Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составить рассказы с опорными словами




ВВЕДЕНИЕ

В методических разработках известного отечественного логопеда Е.В. Новиковой обобщен ее многолетний опыт занятий с детьми, имеющими нарушения устной речи, а также трудности в овладении чтением и письмом.

В этом выпуске представлены задания для автоматизации и дифференциации звуков [р] и [р']. Ввиду того что недостатки устной речи детей часто отражаются на их письме, автор предлагает письменные упражнения, предупреждая ошибки, связанные с пропусками и заменами буквы «р». Кроме того, в пособии содержится ряд устных и письменных заданий для самостоятельной работы детей.

Схема работы включает в себя три этапа.

1. Упражнения для тренировки произношения звуков в слогах, словах и предложениях.

2. Работа с текстами (стихи, загадки, скороговорки), составление рассказов по картинкам, заучивание стихов, чтение рассказов.

3. Письменные задания.

Начиная работу над коррекцией письма, следует предложить ребенку выполнить такие задания:

— указать, на каком месте в слоге стоит данный звук;

— на каком месте в слове стоит данный звук;

— на каком месте в предложении стоит слово с заданным звуком;

— составить предложения по опорным словам и словосочетаниям.
При работе над коррекцией письма можно также использовать слова

и предложения из первой части пособия для списывания, проведения диктантов, выполнения заданий на составление и запись предложений и выбор слов на звуки [р] и [р']. При выполнении письменных работ обязательно проводится звуковой анализ слогов и слов. Все задания выполняются вместе с логопедом, а потом дома с родителями.

 


С благодарностью посвящаю моим дорогим учителям

С.С. Ляпидевскому, Р.Е. Левиной,

НА. Никашиной, ГЛ. Каше,

Е.Ф. Рау, В.И. Рождественской

 

ТРЕНИРУЕМ ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА [Р]

В СЛОГАХ, СЛОВАХ И ПРЕДЛОЖЕНИЯХ1

Ра — ра — ра — ра — ра

Работа, ракета, ракушка, растение, радио, рак, радость, равнина, разбойник, разведчик, развалины, радиоприёмник.

1. Мой брат ходит на работу.

2. Ракета улетает в космос.

3. В море много разных ракушек.

4. Растения украшают наши сады и парки.

5. Ребята по радио слушают сказку.

 

Ро — ро — ро — ро — ро

Родник, рот, роза, ромашка, рожок, рожь, ролики, роща, воробей, ворона, ворота.

1. В саду цветут садовые ромашки.

2. В роще протекает родник.

3. У зубного врача я открываю рот.

4. В розарии цветут розы.

5. Розы розового цвета и хорошо пахнут.

 

Ру — ру — ру — ру — ру

Рубашка, парус, ружьё, ручей, рукав, рукавица, рулевой, румяный, рука, русак, русский, кукуруза.

1. Боре покупают новую рубашку.

2. На горизонте я вижу парус.

3. Оксана моет руки в ручье.

4. Бабушка вяжет внучке рукавички.

5. Катер ведёт рулевой.

 

Ры — ры — ры — ры — ры

Рысь, моторы, рыбак, рынок, рыть, рыба, комары, рыжик, рытвины, топоры, горы, офицеры, рычаг, рыльце, рыщут, рыбозавод.

1. Рысь — опасный хищник.

2. Выходя в море, рыбаки поймают много рыбы.

3. Рыбу коптят на рыбозаводе.

4. На рынке продаётся много грибов-рыжиков.

5. Туристы взбираются на горы.

 

Ар — ар — ар — ар — ар

Арфа, арбуз, араб, карта, баржа, Артек, парта, картон, пар, шар, удар, артистка.

 
 


1 При работе над письмом попросить ребенка написать эти предложения под диктовку логопеда, разделить слова с буквой «р» на слоги, подчеркнуть букву «р» простым карандашом. Задание рассчитано на несколько занятий.


1. Артистка играет на арфе.

2. Арбузы привезли на рынок.

3. Баржа подошла к катеру.

4. Дети кушают арахис.

5. В Артеке отдыхает много детей.

 

Ор — ор — ор — ор — ор

Уборка, спор, спортсмен, горка, норка, сбор, корка, оркестр, орхидея, оружие, бор, сор, хор, орден.

1. В квартире была уборка.

2. Между друзьями произошел спор.

3. Спортсмен побеждает в соревнованиях.

4. На горке зимой много детей.

5. В норке живут мышки.

 

Ур — ур — ур — ур — ур

Урок, курок, сурок, тужурка, дежурный, абажур, бурка, ажур, уравнение, ураган, урожай, уронить.

1. Дети опаздывают на урок.

2. В пистолете сломан курок.

3. Сурок вылезает из норки.

4. Дежурный по классу опаздывает на дежурство.

5. Над диваном висит абажур.

Ир — ир — ир — ир — ир

Инжир, командир, бригадир, мир, пир, тир, кирпич, Иртыш, пировать, пирожные, пирог, пирожок.

1. Инжир — очень вкусная ягода.

2. Командир командует эскадроном.

3. Бригадир каменщиков руководит бригадой.

4. Из кирпича строят двухэтажный дом.

5. Иртыш — широкая северная река.

 

Ер — ер — ер — ер — ер

Мерцать, нервничать, нержавейка, персик, перхоть, пернатый, перрон, перстень, перчатки, верба, ветер, веер.

1. На небе мерцают звёзды.

2. Я на уроке математики очень нервничаю.

3. Вилка из нержавейки не гнется.

4. Персик вкусен, питателен и приятен.

5. На перроне собирается много провожающих.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Р] И [Р']

Хорошо и четко прочитать слоги, слова и предложения

Ра — ря ро — рё

парад — наряд ров — рёв

радость — рядовой морозы — берёзы

играть — нырять коровка — верёвка

праздник — пряник народ — берёт

красить — крякать рожки — серёжки


1. В реке дети начинают 1. Рядом с домом ров.
нырять и играть. 2. Из рощи раздаётся рёв.

2. Рядовые строятся на парад. 3. Наступили сильные морозы.

3. Мне покупают новый наряд. 4. В роще стройные берёзы.

4. Маша покупает пряники. 5. Божья коровка ползет по

5. Дети ждут праздники. верёвке.

 

Ру — рю ры — ри

берусь — борюсь рык— крик

рука — рюмка горы — гори

рубашка — рюкзак брысь — берись

 

1. У брата порезана рука. 1. В доме раздаётся крик.

2. Ребята борются на ринге. 2. В саванне слышен рык.

3. Я берусь за трудную работу. 3. Берись за бревно с другого конца.

4. Борис надел рубашку. 4. Мы кричим кошке: «Брысь!»

5. Мы в поход берём рюкзак. 5. Нас окружают горы.

 

РАБОТА С ТЕКСТАМИ

Отгадать загадки

Не зверь, не птица, Будто снежный шар бела

А нос, как спица. По весне она цвела,

Летит — кричит, Нежный запах источала,

Сядет — молчит, А когда пора настала,

Кто его убивает, Разом сделалась она

Свою кровь проливает. Вся от ягоды черна.

(Комар.) (Черемуха.)

Вкус у ягоды хорош, Хочет — прямо полетит,

Но сорви ее поди-ка. Хочет — в воздухе висит,

Куст в иголках, будто еж, — Камнем падает с высот

Вот и назван... (ежевика). И в полях поёт, поёт.

(Жаворонок.)

Стоят в поле сестрички —

Желтый глаз, белые реснички. Кто без рук и без свирели

(Ромашки.) Лучше всех выводит трели?

(Соловей.)

На поляночке растет

Черненькая, сладкая, Не ворона, не синица —

Всем ребятам приятная. Как зовется эта птица?

(Черника.) Примостилась на суку —

Голубой аэропланчик Раздалось в лесу «ку-ку».

Сел на белый одуванчик. (Кукушка.)

(Стрекоза.) Нашумела, нагремела,

Все промыла и ушла,

Запорошила дорожки, И сады и огороды

Разукрасила окошки. Всей округи полила.

Радость детям подарила (Гроза.)

И на санках прокатила.

(Зима.) Заревел вол

На сто гор,

Сам алый сахарный, На тысячу городов.

Кафтан зеленый бархатный. (Гром.)

(Арбуз.)

 

Крутая, а не шар, Между веток новый дом,

С хвостом, а не мышь, Нету двери в доме том,

Желтая, как мед, Только круглое окошко,

А вкус не тот. Не пролезет злая кошка.
(Репа.) (Скворечник.)

Чистоговорка

Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра — на дворе у нас гора.

Ру-ру-ру-ру-ру-ру-ру — собираем детвору.

Ры-ры-ры-ры-ры-ры-ры — покатаемся с горы.

Ра-ра-ра-ра-ра-ра-ра — очень рада детвора.

Рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю — как я много говорю.

Ри-ри-ри-ри-ри-ри-ри — от зари и до зари.

Ре-ре-ре-ре-ре-ре-ре — о горе и о норе.

Рё-рё-рё-рё-рё-рё-рё — про ребят и про зверьё.

Ря-ря-ря-ря-ря-ря-ря — про озера и моря.

Рю-рю-рю-рю-рю-рю-рю — говорю и говорю.

Ря-ря-ря-ря-ря-ря-ря — обо всем и, видно, зря.

Н. Варенцова

 

Повторить стихи

Муравьиный терем

Горько пахнут сосновой смолою

Разогретые старые пни,

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем ручной муравьи.

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей,

Для того и встает на рассвете

Работящий лесной муравей.

Т. Шорыгина

 

На катке

Вечер, музыка играет,

Много на катке ребят,

Ель нарядная сияет,

Фонари кругом горят.

Режу острыми коньками

Синеватый гладкий лёд,

И сверкает огоньками

Снежных хлопьев хоровод.

Т. Шорыгина

* * *

Всё в карманы Роза тащит,

Всё в карман она кладёт:

Деревяшку и катушку,

И игрушку-погремушку —

В общем, всё, что где найдёт.

Так разбух карман у Розы,

Что ходить уже не может,

Только плачет все сильней.


Выкинуть она боится,

Что в кармане том ютится.

Погремушки и игрушки,

Деревяшки и катушки,

Даже горсточка камней.

Е.В. Новикова

* * *

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

Е.В. Новикова

 

Составить рассказы с опорными словами

Воспоминания о лете

Ребята, воспоминания, деревня, экскурсия, речка, купанье, костёр, игры, походы, грибы, корзинка, ягоды.

Сбор фруктов

Собирают, созревшие, фрукты, корзины, ящики, груши, черешня, абрикосы, персики, виноград, отправляют, город, сады, бригада.

Зима

Морозы, ветры, сугробы, снегопад, звери, норы, берлоги, спрятались, деревья, дупла, реки.

Огород

Копать, грядки, грабли, сажают, рассаду, огурцы, помидоры, перец, картошка, семена, репа, редиска, петрушка, укроп, хрен, сорняки, крапива, трава, ребята, работа, полоть.

Весна

Прилетели, грачи, скворцы, скворечник, огород, сад, собирают, черви-вредители, истребление, хороший, урожай, фрукты, овощи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...