Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова. (С. Есенин)
Сравнения могут быть прямыми (см. выше) и отрицательными Отрицательные сравнения особенно характерны для устной народной поэзии, Например: То не ветер ветку клонит, Не дубравушка шумит, То моё, моё сердечко стонет… (Из русской народной песни),
а могут служить способом стилизации текста. Например: То не конский топ, Не людская молвь... (А. С. Пушкин)
Не ветер бушует над бором, (Н.А. Некрасов)
Особый тип сравнения представляют развернутые сравнения, с помощью которых могут быть построены целые тексты. Например, стихотворение Ф. И. Тютчева «Как над горячею золой...»:
Так грустно тлится жизнь моя Роль сравнений в тексте Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций. Например: В каждой душе словно живет, горит, светится, как звезда на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетает с наших губ... Бывает, погасшая звезда для нас, людей на земле, горит еще тысячу лет. (М. М. Пришвин)
Сравнения как средства языковой выразительности могут использоваться не только в художественных текстах, но и в публицистических, разговорных, научных.
МЕТАФОРА (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Иногда говорят, что метафора – это скрытое сравнение. Например, метафора: В саду горит костер рябины красной (С. Есенин) – содержит сравнение кистей рябины с пламенем костра. Многие метафоры стали обычными в повседневном употреблении и потому не привлекают внимания, утратили в нашем восприятии образность. Например: банк лопнул, хождение доллара, кружится голова и др.
В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. В основу метафоры может быть положено сходство предметов по форме, цвету, объему, назначению, ощущениям и т. п. Например: водопад звезд, лавина писем, стена огня, бездна горя, жемчужина поэзии, искра любви и др. Все метафоры делятся на две группы: 1) общеязыковые («стертые») Например: золотые руки, буря в стакане воды, горы своротить, струны души, любовь угасла;
2) художественные (индивидуально-авторские, поэтические) Например: И меркнет звезд алмазный трепет В безбольном холоде зари (М. Волошин)
Пустых небес прозрачное стекло. (A. Ахматова) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А. А. Блок)
Метафоры Сергея Есенина: костёр рябины красной, берёзовый весёлый язык рощи, ситец неба. Метафоры Бориса Пастернака: кровавые слёзы сентября, поросли дождевых капель, булки фонарей и пышки крыш.
Роль метафор в тексте Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений. Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо! Крокодилы! (А. П. Чехов) Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра», «электронное облако» и др.).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ — это вид тропа, основанный на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия. Чаще всего олицетворения используются при описании природы. Например: Реже олицетворения связаны с предметным миром. Например:
Олицетворения – тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня. Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь. Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом. Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
(А.С. Пушкин)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|