Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рынки с асимметричной информацией




Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. В результате асимметричности информации возникают интерналии, т.е. издержки (выгоды), получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при ее заключении. Причина возникновения интерналий состоит в том, что трансакционные издержки по сбору информации могут быть выше предельного дохода от обладания полной информации.

Примеры рынков с асимметричностью информации:

1) Рынок подержанных автомобилей. Предположим, на рынке подержанных автомобилей продаются машины двух категорий качества: хорошие (выше среднего) и плохие (ниже среднего – «лимоны»). Цена 1-ой категории для продавцов – 3000 долл. и для покупателей – 3600 долл. Цена 2-ой категории соответственно равны 1000 и 1200 долл. Если обе категории имеются в одинаковом количестве, то средняя цена за автомобиль должна быть 2000 долл. для продавцов и 2400 долл. для покупателей. Для владельцев хороших машин цена 2000 долл. является заведомо убыточной, неприемлемой. Для владельцев «лимонов» цена в 2000 долл. более чем превышает их ожидания. Таким образом, в условиях асимметричности информации продавцы хороших машин будут отказываться от продажи машин себе в убыток, их предложение сократится, а предложение плохих машин возрастет.

2) Рынок страховых услуг. Информация о качестве находится в руках покупателей страховых полисов. Огромный риск потерь заставляет обратиться к услугам страховых компаний, прежде всего, людей со слабым здоровьем. Это приводит к тому, что риск высокой степени вытесняет с рынка страхования риск низких степеней. Это заставляет страховые компании поднять цену страховки, а более высокая цена страховки приведет к сокращению страхования здоровых людей. И завершится это тем, что страхование станет доступным лишь по ценам максимального риска.

Однако страхование таит в себе и другую опасность. Моральный риск – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компании.

Способы устранения асимметричности информации:

1. Страховые компании пытаются минимизировать моральный риск: осуществляя более тщательный отбор кандидатов; не заключая договоров страхования с группами клиентов повышенного риска; идя на частичное возмещение ущерба, т.е. разделяя с клиентом опасность морального риска.

2. Важной мерой борьбы с асимметричностью информации и моральным риском являются рыночные сигналы. Сильным сигналом служат гарантии и поручительства, а также репутация фирмы. Сигналом о качестве нанимаемого работника может быть его образовательный уровень.

3. Единственным рынком, на котором быстро удается ликвидировать асимметричность информации, является аукционы. Аукцион всегда начинается в ситуации, для которой типична асимметрия информации. Каждая сторона располагает необходимой информацией и старается скрыть ее от других конкурентов. Здесь трудно установить цену заранее, цена устанавливается лишь в момент продажи.

Существует два основных вида аукционов: английский и голландский. Английский аукцион – это аукцион, в котором ставки повышаются (произведения искусства, предметы роскоши), а голландский аукцион – аукцион, в котором ставки снижаются (живые цветы, ранние овощи и т.д.).

Особой разновидностью аукциона является закрытый аукцион или аукцион втемную – это аукцион, в котором ставки выставляются всеми участниками независимо друг от друга одновременно и товар достается тому, кто предложил наивысшую цену.

4.Компенсация покупателю - может быть даже обусловлена такими дефектами, о существовании которых продавец не знал, а также дефектами, возникшими в результате неправильного использования товара покупателем.

5.Общества потребителей, средства массовой информации, законодательные органы власти могут устранять асимметричность информации, предоставляя информацию потребителям.

6.Одним из способов получения информации является реклама, но здесь имеются некоторые противоречия, так как в ней может быть и дезинформация, к тому же она может быть воспринята по-разному различными категориями граждан.

В силу асимметричности информации возникают:

l. Ситуация моральной угрозы (или морального риска), когда индивид формально исполняет контракт, но ему известно, что контракт этот неполный, что в нем есть лакуна, которая позволит ему реально противодействовать его выполнению. Любое формальное исполнение контракта есть некая ситуация моральной угрозы. Чаще всего такая ситуация возникает при страховании, когда неизлечимо больные люди, явно зная о состоянии своего здоровья, но сохраняя эту информацию в секрете при составлении контракта, страхуют себя на очень большую сумму;

2. Ситуация негативного отбора.

Ситуация негативного отбора впервые была описана Джорджем А. Акерлофом применительно к рынку «лимонов», то есть очень плохих подержанных автомобилей. Идея Акерлофа состояла в том, что в условиях асимметрии информации между продавцом и покупателем при стремлении покупателя максимально снизить свои издержки при покупке подержанного автомобиля хорошие автомобили полностью или почти полностью уходят с массового рынка и там остаются лишь плохие.

Действительно, данный факт эмпирически установлен. Например, в США существует огромный рынок подержанных автомобилей – через Интернет торгуется сразу около двух миллионов единиц. Однако отбор производится по ограниченному числу параметров (модель, пробег и т.д.). И хотя эти параметры гарантированы, но есть целый ряд параметров, не определяемых стандартными требованиями. Например, в США очень много автомобилей — «утопленников», которые во время наводнения пробыли какое-то время под водой. Их потом просушили, с виду они, как новые, но если купить такой автомобиль, он регулярно будет останавливаться из-за окисления в электрических цепях.

Классическая ситуация негативного отбора возникает при отборе людей на работу. Та же проблема возникает в отношениях между принципалом и агентом. Человек знает о себе гораздо больше, чем его наниматель. Это ситуация оппортунизма.

Таким образом, совершенство рынка не бесплатно. Оно оплачивается всякий раз трансакционными издержками по приобретению информации, а также, что немаловажно, трансакционными издержками по спецификации и охране прав собственности. Ведь каждый участник хозяйственной жизни тратится на адвокатов, платит налоги государству, чтобы существовали суды, в т.ч. и арбитражные, а когда суды работают плохо, для охраны прав собственности обращается к неформальным организациям.

Проблема негативного отбора обусловлена также необходимостью экономить на издержках измерения. Она порождается неполнотой информации — условно говоря, отказом от (n+1)-ого измерения.

Негативный отбор возникает при наличии распределения по качеству, закрытого для потребителя. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная в результате выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров, которые не учитывались примененной классификацией.

Например, фирма нанимает на работу исключительно выпускников РГУ, т.е. осуществляет отбор по одному вроде бы очень хорошему показателю (Ростовский университет — известнейшее учебное заведение). Но в таком случае просто гарантировано, что в эту фирму на работу поступит худшая часть выпускников данного университета! Ведь не был введен такой критерий, как качество диплома, а дипломы не дают полной информации о потенциальных возможностях их обладателей. И обладатели дипломов с отличием, очевидно, пойдут в организации, где будут отбирать выпускников, например, по способности решать экономические задачи, а оставшиеся пойдут в упомянутую фирму.

Существует несколько способов борьбы с неэффективным отбором: составление полного контракта, использование механизма гарантий, процедура рационирования.

Новый институционализм вырастает из микроэкономического анализа и усложняет его предпосылки, вводя положение о затратности как сбора информации, так и спецификации и охраны прав собственности, сопровождающих подготовку и реализацию трансакции.

Проблема неблагоприятного отбора обусловлена необходимостью экономить на издержках измерения. Она порождается неполнотой информации - условно говоря, отказом от (n+1)-ого измерения. Очень часто проблему неблагоприятного, или негативного отбора называют проблемой предконтрактного оппортунизма. Однако это не совсем верно, поскольку оппортунизм предполагает осознанное желание выиграть за счет своего контрагента (нанимателя, покупателя, страховой фирмы и т.д.).

Неблагоприятный отбор возникает при наличии распределения по качеству, закрытого для потребителя. Когда в качестве условия сделки выдвигается минимальный набор измеряемых параметров, полученная в результате выборка чаще всего будет хуже ожидаемой. Она не будет средней, она сместится в сторону худшего набора параметров, которые не учитывались примененной классификацией.

Например, фирма нанимает на работу исключительно выпускников Оксфорда и Кембриджа, т.е. осуществляет отбор по одному вроде бы очень хорошему показателю (Кембридж и Оксфорд – известнейшие учебные заведения). Но в таком случае просто гарантировано, что в эту фирму на работу поступит худшая часть выпускников данных университетов! Ведь не был введен такой критерий, как качество диплома, а дипломы бывают первой, второй и третьей степени. И обладатели дипломов первой степени, очевидно, пойдут в организации, где будут отбирать выпускников, например, по способности решать математические задачи, а оставшиеся (с дипломами третьей степени) пойдут в упомянутую фирму.

Существует несколько способов борьбы с неблагоприятным отбором.

Один из них состоит в том, чтобы прописывать полный контракт, т.е. контракт, который предусматривает все ситуации, способные возникнуть. В торговле недвижимостью, например, очень распространены контракты, где делается попытка описать все возможные недостатки, которые у дома могут появиться, и соответствующие виды компенсации ущерба покупателю, нанесенного продавцом.

Возможно также использование механизма гарантий, что и происходит очень часто. Гарантия - это некие заложенные заранее трансакционные издержки продавца, связанные с тем, что он обязуется, если товар не соответствует тем или иным формально заявленным в контракте параметрам, забрать его назад, ремонтировать за свои деньги, менять и т.п.

Можно прибегнуть к третейскому суду или к третьей стороне в качестве арбитражной инстанции. И т.д.

Принцип неблагоприятного отбора характеризует скорее некий стихийный оппортунизм. Чаще всего он проявляется в сфере страхования, где и возник сам термин “adverse selection”. Всякой страховой компании важно определить некий уровень страховых платежей. Например, рассчитывая, что есть некая выборка людей со средней склонностью к заболеваниям, компания предлагает этот страховой полис на открытом рынке, а в результате склонность к заболеванию у большинства застраховавшихся людей оказывается выше средней. И для страховой компании необходимо определить это смещение в худшую сторону (т.е. возникающий неблагоприятный отбор) и пути борьбы с ним, для чего она либо повышает цену страхового полиса, либо все более и более тщательно измеряет здоровье людей, желающих застраховаться (страховая компания может это делать сама или требовать от страхующихся справки из больницы, и т.д.).

Однако измерения затратны и для измеряющего, и для измеряемого, и усложнение процедуры отбора за счет измерений ведет к ограничению выборки - ведь страховку, связанную с длинной процедурой оформления, естественно, захочет получить меньшее число индивидов (они не захотят нести эти издержки). Но и при повышении цены страхового полиса, когда риски гасятся ценой, будет то же самое. Итак, число желающих застраховаться уменьшится в любом случае, потому что цена страховки косвенно или прямо возрастет.

В реальной жизни проблема неблагоприятного отбора не всегда решается простыми способами. Зачастую она решается через процедуру рационирования.

Понятие “рационирование” появилось в связи с исследованием поведения банков при предоставлении кредита. Неблагоприятный отбор в подобных контрактах описать очень легко, и он многократно описан в литературе.

Например, банк имеет выборку из двух потенциальных заемщиков, один из которых предлагает вернуть 110 % годовых, другой – 140 % годовых. Если банк установит между ними среднюю (125 % годовых), то, кажется очевидным, что в сделку он вступит со вторым банком. Однако в силу несовершенства информации, ее закрытости банки опасаются клиентов, согласных брать кредиты под большие проценты. В данном случае банк с вероятностью 50 % получит эти 140 %, но с той же вероятностью 50 % он получит 80 % (т.е. это рискованный бизнес). Поэтому он не готов идти на такого рода условия. В этом случае стандартное решение - просто повысить цену кредита до 140 %. Однако это решение не проходит не только из-за сокращения объема, но и из-за возрастания риска данной сделки при таком сокращении. Вместо этого банк пытается удержать ставку 10 % и ориентироваться на тех клиентов, которые приходят с первым предложением.

Это и называется механизмом рационирования кредитов, потому что здесь нет равновесия (спрос равен двум кредитам, а предложение – одному). Банк начинает по некоторым процедурам отбирать тех, кому он предоставит такой кредит, хотя спрос на него, повторяю, выше, если исходить только из одного стандартного, казалось бы, параметра. При этом условия предоставления банком кредита – текучие, т.е. банк оставляет за собой право адаптировать их в процессе переговоров в зависимости от того, насколько клиент окажется открытым и допустит банк к информации, с которой последний посчитает нужным ознакомиться, как то: состояние производственных запасов клиента, возможная его задолженность (не грозит ли ему арест имущества), ситуация на рынках, где предполагается использовать данный кредит, и т.д.

Обычная для банка процедура рационирования в значительной степени универсальна для предоставления финансовых услуг, но она не является прерогативой только финансовых институтов. Предпосылки для нее возникают везде, где имеет место отсроченный платеж, когда доход субъекта оказывается зависим от вероятности успеха его контрагента. Продавцы услуг вынуждены переходить к рационированию из-за несклонности к риску, связанному с отсрочкой платежа. Например, инвестиции в любые НИОКР - это чаще всего процедура рационирования; вложения в НИОКР никогда не определялись по максимальной запрашиваемой ставке.

Процедура рационирования применяется также в ряде имеющих экономическое значение, но не денежных сделок, например, при усыновлении. Стандартной процедурой здесь мог бы стать аукцион, на котором будущие родители детдомовского ребенка определялись бы по принципу: кто за него больше даст. Но при такой процедуре есть риск, что ребенок попадет в плохие руки. Поэтому используется процедура рационирования - будущих родителей, с точки зрения способности их быть таковыми, изучает специальная комиссия, в состав которой входят психологи, педагоги, медики, и выбирает она не только по формальным параметрам, типа семейного дохода и занимаемой семьей жилплощади.

Любое стремление к равновесию интуитивно. Но процедура рационирования отличается от просто выставления каких-либо дополнительных условий тем, что список этих условий открыт. Иными словами, до торга выставляются, например, два условия, а после допуска претендентов к торгу индивидуально каждому выставляются дополнительные условия (одному - семь, другому – десять). Субъект, в конечном счете, самостоятельно принимает решение обмениваться или не обмениваться с партнером на этих формальных условиях. Именно в этом отличие процедуры рационирования.

Отбор в высшие учебные заведения также имеет элементы процедуры рационирования. Очевидно, что собеседование – это процедура рационирования, ибо отбор открыт. Можно сказать, что в письменном экзамене условия конечные, но нельзя сказать, что устные экзамены - не процедура рационирования. На самом деле это некий внутренний отбор, потому что преподаватель устанавливает некий внутренний план, понимая, что не может всем поставить пятерки, что должен как-то сгруппировать абитуриентов. Это и есть внутренняя процедура рационирования, поскольку обычно на устном экзамене преподаватель не может задать всем одинаковые вопросы, а, следовательно, это уже неодинаковый критерий.

 

Рекомендуемая литература

1. Андрефф В. Постсоветская приватизация в свете теоремы Коуза (трансакционные издержки и управленческие затраты) // Вопросы экономики. 2003. № 12.

2. 50 лекций по микроэкономике. Т.2. СПб.: Экономическая школа, 2000. Лекция 45-46.

3. Гребенников П.И. Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика. Изд. СПБУЭиФ, 1996.Гл.4.5.1,2. Гл. 7.2, 7.3.

4. Макроэкономика: теория и российская практика /под ред. Грязновой А., Думной Н. М.:Кнорус, 2006. Раздел 2. Тема13.

5. Никифоров А.А., Антипина О.Н., Миклашевская Н.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика. – М.: Дело и сервис, 2007.

6. Нуреев Р.М. Основы экономической теории. М., 1997. Гл.8, 12.1,2.

7. Хайман. Д.Н. Современная микроэкономика.: анализ и применение.Т.2.М., 1992. Гл.10, 11, 12, 17, 18.

8. Шаститко Е.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. М.: Теис, 1997.

9. Шаститко А. Механизм обеспечения соблюдения правил // Вопросы экономики. 2002. №1.

10. Электронный учебник: Экономика: вводный курс. Введение. Внешние эффекты и общественные блага. // edinp.

11. Экономическая теория. / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: Феникс, 2006.

12. Экономическая теория. Экзаменационные вопросы. / Под ред. Белокрыловой О.С. Ростов н/Д: Феникс, 2002.

Задачи:

1. Компания по производству сухой еды для собак провела маркетинговые исследования и обнаружила, что спрос на ее продукцию составляет Q=42000-2000Р, где Q - количество коробок в месяц. Средние издержки производства постоянны и составляют 12 долл. за коробку.

Завод компании расположен в промышленной зоне, примыкающей к реке. Городская система водоснабжения и туристический бизнес тесно связаны с рекой. Экспертиза показала существенное превышение допустимой нормы загрязнения воды, обусловленное выбросом отходов компании в реку. Эксперты считают, что снижения уровня загрязнения воды зависит от количества производимой еды для собак. Стоимость очистки воды для города составляет 0,005 долл. за галлон. При данном тарифе и текущем уровне производства подсчитано, что внешние издержки производства еды для собак равны 1,5 долл. за коробку. Установка очистительного оборудования на заводе невозможна по ряду причин.

а) Рассчитайте цену и выпуск компании, максимизирующие прибыль, а также максимальную прибыль.

б) Предложите решение проблемы загрязнения реки.

в) Постройте график, изображающий начальные, максимизирующие прибыль, цену и объем. Покажите на том же графике, как предложенное вами решение, будет изменять эти показатели.

2. Угодья фермера, который выращивает зерно, соседствуют с угодьями скотовода, занятого разведением коров. Коровы скотовода могут случайно забредать на поля фермера, вытаптывая при этом посевы. Издержки на выращивание одной дополнительной коровы составляют для скотовода 60 долл. Дополнительная корова принесет посевам фермера убыток, равный 85 долл., тогда как поступления от продажи скотовода дополнительной коровы равны 105 долл. Прибыль от продажи выращенной фермером продукции (при отказе скотовода от выращивания дополнительной коровы) составила бы 70 долл.

а) По какой цене фермер будет готов выкупить у скотовода право на выращивание одной дополнительной коровы?

б) Рассчитайте социальные выгоды и издержки от выращивания дополнительной коровы.

3. Готовность молодежи платить за обучение в вузе выражена формулой Р=800–N (где Р - размер платы за обучение, тыс. ден.ед., N – кол-во готовых платить за обучение, тыс. чел.). MSB=1040–N. Общие затраты вуза по подготовке имеют вид TC= 5N+ N2.

а) Определить величину внешнего эффекта подготовки одной тысячи студентов.

б) Определить кол-во студентов, равное максимуму выгоды молодежи и максимуму общественной выгоды.

в) Определить размеры платы за обучение и размер дотации за 1 тысячу студентов, соответствующие максимуму общественной выгоды.

4. Садовод, выращивающий яблоки, фактически снабжает нектаром пчел своего соседа – пчеловода. Пчелы, собирая этот нектар, в свою очередь помогает опылять яблоки. Почему такая ситуация может привести к недовложению ресурсов в садоводство и в пчеловодство? (проиллюстрируйте свой ответ графически). Как можно решить эту проблему?

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...