Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные (ключевые) понятия.

Введение

Проблемы различного рода стали неотъемлемым атрибутом современной жизни. Мы живем в мире, полном проблем, с этим, пожалуй, все согласны. Вот только отношение к проблемам у людей бывает разное. Одни их избегают, другие норовят переложить на чьи-то плечи, третьи стараются поскорее решить любым способом, пусть даже самым нелепым, только бы не остаться с нею надолго. И самое страшное: на многие из них нет готовых решений. Или же старые способы конкретно не подходят. Что делаем тогда? Бросаемся перебирать варианты: 1-й, 2-й, 3-й... 100-й... 1000-й... На реализацию этих вариантов уходят дни, а то и годы. Чем сложнее проблема и неочевидней решение, тем больше времени и других ресурсов требуется от нас.

В настоящее время в различных видах деятельности человека, в основном в производственной, применяют­ся методы стимулирования творческого процесса, по­зволяющие повысить его эффективность. Результаты применения этих методов рассматриваются как твор­ческие продукты.

В большинстве новейших теорий, разрабатывающих проблему интеллекта, мышление рассматривается как система интеллектуальных операций, генетически свя­занных с практическими действиями. Решающее зна­чение в процессе мышления играет субъективный фак­тор, так как мыслит реальный человек, для деятельности которого характерно единство эмоционального, во­левого и интеллектуального начал. Сама мысль рожда­ется не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, наши чувства.

В целях экономии было бы благоразумнее систематизировать поиск решений. Каким образом это сделать?

Этим же вопросом в середине XX века задался Генрих Альтшуллер. Анализируя патентные фонды, он выявил общие закономерности в основе многих изобретений. На этих законах была позднее построена Теория Решения Изобретательских Задач – ТРИЗ. Отметим некоторые её преимущества. Во-первых, она позволяет перейти от неясной и расплывчатой проблемы к конкретным задачам и противоречиям. Во-вторых, решить эти задачи с помощью приемов и принципов. В-третьих, получить сразу несколько идей, из которых осознанно выбрать наилучшие. В-четвертых, спрогнозировать и предупредить проблемы и аварии.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные
закономерности развития технических сис­тем и разрабатывающая методологию (сис­тему методов и приемов) решения техничес­ких проблем.

В результате своего развития ТРИЗ стала основой для создания практической методологии анализа проблем, возникающих при функционировании искусственных систем. В настоящее время на базе ТРИЗ формируется теория развития искусственных систем (ТРИС). Отра­жая основные этапы мыслительных процессов, выпол­няемых субъектом при анализе проблемных ситуаций и поиске эффективных решений, эти теории все шире используются в системе образования как базовая мето­дология для формирования культуры мышления.

В различных источниках можно найти более 300 определений понятия «культура». Изначально CULTURA (лат.) — возделывание, обрабатывание почвы. В ходе исторического развития это понятие наполня­лось новым содержанием: воспитание, образование, развитие, почитание. Вот некоторые из них:

1. Культура - способ и результат всей человеческой
деятельности, в отличие от уже имеющегося в при­ роде (Вернет Тейлор).

2. Культура - совокупность созданных людьми на­учных, морально-социальных, художественных и технических ценностей, а также процессы учас­тия, взаимодействия с этими ценностями и созда­ние новых (В. Оконь).

3. Из «Толкового словаря русского языка» С. И. Оже­гова:

а) культура - совокупность достижений челове­чества в производственном, общественном и умственном отношении;

б) культура - степень общественного и умствен­ного развития, присущего кому-нибудь;

в) культура - высокий уровень чего-нибудь, вы­сокое развитие, умение;

г) культура - растений;

д) культура - микроорганизмов, ткани, клеток.

Культура — это есть общепринятый способ мыш­ления (К Юнг)

Культур а — социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим един­ством процессов создания ценностей, норм и т. д. и освоения культурного наследия, направленная на преобразование действительности, на превра­щение богатства человеческой истории во внут­реннее богатство личности. В более узком смысле принято говорить о материальной культуре (тех­ника, производство) и духовной культуре (наука, искусство). Отдельно выделяют культуру полити­ческую (Философский словарь. 1991). Анализируя данные определения, приходим к выво­ду, что культура возможна только как итог развития, воспитания и научения, в результате которого созда­ются продукты творчества. И более того: если «творче­ство» — одна из форм человеческой деятельности, то «культура» — как раз результат этой деятельности. «Куль-тура мышления — это мышление по определенным правилам и способность управлять процессом мышле­ния для достижения наиболее эффективного решения проблемы и ощущения красоты ее решения»

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ - это результат целенаправленного воздействия на процесс выполнения субъектом мыслитель­ных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных ситуаций. Та­кое воздействие на субъекта в обществе должна выпол­нять прежде всего система образования. Образование должно стать обучением искусству пользоваться зна­ниями, вырабатывать стиль мышления, позволяющий анализировать проблемы в любой области жизни. Важнейшим моментом такого учебного процесса станет переход от преимуществен­но нерефлексивного к осознанному овладению и вла­дению мыслительными приемами и операциями [Иль­ясов И.].

И особую роль в этом и играют ТРИЗы.

Первоначально ТРИЗ появилась для решения технических проблем (изобретательских задач). До появления ТРИЗ, как грибы, возникали различные методики изобретательства, нацеленные на получение максимально большого числа разнообразных решений. Известный изобретатель Эдисон даже создал научно-исследовательский институт, где поиском плодотворных идей занималась целая команда «старателей». Возникшие позднее мозговой штурм, метод фокальных объектов, морфологический анализ и другие популярные технологии активизации поиска помогали изобретателю найти БОЛЬШЕ РАЗННОБРАЗНЫХ ИДЕЙ В ЕДИНИЦУ ВРЕМЕНИ. Однако качество решений от этого практически не повышалось. ТРИЗ возникла, когда стало понятно, что для решения проблемы в принципе не нужно искать как можно больше разнообразных решений (а ведь именно способность к такому поиску всегда считалась главным признаком креативности). Нужно одно решение, которое удовлетворяло бы некоторым основным требованиям: давало бы желаемый результат, не приносило бы затрат, если возможно, добавляло бы в систему дополнительные полезные свойства. Другими словами, если раньше изобретатели старались максимально быстро исходить вдоль и поперёк все поисковое поле в надежде натолкнуться на продуктивные идеи, теперь задача была поставлена иначе: КАК СОКРАТИТЬ, СУЗИТЬ ПОИСКОВОЕ ПОЛЕ И ПРИ ЭТОМ ПОЛУЧИТЬ ГАРАНТИРОВАННО КАЧЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ? Именно эту задачу и решил Г.С. Альтшуллер, создав ТРИЗ.

ТРИЗ создавалась, чтобы заменить интуитив­ные «озарения», которые приводят талантливых инженеров и ученых к выдающимся изобретениям и открытиям, такой стратегией мышления, ко­торая позволяла бы каждому хорошо подготов­ленному специалисту получать такие же резуль­таты. У ж е из самой постановки задачи видно, что ТРИЗ может быть использована с целью формирования куль­туры творческого мышления как осознанного, целенап­равленного и управляемого процесса мыследеятельности.

Объект исследования ТРИЗ — развитие техни­ческих систем. Объект исследования ТРИС — раз­витие искусственных систем, в том числе стиль мышления как явление культуры.

2. Предмет исследования — выявление объектив­ных закономерностей изменения технических (искусственных) систем. При исследовании сти­ля мышления — условия его формирования.

Цель исследования — создание методологии (системы методов и приемов), основанной на объективных закономерностях развития техни­ческих (искусственных) систем и предназначенной для поиска наиболее эффективных решений проблемных ситуаций.

По мере развития методологии в качестве цели ис­следования рассматриваются возможности ее приме­нения для формирования культуры мышления как осоз­нанного, целенаправленного и управляемого процес­са мыследеятельности.

5. Методы исследования:

а) для искусственных (технических) проблем — анализ процесса изменения продукта творчес­кой (изобретательской) деятельности;

б) для стиля мышления — анализ способов решения проблемных ситуаций.

Основные (ключевые) понятия.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (АРИЗ) — последовательность выполнения мыс­лительных операций, основанная на объектив­ных закономерностях развития технических си­стем и предназначенная для анализа технической проблемы и поиска наиболее эффективного ее решения.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ (АРПС) — модификация АРИЗ, основанная на объективных закономерностях развития искусст­венных систем и предназначенная для анализа проблемной ситуации и поиска наиболее эффек­тивного ее решения.

КУЛЬТУРА МЫШЛЕНИЯ — результат целенаправлен­ного воздействия на процесс выполнения субъек­том мыслительных операций с целью получения наиболее эффективных решений проблемных си­туаций.

ПГОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ - возникновение проти­воречия, не удовлетворяющее потребителя систе­мы, как результат взаимодействия двух или более элементов системы. ПРОТИВОРЕЧИЕ — свойство связи между двумя па­раметрами системы, при котором изменение од­ного из этих параметров в нужном для потребите­ля направлении вызывает недопустимое для по­требителя изменение второго параметра.

СИСТЕМА— совокупность элементов, предназначен­ная для выполнения определенной функции и об­разующая при своем объединении новое свойство, которым не обладают отдельно взятые элементы.

СИТУАЦИЯ — результат взаимодействия двух или более элементов системы. •

СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ — проявление культуры мыш­ления при решении проблемы в любой области жизни и преобладающая для субъекта тенденция к определенной последовательности выполнения мыслительных операций.

В основе ТРИЗ лежат очень простые идеи (в представленном здесь виде их описал Н. Хоменко):

1) Изобретая, мы улучшаем систему, делаем ее более совершенной, развиваем ее. А все искусственные системы, как выяснилось, создаются и развиваются по определенным законам. Например, они стремятся к идеальности, чтобы затрат было как можно меньше, а функций выполнялось как можно больше. Вспомните рекламу, она очень часто обращается к нашему представлению об идеальной системе. Так вот, закон стремления к идеальности, как показали исследования, объективно существует, и люди, улучшающие искусственные системы, выполняют этот закон. А если не выполняют, система оказывается нежизнеспособной и «отмирает», совсем как в природной эволюции. Значит, улучшая системы, мы должны опираться на законы их развития.

2) Все системы развиваются, преодолевая противоречия. Чем больше объем памяти компьютера, тем выше эффективность его работы, но тем больше его вес. Это противоречие долго мучило инженеров и программистов. Потом изобрели другие принципы записи и хранения информации и противоречие практически исчезло. Если мы хотим решать проблемы, мы должны уметь разрешать противоречия.

3) И, наконец, последний принцип гласит, что даже для одинаковых противоречий решения проблем все равно могут сильно различаться, т.к. они зависят от ресурсов конкретной системы. Текст должен быть большим по объему, чтобы передать необходимую информацию и должен быть маленьким, чтобы его легко было читать. Это противоречие в детской книжке решается за счет замены частей текста рисунками, а на Интернет-портале — с помощью подключения голоса или использования схем, разворачивающихся только по мере необходимости. Итак, чтобы решать проблемы, надо знать и уметь использовать ресурсы систем.

Вот на этих трех «китах» базируется ТРИЗ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...