Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интегральная оценка масштаба государственного сектора.

Тема: ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОНИТОРИНГА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА

Так как государственный сектор экономики является одновременно объектом и инструментом государственного регулирования экономики, то необходима четкая количественная оценка его деятельности. Первым и главным шагом в этом направлении является задача определения масштаба госсектора. Если данная задача решается достаточно корректно, то это позволяет переходить к более тонкому анализу, связанному с эффективностью работы госсектора и его отдельных элементов.

Масштаб (размер) государственного сектора.

Точкой отсчета любого экономического анализа является представление о масштабе изучаемого явления. При оценке масштабов деятельности госсектора на практике используется такой же подход, как при оценке масштабов деятельности любого другого сектора экономики, будь то отрасль, регион, группа хозяйствующих субъектов и т.п. Это означает, что после того, как статистическими органами вычленены все хозяйствующие субъекты госсектора в соответствии с действующими методиками учета, данная группа производственных объектов анализируется как некое целостное образование. Такой подход предполагает анализ результатов и затрат госсектора со всеми вытекающими отсюда методическими и аналитическими возможностями.

Экономической оценке могут подвергнуться любые стороны деятельности госсектора и его предприятий. Это означает, что феномен масштаба деятельности госсектора, вообще говоря, представляет собой векторную величину. Это связано с тем, что размер госсектора может оцениваться по различным сторонам его хозяйственной деятельности, в это предполагает использование разных частных показателей масштаба. Среди таковых в литературе, как правило, выделяются следующие пять показателей:

  • К1 – доля государственного сектора в общей численности занятых в стране;
  • К2 – доля государственного сектора в общем объеме основных фондов в стране;
  • К3 – доля государственного сектора в валовом выпуске продукции в стране;
  • К4 – доля государственного сектора в общей численности предприятий в стране;
  • К5 – доля инвестиций в основные фонды (капиталовложения) государственного сектора в общем объеме инвестиций в стране.

Выбор конкретных коэффициентов К1, К2, К3, К4 и К5 обусловлен их смысловой нагрузкой. Так, например,

· К1 и К2 показывают долю основных макрофакторов (труд и капитал), которая находится в распоряжении государственного сектора, чем достигается достаточно полный учет затратного аспекта его деятельности и соответственно его ресурсной мощи;

· показатель К3 отражает результаты (выпуск или объем производства), полученные предприятиями государственного сектора;

· К4 характеризует относительную массу хозяйствующих субъектов государственного сектора; в отличие от предыдущих показателей, оценивающих текущее состояние госсектора,

· коэффициент К5 оценивает его «двигательные» возможности и «будущий» потенциал, заложенный в госсекторе. Интерпретация последнего коэффициента вытекает из самого понятия инвестиций (капиталовложений), которые создают предпосылки для будущего динамичного развития соответствующих предприятий.

Все рассмотренные показатели предполагают довольно простую и однозначную оценку; исключение составляет только коэффициент К3, который может рассчитываться как по показателю добавленной стоимости, так и по валовому выпуску. Оба варианта расчета по отношению друг к другу являются эквивалентными заменителями, хотя предпочтение все же должно быть отдано показателю добавленной стоимости. Главное при осуществлении прикладных расчетов на основе К3 заключается в обеспечении следующего требования: расчеты для госсектора и всей экономики следует проводить с помощью одного и того же показателя; в противном случае возникнут грубые ошибки. Следует иметь в виду, что приведенные пять масштабных показателей госсектора не исчерпывают проблему и на практике может потребоваться более подробный перечень аналогичных измерителей.

Интегральная оценка масштаба государственного сектора.

Конкретные показатели масштаба госсектора зависят от целей проводимого анализа. Если это детальный, углубленный анализ, то работа должна идти с вектором частных показателей. Если же проводится макроэкономический анализ, направленный на уяснение основополагающих моментов в развитии госсектора, то необходимо сформировать сводную картину на основе очень небольшого набора показателей. В этой связи возникает проблема получения некоей интегральной, итоговой оценки масштаба госсектора, учитывая, что многие масштабные элементы деятельности госсектора несопоставимы. Так, количественные значения приведенных показателей К1, К2, К3, К4 и К5, как правило, сильно различаются. Например, в странах Европейского Союза в 1973 г. доля госсектора в численности занятых составляла 8,3% (К1), в добавленной стоимости (К3) – 11,0%, а в инвестициях (К5) – 22,0%. В связи с этим помимо вышеприведенных пяти «первичных» показателей масштаба госсектора возникает потребность в их «свертывании», взвешивании и усреднении для получения обобщенной (интегральной) оценки участия государственного сектора в национальной экономике. В мировой и российской практике аналитических исследований для этих целей используются следующие интегральные показатели относительного масштаба государственного сектора К:

(1)
(2)
(3)
(4)

Формула (1) соответствует международной практике оценки размера госсектора. В соответствии с подходом (1) при оценке масштаба госсектора учитывается два классических макрофактора (труд и капитал) и результат их сочетания (выпуск).

Подход, реализующий взвешивание частных коэффициентов по методу среднеарифметического, отражает идею о том, что все частные показатели масштаба госсектора являются равноправными и ни одному из них не может быть отдано предпочтение по сравнению с другими. Все попытки определения вектора неодинаковых весовых коэффициентов, как правило, основываются на субъективной вычислительной процедуре, не имеющей строгого обоснования.

Показатель К представляет собой усредненную долю государственного сектора в экономике (отрасли, регионе), выраженную в процентах. Изменяться показатель К может в границах от 0 (отсутствие госсектора) до 100% (тотальный госсектор), что делает его очень наглядным. При анализе динамики развития государственного сектора уменьшение показателя К означает ослабление позиций государственного сектора в экономике (отрасли, регионе); увеличение К означает усиление роли и участия государственного сектора. Исходя из соображений обеспечения экономической безопасности и достижения важнейших целей социально-экономического развития страны, для стратегически важных отраслей и сегментов экономики отчетный показатель К часто сравнивают с предельно допустимым нижним значением К*, определяемым экспертным путем. Возникновение ситуации, когда K<K* свидетельствует об опасном или нежелательном развитии событий, когда государство начинает упускать стратегический контроль над отраслью (регионом и т.п.). Таким образом, даже в своем простейшем виде показатель масштаба госсектора может непосредственно использоваться при формировании политики государственного регулирования национальной экономики.

В табл.1 приведены данные о масштабах госсектора в отраслях российской промышленности с использованием частных коэффициентов К1, К2, К3 и интегрального коэффициента (3). Из таблицы видно, что для стекольной промышленности доля госсектора в основных фондах в 4,4 раза выше доли госсектора в численности занятых, что со всей очевидностью доказывает необходимость усреднения подобных показателей для понимания истинных масштабов явления.

Таблица 1. Относительные масштабы госсектора в промышленности России в 2000 г., %.

Отрасли промышленности Доля в общем объеме выпуска Доля в общей численности работников Доля в полной балансовой стоимости основных фондов Интегральная доля госсектора
Всего 10,1 14,9 11,9 12,3
в том числе: электроэнергетика 9,3 10,4 7,1 8,9
Топливная 3,9 13,6 4,8 7,4
Черная металлургия 2,6 5,7 3,9 4,1
цветная металлургия 15,6 16,7 27,2 19,8
химическая и нефтехимическая 8,0 14,5 13,5 12,0
машиностроение и металлообработка 20,9 21,7 20,6 21,1
Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 5,2 10,5 9,5 8,4
производство строительных материалов 4,3 5,9 6,5 5,6
стекольная и фарфоро-фаянсовая 1,7 4,4 7,4 4,5
Легкая 4,9 6,2 5,6 5,6
Пищевая 6,6 9,3 12,4 9,4
Микробиологическая 40,1 41,5 49,2 43,6
мукомольно-крупяная и комбикормовая 12,3 17,8 18,1 16,1
Медицинская 15,8 18,3 23,3 19,1
Полиграфическая 52,5 47,9 59,4 53,3

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...