Образовательные технологии
Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова
(филиал) Федерального государственного автономного
образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»
УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМСН
___________Ляхова Н.И.
«____»_________ 2014 г.
Рабочая программа дисциплины
Технологический менеджмент
(Наименование дисциплины)
Менеджмент
(Направление подготовки)
Производственный менеджмент
(Профиль подготовки)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Очная форма обучения
(Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная)
Старый Оскол – 2014
Рабочая программа дисциплины (РПД) составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций ПООП ВПО на основании ООП и учебного(ых) плана(ов) СТИ НИТУ МИСиС по направлению(ям)
|
Менеджмент
|
(направление подготовки)
|
Рецензенты:
|
внутренний
| Р.В. Галеева, доцент, к.э.н.
|
| (И.О.Фамилия должность, уч.звание, уч.степень)
|
внешний
| |
| (И.О.Фамилия должность, уч.звание, уч.степень)
|
Автор(ы):
|
|
Таушан И.В.
| Доцент, к.э.н.
|
(Фамилия И.О.)
| (должность, уч.звание, уч.степень)
|
|
|
(Фамилия И.О.)
| (должность, уч.звание, уч.степень)
|
РПД обсуждена на заседании кафедры
|
экономики и менеджмента
|
Протокол №
|
| от
|
|
Зав. кафедрой
| ЭиМ
|
| Н.И. Ляхова
|
| (кафедра)
| подпись
| (И.О.Фамилия)
|
| | | | |
РПД одобрена на заседании НМС
|
по направлению "Менеджмент"
|
|
Протокол №
|
| от
|
|
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью учебного курса «Технологический менеджмент» является формирование у студентов комплекса знаний и практических навыков, необходимых для повседневного грамотного ведения бизнеса на основе проектно-ориентированного менеджмента и инвестиционного управления, представлений о выявлении и оценке коммерческого потенциала технологических продуктов (технологий) для создания новых успешных технологически ориентированных предприятий и производств. Освоение курса способствует формированию навыков управления новыми сферами финансово-хозяйственной деятельности предприятий, связанной с управлением научными исследованиями и разработками, привлечением инвестиций, осуществлением трансфера технологий в промышленный сектор, а также развитию способностей разрабатывать, обосновывать и принимать стратегические решения по вопросам коммерческого использования результатов научно-технического творчества.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Технологический менеджмент относится к профессиональному циклу дисциплин, базируется на изученных ранее курсах: ТЭО и управление проектами, управление разработкой и внедрением нового продукта, инновационный менеджмент, информационные технологии в менеджменте.
КОМПЕТЕНтности ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ дисциплины
№ п/п
| ООП
| Содержание компетентности ООП
|
код компетентности
|
| ПК-4
| способностью использовать основные теории мотивации, лидерства и власти для решения
управленческих задач
|
| ПК-5
| способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды
|
| ПК-6
| владеть различными способами разрешения конфликтных ситуаций
|
| ПК-7
| способностью к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных
коммуникаций
|
| ПК-9
| способностью анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с
целью подготовки сбалансированных управленческих решений
|
| ПК-18
| владеть методами принятия стратегических, тактических и оперативных решений в
управлении операционной (производственной) деятельностью организаций
|
| ПК-19
| способностью планировать операционную (производственную) деятельность организаций
|
| ПК-21
| готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций
|
| ПК-48
| умением находить и оценивать новые рыночные возможности и формулировать бизнес-идею
|
ТРЕБОВАНИЯ К КОНЕЧНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ по дисциплине
№ п/п
| Результат обучения
(частные компетенции)
| Коды
учебных занятий
| Код соответствующей компетентности по ООП
|
| умения
|
|
|
| Работать в команде и способность эффективно организовать групповую работу
| практика
| ПК-4, ПК-5, ПК-6 ПК-7
|
| Планировать деятельность организации в сфере управления ее технологическим портфелем
| лекция,
практика
| ПК-9, ПК-19, ПК-21
|
| Применять на практике знания в области оценки и защиты интеллектуальной собственности
| лекция,
практика
| ПК-6, ПК-18
|
| навыки
|
|
|
| Оценка и прогнозирование технологического развития организации
| лекция,
практика
| ПК-18, ПК-19, ПК-21, ПК-48
|
| Владение методиками оценки инновационного потенциала предприятия
| практика
| ПК-9, ПК-18
|
| Владение методическими подходами к оценке коммерческого потенциала технологий
| практика
| ПК-9, ПК-18, ПК-48
|
В результате освоения дисциплины «Технологический менеджмент» обучающиеся должны:
знать:
─ технологии в области оценки, правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и умения применять их на практике с учетом интересов предприятия и авторов знаний;
─ подходы к выявлению и оценке коммерческого потенциала технологий для создания новых успешных технологически ориентированных предприятий и производств.
уметь:
─ разрабатывать направления развития производства с целью удовлетворения потребностей рынка и их формирования;
─ проводить финансово-инвестиционную политику в краткосрочной и долгосрочной перспективе при развитии инновационной деятельности.
владеть:
─ навыками оценки и прогнозирования технологического развития;
─ методиками оценки инновационного потенциала предприятия.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ
РАБОТЫ
Вид учебной работы
| Зачетные
единицы
| ЧАСЫ
|
всего
| по семестрам при очной форме обучения
|
|
Общая трудоемкость:
|
|
|
|
Аудиторные занятия (АЗ):
| |
|
|
Лекции (Л)
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
| |
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Семинары (С)
| |
|
Самостоятельная работа (СР):
|
|
|
Курсовой проект / курсовая работа (КП/КР)
| |
|
Домашние задания: расчетно-графические работы, рефераты (ДЗ)
| |
|
Подготовка к контрольным работам
| |
|
Другая самостоятельная работа: подготовка к практическим, лабораторным и семинарским занятиям
|
|
|
Вид итогового контроля
| | экзамен
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п
| Раздел дисциплины
| неделя
| Трудоемкость по видам учебной работы (час.)
| Контрольные мероприятия
|
всего
| очная форма обучения
|
Л
| ЛР
| ПЗ
| С
| СР
|
| Управление технологиями и технологическим развитием
|
| |
|
|
|
|
|
|
| Все разделы
|
| |
|
|
|
|
|
|
*
| ЭКЗАМЕН
| 7-8
| 36
|
|
|
|
| 36
| *
|
| Промежуточная аттестация по семестру
|
|
|
| |
| |
| экзамен
|
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
модуль
| №
раздела
| №
занятия
| Основное содержание
| Кол-во часов
| Литература
|
|
|
| Сущность технологического менеджмента
Предмет технологического менеджмента. Понятие и классификация технологий. Технологические уклады. Технопарки и технополисы. Наукоемкость. Сектор высоких технологий.
|
| 2, 6, 10
|
|
|
| Управление развитием технологий
Технологические стратегии. Элементы технологической стратегии. Этапы управления развитием технологий. Технология производства. Жизненный цикл технологии производства. Технологический мониторинг. Организация технологического мониторинга. Технологический аудит. Бенчмаркинг.
|
| 2, 6
|
|
|
| Управление технологическим портфелем
Этапы управление технологическим портфелем. Критерии оценки технологий. Ранжирование технологий по уровню решаемых производственных задач. Трансфер технологий и диффузия инноваций. Формирование расходов на разработку технологий. Методы повышения эффективности реализации технологий. Выгоды и риски новых технологий. Эффективность внедрения технологий.
|
| 2, 4
|
|
|
| Коммерциализация технологий
Понятие коммерциализуемости технологии. Методические подходы к оценке коммерческого потенциала технологий. Коммерциализация технологий как переход от идеи к рынку. Этапы коммерциализации технологий: генерация идеи, выращивание, демонстрация, продвижение, стабильность. Ранжирование технологий по рыночному потенциалу
|
|
|
|
|
| Развитие новых технологий и защита интеллектуальной собственности
Интеллектуальная собственность. Технологии защиты интеллектуальной собственности. Лицензионные соглашения. Патентование. Международные конвенции и Российское законодательство в сфере защиты интеллектуальной собственности. Суд по интеллектуальным правам в России: история создания, особенности функционирования.
|
| 2, 3
|
|
|
| Мотивация инновационного поведения как фактор технологического развития
Мотивация инновационного поведения предприятий. Экономические показатели инновационной активности предприятий. Инновационный потенциал предприятия.
Понятие и особенности инновационного поведения персонала. Инструменты мотивации инновационного поведения персонала. Методы поиска идей и создания инноваций.
|
| 2, 12
|
|
|
| Знания как объект микро- и макрорегулирования
Информационные технологии. Информационная технологическая среда предприятия. Система знаний предприятия. Управление знаниями как направление менеджмента. Стратегии управления знаниями. Научные исследования. Регулирование научной деятельности в России и за рубежом.
|
| 2, 7, 9
|
|
| 8,
| Прогнозирование технологического развития
Форсайт как метод прогнозирования технологического развития. Прогноз научно-технологического развития России: перечень критических технологий; приоритетные направления развития науки и технологий.
Роль прогнозов научно-технологического развития в корпоративном стратегическом управлении. Закономерности развития технологических систем. Принципы прогнозирования научно-технологического развития. Методические аспекты прогнозирования технологического развития компании. Форсайт-проекты компаний
|
| 2, 8,11
|
|
|
| ИТОГО
|
|
|
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Лабораторные работы
Модуль
| №
раздела
| №
занятия
| Основное содержание
| Кол-во часов
| Литература
|
| | | Не предусмотрено
| | |
| | | ИТОГО
| -
| |
Практические занятия
модуль
| №
раздела
| №
занятия
| Основное содержание
| Кол-во часов
| Литература
|
|
|
| Сущность технологического менеджмента
Технологический менеджмент как основа инновационного развития
|
| 1, 2, 6, 10
|
|
|
| Управление развитием технологий
|
| 1, 2, 6
|
|
|
| Управление развитием технологий
Технологическое развитие и источники его финансирования
|
| 1, 2
|
|
|
| Управление технологическим портфелем
|
| 1, 2, 4
|
|
|
| Коммерциализация технологий
Методические подходы к оценке коммерческого потенциала технологий. Ранжирование технологий.
|
|
|
|
|
| Развитие новых технологий и защита интеллектуальной собственности
Развитие новых технологий и защита интеллектуальной собственности
|
| 1, 2, 3
|
|
|
| Мотивация инновационного поведения как фактор технологического развития
Формирование и оценка инновационного потенциала предприятия
|
| 1, 5
|
|
|
| Мотивация инновационного поведения как фактор технологического развития
Инструменты мотивации инновационного поведения персонала.
|
|
|
|
|
| Знания как объект микро- и макрорегулирования
|
| 1, 2, 7, 9
|
|
|
| ИТОГО
|
| |
Семинары
Модуль
| №
раздела
| №
занятия
| Основное содержание
| Кол-во часов
| Литература
|
| | | Не предусмотрено
| | |
| | | ИТОГО
| -
| |
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Теоретическая часть курса излагается в диалоговом режиме с использованием демонстрационной презентации. Практические занятия проводятся в интерактивной форме (разбор конкретной ситуации, работа в малых группах по 4-5 чел.)
Воспользуйтесь поиском по сайту: