Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Обобщение наблюдений за организацией нравственного воспитания школьников




 

 

Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах, но особенно в школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности  зависит успех всего обучения, поскольку учебная деятельность является ведущей, в процессе которого формируются основные новообразования, психическое развитие ребенка идет интенсивно.

Для выявления состояния уровня сформированности нравственного воспитания у детей мы использовали диагностические опросы учащихся.

 Базой нашего исследования была школа № 1 г. Бузулука.

Задания предлагались в двух шестых и двух седьмых классах (120 учащихся). Один из шестых и седьмых классов является контрольным, другой экспериментальным.

Детям предлагались вопросы нравственного характера. Цель заключалась в выявлении уровня нравственного воспитания.

В качестве исходного материала, на котором изучался нравственный опыт школьников, были выбраны такие моральные нормы, как «ответственность» и «доброжелательность», которые очень актуальны на современном этапе жизни общества. Анализ теоретической литературы позволил выделить основное содержание характеристики этих норм. При определении ответственности указывалось на добровольное принятие обязательств, при появлении объективной необходимости, строгое соблюдение принятых обязательств с учетом реальных условий, готовность отчитаться за текущие и перспективные результаты своей деятельности, соотнесение своих условий и их возможных последствий с интересами других людей.

Нравственная норма «доброжелательность» характеризовалась в большей мере взаимоотношениями между людьми. Доброжелательность определяется нашими познаниями, как стремление видеть в другом положительные качества, вера в возможность изменения человека к лучшему  и в его способности, готовность придти на помощь советом и делом.

На указанные признаки моральных норм мы ориентировались при определении особенностей нравственного опыта испытуемых.

Мы исходили из того, что нравственный опыт представляет перед собой единство интеллектуального и эмоционального компонентов. Интеллектуальный компонент рассматривается как знание школьником моральных принципов и норм, выраженных в эстетических понятиях и абстрактно – логических построениях. Нравственные знания и отношения проявлялись в реальном поведении школьников. Отсюда разработанные нами методики имели направленность на изучение знаний, отношений и способов поведения.

При исследовании нравственного опыта школьников мы использовали взаимодополняющие методики: беседа по сюжетному рассказу, метод незаконченного рассказа.

  Беседа. При использовании беседы по сюжетному рассказу, испытуемому предлагалось прослушать рассказ, содержащий нравственную проблему. Герои рассказа попадали в ситуацию морального выбора. После прослушивания рассказа школьникам задавались вопросы, которые были составлены таким образом, чтобы в ответах и высказываниях испытуемых проявлялись отношения, знания о способах поведения и о самой нравственной норме.

Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их. [20]

При определении особенностей нравственного опыта школьников использовались следующие критерии: степень соответствия нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

Для оценки нравственных знаний испытуемых выделялись такие проявления, как понимание ими содержание моральных норм, знание способов поведения, знание переживаний, возникающих у человека в случае соблюдения или несоблюдения моральной нормы.

О нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

На первом этапе исследования учащихся 5 классов были предложены задания ответить на вопросы:

Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

Как обычно ведет себя ответственный человек?

Как обычно ведет себя безответственный человек?

Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

Анализ ответов и  высказываний  испытуемых 5 класса показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. В контрольных и экспериментальных классах необходимо прежде всего выделить испытуемых, ответы и высказывания которых, свидетельствуют о том, что эти школьники (в сравнении с другими) неправильно понимают содержание моральных норм. Показателем того, что испытуемые имеют относительно низкий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно не видят нравственную проблему там, где она есть.

В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы поведения, не соответствующие нравственной норме.

Основываясь на вышесказанном, мы выделяем этих школьников в группу с низким уровнем нравственного опыта.

В 5 экспериментальном классе они составляют 43%, в контрольном - 40%.

Наша исследовательская работа показала, что у детей данного класса высокий уровень нравственного воспитания. Однако теоретические знания преобладают над практическими умениями. Мы видим, что работу по формированию нравственности надо продолжать.                                              

 

 

Заключение

 

   Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна.      

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

    Опытная работа в школе №1 г Бузулука показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию со школьниками. Хотя в опытном 6 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать.

   Этой работой мы подтвердили «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в различных формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.      

    И наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы учителя?

Список литературы

 

 

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах - М: 1984, т.4.

2. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 1979. 

3. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988.

4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991

5. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка- М: 1979, т. 11.

6. Ковалев Н.Е., Райский Б.Ф., Сорокин Н.А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1987. – 386с.

7. Коджаспирова Г.Ш. Педагогика: Учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. – 352с.

8. Коротов В.М., Гордин Л.Ю. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для студентов пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 1990. – 175с.

9. Краткий словарь по философии -М: 1982.

10. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.

11. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.

12. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 1995.

14. Пидкасистый П.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей.

15. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – Просвещение: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 432с.

16. Регуш Л.А. Развитие способностей прогнозирования в познавательной деятельности (дошкольник-юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983.

17. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. – 256с.

18. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. – М: Издательский центр «Академия», 1998. – 512с.

19. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

20. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: 1985,т.2.

21. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.

22. Щукина Г.И. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М: Издательский центр «Академия», 1999. – 357с.

23. Щукина Г.И. Педагогика школы: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М: Просвещение, 1997. – 384с.

 

 

Приложение 1

 

 

№ п/п   Ф.И. уч-ся   1 результат ошибок   2 результат кол-во ошибок   1 уровень   2 уровень  
1   Иван А.   4   5   Сред.   Вые.  
2   Ирина А. 2   4   Низ.   Сред.  
3   Анна В. 3   3   Сред.   Сред.  
4   Екатерина В.   3   5   Сред.   Вые.  
5   Сергей В. 2   4   Низ.   Сред.  
6   Дарья Г. 3   5   Сред.   Вые.  
7   Юлия З. 4   5   Сред.   Вые.  
8   Артем К. 5   5   Вые.   Вые.  
9   Дмитрий К. 3   5   Сред.   Вые.  
10   Екатерина К. 5   5   Вые.   Вые.  
11.   Анастасия К. 5   4   Вые.   Сред.  
12   Иван Л. 3   5   Сред.   Вые.  
13   Георгий Л.   3   4   Сред.   Сред.  
14   Артем М. 2   3   Низ.   Сред.  
15   Саша М. 2   4   Низ.   Сред.  
16   Александра П. 4   5   Сред.   Вые.  
17   Кирилл П. 5   5   Вые.   Вые.  
18   Ангелина П. 4   5   Сред.   Вые.  
19   Анна П.   4   5   Сред.   Вые.  
20   Григорий Т. 3   5   Сред.   Вые.  
21   Анна Т. 4   5   Сред.   Вые.  

 

Уровни   Кол-во уч-ся Начало/ конец 1 результат 2 результат   Динамика  
Низкий (1-2 ош.)   4/0   -4  
Средний (3-4 ош.)   13/7   -6  
Высокий (5 ош.)   4/14   +10  

 

 

 

Приложение 2

 

 

Кто надежнее — добрый или злой? свидетельствовал Д. Танков, очевидец и участник ВОВ.

«Дух товарищества покидал солдат в разгаре боя»,— отмечает Танков. Он рассказывает, как одна­жды  солдаты бросили на поле боя своего раненого, истекающего кровью лейтенанта, как «многих раненых оставляли умирать на льду водохранилищ». Вот цена храбрости, воспитанной на фильмах ужасов, на виде истерзанной живой плоти...

Значит, свирепость, отсутствие жалости, кровожад­ность не адекватны храбрости и отваге. Напротив, часто они сопутствуют трусости. Значит, твердость и силу дают не забвение нравственных основ, не лютый эгоизм, а не­что противоположное. Душевный холод не закаляет...

Нет, жестокие вовсе не самые твердые и стойкие, а зверство никогда не было признаком силы, скорее это бессилие, свидетельство, а иногда и признак слабости. «...Сильные — всегда добрые»,— утверждает Горький.

— А как совместить доброту и твердый характер и можно ли проявлять доброту все время?

— Мне думается, нельзя. А может быть, порой и не нужно. Например, вы готовите уроки. У вас не хватает времени. А тут кто-то пришел в гости. Или куда-то вас зовут. Тут нужно быть человеком очень волевым, пони­мать, что нельзя забывать главное, чтобы друзья, поль­зуясь вашей добротой, не растащили вас, как говорится, по кускам.

Я, например, быстро устаю. Я не могу так же, как вы, «готовить свои уроки», если буду отвечать на все при­глашения, я вынужден говорить «нет».

Иметь твердый характер чрезвычайно важно. И нель­зя в жизни забывать себя, в хорошем смысле слова: надо пополнять себя знаниями, отвечать за свою собственную душу. Каждый из нас ответствен за нее. Нужно все уметь сочетать, а это не просто.

Розов В. Зачем человеку доброе сердце? Дорогие ребята,    недавно одна работница рассказала мне, что, дожидаясь сына в школе, она видела, как в перемену ученики обижают младших школьников, щелкают их, гоняют, у тех затрав­ленный вид. Работница ужасно была возмущена.

Ребята, неужели это возможно?

И другое.

 

Приложение 3

 

 

Подумай только, как многим обязан ты своей маме!.. Неужели тебе не хочется тоже сделать что-нибудь для нее, чтобы ответить на ее заботу?

Начни с малого. Идя с ней по улице, не позволяй ей тащить тяжелую сумку, а понеси ее покупки сам. Когда она приходит домой, помоги ей снять пальто, принеси домашние туфли. Если она уронит ножницы, наперсток, платок — подними и подай.

Старайся почаще хоть чем-нибудь помочь ей по хо­зяйству: если в доме нет водопровода — принеси воды, если отопление печное — наколи дров, помоги подмести комнаты, вытереть пыль. Да и сам не мусори понапрасну, чтобы не доставлять ей лишней уборки.

Тебе все это, может быть, кажется мелочами. Но ты не представляешь себе, какой радостью будет для нее любое проявление внимания с твоей стороны! Как она будет гордиться, что у нее такой внимательный сын, та­кая заботливая дочь!

Но никогда не злоупотребляй ее любовью. Не знаю, как для тебя, а для меня самое отвратитель­ное зрелище, когда в автобусе я вижу, как здоровый мальчишка или краснощекая девочка си­дит, развалившись, а усталая мать стоит рядом, да еще держит в каждой руке по сумке с провизией!

Мать не очень виновата. Для нее ты всегда останешь­ся маленьким и слабым, и ей хочется устроить тебя по­лучше, не думая о себе.

Но ты в этом случае обязан проявить характер и уса­дить ее на место, как бы она ни возражала...

И уж никогда не ленись писать ей письма. Если бы ты мог увидеть, какое для нее счастье каждая написанная тобой строчка, с какой гордостью будет она показывать твое письмо соседкам, ты писал бы ей каждый вечер.

— А как воспитать в себе доброту?

— Если в вашем классе человек 30—40, то классно­му руководителю быть внимательным к каждому трудно. Поэтому каждому стоит заняться самовоспитанием. Твой ум, твой строй чувств подсказывают тебе решение.

Доброта не порождается умом. Но через ум она мо­жет пополняться. Если из меня вырывается змея гнева, раздражения, то ум говорит: «Стоп, стоп, стоп!» Ум — это регулятор поведения. Он усиливает мои волевые на­чала и удерживает меня от неважных поступков.

Иногда нам не хватает волевого усилия, чтобы посту­пить по велению совести. Нужно уметь слушать себя. Очень рано человек понимает, «что такое хорошо и что такое плохо». Умейте слушать себя и не давайте злым чувствам подавлять добрые. А если в детстве подавить этот хороший внутренний голос, тогда можно превра­титься в плохого человека. Умейте беречь себя каждый в отдельности и все вместе.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...