.
Самой основным Законом государства предписано издание — кроме федеральных конституционных (органических) законов — значительного числа федеральных законов, конкретизирующих ее нормы. Однако это лишь небольшая часть законодательства, необходимого для нормального функционирования различных областей общественной жизни, регламентируемых правом. Создание полной всеобъемлющей законодательной системы еще ждет своего завершения. В этой системе особое место занимают кодексы — гражданский, трудовой, семейный, уголовный и др., — охватывающие, как это видно из их названий, целые отрасли права. Продолжают действовать и многие принятые ранее законы, если они не противоречат действующей основного Закона государства. Согласно основного Закона страны РФ, как республики в составе России, так и другие ее субъекты имеют свое законодательство, издают свои законы. В пределах собственного правового регулирования субъекта общества законы занимает такое же положение, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. В то же время закон субъекта союза не может противоречить федеральному праву. Принцип верховенства федерального закона на всей территории государства, призванный обеспечить ее единое правовое пространство (без чего невозможно единое экономическое пространство), подчеркнут в части 2 статьи 4 основного Закона государства РФ. Основные признаки закона. Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них. Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить. Закон всегда нормативен, т.е. содержит нормы права, для него характерен особый порядок принятия, специальная законотворческая процедура, распадающаяся на ряд стадий: подготовку законопроекта, законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона и его обнародование. Признаки закона: - Закон представляет собой разновидность нормативно-правовых актов (в их системе есть законы и подзаконные акты) и как всякий иной нормативный акт содержит нормы права (общие правила поведения), адресованные соответствующим субъектам права; - Закон принимается органом законодательной власти (высшим представительным органом государственной власти) - парламентом страны или всенародным голосованием (референдумом); - Закон принимается органом законодательной власти в особом процедурном порядке (стадии законотворчества), предусмотренном основным Законом страны и регламентом парламента; - Закон в системе нормативно-правовых актов (системе законодательства) обладает высшей юридической силой. Закон обладает следующими признаками: - принимается высшими органами государственной власти или в порядке референдума; - ему присуща высшая юридическая сила и верховенство относительно других источников права; - принимается, изменяется и дополняется в особом процедурном порядке; - регулирует наиболее важные социальные сферы, закрепляет наиболее важные общественные связи, отправные начала правового регулирования; - должен отражать волю и интересы федерации в целом; - исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других нормативно-правовых актов, которые могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний). Высшая юридическая сила закона указывает на его верховенство в системе правовых актов, которое также предполагает, что подзаконные акты должны соответствовать законам (издаваться на основе и во исполнение законов), в случае несоответствия (или противоречия) они в установленном порядке отменяются. - Закон регулирует наиболее важные (основополагающие, наиболее значимые) общественные отношения, которые составляют предмет компетенции парламента страны; - Закон в системе законодательства относится к числу наиболее стабильных нормативно-правовых актов. Классификация законов. В каждой стране существует свой собственный и особый порядок принятия, изменения и дополнения законодательных актов и положений. Однако все принимаемые законы, как правило, проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с момента внесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения и утверждения и кончая опубликованием (обнародованием) принятого закона. В том случае, если закон принимается путем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговариваются в специальном законе о референдуме. Будучи весьма схожими между собой по способу формирования, юридической силе, месту и роли в правовой системе, законы, тем не менее, значительно отличаются друг от друга. Они подразделяются на определенные виды. Существуют различные критерии классификации законов. Законы, как и иные нормативные акты можно различать, например, по характеру действия во времени (постоянные, временные, действие которых приостановлено или продлено). Есть законы, имеющие прямое отношение к определённому кругу лиц (например, закон «О милиции»), наряду с законами общереспубликанского действия есть законы регионального действия (например, законы о свободных экономических зонах), их можно различать и по отраслевой принадлежности (гражданского, уголовного и т.д. права). Но, прежде всего, в массиве законов важно различать их основные виды: По роли и месту в системе законодательства: - Конституция (закон законов). В некоторых странах нет основного Закона страны (Ватикан, Саудовская Аравия, Оман), например, в Саудовской Аравии основным Законом государства официально считается Коран. В Великобритании нет писаной основного Закона государства, но её роль выполняет определённая группа законов. - Конституционные (основные) законы. Термин «Конституционные законы» в законодательстве Российской Федерации отсутствует, но в юридической литературе это понятие встречается часто, однако отсутствует единство мнения о его особенностях (содержание, функции). Термин «Конституционный закон» (иногда - «органический закон») известен законодательству Франции, Италии и др. Среди конституционных законов различают: - органические (вносят изменения, дополнения в действующую Конституцию; включаются как органическая (неотъемлемая) часть в текст основного Закона страны; процедура их принятия аналогична процедуре принятия основного Закона государства); - номинальные (их перечень, организационное название (о Кабинете Министров, о выборах президента и т.п.) предусмотрены основным Законом страны; будучи своего рода продолжением основного Закона страны их положения в текст основного Закона государства не включаются; их основная задача - конкретизация (детализация) определённых норм основного Закона страны); ординарные (на них есть ссылка в основного Закона государства, но без определения их организационного названия); - обыкновенные (простые, текущие) законы. Так, в зависимости от значимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются на конституционные и обыкновенные или текущие, как их иногда называют. К конституционным законам относятся, прежде всего, сами основного Закона страны; затем — законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексты конституций и, наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой основным Законом государства. Конституционные законы отличаются от текущих законов и всех других нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме, характеру, порядку их принятия, внесения в них изменений и дополнений. Любая Конституция в силу широты охвата ею самых разнообразных сфер жизнедеятельности союза и государства, а также в силу многих других причин выступает не только как сугубо юридический, но и как политический и идеологический по своему характеру документ. Она обладает самой высокой юридической силой по отношению ко всем без исключения формам (источникам) права и служит правовой основой для всей правотворческой и правоприменительной деятельности в государстве. Порядок принятия, внесения изменений и дополнений в Конституцию предусматривается, по общему правилу, самой основным Законом страны. Основного Закона государства многих государств содержат целые главы, разделы или обширные статьи, посвященные порядку внесения конституционных поправок и пересмотра конституций. Особое внимание в них уделяется, помимо всего прочего, вопросам инициативы пересмотра основного Закона государства, процедуре пересмотра и условий принятия решения. Так, согласно основного Закона страны Франции (ст. 89), инициатива ее пересмотра принадлежит Президенту страны, «действующему по предложению Премьер-министра, а также членам парламента». Проект или предложение пересмотра основного Закона государства «должны быть приняты двумя палатами в идентичной редакции. Пересмотр является окончательным после одобрения его референдумом». Конституция предусматривает также, что никакая процедура по ее пересмотру «не может быть начата или продолжена при посягательстве на целостность территории» и что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра». В соответствии с основным Законом государства Российской Федерации, предложения о поправках и пересмотре ее положений могут вноситься Президентом РФ, Советом общества, Государственной Думой, Правительством Российской Федерации, Законодательными органами субъектов РФ, а также группами депутатов численностью не менее одной пятой членов от каждой из палат (ст. 134). В отличие от конституционных законов для принятия или изменения обыкновенных законов не требуется порядка или квалифицированного (в 2/3, 3/4 или же как в основного Закона страны Греции — 3/5) большинства депутатских голосов. В данном случае считается достаточным абсолютное большинство голосов. Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе различных форм права и, в частности, среди нормативно-правовых актов. Более упрощенная по сравнению с конституционными актами процедура принятия и изменения текущих законов — обыкновенных актов подчеркивает их относительно меньшую глобальность, функциональность и стабильность как регуляторов общественных отношений. В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами общества. Первые издаются высшими органами государственной власти союза и распространяются на всю ее территорию. Вторые — высшими органами государственной власти субъектов общества и, соответственно, имеют юридическую силу лишь на подведомственной территории. По общему правилу, в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов союза первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы. Так, например, согласно статье VI основного Закона государства США, федеральные законы, «равно как и все договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными штатами Америки, являются высшими законами страны, и судьи каждого штата обязаны к их исполнению, хотя бы в основного Закона страны и законах отдельных штатов встречались противоречащие постановления». Согласно основного Закона государства Российской Федерации, «законы и иные нормативные правовые акты субъектов России не могут противоречить федеральным законам», принятым по предметам исключительного ведения РФ или же по предметам совместного ведения РФ и субъектов общества. «В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в России, действует федеральный закон» (ст. 76, п. 5). В случае же противоречия между законами и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, изданным по предметам исключительного ведения последних, «действует нормативный правовой акт субъекта России» (ст. 76, п. 6). Законы как основные, главенствующие нормативно-правовые акты очень тесно связаны и взаимодействуют с другими нормативно-правовыми актами. На примере законодательства Российской Федерации можно видеть, как на их основе и в развитие содержащихся в них положений издаются такие нормативные акты, как постановления Правительства РФ. Они издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного, социального и культурного строительства и, согласно основного Закона страны, наряду с распоряжениями Правительства, имеющими, как правило, индивидуальный характер, «обязательны к исполнению в России» (ст. 115, п. 2). В случае противоречия постановлений и распоряжений правительства основного Закона государства РФ, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации они «могут быть отменены Президентом России» (ст. 115, п. 3). В рамках действующей основного Закона страны и федеральных законов издаются также указы Президента РФ, содержащие в себе правила общего характера. Вместе с другими актами Президента — распоряжениями, имеющими индивидуальный характер, указы, согласно основного Закона государства, «обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации» (ст. 90, п. 2). Они издаются по вопросам, отнесенным основным Законом страны к компетенции Президента РФ (ст.ст. 80-89). Наряду с названными нормативно-правовыми актами на основе действующих законов издаются также и другие аналогичные им по своему характеру акты. На уровне союза — это акты центральных органов государственного управления (министерств, государственных комитетов, ведомств). На уровне субъектов общества — это республиканские законы, акты президентов (в президентских республиках), постановления правительств республик, а также нормативные акты республиканских органов государственного управления. К этой же категории актов, издаваемых на уровне субъектов союза, основным Законом государства Российской Федерации отнесены уставы краев и областей, определяющие правовой статус данных субъектов общества, а также нормативные акты, издаваемые органами государственной власти и управления городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Принимаются в соответствии с компетенцией парламента по вопросам, не относящимся к предмету регулирования основным Законом страны и Конституционными законами. Существует еще и другая классификация законов, которая разделяет их на три категории законов: - конституционные; - органические; - ординарные. - Конституционные законы — это законы о пересмотре основного Закона страны. - Конституция (как основной политико-правовой акт страны);
- Законы, которые вносят изменения и дополнения в текст основного Закона государства; - Законы, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией. В основного Закона страны РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституционных законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституционные законы имеют более сложную, чем обыкновенные законы, процедуру принятия. В РФ на принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента. Обыкновенные законы можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном государстве законы разделяют на федеральные (общефедеральные) и законы субъектов союза. - Органические законы — это законы, принимаемые парламентом в субъектах, установленных основным Законом государства, а также в областях, для которых Конституция предусматривает принятие органических законов. Области, для которых не предусматривается принятие конституционных или органических законов, регламентируются ординарными законами. - Конституционные, органические и ординарные законы характеризуются специальными процедурами принятия. Органические законы являются нижестоящей категорией по отношению к конституционным законам и вышестоящей категорией по отношению к ординарным законам. Они отличаются по содержанию и количеству голосов, необходимых для их принятия. Органические законы, являясь продолжением конституционных норм, разрабатываются только для специально предусмотренных законодателем областей. - Ординарные законы являются правовыми источниками и регламентируют общественные отношения, которые относятся к различным институтам и отраслям права. Они подвержены меньшему количеству конституционных ограничений и действуют в любой области общественных отношений, за исключением областей, регулируемых конституционными и органическими законами. Поэтому необходимо, чтобы ординарные законы были совместимы с органическими законами. Ординарные законы не могут вносить изменения, признавать утратившими силу или приостанавливать действие органических законов, в то время как органическими законами можно вносить изменения, признавать утратившими силу и приостанавливать действие ординарных законов. Свои роль и место в системе законодательства имеют также законы, принятые референдумом, кодификационные законы, чрезвычайные законы. По субъектам издания: - Законы России; - Законы бывшего СССР. - Законы бывшего СССР (как и подзаконные акты) применяются, если они: - регулируют отношения, неурегулированные правом Украины; - не противоречат основного Закона государства и законам Российской Федерации. В общества издаются: - федеральные законы; - Законы субъектов союза. Другая классификация законов видиляет своей системе еще и кодификационные законы. Кодификационный закон определяет нормативные основы отдельной отрасли (института), законодательства, регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, борьба с преступностью и т.д.). Он является единым внутренне связанным документом, включающим как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития федерации. Кодификационные законы могут выражаться в различных формах. Одна из них - это Основы законодательства - акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения общества и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в иных актах союза и ее субъектов. В настоящее время в России действуют основы законодательства об охране труда, об охране здоровья граждан, о нотариате и некоторые другие. Чаще всего используемый вид кодификационного закона - это кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, основная масса которых ныне подвергается существенной переработке. Кроме того, в современных условиях право принятия кодексов принадлежит также и субъектам России. В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т.д. В последние годы в России развернулась интенсивная деятельность по подготовке и принятию новых законов. За период с начала 90-х гг. и до настоящего времени было издано около полутора тысяч законов. Были приняты такие важнейшие законы, непосредственно отражающие проведение экономической реформы и демократизацию всех сфер жизни Российской Федерации, как Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Налоговый кодекс, законы о референдуме, о выборах и др. Роль закона в Российском государстве неизмеримо возрастает. Он все более становится основным и решающим документом, определяющим основные направления регулирования общественных отношений, их охрану и защиту; неуклонно увеличивается удельный вес законов в общей системе нормативных актов. В федеративном государстве законы могут издаваться как федеральными органами законодательной власти, так и органами законодательной власти субъектов общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|