Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

График 1. «Структура доходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2007гг.»

 

Таким образом, если в 2001 году главным источником консолидированного бюджета являлся налог на добавленную стоимость, а самое незначительное место в источниках бюджета занимали доходы от внешнеэкономической деятельности дохода, то в 2007 году ситуация изменилась кардинальным образом: в бюджетных доходах главенствуют доходы от внешнеэкономической деятельности, а самыми незначительными доходами являются доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Абсолютные изменения статей доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах приведены в следующей таблице.11


Таблица 2.

Название статьи / год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 *2007
Доходы, из них:   841,60 620,00 1794,30 1681,70 3031,20 745,60
Налог на прибыль   2121,32 -2208,65 38,29 1041,46 338,89 1973,37
НДФЛ   101,89 96,32 173,65 79,31 218,04 1169,54
ЕСН   0,00 0,00 486,25 -219,85 255,09 708,45
НДС   110,58 128,54 287,31 -140,62 483,71 2383,56
Акцизы   20,34 79,58 -76,41 -15,66 14,89 326,13
Налоги на имущество   0,00 0,00 160,11 91,08 57,46 465,77
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   0,00 0,00 634,50 294,12 263,38 949,03
Доходы от внешнеэкономической деятельности   21,34 -13,03 -12,25 1648,27 619,71 1858,67
доходы от использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности   35,20 81,66 121,86 -125,76 115,25 240,98
Данные в млрд. руб.              
* рассчитано мною              

 

Данные приведенной таблицы показывают, на сколько изменилась каждая отдельная статья доходов консолидированного бюджета РФ в текущем году по сравнению с предыдущим годом.

Наиболее существенные колебания абсолютных значений в анализируемом периоде отмечены по налогу на прибыль; налогу на добавленную стоимость; акцизам; налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами; доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.

Чтобы более четко проследить насколько и в каких годах повышались либо понижались доходные функции консолидированного бюджета, я построила график.

 


График 2. «Сравнение абсолютных изменений статей доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007гг.»

 

Таким образом, отмечено наиболее резкое изменение абсолютной величины по налогу на прибыль: существенный рост на 2121,32 млрд.руб. в 2002 году по сравнению с 2001 годом и уменьшение в 2003 году по сравнению с 2002 голом на 2208,65 млрд. руб.

Налоги на прибыль организаций играют важную роль в составе прямых налогов. Налог на прибыль был введен в ходе налоговой реформы 1992 года. Ставка налога была установлена единой на уровне 32%. Особенностью налога на прибыль с первых дней его установления стало большое количество льгот. С 1 января 2002 года введен новый механизм определения и изъятия налога на прибыль организаций, закрепленный в Налоговом кодексе РФ - с целью стимулирования производства уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30% до 24%).

Набольшее увеличение по абсолютной величине отмечено по налогу на добавленную стоимость - на 2383,56 млрд. руб. в 2007 году по сравнению с 2006 годом.

 


2.2 Удельный вес доходных статей в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах

 

Динамика удельного веса доходных статей в общей сумме доходов консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах представлена в следующей таблице.12

 

Таблица 3.

 Название статьи / год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007*
Доходы, из них: 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Налог на прибыль 12,70 70,00 6,10 4,90 17,50 15,70 32,00
НДФЛ 9,60 10,20 11,00 10,60 9,30 8,70 18,40
ЕСН 0,00 0,00 0,00 8,20 3,50 4,90 10,80
НДС 24,00 21,40 21,30 19,70 13,50 14,20 34,20
Акцизы 9,10 7,50 8,30 4,50 3,30 2,50 5,20
налоги на имущество 0,00 0,00 0,00 2,70 3,30 2,90 6,80
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 0,00 0,00 0,00 10,70 12,20 11,20 18,80
Доходы от внешнеэкономической Деятельности 1,70 1,90 1,30 0,70 22,20 21,70 36,60
Доходы от использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 4,60 4,50 5,80 6,10 3,10 3,30 5,20

*Источник: рассчитано мною по Экономическому журналу ВШЭ, № 1, 2007

 

Как следует из таблицы, главным источником консолидированного бюджета с 2005 года являются доходы от внешнеэкономической деятельности. Доля их в структуре доходов в 2005 году составила 22,2%, в 2006 году - 21,7%, в 2007 году - 36,6%. Кроме того, наиболее весомыми доходами консолидированного бюджета являются: налог на добавленную стоимость (13,5%, 14,2% и 34,2% соответственно); налоги, связанные с производством (налог на прибыль) - 17,5%, 15,7%, 32% соответственно и налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами - 12,2%, 11,2%, 18,8% соответственно.

 

Диаграмма 1. «Динамика удельного веса доходов консолидированного бюджета РФ в 2001 году».

 

Таким образом, в структуре доходов консолидированного бюджета в 2001 году основное место занимали налог на добавленную стоимость (24,0%) и налог на прибыль (12,7%). Удельный вес налога на доходы физических лиц составлял 9,6%, акцизов - 9,1%. Доля других статей в структуре доходов была незначительна.

консолидированный бюджет доход

 


Диаграмма 2. «Динамика удельного веса доходов консолидированного бюджета РФ в 2007году»

 

Структура доходов консолидированного бюджета в 2007 году претерпела ряд существенных изменений. Так, основной удельный вес стали занимать доходы от внешнеэкономической деятельности (36,6%). Кроме того, значительный удельный вес составляют налог на добавленную стоимость (34,2%), налог на прибыль (32,0%), налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (18,8%) и налог на доходы физических лиц (18,4%).

 


График 3. «Динамика удельного веса доходных статей в общей сумме доходов консолидированного бюджета за период с 2001 по 2007 гг.»

 

Данный график наглядно демонстрирует существенный рост с 2005 года удельного веса доходов от внешнеэкономической деятельности в общей сумме доходов консолидированного бюджета. В 2007 году их удельный вес составил 36,6%.

Наиболее резкие колебания удельного веса в доходах консолидированного бюджета отмечены по налогу на прибыль. Так, наиболее значительный рост отмечен в 2002 году и снижение - в 2003 году, что связано с изменениями налогового законодательства, а именно: уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30% до 24%).

Следует отметить стабильность налога на добавленную стоимость. Только в 2005 и 2006 годах отмечалось незначительное снижение его удельного веса в общей сумме доходов консолидированного бюджета. Тогда как в 2007 году налог на добавленную стоимость вновь является основным косвенным налогом консолидированного бюджета, что связано с тем, что с уменьшением с 1 января 2005 года налоговой ставки НДС с 20% до 18%.

 


2.3 Анализ темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %)

 

Темпы роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %) представлены в следующей таблице.13

 

Таблица 4.

Название статьи/год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 *2007
Доходы, из них:   1,31 1,18 1,43 1,28 1,40 1,07
Налог на прибыль   7,25 0,10 1,15 4,58 1,25 2,18
НДФЛ   1,40 1,27 1,38 1,13 1,31 2,26
ЕСН   - - - 0,55 1,96 2,36
НДС   1,17 1,17 1,33 0,88 1,47 2,58
Акцизы   1,08 1,30 0,78 0,94 1,06 2,23
Налоги на имущество   - - - 1,57 1,23 2,51
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами   - - - 1,46 1,28 1,80
Доходы от внешнеэкономической Деятельности   1,47 0,80 0,77 40,71 1,37 1,80
Доходы от использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности   1,29 1,52 1,51 0,65 1,49 1,69
Данные в %              
* рассчитано мною              

*Источник: рассчитано мною по Экономическому журналу ВШЭ, № 1, 2007

 

В анализируемом периоде отмечен рост общей суммы доходов консолидированного бюджета. В то же время темпы прироста доходов в 2007 году составили всего 7%. Наиболее значительные темпы роста на протяжении всего анализируемого периода отмечены по налогу на доходы физических лиц и налогу на прибыль.

В 2007 году по сравнению с 2006 годом большие темпы роста отмечены по налогу на добавленную стоимость (2,58%) и налогу на имущество (2,51%).

 

График 4. «Темпы роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007 годах (к предыдущему году в %)».

 

Налог на доходы физических лиц - один из важнейших источников консолидированных бюджетов субъектов РФ.

После введения пропорциональной налоговой ставки в 2001 году поступления налога на доходы физических лиц значительно увеличились. Темпы роста данного налога опережают темпы роста общих налоговых поступлений. Вместе с тем в сегодняшних российских условиях налог на доходы физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны, несмотря на то, что по объему поступлений в бюджет в 2007 году за счет этого налога сформировано 18,4% от общей суммы доходов консолидированного бюджета. Это объясняется следующими причинами:

низким уровнем доходов подавляющего большинства населения России;

неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

- наличием теневой экономки и уходом от налогообложения работников этого сектора экономики, а также лиц с относительно высокими доходами. Основную долю этого налога обеспечивают поступления от доходов малообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.

Отмечены наиболее значительные темпы роста (на 40,71%) доходов от внешнеэкономической деятельности в 2005 году по сравнению с 2004 годом.

Также отмечалось повышение темпов роста налога на прибыль в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 7,25% и в 2005 году по сравнению с 2004 годом на 4,58%, что связано, как указывалось выше, с изменениями налогового законодательства.

Изменение темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2001-2007годах (в % предыдущему году) представлено в следующей таблице.14

 

Таблица 5.

Название статьи/год 2001 2002 2003 2004 2005 2006 *2007
Доходы, из них:     -0,14 0,26 -0,15 0,11 -0,33
Налог на прибыль     -7,14 1,05 3,43 -3,33 0,93
НДФЛ     -0,13 0,11 -0,26 0,18 0,96
ЕСН     0,00 0,00 0,55 1,41 0,40
НДС     0,00 0,16 -0,45 0,59 1,11
Акцизы     0,22 -0,52 0,16 0,12 1,17
Налоги на имущество     0,00 0,00 1,57 -0,34 1,28
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами     0,00  0,00 1,46 -0,18 0,51
Доходы от внешнеэкономической деятельности     -0,66 -0,03 39,94 -39,34 0,44
Доходы от использование имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности     0,23 -0,01 -0,86 0,84 0,20
Данные в % к предыдущему году              
* рассчитано мною              

 

Таким образом, в анализируемом периоде отмечается нестабильность темпов роста как общей суммы доходов консолидированного бюджета, так и отдельных доходных статей бюджета.

При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста, как показывает таблица, несколько снижаются, что обусловлено политикой ослабления налоговой тяжести предпринимательской деятельности в целях стимулирования процесса производства. Это свидетельствует о повышении стимулирующей роли налогов.

В то же время, общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик, что свидетельствует о заметной роли фискальной функции налогов.

За последние годы быстрыми темпами растут платежи за пользование природными ресурсами.

Существенные изменения темпов роста доходной части консолидированного бюджета прослеживаются по налогу на прибыль, а также по доходам от внешнеэкономической деятельности, что наглядно представлено на нижеприведенном графике.

 


График 5. «Изменение темпов роста доходной части консолидированного бюджета РФ в 2003-2007гг.»

 

Таким образом, в 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечалось резкое увеличение темпов роста доходов от внешнеэкономической деятельности (на 39,94%), затем в 2006 году по сравнению с 2005 годом - резкое снижение (на 39,34%), что связано с изменениями налогового и валютного законодательства, так как основная доля в доходах от внешнеэкономической деятельности приходится на таможенные пошлины и таможенные сборы.

Отмечены существенные изменения темпов роста налога на прибыль (в 2003 году снижение на 7,14% по сравнению с 2002 годом и в 2006 году снижение на 3,33% по сравнению с 2005 годом).

В 2007 году по сравнению с 2006 годом наблюдается наибольшее увеличение темпов роста налога на добавленную стоимость (на 1,11%), акцизы (на 1,17%) и налога на имущество (на 1,28%).

Изменения темпов роста доходной части консолидированного бюджета связаны прежде всего с тем, что с целью стимулирования производства с 1 января 2002 года уменьшена основная ставка налога на прибыль организаций (с 30% до 24%), а с 1 января 2005 года - налоговая ставка НДС (с 20% до 18%). С 1 января 2001 года введен единый пропорциональный налог на доходы физических лиц со ставкой в размере 13% (вместо ранее действовавшей прогрессивной шкалы налогообложения). Неналоговые доходы пополнились за счет таможенных пошлин и таможенных сборов, а также ряда платежей за пользование природными ресурсами.15

Итак, в период с 2001 по 2007 годы отмечена тенденция стабильного роста доходов консолидированного бюджета. Главный источник доходов государства - это налоги, они многочисленны и весьма разнообразны. Наиболее весомыми налоговыми доходами бюджета являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

С 2005 года основной удельный вес в общей сумме доходов консолидированного бюджета занимают доходы от внешнеэкономической деятельности.

При общем абсолютном росте налоговых доходов темпы их прироста несколько снижаются, что свидетельствует о повышении стимулирующей роли налогов. В то же время, общий объем налоговых доходов, мобилизуемых государством, достаточно велик, что свидетельствует о заметной роли фискальной функции налогов.

 


ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ВВП ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РФ В 2008 - 2010 ГГ.

 

Федеральный бюджет на 2008 год и на период до 2010 года, опирающийся на достигнутые в 2000-е годы в бюджетной сфере результаты и тенденции, направлен на реализацию приоритетов государственной политики, ранее принятых и предложенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации решений, направленных на повышение уровня и качества жизни населения, обеспечения устойчивого экономического роста и диверсификации экономики, повышения обороноспособности и безопасности, создания условий для будущего развития, модернизации государственного управления.

Разработка параметров федерального бюджета впервые осуществлялась на среднесрочный трехлетний период - 2008-2010 годы. Среднесрочный горизонт бюджетного планирования закрепляется в новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Проектировки федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года разработаны на базе перспективного финансового плана Российской Федерации на 2007-2009 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 1860-р.16

За основу при формировании бюджета были приняты показатели умеренно оптимистичного варианта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельных уровней цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год и на период до 2010 года.

Основными отличительными особенностями подготовки проектировок федерального бюджета на 2008-2010 годы являются: планирование и утверждение бюджета на трехлетний период в форме закона, изменение структуры доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета, выделение в составе остатков федерального бюджета Резервного фонда и Фонда будущих поколений, а также определение на первый и второй годы планового периода нераспределенной части расходов в объеме эквивалентном 2,5 и 5 процентов от расходной части, позволяющих в режиме "скользящей трехлетки" переходить к более эффективному планированию новых обязательств.17

Появление одной из основных особенностей федерального бюджета на 2008-2010 годы вызвано сильной зависимостью экономики и бюджета от сырьевого сектора, которая создает серьезные макроэкономические риски. Поступления из нефтегазового сектора обеспечили в 2005 году около 38% от доходов консолидированного бюджета и 50% от доходов федерального бюджета (без учета погашения налоговой задолженности). В настоящее время благодаря благоприятной конъюнктуре на мировом рынке нефти в Стабилизационном фонде продолжается накопление средств - на начало 2007 года его объем составил 8,7% ВВП. Механизм Стабилизационного фонда может служить страховым резервом. Для этого действующему в настоящее время Стабилизационному фонду недостает более полного зачисления конъюнктурных доходов бюджета: в первую очередь, вывозных пошлин на нефтепродукты и вывозных пошлин на природный газ. Для обеспечения долгосрочной сбалансированности создается Фонд будущих поколений. Общая величина таких доходов в долгосрочной перспективе по своей природе ограничена.18

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей, как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Устойчивость бюджета с точки зрения как доходов, так и расходов выражается в обеспечении стабильности этих параметров в процентном отношении к ВВП.

Важным фактором, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, является предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:19

. В ближайшие несколько десятилетий физический объем добычи и экспорта нефти и газа будет намного уступать темпам роста ВВП, составляя не более 2% в год. Это приведет к сокращению доли нефтегазового сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития России, указанная доля сокращается с 21% в 2006 году до 14,9% в 2010 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.

. Продолжение в среднесрочной перспективе повышения курса рубля (хотя и более медленными темпами, чем в предыдущие годы).

. Прогнозируемое снижение цен на нефть с 61 долл. США в 2006 году и 55 долл. США в 2007 г. до 50 долл. США в 2010 году.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2007 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2010 году они сокращаются до 5,3% ВВП.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2006 года) до уровня менее 4% ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 году примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга.

Использование концепции "ненефтегазового баланса бюджета" позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Сальдо бюджета без учета нефтегазовых доходов (ненефтегазовый дефицит бюджета) планируется в размере 6,6% ВВП в 2008 году, 5,9% ВВП в 2009 году и 5,3% ВВП в 2010 году. Этот дефицит будет покрываться нефтегазовым трансфертом и прочими источниками в размере 0,5-0,8% ВВП.20

Расчеты показывают, что максимальный ежегодный размер трансферта составляет 3,7% ВВП. Он позволяет, с одной стороны, поддерживать достаточно высокий и стабильный, даже при низком уровне цен на нефть, уровень расходов бюджета, а с другой стороны, соответствует цели создания Фонда будущих поколений - обеспечивает стабильность бюджетной политики и позволяет поддерживать Резервный фонд на случай резких перепадов цены, а при благоприятных сценариях - и накапливать средства в Фонде будущих поколений. Учитывая это, предлагается на долгосрочную перспективу закрепить объем нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП, а в "переходный период" в 2008-2010 гг. - объем нефтегазового трансферта планируется с понижением - с 6,1% ВВП в 2008 году до 4,5% ВВП в 2010 году.

Поддержание более высокого уровня трансферта (4,5% и 5% ВВП) на длительную перспективу ведет к тому, что уже в ближайшие десять лет происходит значительное расходование ранее накопленных средств даже при среднем уровне цен на нефть.

Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным лагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.

Пример:21 Для расчета нормативной величины Резервного фонда предполагается, что:

-цена нефти марки «Юралс» снижается с 51,7 долл. США/барр.- средняя цена в трехлетнем бюджете на 2008-2010 годы - до 29,4 долл. США/барр. - среднегодовая цена на нефть за последние 10 лет (с 1997 по 2006 годы);

-снижение нефтегазовых доходов федерального бюджета при снижении цены на нефть марки «Юралс» на 1 долл. США/барр. составляет 0,15% ВВП (в условиях 2008 года).

Таким образом, необходимый размер Резервного фонда составляет 10% ВВП.

Согласно прогнозным расчетам, Фонд национального благосостояния будет сформирован к 1 февраля 2008 года в объеме 470,73 млрд.рублей. При этом имеется в виду, что часть нефтегазовых доходов 2007 года, зачисляемая в соответствии с действующим бюджетным законодательством Российской Федерации в Стабилизационный фонд Российской Федерации в объеме до 300 млрд.рублей будет направлена в 2007 году, посредством внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2007 год» в уставные капиталы Банка развития (250 млрд.рублей) и Российской Венчурной компании (15 млрд. рублей), а также в качестве дополнительных к предусмотренным по другим направлениям вложениям в государственной корпорацию в сфере развития нанотехнологий (35 млрд.рублей).

Средства сформированного по состоянию на 1 февраля 2008 года Фонда национального благосостояния, в части доходов от их размещения, будут использоваться для софинансирования добровольных пенсионных накоплений. Объем такого использования будет определен после принятия соответствующего закона.

Кроме того, в дальнейшем, по мере пополнения Фонда национального благосостояния, его свободные средства могут служить источником покрытия дефицита пенсионной системы.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составят: в 2008 году - 2383,1 млрд. рублей (6,81% к ВВП), в 2009 году и 2010 году 2351,9 млрд. рублей (5,93% к ВВП) и 2348,3 млрд. рублей (5,24% к ВВП) соответственно.22

Основные макроэкономические показатели, принятые за основу при расчете доходов бюджетной системы Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, приведены в таблице 7.

 


Таблица 7.

Основные макроэкономические показатели на 2007 год и на период до 2010 года23

Наименование показателя Единица измерения

Значения показателей

    2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Валовой внутренний продукт млрд. руб. 30690 35000 39690 44800
Цены на нефть марки «Юралс» долл./барр. 55,0 53,0 52,0 50,0
Цены на газ (дальнее зарубежье) долл./тыс. куб. м 241,5 225,9 220,0 214,0
Курс доллара (среднегодовой) руб. за долл. США 26,00 25,90 26,20 26,80
Объем экспорта (всего) млрд. долл. США 303,8 303,6 300,7 298,0
 в том числе:          
 дальнее зарубежье - " - 258,6 257,5 254,6 251,1
 страны СНГ - " - 45,2 46,1 46,1 46,9
Объем импорта (всего - по кругу товаров, учитываемых ФТС России) млрд. долл. США 169,1 200,8 229,6 257,2
 в том числе:          
 дальнее зарубежье (налогооблагаемый импорт) - " - 141,1 169,2 195,0 219,7
 страны СНГ - " - 28,0 31,6 34,6 37,5
Экспорт нефти (всего) млн. тонн 254,0 260,0 265,0 269,0
 в том числе:          
 дальнее зарубежье - " - 216,0 222,0 227,0 231,0
 страны СНГ - " - 38,0 38,0 38,0 38,0
 Экспорт нефтепродуктов (всего) млн. тонн 109,0 110,7 110,8 112,0
 в том числе:          
 дальнее зарубежье - " - 103,3 105,0 105,1 106,3
 страны СНГ - " - 5,7 5,7 5,7 5,7
Экспорт природного газа (всего) млрд. куб. м 198,0 210,0 219,0 223,0
 В том числе:          
 дальнее зарубежье - " - 164,5 175,9 185,3 190,3
 страны СНГ - " - 33,5 34,1 33,7 32,7
Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета Млрд. руб. 7450 8240 9140 10115
Объем добычи нефти млн. тонн 471,5 481,5 488,0 494,0

 

При расчете доходов бюджетной системы Российской Федерации были учтены следующие изменения налогового законодательства:

)освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды;

)снижение ставки налога на доходы физических лиц с 30 до 15 процентов по доходам, полученным в виде дивидендов физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации;

)установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал;

) изменение ставок акцизов по подакцизным товарам.

Доходы федерального бюджета в 2008 году прогнозируются в размере 6644,4 млрд. рублей, или 18,98% к ВВП.24

В структуре доходов федерального бюджета предусмотрены: налоговые доходы в сумме 4226,0 млрд. рублей (12,07% к ВВП); неналоговые доходы федерального бюджета - 2417,2 млрд. рублей (6,91% к ВВП); целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей - 1,3 млрд. рублей.

По сравнению с ожидаемым исполнением федерального бюджета 2007 года (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) прогнозируемые в 2008 году доходы увеличатся на 422,2 млрд. рублей.

Изменение основных показателей макроэкономического прогноза в целом приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд. рублей. На увеличение доходов федерального бюджета окажут влияние следующие факторы:

рост ВВП - на 331,0 млрд. рублей;

изменение объемов импорта - на 143,3 млрд. рублей;

увеличение прочих объемных показателей (в том числе прибыли прибыльных предприятий, объема производства и реализации подакцизной продукции, объема добычи полезных ископаемых) - на 125,1 млрд. рублей;

изменения объемов экспорта - на 7,8 млрд. рублей;

изменение структуры объемных показателей - на 3,5 млрд. рублей.

Вместе с тем, доходы федерального бюджета уменьшатся в результате:

изменения цены на нефть марки «Юралс» - на 105,7 млрд. рублей;

изменения экспортных цен на газ природный - на 20,7 млрд. рублей;

снижения курса рубля по отношению к доллару США - на 13,9 млрд. рублей.

Доля доходов федерального бюджета в валовом внутреннем продукте в 2008 году составит 18,98% и по сравнению с 2007 годом (без учета поступлений доходов от налоговой задолженности) снизится на 1,29 процентных пункта, в том числе за счет изменения налогового законодательства - на 0,68 процентных пункта, значений макроэкономических показателей и влияния прочих факторов - на 0,61 процентных пункта.

Доходы федерального бюджета Российской Федерации планируются на 2009 год и 2010 год в сумме 7465,4 млрд. рублей (18,81% к ВВП) и 8090,0 млрд. рублей (18,06% к ВВП) соответственно.

Изменение налогового законодательства в целом приведет к снижению доходов федерального бюджета в 2008 году относительно действующего законодательства на 237,1 млрд. рублей, или на 0,68% к ВВП, в том числе:

по главе 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации - установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал - на 228,7 млрд. рублей;

- по главе 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации - освобождение от налогообложения налогом на прибыль организаций дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российской или иностранной организации, выплачивающей дивиденды - на 19,8 млрд. рублей.25

Принятие изменений налогового законодательства по главе 22 «Акцизы» Налогового кодекса Российской Федерации (изменение ставок акцизов) частично компенсирует потери федерального бюджета на 11,4 млрд. рублей.

В результате влияния прочих факторов доходы федерального бюджета увеличатся на 188,9 млрд. рублей.

Таким образом, формирование доходов федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате деятельности хозяйствующих субъектов создаются валовый внутренний продукт и национальный доход. Важнейшую роль в перераспределении и дальнейшем использовании национального дохода играет бюджет. В процессе образования доходов бюджета происходит императивное изъ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...