Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Этапы развития римских публично-правовых институтов 2 глава

§2_____________Этапы развития римских публично-правовых институтов

По завершении формирования государственности Рим начал осу­ществлять империалистическую политику захватнических войн и завое­вательных походов, завершив ее лишь тогда, когда все известное гео­графическое пространство оказалось под властью римских легионов. Со 2-й Пунической войны (220 г. до н.э.) и до 168 г. до н.э. следовавшие одна за другой военные победы превратили Рим в господствующую мировую державу19. В то же время во II в. до н.э. римское государствен­ное устройство вступило в полосу кризиса и деградации, обусловлен­ную политическими факторами, на возникновение которых повлияли новые социально-экономические обстоятельства.

Прежде всего административные органы civitas более не справля­лись с управлением мировой империей. Слишком непродолжительный срок пребывания в должности высших магистратов наряду с неупорядо­ченной системой продления сроков военных полномочий по управле­нию провинциями приводили к расшатыванию структуры власти. Со­перничество между сенатской аристократией и сословием всадников (equites), обогащавшихся в ходе торговых операций, с одной стороны, и борьба оптиматов (optimates) с популярами (populates) - с другой, также способствовали нарушению государственного равновесия. Примитив­ная аграрная экономика быстро замещалась новой, капиталистической системой латифундий, обрабатываемых рабами. Традиционный класс мелких сельских собственников - основа войска и народных собраний -в ходе нескончаемых войн постепенно лишался своей земли20. Это при­вело к деградации гражданской морали21. Новой причиной кризиса стала

19 После разгрома Карфагена во 2-й Пунической войне Рим завоевывает Сицилию (241 г. до н.э.), Сардинию (238 г. до н.э.), обе Испании, Дальнюю и Ближнюю (Hispania Ulterior et Citerior, 197 г. до н.э.), Македонию (148 г. до н.э.), Африку (146 г. до н.э.), Азию (133 г. до н.э.), за которыми последовало завоевание Сирии, Британии, Галлии и т.д. Результат этого длительного процесса нашел отражение в стихах Вергилия: «tu regere imperio populos, Roraane, memento» («Римлянин, помни, дана тебе власть править народами!», пер. Я.М.).

20 Молодой Тиберий Гракх проезжал по полям Этрурии, покинутым крестьянами, место которых было занято рабами сенаторской знати. Под впечатлением от увиденного он произ­нес знаменитую речь, приведенную Плутархом (Tib. Or. IX.3): «Дикие звери, обитающие в Италии, и те имеют собственные логова и норы. И в то лее время вольные землепашцы, сражающиеся и умирающие за Италию, не владеют ничем, кроме воздуха и света. Бездом­ные, бродят они по земле без отдыха с детьми и женами. Лгут полководцы, призывая их на войну для защиты от врага отеческих гробов и домашних алтарей, ибо у многих римлян уже нет ни того, ни другого. Наоборот, они сражаются и умирают за роскошь и богатст­во других. Их называют повелителями мира, но никто из них не владеет даже пядью земли».

21 Аранджио-Руиц (Historia del Derecho Romano. P. 225) писал: «Все это привело к ухуд­шению морали граждан, которые привыкли жить за счет провинций и рабов. Это сопро­вождалось развалом римского войска, основную часть которого составляли мелкие земле­владельцы. Следствием этого явилось общее мнение крестьян, посещавших заседания народных собраний, о том, что надо еще решительнее бороться за землю. Это был здоро­вый дух трудолюбивых и скромных сельских жителей».

Патрицианско-плебейская civitas и Республика

§2

все более увеличивающаяся диспропорция между числом полноправ-ных граждан (cives) и количеством жителей провинции и подвластных.

В числе других эпизодов этого кризисного периода следует выде-лить историю реформ братьев Гракхов22. Представитель сенаторского нобилитета Тиберий Гракх, воодушевленный проектами обновления об­щественного устройства, был избран плебейским трибуном на 133 г. до н.э. Чтобы приостановить аграрный и экономический кризис и ограни­чить дальнейшее распространение латифундий, он предложил восстано­вить древние законы об ограничении оккупации ager publicus в количест­ве 500 югеров на одного собственника и 250 югеров на каждого из его сыновей. Сопротивление нобилитета выразилось в вето (intercessio), ко­торое наложил на законопроект Тиберия трибун Октавий. Тогда Тиберий Гракх пошел на незаконные действия: предложил плебейскому собранию сместить коллегу (abrogatio imperil) и одновременно проголосовать за аграрный закон, стремясь к тому, чтобы были одобрены обе рогации. Од­нако при представлении своей кандидатуры на должность трибуна на очередной срок Тиберий был убит в стычке, спровоцированной его вра­гами. В связи с этим сенат опубликовал чрезвычайное постановление (senatusconsultum ultimum), предоставив консулам особые полномочия по наведению общественного порядка (provideant consoles ne quid res publica detriment! capiat). В 123 г. до н.э. Гай Гракх, брат Тиберия, предложил новый проект аграрного закона, в котором были учтены и исправлены недостатки старого. Кроме того, он предложил предоставить права граж­данства италийским союзникам Рима, покусившись, таким образом, на строго охраняемые привилегии римских граждан (cives). Он внес демаго­гическое предложение о publicae frumentationes - раздаче бедным гражда­нам зерна безвозмездно или по заниженным ценам. Своим следствием это имело бы распространение праздного образа жизни среди граждан, кото­рым бесплатно давали бы «хлеба и зрелища» (panem et circenses). Ему не удалось переизбраться в народные трибуны в третий раз, и в 121 г. до н.э. Гай, как и его брат, пал жертвой заговора аристократов.

Напряженные отношения между членами правящей олигархии (се­натская nobilitas), с одной стороны, и сословием всадников (ordo equester) - с другой, способствовали дальнейшему расшатыванию поли­тического равновесия: непрекращающиеся конфликты между военными вождями и сенатом привели к ситуации, когда единоличная власть уже с

22 Личность и реформы братьев Гракхов давно привлекают внимание историков по причинам социального и политического характера. Их часто рассматривают как предшественников социалистических движений. См.: Badian. Tiberius Gracchus and the Beginning of the Roman Revolution // Aufstieg und Niedergang der romischen Welt. T. 1; Fraccaro. Studi sull'eta dei Gracchi. Roma, 1967; De Martina. Storia della Costituzione, cit. P. 459 e sgg., и цитированная библиография; Combes R. La Republica en Roma. Madrid, 1977. P. 202 у sigs.

§2_____________Этапы развития римских публично-правовых институтов

трудом вписывалась в рамки римской государственной системы. Гай Ма­рий включил в состав римского войска наемников, которые служили ему надежной опорой на консульских выборах в течение 104-100 гг. до н.э.

Корнелий Сулла, одержав победу в гражданской войне, назначил се­бя диктатором на неограниченный срок с намерением восстановить режим сенатской олигархии. Чтобы ограничить влияние плебейских трибунов, он восстановил древний принцип, согласно которому решения собраний пле­беев приобретали силу законов только после их утверждения в сенате (се­натская auctoritas). Он лишил бывших трибунов права занимать другие магистратуры и, кроме того, ограничил трибунское вето правом помощи гражданину, ставшему объектом злоупотреблений или оскорблений23. Вскоре сулланские реформы были отменены, и вновь личные амбиции и разногласия между военной и гражданской властью открыли дорогу граж­данским войнам и господству тех или иных военачальников. Сначала чрезвычайные полномочия с проконсульским империей (imperium) были дарованы Помпею, который в 52 г. до н.э. стал консулом «без коллеги» (consul sine collega). Цезарь, Помпеи и Красе, заключив пакт, образовали первый триумвират и разделили между собой всю публичную власть. С гибелью Красса возникло противостояние Помпея, лидера оптиматов, и Цезаря, вождя популяров. Цезарь, не добившись избрания консулом, так как находился в провинции, при своих легионах, и ввиду отстранения пле­бейских трибунов от участия в народных собраниях, восстал против сена­та и вторгся в Италию для восстановления демократического строя. Ему противостоял Помпеи, защищавший олигархический режим.

Одержав победу, Цезарь предоставил права римского гражданства жителям Цизальпинской Галлии, Сицилии и других провинций, открыв дорогу их быстрой романизации. В течение ряда лет он избирался консу­лом, цензором, стал пожизненным диктатором и также облек себя, нару­шив закон, «трибунской властью» (tribunicia potestas)24.

Цезарь, понимая необходимость проведения реформ, принял ряд мер по реорганизации обветшавшей государственной системы (ad ordinandum rei publicae statum: Светоний. lul. 40), которые можно рассматривать как прелюдию к последующим преобразованиям Октавиана. Высшее полити-

Цицерон (de leg. 3.19.8) перечисляет положительные и отрицательные стороны плебей­ского трибуната. Хотя власть (авторитет) трибунов кажется ему вредоносной, так как была учреждена в ходе мятежа и для мятежа, тем не менее он все же считал необходимым проводить различие между самой трибунской властью и ее носителями. Если можно осу­ждать введение трибуната только за то, что трибунами становились люди недостойные, то то же можно сказать и о консулате.

24 Если кто-либо из патрициев желал стать плебейским трибуном, то он должен был прой­ти процедуру так называемого «перехода в плебейство» (transitio ad plebem). Обычно этот патриций усыновлялся плебеем, как было в случае с Клодием.

и принципат

§3

ческое руководство (gestio rei publicae) было сконцентрировано в руках диктатора (dictator); административное управление всей империей было реорганизовано по италийской модели (lex lulia municipalis). Высшая пра­вительственная власть над магистратами, народными собраниями и сена­том была закреплена предоставлением титула imperator perpetuus25.

Его диктаторской власти, деятельности реформатора и правителя был положен конец в знаменитые иды (idus) марта 44 г. до н.э.26 Однако убийцы не достигли поставленной цели: возврат к прошлому с его гос­подством сенатской олигархии был уже невозможен. Возник новый триумвират, образованный Марком Антонием, Октавианом и Лепидом. В 31г. до н.э., в ходе войны с Марком Антонием, Октавиан одержал победу в битве при Акции (Actium). Он заложил основы нового полити­ческого устройства - принципата.

§ 3. Мировая империя и принципат

С победой Октавиана над своими врагами и с наказанием убийц Цезаря начинается история новой римской политической системы. Но­вый государственный режим вписывался в традиционную республикан­скую политическую систему лишь внешне. Пользуясь современной терминологией, скажем, что имела место не полная ликвидация Респуб­лики, а медленная, но последовательная реформа27. Ведь основной це­лью Августа, как во время формирования нового политического поряд­ка, так и в период его консолидации, было объявлено «восстановление Республики» (restaurator rei publicae). В своей автобиографии (Res gestae divi Augusti)28 Октавиан вывел себя как молодого военачальника, кото­рый нанял на собственные средства войско с целью «освободить Отече­ство, угнетенное заговорщиками». Для борьбы с Марком Антонием се­нат предоставил ему пропреторский imperium; он был допущен в сенат. В 43 г. до н.э. он был избран консулом, а в 32 г. до н.э. получил чрезвы-

25 Дион Кассий. 43.44. Светоний, lul. 76.2. См. также: Cerami. Storia, cit. P. 165 e sgg.

26 См.: Combes R. La Republica en Rome, e sgg.). P. 243, а также статьи Cassola и Labruna в сб. Lineament!, cit. (P. 410 e sgg).

Правовой режим принципата - вопрос, рождавший бурные споры среди историков и романистов. Вот что говорит Аранждио-Руиц (Arangio Ruiz. Historia del Derecho Romano. P. 261), цитируя по памяти слова Бонфанте: «В данном случае проблема юридического свойства осложняется политической проблемой, но обе они подчиняются проблеме из области психологии, поскольку встает вопрос о загадочной личности Августа, который, конечно, не обладал порывистостью и гениальностью Цезаря, но, наоборот, был по при­роде своей холодным, расчетливым и склонным к компромиссным решениям».

Эти записки автобиографического характера сохранились благодаря надписям, найден­ным в Анкаре и Антиохии. Август написал эти мемуары в конце жизни. Они должны были быть выбиты на мраморных плитах, облицовывавших стены его мавзолея, воздвиг­нутого на Марсовом поле.

§3_____________Этапы развития римских публично-правовых институтов

чайные полномочия для ликвидации «заговора Италии и провинций» (coniuratio Italiae et provinciarum). После своей победы в 31 г. до н.э. на основании всеобщего согласия граждан (consensus universorum) он был назван восстановителем Республики. С тех пор он каждый год избирал­ся на должность консула и занимал главенствующее положение (princeps, первый) в сенате29. 13 января 27г. до н.э. на торжественном заседании сената он объявил о том, что завершил свою миротворческую миссию, отходит от дел и возвращает народу и сенату все предостав­ленные ему властные полномочия. В ответ на настойчивые просьбы сената Октавиан согласился сохранить за собой консульство и принять специальный imperium для усмирения отпавших провинций. Сенат пре­доставил ему титул Августа (Augustus), и теперь Октавиан стал зваться Imperator Caesar Augustus. Imperator означает «военный вождь», этим титулом полководца называли легионы. Caesar - это имя его усынови­теля, Юлия Цезаря. Augustus - новый основатель Рима, или новый Ро-мул (в связи с религиозной церемонией augustum augurium основания города). Политические обстоятельства сделанных сенатом уступок опи­сывает сам Август: «С тех пор я превосходил всех своей auctoritas, но имел potestas не больше, чем те, кто были моими коллегами по магист­ратуре». Именно на этой auctoritas, то есть всеми признаваемом личном престиже, а не на potestas, то есть власти магистрата30, был основан ком­промисс между новым авторитарным способом правления и народно-аристократическим республиканским режимом31. Таким образом, Августа стали называть optimi status auctor (основатель наилучшего порядка)32. При новой организации государственной власти принцепсу были предос­тавлены imperium proconsulare maius et infinitum и tribunicia potestas. Пер­вое подразумевало высшую власть над войском и право управлять импе­раторскими провинциями. Tribunicia potestas предоставляла принцепсу

29 См.: Mazza II Lineamenti, cit. P. 413 e sgg.; De Martini. Storia della Costituzione Romana. Vol. IV. 1 ed. P. 107 e sgg.; Premerstein V. Vom Werden und Wesen des Principals. Munchen, 1937. S. 13 ff.; Syme R. The Roman Revolution. Oxford. Синтез этих теорий см.: Miquel. El problema de la sucesion de Augusta. Madrid, 1969; Idem. Historia del Derecho Romano. P. 51 у sigs.

30 Д'Орс (D'Ors. Derecho Privado Romano. § 8) подчеркивает: «Здесь отчетливо проявляет­ся (извращенное позже Августом) изначальное отличие признаваемого обществом влия­ния (авторитета) от признаваемой обществом власти (potestas). Август подкрепил второе первым, но это в то же время и ограничивало его возможности».

31 Моммзен отстаивал тезис о Принципате как двоевластии, при котором власть была разделена между принцепсом и сенатом. Аранджио-Руиц (Historia, cit.) полагал, что имел место дуализм режимов. Другие ученые говорили о системе протектората.

32 Согласно эдикту, приведенному у Светония (Aug. 28.2). Ср.: Mazza II Lineamenti, cit. P. 414.

Мировая империя и принципат

§3

возможность налагать вето (intercessio) на любые акты магистратов, а также право созывать собрания плебеев (ius agendi cum plebe)33.

После того как в государстве воцарилось внутреннее спокойствие, Август инициировал длительный процесс романизации провинций34. Учитывая то, какими правами и почетом обладал римский гражданин (civis romanus), Август в индивидуальном порядке предоставлял права римского гражданства отдельным провинциалам и вводил в провинциях систему управления, подобную римской. Самые богатые провинции под предлогом их умиротворения подчинялись непосредственно принцепсу (императорские провинции), тогда как остальные находились в админи­стративном подчинении сената (сенатские провинции). Первыми про­винциями управляли легаты-пропреторы Августа (legati Augusti pro praetore), а вторыми - проконсулы, но и те, и другие назначались прин­цепсом. Режим муниципального управления (municipia) также имел римскую структуру: магистраты, сенат и комиции35.

В период принципата зарождается имперская бюрократия. Прин-цепс делегировал свои полномочия иерархической структуре должност­ных лиц, состоящих на жалованье. Наибольшую власть и значение при­обрели префекты:

- praefectus praetorio: обладал военными полномочиями и коман­довал личной гвардией императора;

- praefectus urbi: руководил полицией и уголовным судом Рима;

- praefectus vigilum: руководил службой, обеспечивавшей ночное спокойствие; ему подчинялись пожарные команды;

- praefectus annonae: уполномоченный по снабжению продоволь­ствием и по контролю за рынками;

- praefectus vehiculorum: руководитель службы сообщений и почты.

33 В 44 г. до н.э. Октавий, следуя примеру Цезаря, выдвинул свою кандидатуру на пост плебейского трибуна, не пройдя процедуру transitio ad plebem. Марк Антоний воспроти­вился этому, и Октавий не стал трибуном. В 36 г. до н.э. ему была присвоена sacrosanctitas (священная неприкосновенность) плебейских трибунов, а в 30 г. до н.э. Октавиану была вручена пожизненная трибунская власть (tribunicia potestas vitalicia); это решение было подтверждено и в 23 г. до н.э. Приняв трибунские полномочия и пользуясь в то же время проконсульским империем (imperium proconsulare), он нарушил принцип, не позволявший совмещать в одном лице гражданскую (imperium domi) и военную власть (imperium mili-tae). Принцепс, вступая в Рим, не был обязан, в отличие от проконсулов, слагать с себя военное командование. Начиная с Тиберия трибунская власть принцепса распространяет­ся на всю территорию Империи. С конца II в. н.э. трибунов уже не избирают, но упомина­ния об этой должности сохраняются в императорских конституциях и в IV, и в V вв. н.э.

Август ввел Египет «под власть (imperium) римского народа» (res gest. 27. 1) и потому возложил функции по управлению Египтом на себя. См.: Mazza II Lineamenti, cit. P. 418.

Муниципальные сенаты (ordo decurionum) состояли из 100 членов, избранных из числа бывших магистратов. В муниципиях магистраты выбирались на один год и формировали коллегии (см.: De Martina. Storia della Costituzione romana. Vol. IV. 2 ed. P. 626 e sgg.).

§3

Этапы развития римских публично-правовых институтов

Доминам

Личная канцелярия императора (scrinia) вела официальную пере­писку, ведала кадровыми вопросами и управлением императорским имуществом, разбирала судебные споры, решение которых находилось в компетенции принцепса36. Процесс бюрократизации государственного аппарата завершился при императоре Адриане, когда возник импера­торский совет (consilium principle), особый совещательный орган, состо­явший из высокопоставленных чиновников и выдающихся юристов.

Именно право периода принципата, достигшее своего расцвета и технической утонченности, позднее было признано «классическим», то есть образцовым, и это в первую очередь заслуга римских юристов того времени. Август, стремясь восстановить былую законотворческую дея­тельность народных собраний, провел через комиции множество зако­нов37. Свободная и творческая деятельность римских юристов, среди которых были и такие независимые люди, как Лабеон, подчинилась auctoritas принцепса после того, как он предоставил наиболее выдаю­щимся их представителям право давать ответы (ius respondendi).

Но ни политический гений Августа, ни таланты его наследников не разрешили самый сложный вопрос нового режима: преемственность вла­сти38. Традиционная вера в личную харизму и отвращение римлян к дина­стической форме наследования при монархии предопределили то, что про­блема преемственности осталась нерешенной и провоцировала постоянные политические кризисы и перевороты. Назначение наследника император­ского престола осуществлялось тремя способами, в зависимости от кон­кретного исторического момента: назначение или кооптация преемника (осуществлялись самим императором в течение жизни); назначение по вы­бору сената; провозглашение легионами. Обычно принцепсы прибегали к традиционной системе усыновления - так Цезарь усыновил Октавиана, -но не всегда выбор императора одобрялся сенатом или, что имело более важное значение, приветствовался легионами. В так называемых династи-

36 Отделы императорской канцелярии (scrinia): ab epistulis - отдел официальной корреспон­денции принцепса; a rationibus - управление императорским имуществом; a cognitionibus -отдел по вопросам о судебных разбирательствах, подведомственным принцепсу; a libellis -отдел прошений и жалоб.

37 В 18-17 гг. до н.э. Август, как трибун, внес на рассмотрение плебейского собрания пуб­личные законы о коллегиях (de collegiis) и о роскоши (sumptuaria), а также уголовные законы о взяточничестве (de ambitu), о преследовании прелюбодеев (de adulteriis coercendis), о наси­лии в общественном месте и на частной земле (de vi publica et privata). В области семейного права - закон о браке (lex lulia de maritandis ordinibus), в сфере процессуального права - за­кон о судах гражданских (lex lulia de iudiciorum privatorum) и уголовных (lex lulia de iudiciorum publicorum). В то же время консулы внесли ряд законопроектов в центуриатные комиции: lex Fufia Caninia, Aelia Sentia, lunia Norbana - о манумиссиях и lex Pappia Poppaea nuptialis - о браке (см.: Arangio Ruiz. Historia, cit. P. 286).

38 См.: De Martina. Storia della Costituzione romana, cit. Vol. IV. P. 403 e sgg.; Mazza II Lineamenti, cit. P. 400 e sgg.; Miguel. El problema de la sucesion de Augusto, cit.

ях, наследовавших Августу, постоянно вспыхивали институциональные кризисы. Из династии так называемых Юлиев - Клавдиев одни императо­ры, как, например, Тиберий, Калигула и Клавдий, погибали от рук своих родственников или преторианцев, другие кончали жизнь самоубийством, как Нерон. Флавии были поддержаны легионами. То же самое случилось с Веспасианом. После смерти Тита легионеры провозгласили императором Домициана, который также был убит. Императоры династии Антонинов (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий и Коммод), которые принесли Империи мир и процветание, пользовались системой усыновле­ния. Но если императоры пренебрегали этим принципом и вводили систему наследования от отца к сыну, то вслед за этим наступал политический кри­зис и воцарялась анархия. Так произошло, когда Марк Аврелий назначил преемником своего сына Коммода императором, который был убит за свое тираническое правление39. После того как Дидий Юлиан купил император­скую власть у преторианцев, согласных продать ее тому, кто за нее больше заплатит, Септимий Север был провозглашен легионами уже на Дунае. С убийством Александра Севера наступает длинная череда кризисов и гос­подство анархии, знаменующей конец эпохи принципата.,, „,».

Ч *.*:•

§ 4. Доминат,"• > ь

Новую политическую систему принято именовать доминатом, где princeps (первенствующий в сенате) превратился во владыку (dominus), a граждане (cives) стали подданными (subditi). Теперь император владел абсолютной властью. Установившаяся система есть результат длительной эволюции римской политической системы - от авторитарной демократии принципата до абсолютной и самодержавной монархии домината.

Новые принципы государственного управления вводились в период тяжелейшего системного кризиса III в. н.э., сопровождавшегося глубоки­ми изменениями в экономической и социальной сфере. В ситуации все­общего обнищания40 и глубокого кризиса духовных ценностей41 решаю-

См. хронологическую таблицу в конце книги.

Это последствие краха примитивной аграрной экономики, удушающей налоговой сис­темы и постоянных поборов и реквизиций в сельских районах (annona). Начиная с Кара-каллы императоры прибегали к систематической порче монеты, но не могли сбить гало­пирующую инфляцию. См.: Rostovzeff. Historia Social у Economica del Imperio Romano. T. 2. Madrid, 1973. P. 327 у sigs.; Remondon. La crisis del Imperio Romano de Marco Aurelio a Anastasio. Barcelona, 1968; Mazza. Lotte sociali e restaurazione autoritaria nel III secolo d. C. Ban, 1973; Idem. II Principe e il potere. Milano, 1976.

Упадок римского политического духа объясняется недоверием к власти и неверием в мо­гущество древнеримских богов, которые быстро вытеснялись восточными культами. В пер­вое время христианство являлось фактором социального разобщения: христиане упорно боролись против римского язычества. См.: Turchi. Storia delle religioni. Roma, 1954. P. 4 e sgg.; De Francisci. Storia, cit. T. 3. 1 ed. P. 34 e sgg.

§4______________Этапы развития римских публично-правовых институтов

щее значение приобрели политические факторы. В первую очередь это выразилось в засилье военных и их господстве над политиками, что вело к самоуправству во всех сферах управления. К этому добавилось сильное давление извне, постоянные набеги варваров и введение их в состав рим­ской армии, в ряды которой стали вливаться элементы, чуждые и враж­дебные классической цивилизации42. В 212 г. н.э. император Антонин Ка-ракалла предоставил права римского гражданства всему свободному на­селению Империи. Это означало конец привилегированного положения римских граждан (cives romani), которые превратились в подданных им­ператора, перенявшего деспотическую форму правления у восточных монархий43. Септимий Север присвоил себе титул dominus44. Гелиогабал назначил сенаторами множество варваров и ввел при дворе восточные церемонии и культы. Когда назначенные сенатом императоры Пупиен и Бальбин были убиты, начался длительный период политического кризиса и анархии (239-284 гг. н.э.)45. Краткосрочный период мира обеспечил лишь иллирийский военачальник Аврелиан, который чеканил монеты со своим титулом dominus et deus (царь и бог) и, по примеру восточных мо­нархов, окружил себя роскошью и низкопоклонством.

Другой иллирийский военачальник, Диоклетиан, стремился восста­новить жесткий порядок (284-303 гг. н.э.), воодушевленный идеей вос­создать былой римский дух и могущество Империи. Он придал своей

42 В римскую армию постепенно внедрялись враждебные ей элементы - германцы и вос­точные народы, а также арабы, кочевавшие в пустынях. На Востоке зародилась новая система боя, центральным звеном которой стали лучники и кавалерия. Вот что пишет Альтхайм: «Силы, чуждые греко-римской цивилизации, перестали чувствовать ее влия­ние. Кочевники и лучники, воздух и дух пустыни, мобильность и бесконечность занимают свое место в Истории».

4 Аранджио-Руиц (Arangio Ruiz. Historia, cit. P. 369) пишет: «Эта система способствовала, благодаря широким раздачам прав римского гражданства солдатам и ветеранам, распро­странению нового типа римского гражданина (civis romanus), притоку множества инопле­менников, неспособных воспринять дух классической античной цивилизации и защитить ее». С другой стороны, постоянно углублялась социальная пропасть, отделившая класс honestiores, то есть сенаторов, всадников и декурионов, сконцентрировавших в своих руках все богатство и власть, от класса humiliores, то есть плебеев и обездоленных. При совершении какого-либо правонарушения humiliores несли наказания более тяжелые и бесчестящие (распятие на кресте, принудительные работы, бичевание), чем honestiores. На их плечи ложились наименее престижные обязанности (onera sordida). Для защиты народа от притеснителей в IV в. была создана должность защитника народа (defensor civitatis или defensor plebis), которая вскоре трансформировалась в магистратуру с административно-полицейскими функциями. См.: Mannino. Ricerche sul defensor civitatis. Milano, 1984.

Согласно Диону Кассию (76.15.2), император Септимий Север дал своим детям сле­дующий наказ: «Обогащайте воинов и больше ни о чем не беспокойтесь». 45 За время полувекового кризиса сменилось 22 императора. В 238 г. н.э. правили одновре­менно три Гордиана, в 260 г. н.э. в провинциях были провозглашены сразу 30 тиранов (см. описание в кн.: Hacquard, Dautry, Maisant. Guide remain antique. Paris, 1952. P. 202).

Доминат

власти сакральный характер, потребовав именовать себя lovius (сын Юпитера). Он реформировал римскую армию, учредив корпус быстрого реагирования (exercitus praesentialis), который должен был отражать атаки врага еще на границе. Диоклетиан боролся с инфляцией и издал знамени­тый эдикт о ценах46. Кроме того, он провел важные реформы в сфере им­перского управления: была создана иерархическая пирамида власти, на вершине которой стоял сам император. Так называемые officia palatina (дворцовые ведомства) стали органами центрального управления, а quaestor sacri palatii (хранитель священного дворца) - своего рода минист­ром юстиции. Magister officiorum был назначен главой провинциальных чиновников, a comes sacrarum largitationum и comes rerum privatarum заве­довали соответственно государственными финансами и имуществом им­ператора. Он учредил несколько должностей командующих крупными соединениями армии (magistri militum). Для реорганизации системы управления в пределах обширной Империи Диоклетиан основал так на­зываемую систему тетрархии: он разделил Империю на две части - Вос­точную и Западную, делившиеся в свою очередь на четыре префектуры (Восток, Иллирия, Италия и Галлия), которые подразделялись на диоце­зы, а те на провинции. Было объявлено, что каждой частью Империи бу­дет управлять август, который должен усыновить преемника с титулом «цезарь». Сам Диоклетиан стал править восточной частью с резиденцией в Никомедии, а Запад со столицей в Милане доверил Максимиану. Одна­ко и эти меры не сняли с повестки дня проблему преемственности власти, и со смертью императора борьба за престол вспыхнула с новой силой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...