Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Писательский дуэт «Ильфпетров»

МИСТИКА В СУДЬБЕ ЕВГЕНИЯ ПЕТРОВА

Литературное расследование к 75 -летию со дня смерти советского писателя

 

«Желающего судьба ведет, не желающего - тащит»

(Латинская пословица)

 

Евгений Петрович Катаев (13.12. 1902-1942), русский и советский писатель, известен нам как Евгений Петров - соавтор Ильи Ильфа, вместе с которым написал романы о симпатичном мошеннике Остапе Бендере («Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»), книгу «Одноэтажная Америка», ряд киносценариев, повести, очерки и водевили. Евгений Катаев был братом другого, не менее знаменитого писателя - Валентина Катаева и вероятным прототипом Павлика Бачея из его повести «Белеет парус одинокий», а такжепрототипом Володи Патрикеева из повести Александра Козачинского «Зелёный фургон».

Евгений Петров прожил жизнь короткую, но полную странных случайностей и таинственных совпадений. Давайте чуть ближе прикоснемся к его биографии, проведем свое небольшое литературное расследование и попробуем дать объяснение хотя бы некоторым из них.

Итак...

 

Два брата

 

Валентин Катаев был стар­ше своего брата Евгения Петрова на шесть лет, но они так походили друг на друга, что невеста младшего брата, чувствительная и рассеянная Валенти­на Грюнзайд, однажды бросилась ему на шею. Такие же высокие скулы и смуглая кожа, те же раскосые разбойничьи глаза - но у Катаева они смотрели остро, с прищуром, а у Петрова были до­брыми.

Старший брат начал публиковаться с тринадцати лет и таскал младшего по редакциям - один он идти боялся. Евгений хныкал, но шел - привык слушаться старшего брата. Их отец, учитель истории, относился к этому с иронией.

Потом началась война, затем революция, отец умер, прежней жизни пришел конец. Старший стал офицером, воевал, ладил с советской вла­стью, а когда город взяли белые, пошел служить на их бронепо­езд. В начале двадцатых он очутился в Москве, его литературная карьера шла успешно, а о том, что в 1919 году носил трехцвет­ную деникинскую кокарду, Валентин Катаев не вспоминал - этой страницы в его биографии словно и не было.

Судьба Евге­ния Катаева складывалась иначе...

Он окончил гимназию, поработал корреспондентом информ-агенства, а потом пошел служить в уездный уголовный ро­зыск. Надел френч, прицепил к поясу огромный «кольт» и две бомбы-лимонки и начал распутывать уличные убийства, нале­ты на госконторы и кражи крестьянских гусей. Когда он увидел первый труп, его чуть не вырвало, но затем ему досталось дело, где было семнадцать убитых, и реакция притупилась.

В те годы в каждом деревенском доме имелась целая коллекция револь­веров и обрезов, людей убивали ни за грош, и Евгений Катаев дальше, чем на три дня, вперед и не заглядывал. Он считал себя смертником и не грустил: рано или поздно на том свете окажутся все, а оперативная работа ему нравилась.

 

«На, подавись!»

Но старшего брата такая перспектива не устраивала. Правдами и неправдами он в 1923 году вызвал его в Москву, поселил в своей комнате, чуть ли не силой заставил заняться журналистикой. Младший приехал в столицу с блестящими рекомендациями из Одесского уголовного розыска и устроился надзирателем в Бутырскую тюрьму, писать и печататься он не собирался.

Старший пустил в ход запрещенный прием. Слова: «Ты еще долго намерен сидеть у меня на шее со своей нищенской зарплатой?» оказались магическими. Младший закусил губу и написал фельетон, отдав его брату с комментарием: «На, подавись!»

После публикации он получил тридцать советских червонцев. Это было больше месячной бутырской зарплаты, и Евгений Катаев сумел сделать верные выводы: он сдал револьвер, прилично оделся, модно подстригся и начал штурмовать московские редакции. Фамилию сменил на Петрова - читатели не должны путаться в Катаевых.

Писательская карьера молодого человека шла в гору, он стал сотрудником журнала «Красный перец», потом поступил на службу в профотдел железнодорожной газеты «Гудок».

 

Писательский дуэт «Ильфпетров»

То, что Ильф (Илья Арнольдович Файзильбер, 1897 - 1937) и Петров, эти ни в чем не похожие люди, дополняют друг друга, видел только Валентин Катаев. Десять лет назад он, печатавшийся в «Гудке» под псевдонимом «Старик Соббакин», вошел в их редакционную комнату со словами: «Я хочу стать советским Дюма-отцом».

Ильф поднял брови: «Почему же это, Валюн, Вы вдруг захотели стать Дюма-пером?»

В ответ они услышали, что давно пора открыть мастерскую советского романа: Катаев будет Дюма-отцом, а они с Петровым - неграми. Он будет давать темы, они - писать романы, а Катаев станет их править рукой мастера. Есть и тема - стулья. В одном из них спрятаны деньги. Их надо найти. Один роман пусть пишет Илья, другой Женя…

В тот день Валентин Катаев за десять минут написал фельетон о козленке, которого начальник пути вез в вагоне второго класса, и убежал по своим делам, а потенциальные соавторы начали обдумывать его предложение. Катаевская идея пришлась им по душе, вот только писать решили по-своему: не два отдельных романа, а один, вместе продумывая каждое слово.

Ильф и Петров работали по вечерам в «Гудке», роман писали на оборотной стороне газетных оттисков. Катаев уехал отдыхать в Крым, и соавторы забрасывали его телеграммами с просьбами о помощи, но он не отвечал. Роман рос, складывался и становился не таким, каким авторы его видели поначалу. Второстепенный персонаж, проходимец Бендер, оказался главным героем и норовил пролезть в каждую главу.

После того, как роман был опубликован, Катаев определил в великие комбинаторы собственного брата: «Знакомьтесь, товарищи, Бендер». Тот вяло отбивался: «Петров моя фамилия...»

О Дюма-отце и литературных неграх речь больше не шла - Катаев прочел рукопись и отпустил авторов в свободное плавание, выговорив посвящение и золотой портсигар. Издательский договор переписали на двоих, на первой странице книги появилось посвящение, а вот на подарке Ильф и Петров сэкономили.

«Дареный конь» оказался золотым, однако совсем маленьким, дамским. Но Катаев и не говорил, что портсигар должен быть мужским. Ильф ехидно улыбнулся, младший брат сказал: «Лопай, что дают!» - и они отправились в ресторан, чтобы обмыть подарок.

«Двенадцать стульев» много раз переиздавались, потом появился и «Золотой теленок», и множество фельетонов, вовсю шла их пьеса - и это обернулось двумя первыми квартирами.

После смерти Ильфа у Петрова было несколько удачных лет: он много писал, работал в «Правде», с 1938 года руководил журналом «Огонек». После смерти Ильфа Петров работал самостоятельно или в соавторстве с писателем Георгием Мунблитом над киносценариями и фельетонами. Но писатель «Ильфпетров» умер в 1937 году, и ничего равного ему Петрову написать не удалось.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...