в середине – второй половине XIX века
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени П.П. СЕМЕНОВА-ТЯН-ШАНСКОГО» Институт истории, права и общественных наук Кафедра отечественной и всеобщей истории ИСТОРИЯ РОССИИ XIX ВЕКА ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И методические указания Учебный год ИМХК–3 ЛИПЕЦК 2017
ЗАНЯТИЕ № 1. ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РОССИЙСКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПЛАН 1. Проблема своеобразия исторического пути России. 2. Природные факторы и их значение (климат, рельеф, флора, фауна). 3. Социальные факторы (религия, крепостное право, мир, община). 4. Понятие и черты национального характера. Литература Милов Л.В. Природно-климатический фактор и особенности российского исторического процесса // Вопросы истории. 1992. № 4-5. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998. Дулов А.В. Географическая среда и история России. Конец XV – середина XIX в. М., 1983. История России XVIII – XIX веков. Под ред. Л.В. Милова. М., 2006. Касьянова К. К вопросу о русском национальном характере. М.,1991. Российская ментальность // Вопросы философии. 1994. № 1. Родина.1994. № 1, 2, 4, 11. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Занятие проводится в форме семинара. 3 доклада (по теме 2-го, 3 и 4 вопросов) должны быть подготовлены по приведенной в списке литературе, на 10 мин. каждый. Все (кроме докладчиков) читают следующий текст для обсуждения 1-го вопроса: Солоневич И.Л. Народная монархия. Минск, 1998. С. 77-92 (О монархии вообще. Идея монархии); 136-149 (Бытие и сознание. Инстинкт).
ЗанятиЕ № 2. НАСЕЛЕНИЕ И КРЕСТЬЯНСТВО РОССИИ в первоЙ половине ВЕКА ПЛАН 1. Население России и его сословный состав. 2. Крестьянский вопрос во внутренней политике. 3. Крепостное право и крестьянское хозяйство. Литература Миронов Б.Н. Социальная история России. Т. 1. СПб., 1999. С. 435-439. Практикум по истории СССР ХIХ века. Вып.1. Составители: Л.Ф. Захарова, И.В. Кузнецов. Изд. 4-е. М., 1988. С. 5-29. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX века. Составитель В.А. Вдовин. М., 1975. Док. 2, 3. Пушкин А.С. Путешествие из Москвы в Петербург // Он же. Полн. собр. соч. в 6 т. Т. 5. М., 1950. С. 220-223, 237-239. Заблоцкий-Десятовский А.П. О крепостном состоянии в России // Он же. Граф П.Д. Киселев и его время. Т. 4. СПб., 1882. С. 271-272, 276-297. Дополнительная литература Рянский Л.М., Рянский Р.Л. Очерки социально-экономической истории крепостной деревни Курской губернии первой половины XIX века. Курск, 2009. Заблоцкий-Десятовский А.П. Причины колебания цен на хлеб в России // Хрестоматия по истории русской журналистики XIX в. М.,1969. С. 139-145. Имеющиеся в сборниках документов материалы позволяют подготовить ответ на первый вопрос: оценить численный и сословный состав населения империи в первой половине века; выяснить соотношение численности привилегированных и непривилегированных сословий, что дает возможность сделать вывод о господствующих ценностях, соответствующих тем, которые существуют у преобладающей части населения страны. В тетради должно быть приведено точное определение сословия. Таблицы из книги Б.Н. Миронова дают возможность определить социальный состав населения и его изменение практически за два века. При рассмотрении второго вопроса выясните деятельность правительства в решении крестьянского вопроса. Для этого прочтите указы 1801 г., 20 февраля 1803 г. и сделайте вывод о намерениях власти относительно крепостной зависимости. крестьян. Отметьте распространенность освобождения крестьян по указу о «вольных хлебопашцах».
В третьем вопросе дайте характеристику состояния крестьянства в условиях крепостного права. Припомните, какова доля крепостного крестьянства (зависимого от помещиков) в общем количестве крестьянского населения. Прочтите свидетельства о тяжести крепостного состояния и в чем она заключалась и выясните мнения современников из предлагаемых документальных свидетельств, продумайте и аргументацию А.С. Пушкина. Об организации участия крестьян в сельскохозяйственном производстве прочтите отрывки из знаменитой записки А.П. Заблоцкого-Десятовского. Выясните положение крестьянства в условиях барщинной и оброчной форм эксплуатации. ЗанятиЕ № 3. ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ СОЦИАЛЬНЫХ СЛОЕВ В первой половине века ПЛАН 1. Помещичий быт. 2. Быт приходского духовенства и крестьянства. 3. Правовое положение и жизнь горожан. ЛИТЕРАТУРА Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина. Любое издание. Гл. XXVI. Боборыкин П.Д. Воспоминания в двух томах. Т. 1. М., 1965. С. 43-67, 82-92. Миронов Б.Н. Социальная история России. Т.1. СПб., 1999. С. 467-474. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Спб., 1994. С.18-45 (Люди и чины). Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М., 2008. С. 191-218. Ростиславов Д.И. Записки // Русская старина. 1880. Т. 27. № 3. С. 545-572. Заблоцкий-Десятовский А.П. О крепостном состоянии в России // Он же. Граф П.Д. Киселев и его время. Т. 4. СПб., 1882. С. 300-314.
В первом вопросе составьте представление о состоянии помещичьих хозяйств, сделайте вывод об их экономической устойчивости. Оцените условия быта основной массы российского поместного дворянства. Для этого каждый должен прочесть отрывок из книги М.Е. Салтыкова-Щедрина и составить представление о жизни основной части помещиков. Подумайте, какими должны были быть в этих условиях их жизненные установки, отношение к зависимому крестьянству, правительству, уровень и тип культуры. Выясните, какое влияние оказывало крепостное право на господствующие слои населения. Важный материал для этого представляют и мемуарные свидетельства П.Д. Боборыкина (с. 52-56). При изучении второго вопроса примите во внимание, что основная часть великороссийского крестьянства существовала в условиях такого социального института как мир (община). Выясните основные принципы функционирования мира, общины и основанного на ней крестьянского хозяйства. Определите, каково было хозяйственное бытие крестьян помещичьих и государственных, предположите, каковы были главные стремления крестьян в условиях сохранения зависимости от господина и государства.
В третьем вопросе припомните соотношение групп городского населения. Жизнь представителей различных групп городских обывателей существенно отличалась. Познакомьтесь с бытовыми условиями основной части городского населения – мещанства по работе Л.В. Кошман. При этом имейте в виду ее точку зрения: «Крестьянство, живущее в городе, и мещанство близкое ему по своей ментальности, скорее можно считать хранителями традиционной народной культуры, которая подвергалась модификации в городской среде под влиянием различных инновационных процессов» (с. 21).
ЗанятиЯ № 4. Движение декабристов ПЛАН 1. Причины возникновения декабристской идеологии. 2. Ранние декабристские организации. 3. Государственное устройство России в программных документах декабристов. 4. Решение аграрного вопроса в «Конституции» и «Русской Правде». 5. Выступление 14 декабря 1825 г. ЛИТЕРАТУРА Практикум по истории СССР XIX в. Составители: Л.Ф. Захарова, И.В. Кузнецов. Изд. 2-е. М., 1970. С. 117-135; 135-150; 150-174; 186-188; 190-191. Федоров В.А. Сборник документов по истории СССР. Первая половинаXIX в. М., 1974. С.151-155; 159-182; 182-195. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 39-143. История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 128-169. Пантин И.К., Плимак В.Г., Хорос B.Г. Революционная традиция в России. 1783-1883. М., 1986. Гл. 3,4 – просмотреть. Дополнительная литература Ляшенко Л.М. Декабристы: новый взгляд. М., 2011. Нечкина M.В. Движение декабристов. Т.1-2. М, 1955. Ланда С.С. Дух революционных преобразований... М., 1975. Гордин Я.А. Мятеж реформаторов: 14 декабря 1825 года. М.: ТЕРРА, 1997.
Ильин П.В. Между заговором и престолом: Я.И. Ростовцев в событиях междуцарствия 1825 г. СПб., 2008. При подготовке к первому вопросу просмотрите текст конспекта лекции с тем, чтобы выделить важнейшие проблемы в изучении истории движения декабристов. Определите соотношение внутренних причин и внешнего фактора в формировании мировоззрения декабристов. В случае необходимости внимательнее просмотрите отрывки из книги «Революционная традиция...». При подготовке ко второму вопросу по имеющимся документам представьте цели и методы деятельности членов ранних организаций декабристов – Союза Спасения (с 1817 г. – Общество истинных и верных сынов Отечества) и Союза Благоденствия. К 3 и 4 вопросам изучите отрывки из документов, характеризующие позиции Н.М Муравьева и П.И. Пестеля по означенным вопросам, своеобразие взглядов членов «Общества соединенных славян». Оцените общественно-политические позиции декабристов и на основании просмотренных страниц из книги И.К. Пантина и др. сделайте вывод о возможности осуществления и реалистичности взглядов авторов программных документов на общественное устройство будущей России. Для усвоения 5 вопроса рассмотрите имеющуюся в атласах для средних учебных заведений карту событий 14 декабря 1825 г. и воспоминания одного из участников событий. У каждого студента в тетради должна быть составлена таблица с характеристикой решения основных вопросов в «Русской Правде» и «Конституции» по следующим показателям: аграрный вопрос, государственное устройство, система формирования органов власти, решение национального вопроса, способы общественного переустройства. В качестве вывода по занятию четко определите для себя способ действия и устремления декабристов и выясните их место в русской общественно-политической мысли и освободительном движении.
ЗАНЯТИЕ № 5. ДИСКУССИИ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ 30-40-х гг. ПЛАН 1. Изменение общественных настроений во второй четверти века. 2. Содержание теории «официальной народности». С.С. Уваров. 3. Основные идеи славянофильского учения. 4. Позиция В.Г. Белинского. ЛИТЕРАТУРА История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 170-177, 232-237. Аксаков К.С. Государство и народ. М., 2009. С. 195-196, 206-209, 330-340. Материалы по истории СССР для семинарских и практических занятий. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. М., 1991. С. 167-176, 217-228. Река времен. Кн. 1. М., 1995. С. 70-72. Белинский В.Г. Письмо к Гоголю // Собр. соч. в 3 т. Т. 3. М., 1948. С. 707-715. Ответ Гоголя (черновик). Дополнительная литература
Шульгин В.Н. Русский свободный консерватизм первой половины XIX века. СПб., 2009.
При подготовке к первому вопросу просмотрите текст лекции и выясните, как общественные настроения в стране менялись в связи с внутриполитическими событиями. Общественные настроения первого этапа (1825 – начало 30-х гг.) объясняются воздействием поражения выступления декабристов и трагическими настроениями в связи с утратой тех настроений, которые проповедовали лучшие представители русского общества (о личном достоинстве, чести, справедливости в общественных отношениях и т.п.). Общественное мнение второго этапа объясняется патриотическими настроениями (см. стихотворения А.С. Пушкина «Бородинская годовщина» и «Клеветникам России») в связи с польским восстанием (1830-1831). Сравните мнения А.С. Пушкина второй половины 20-х гг. и его же позицию, представленную в письме к П.Я. Чаадаеву от 19 октября 1836 г., в связи с публикацией последним «Философического письма». Объясните условия существования русского общества в период «замечательного десятилетия» (перечислите основные дискуссионные темы, обсуждавшиеся «людьми сороковых годов») и во время «мрачного семилетия». Вывод о переменах общественных настроений должен послужить основанием для понимания того, чем вызывается общественный подъем 1855-1863 гг. – желанием высказать собственное мнение, отличающееся от утверждавшейся официальной лжи и действовать ради общественного переустройства. Очевидно, что общественное мнение никогда не бывает единым. Поэтому последующие три вопроса занятия требуют внимательного анализа основных концепций прошлого и будущего России, обсуждение которых было начато в это время. Выяснение содержания второго вопроса необходимо начать с изучения биографии и взглядов министра народного просвещения С.С. Уварова. Содержание концепции, сформулированной Уваровым в докладах императору Николаю I, необходимо знать не только в форме известной «триединой формулы», но и с аргументацией министра. Для этого требуется внимательно прочесть или Всеподданнейший доклад управляющего министерством народного просвещения от 19 ноября 1833 г. (см.: Река времен), или отрывок из доклада С.С. Уварова о десятилетней деятельности министерства (см. Материалы по истории СССР. С. 225-226), или Меморандум С.С. Уварова от марта 1832 г. (Хрестоматия. С. 170-177). Нужно знать позиции главных проповедников теории С.С. Уварова – историка М.П. Погодина и историка литературы С.П. Шевырёва. Анализ одного из указанных выше текстов должен привести к выводу об утверждении рассматриваемой теорией самобытного пути развития России, связанного с отрицанием возможности революционных событий в стране, что было впервые отмечено в Манифесте 13 июля 1826 г. В связи с этим необходимо припомнить содержание теорий завоевания как основы образования государств и классовой борьбы в интерпретации мыслителей 20-х – 40-х гг. XIX в. Очевидно, что вышеназванные сторонники теории «официальной народности», утверждали приоритет самодержавия, официальной Церкви, выдвигая на первый план политическую идею, противоположную известному утверждению Н.М. Карамзина – «не формы, а люди важны». Еще одна теория связана с идеями целого ряда выдающихся русских мыслителей – славянофилов. В третьем вопросе необходимо отчетливо представить отличия в понимании славянофилами содержания составляющих формулы Уварова. Для этого требуется показать оценку К.С. Аксаковым, одним из виднейших теоретиков самобытного пути развития России, роли народа и его социальной организации – мира (общины) в осуществлении своеобразия русского исторического процесса, соотношении народа и личности. Своеобразие народа, по мнению К.С. Аксакова, есть основание специфического пути страны. Именно поэтому – представление о соотношении «власти» и «земли», которое предполагало необходимость учета мнения народа. Это явилось причиной их обращения к историческому опыту страны, в прошлом которой значительно место занимали Земские Соборы. Необходимо рассмотрение и проблемы отношения славянофилов к праву. Утверждения о их правовом нигилизме неточны, поскольку славянофилы считали необходимым такое право, исходным материалом которого должны быть национальные ценности, то есть народные представления о справедливости, коренным образом расходившиеся по основным принципам с нормами римского права. Для понимания их точки зрения необходимо внимательно прочесть с. 330-340 книги К.С. Аксакова. В четвертом вопросе обратите внимание на правомерность утверждений В.Г. Белинского о русском народе. Один из видных представителей западничества, В.Г. Белинский, в неподцензурном письме к Н.В. Гоголю, изложил свою позицию, оценив современное ему состояние России. Прочтите не только его письмо, одно из выдающихся явлений эпохи, но и черновые наброски ответа Гоголя. Определите, чьей позиция вы отдадите предпочтение. В качестве вывода покажите разнообразие оценок состояния и путей преобразования России, выработанные в 30-40-х гг. ЗАНЯТИЕ № 6-7. РУССКОЕ ОБЩЕСТВО в 1855-1863 гг. ПЛАН 1. Общественный подъем 1855-1863 гг. 2. Позиция либералов в начале царствования Александра II. 3. Леворадикальные круги и их деятельность. 4. Позиция М.Н. Каткова.
ЛИТЕРАТУРА Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. Гл. 1. Док. № 3, 9. Русский либерал. Письмо к издателю // Голоса из России. Кн. I. Вып.1. М., 1974. С. 9-36. Чернышевский Н.Г. Не начало ли перемены? // Собр. соч. в 5 тт. Т. 3. М., 1974. С. 455-456. Чернышевский Н.Г. Русский человек на rendez-vous // Там же. С. 418-421. Катков М.Н. К какой принадлежим мы партии? // Он же. Идеология охранительства. М., 2009. С. 100-112. Валуев П.А. Дума русского во второй половине 1855 года // Русская старина. 1893. Т. XXIX. Сентябрь. Шелгунов Н.В. Из прошлого и настоящего // Шелгунов Н.В., Шелгунова Л.П., Михайлов М.Л. Воспоминания. Т. 1. М., 1967. С. 92-94. Дополнительная литература Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992. Познанский В.В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина ХIХ в. М., 1975. Пантин И.К. и др. Революционная традиция в России. М., 1986. С. 160-167. Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. № 6-7.
Используя лекционный материал, в рамках первого вопроса занятия, дайте определение общественного подъема и выясните причины его формирования. Изучение материала должно дать основание для вывода о коренном изменении общественной атмосферы в 1855-1863 гг. В немалой степени перемены были связаны с личностью императора Александра II. Изменения проявлялись в представившейся возможности более свободно излагать собственные мнения о решении самых важных вопросов развития страны и, в связи с этим, более правильным представлением правящих кругов об общественных настроениях. Выясните уровень критики действительности на материале «Думы…» П.А. Валуева. Оцените значение заграничной пропаганды в складывании общественного подъема. Рассмотрите данные о количестве крестьянских выступлений и их причинах. В условиях общественного подъема большое значение для формирования правительственного курса имела позиция либеральных кругов. Для рассмотрения второго вопроса, понимания требований либералов прочтите «Письмо к издателю» в герценовских «Голосах из России». Дайте внешнюю критику этого источника и при формулировке предложений либералов припомните и их требования, приведенные в записке Б.Н. Чичерина «Современные задачи русской жизни» («Голоса из России», кн. 4). К третьему вопросу изучите отрывки из легальных текстов Н.Г. Чернышевского, на примере которых сделайте вывод о позиции радикальных групп российского общества, их отношении к содержанию и ходу подготовки преобразований. Подумайте, с чем могло быть связано изменение позиции Чернышевского в период разработки отмены крепостного права. Позиция консервативных сил нашла отражение в публицистике М.Н. Каткова. Для подготовки к четвертому вопросу просмотрите биографию М.Н. Каткова, оцените перемену его убеждений, происшедшую в начале 60-х гг., объясните, в чем это связано. Обратите внимание на понимание М.Н. Катковым значения охранительных начал и истинную, по его мнению, цель прогресса, и выясните, какие, на ваш взгляд, начала мог защищать публицист в 60-е гг., при столь очевидной критике и прогрессистов, и консерваторов. Примите во внимание его мысль, высказанную им в одной из статей этого времени: «Государственное единство есть благо, которым русский народ дорожит и должен дорожить, если не хочет обратить в ничто дело тяжкого тысячелетия и исчезнуть с лица земли. Это основа его национального бытия… Но … настала пора внутренних преобразований…» (с. 339). В качестве вывода по занятию нужно обосновать тезис о пробуждении общественной жизни в масштабах, ранее невиданных для России, хотя ситуация в стране была далека от революционной. Выделите основные направления общественно-политической борьбы в условиях подготовки перемен конца 50-х – начала 60-х гг. ЗАНЯТИЕ № 8. ПОДГОТОВКА ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА ПЛАН 1. Первый (секретный) этап подготовки реформы. 2. Деятельность губернских комитетов. 3. Изменение правительственной программы. 4. Работа Редакционных комиссий. Литература Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. Гл. 1. № 11; гл. 2 История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 272-284. Конец крепостничества в России. М., 1994. С. 85-193. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX века. Составитель В.А. Вдовин. М., 1975. Док. № 5-14. Дополнительная литература Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России // Вопросы истории. 1989. № 10. Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989. Кошелев А.И. Записки. М., 1991. Доклад – Н.А. Милютин.
К первому вопросу выясните причины начала подготовки реформы, определите соотношение социально-экономических и нравственных оснований. Подумайте, в чем выразилось влияние Крымской войны, вступление на престол Александра II, усиление позиций либеральной бюрократии. Проанализируйте речь императора от 30 марта 1856 г., первоначальный проект товарища МВД А.И. Лёвшина, факт создания Секретного комитета и ход его работы, внимательно изучите рескрипт 20 ноября 1857 г. Выделите в рескрипте две части, уясните принципы создания губернских комитетов и главные основания, предлагавшиеся правительством для создания проектов улучшения быта помещичьих крестьян. Особое внимание обратите на «Отношение МВД...» (Сборник документов. № 6), развивающее и углубляющее положения рескрипта, а также на дополнения, внесенные Главным комитетом (Хрестоматия.1990. С. 25-26). При подготовке ко 2 вопросу объясните соотношение сил в создаваемых губернских комитетах, проанализируйте состав одного из них по «Запискам» А.И. Кошелева (с. 224). Прочтите отрывки из проектов А.М. Унковского, М.П. Позена, Ю.Ф. Самарина, выясните причины различий в предлагаемых мерах. Обратите внимание на отрывок из воспоминаний П.П. Семенова (Хрестоматия. 1990. С. 23-25) – наблюдения автора сделаны после поездки по нынешней территории нашей области. Вывод о преобладании «крепостников» в губернских комитетах позволит отчетливее оценить значение деятельности правительственных учреждений. Отметьте, что необходимость отмены крепостного права была очевидной для всех членов Комитетов, но содержание реформы в представлениях «либералов» и «крепостников» существенно отличалось. Причины и суть изменений в правительственной программе отмены крепостного права (нoябpь-дeкaбрь 1858 г.) необходимо усвоить при подготовке к третьему вопросу. По имеющемуся документальному материалу проследите деятельность Редакционных комиссий (четвертый вопрос), отношение к их работе представителей провинциального дворянства, составьте себе представление о личности и взглядах Я.И. Ростовцева, Н.А. Милютина. В качестве вывода по занятию оцените деятельность правительственных и неправительственных учреждений и способ подготовки грандиозного преобразования страны. Продумайте, в соответствии с этим, свое отношение к тезису о «революции сверху» в России, ЗАНЯТИЯ № 9. СОДЕРЖАНИЕ «ПОЛОЖЕНИЙ…» 19 ФЕВРАЛЯ 1861 г. ПЛАН 1. Правовое положение крестьян. Права по имуществу. 2. Крестьянское самоуправление. Организация управления крестьянами. 3. Наделы и повинности. 4. Выкупная операция – второй этап реформы. ЛИТЕРАТУРА Захарова Л.Ф., Кузнецов И.В. Практикум по истории СССР. ХIХ век. Изд. 2-е. М., 1970. С. 266-300. Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX века. Составитель В.А. Вдовин. М., 1975. Док. № 17. Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. Гл. 3. История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 299-342. Крестьянская реформа 1861 г. Сборник законодательных актов. М., 1954. Российское законодательство Х – XX вв. Т. 7. М., 1989. Дополнительная литература 3айончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. С. 125-152. Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. М., 1979. Гл. 2-3. Островский А.В. Российская деревня на историческом перепутье. М., 2016. С. 69-81. Литвак Б.С. Переворот 1861 года в России. М., 1991. С. 128-151.
При изучении документов, юридически закрепивших одно из значительнейших событий русской истории – освобождение крепостных крестьян, прежде всего выясните состав всего комплекса и остановитесь на 4 (из 17) главнейших из них: «Общем положении...», «Положении о выкупе...», «Положении о губернских и уездных по крестьянским делам учреждениях» и «Местном положении о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях в губерниях Великороссийских, Новороссийских и Белорусских». К первому вопросу необходимо рассмотреть некоторые статьи из «Общего положения». При этом прежде всего обратите внимание на ст. 1, которая устанавливала отмену крепостного права и статьи 2 и 3. Затем изучите те разделы, которые регламентировали права крестьян, как личные и по состоянию (ст.21-30), так и по имуществу (31-39). Необходимо обосновать вывод о состоянии крестьян после реформы: получив многие права они, в то же время, остались неполноправным сословием, платящим подушную подать, отбывающим рекрутскую повинность, для которого сохранялись телесные наказания. Найдите статьи, подтверждающие приведенные положения и оцените в связи с этим степень завершенности реформы и глубину ликвидации крепостнических отношений. К вопросу № 2 рассмотрите, по статьям «Общего Положения…» (раздел II, гл. I-III), организацию крестьянского самоуправления (на сельском и волостном уровнях), компетенцию его выборных органов, решите, почему правительство пошло на создание общества как самоуправляемой единицы. Из «Положения...» о крестьянских учреждениях прочтите статьи, характеризующие место, роль и компетенцию мирового посредника (ст. 5, 6, 23, 27, 30), уездного мирового съезда (ст. 97, 100, 105-110), губернского по крестьянским делам присутствия (ст. 123, 126-128). Сделайте вывод о степени свободы русского крестьянина в организации собственной жизни. Особого внимания требует третий вопрос – о наделах и повинностях. Установив систему наделения крестьян землей (деление на полосы, местности, высший инизший наделы, соотношение между ними, дарственный надел – ст. 9-14; 16, 123), обратите внимание на те статьи в «Местном положении...», на основании которых уменьшался, против дореформенного, крестьянский надел (ст. 18, 20, 22, 123). Уясните понятие «отрезки» и на основании таблицы (Хрестоматия. 1990. C. 60) выясните закономерности в сокращении или увеличении наделов по регионам страны. При анализе повинностей временнообязанных крестьян разберитесь в градациях оброка (ст. 169) и объясните причины их введения, обратите внимание на сохранение института круговой поруки (ст. 245). В ходе подготовки к 4-му вопросу определите два этапа осуществления реформы. Выкупалась усадьба (ст. 7,9) и полевой надел. Познакомьтесь с расчетом выкупной суммы, уясните, что в основе ее определения лежала величина оброка (ст.64-68), организации погашения ссуды (113-114). Обратите внимание на ст. 165, которая вызывала многочисленные споры сторонников и противников и, в конечном счете, была отменена в 1893 г. Нужно отчетливо представить систему организации выкупа, в ходе которого крестьянин превращался в «собственника», а земля оказывалась принадлежащей поземельной общине. Вывод по занятию предполагает общую оценку реформы и возможные политические итоги углубления ее в пользу крестьян или более серьезных преимуществ для помещиков. Продумайте: какое воздействие оказала реформа на мировоззрение крестьян, на их отношение к помещику и властям. ЗАНЯТИЕ № 10. ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60 -70-х гг. ПЛАН 1. Причины реформ. Проект П.А. Валуева о реформе Государственного Совета. 2. Содержание земской и городской реформ. 3. Судебная реформа и ее деятели. 4. Военные преобразования. ЛИТЕРАТУРА Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. С. 74-96. История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 343-356. Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х до начала 80-х гг. XIX в. Л., 1978. С. 40-43. Дополнительная литература Черкасова Н.В. Формирование и развитие адвокатуры в России. М.,1987. Коротких М. Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. в России. Воронеж, 1989. Петелин В.В. Жизнь графа Милютина: историческое повествование. М., 2011. Захарова Л.Г. Дмитрий Алексеевич Милютин, его время и его мемуары // Милютин Д.А. Воспоминания. 1816-1843. М., 1997. Для ответа на первый вопрос необходимо сформировать представление о деятельности либеральной бюрократии на фоне общей ситуации конца 50-х - начала 60-х гг. Вспомните причины, вызвавшие отмену крепостного права, и продумайте их соотношение с причинами дальнейших преобразований. Представление о том, как далеко заходил либерализм бюрократии («консервативный реформизм») должно быть составлено при изучении проекта реформы Государственного Совета. Решите, были ли предлагаемые меры серьезным ограничением самодержавия. Последующие три вопроса требуют конкретного анализа документов. При изучении законодательных актов нужно обратить внимание на соотношение нового, того, что содействовало движению вперед, и элементов старого, представить, насколько это соотношение соответствовало готовности общества, сложившимся ценностным ориентациям. Для этого нужно хорошо знать принципы создания и компетенцию органов самоуправления, основных частей новой судебной системы, значение преобразований в военной сфере. В каждой реформе проследите проявление принципа всесословности. На основании изученного материала сделайте вывод о значении всей совокупности реформ 60-70-х гг., их влиянии на русское общество, значении для будущего России. Предположите, в каком направлении необходимо было продолжать преобразования для успеха эволюционного развития страны. ЗАНЯТИЕ № 11. СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РОССИИ в 60-х – 80-х гг. XIX в. ПЛАН 1. Условия развития сельского хозяйства и промышленности после реформы. 2. Новые явления в крестьянском и помещичьем хозяйствах. 3. Развитие основных отраслей промышленности и транспорта. ЛИТЕРАТУРА Сборник документов по истории СССР. Вторая половина XIX века. Составитель В.А. Вдовин. М., 1975. Док. № 33-36, 37-55. Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. С. 161-191. Ленин В.И. Развитие капитализма в России // Полн. собр. соч. Т. 3. Таблицы на с. 62, 67, 70-71, 109,138, 248. Дополнительная литература Дружинин Н.М. Русская деревня на переломе. М.,1978. Вопросы аграрной истории Центрального Черноземья ХVII-ХХ вв. Липецк, 1991.
При подготовке к первому вопросу вспомните итог занятия о содержании «Положений...» 19 февраля. Выделите основные факторы, влиявшие на условия сельскохозяйственного производства как в крестьянском, так и в помещичьем хозяйствах: сохранение общинного землевладения, присущую ему чересполосицу, длинно- и дальноземелье, сокращение крестьянских наделов и роль отрезков, уменьшение выгонов и других угодий, отсутствие леса, эрозию почвы, демографический взрыв, падение цен на продукцию земледелия в 80-е гг. Обратите внимание на коренное изменение условий ведения помещичьего хозяйства при юридически свободном крестьянине. В результате преобразований 60-70-х гг. возникли основания и для быстрого развития российской промышленности. В первом вопросе нужно выделить те условия, которые были необходимы для успешной реализации возможностей. Выясните: элементы складывавшегося широкого внутреннего рынка, а также – рынка рабочей силы и качественные их изменения в пореформенный период; процесс образования капиталов у предпринимателей, внедрение технических усовершенствований. Обратите внимание на глубину проникновения ценностей капиталистического общества, оформление предпринимательской и пролетарской психологии. К вопросу № 2 нужно рассмотреть данные по общему состоянию землевладения (Хрестоматия. 1990. С. 161 и далее). Затем обратитесь к таблицам, приведенным в работе В.И. Ленина: выясните способы группировки крестьянских хозяйств и их обоснованность, соотношение семейных и наемных рабочих в наиболее развитых Новороссийских губерниях, состав крестьянского землепользования (с.70-71). При анализе последней таблицы используйте и сведения о деятельности Крестьянского поземельного банка (Хрестоматия. 1990. С. 186) и другие материалы (с. 168-169). Постарайтесь сделать самостоятельный вывод о глубине капиталистического разложения черноземной деревни, а на основе отрывков из писем А.Н. Энгельгардта (Хрестоматия. 1990. С. 182-188) – и о деревне нечерноземной. Главный вывод по вопросу (о глубине капиталистического расслоения) сформулируйте на основе всей совокупности изученных документов, таблицы из сборника кафедры Отечественной истории ЛГПИ (с. 57), лекционного материала. Выясните, как шел процесс утраты земли российским дворянством. Для этого рассмотрите таблицы из хрестоматии (1990. С. 165,167). Усвойте понятие отработочной системы, отработков 1 и 2 вида. На конкретных примерах имений А.Н. Энгельгардта и П.И. Левицкого (Хрестоматия. 1990. С. 170-175) выясните систему ведения ими хозяйства. На основе изученных материалов, художественной и мемуарной литературы сделайте вывод о перспективах развития дворянского землевладения. К третьему вопросу выясните различные точки зрения на начало и завершение промышленного переворота, его содержание, используя сведения о распространении машинного производства в различных отраслях промышленности. Обратите внимание на то, в каких отраслях употребление машин развивалось быстрее и объясните причины этого. Оцените значение как технической, так и общественной сторон введения машин в экономическую действительность страны, этапы и специфику индустриализации нашей страны. Выясните распространенность и соотношение различных форм промышленного производства — мелкотоварного, мануфактуры, фабрики. При характеристике многоукладности российской экономики оцените распространенность мелкой (кустарной) промышленности в стране. По имеющимся документам проследите развитие отдельных отраслей. Нужно уметь назвать и показать по карте основные районы крупного и мелкого промышленного производства, отметить специфику их развития в пореформенный период. Проанализируйте роль железнодорожного строительства в складывании внутреннего рынка. Для этого рассмотрите данные о развитии железнодорожной сети в России. Выясните основные линии, построенные в 60-80-х годах, умейте показать их по карте. По таблице из «Сборника документов...» определите обеспечение перевозок паровозами и вагонами, соотношение их внутреннего производства и ввоза. По итогам изученных вопросов сделайте вывод о глубине социального расслоения российской деревни к концу XIX века, об итогах и темпах промышленного развития России и, как следствие, о глубине капиталистического развития и его этапе. ЗАНЯТИЕ № 12. ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ начала 60-х гг. ПЛАН 1. Содержание теории «русского общинного социализма». 2. Прокламации 1861-1862 гг. 3. Программа «Земли и Воли» 60-х гг. ЛИТЕРАТУРА Герцен А.И. Русский народ и социализм // Собр. соч. в 30 т. Т. VII. М., 1956. С. 307-339. Герцен А.И. Порядок торжествует // Там же. Т. ХIХ. М., 1960. С. 193-195. Практикум по истории СССР ХIХ века. Вып. 1. Составители: Л.Ф. Захарова, И.В. Кузнецов. Изд. 4-е. М., 1988. C. 48-59. Хрестоматия по истории СССР.1861-1917. М., 1990. Гл.4. Гл.6. № 15-17. История России XIX – начала ХХ века. Хрестоматия. Воронеж, 2002. С. 357-386. Огарев Н.П.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|