Задания для самостоятельной работы
Сравните два флористических района по числу видов, используя следующие показатели. В одном флористическом районе насчитывется 225 видов (n1), в другом – 302 (n2). Общими из них оказались 57 видов. Абсолютные и относительные данные Абсолютные данные по заболеваемости населения редко пригодны для анализа без их предварительной обработки. Приведем пример. При проверке зрения у учащихся в школе №1 из 490 обследованных выявлено 25 случаев близорукости, а в школе №2 из 1240 – 43. Нужно сравнить эти показатели и сделать вывод, отличаются ли данные школы по распространенности близорукости. Казалось бы, можно сделать вывод, что в школе №2 близорукость распространена в большей степени. Однако при сравнении данных не учтено общее количество учащихся в каждой из школ. Если известно, что в школе №1 учится 490 детей, а в школе №2 – 1240, то можно определить долю (или процент) близоруких детей в каждой из школ и сравнить их: в школе №1: , в школе №2: . Затем следует рассчитать достоверность их различия и сделать вывод – он получится противоположным. Только относительность числа поможет в данном случае правильно определить и сопоставить количество близоруких детей в школах. При эколого-гигиенических исследованиях состояния окружающей среды возможно использование относительных чисел распределения. Рассмотрим на примере. В летнее время из 120 проб воздуха в 109 пробах были обнаружены концентрации оксида углерода (СО) от 0 до 0,09 мг/м3, в 11 пробах - от 0,1 до 0,15 мг/м3. В зимнее время из 234 проб воздуха в 89 концентрация оксида углерода (СО) составила от 0 до 0,09 мг/м3, в 143 пробах – от 0,1 до 0,5 мг/м3, в 2 пробах – выше 0,5 мг/м3. Необходимо определить, когда воздух был менее загрязнен оксидом углерода, (преобладали пробы с концентрацией газа до 0,09 мг/м3). Соответствующие экстенсивные отношения равны:
Вывод: сравнение показателей позволяет сделать вывод об относительном преобладании проб с концентрациями оксида углерода (СО) до 0,09 мг/м3 (90,8%) в летний период по сравнению с зимним (38,3%). Задания для самостоятельной работы В ходе диспансеризации начальные стадии искривления позвоночника в школе № 5 обнаружили у 43 школьников из 320 детей, а в школе №9 из 900 – 91. Сравните эти показатели и выясните, отличаются ли данные школы по распространенности начальных этапов искривления позвоночника. Корреляционный анализ Для выявления причинно–следственных связей и роли отдельных факторов в формировании здоровья детей и подростков используется корреляционный анализ. При этом для статистической обработки используются данные по двум признакам: факториальному или зависящему от действия какого–либо экологического фактора (причина) и результативному (следствие). Факториальный признак обозначают х–факториальный (фактор риска или их сочетание), результативный признак обозначают у–результативный (показатель состояния здоровья, совокупность состояния показателей здоровья, интегральный индекс здоровья). При корреляционной связи изменение какого–либо признака связано, главным образом, но не исключительно, с изменениями другого признака. Вычисление коэффициента корреляции позволит установить количественную меру этой связи, оценить степень тесноты и определить ее форму. В медицине слабой считается связь при коэффициенте корреляции не выше 0,3, средней от 0,31 до 0,69, сильной от 0,70 до 0,99 (таблица 4). Коэффициенты корреляции равные 1,0 свидетельствуют о функциональной форме связи между изучаемыми явлениями или признаками (функциональная связь отражает строгую зависимость процессов или явлений).
Примечание: нецелесообразно вычислять коэффициент корреляции при числе контролируемых пар меньше четырех. Например: необходимо установить, влияет ли уровень освещенности в учебных помещениях на нарушения остроты зрения у школьников. Данные представлены в таблице 5, где Vx – освещенность в люксах, Vy – частота нарушений остроты зрения на 100 детей.
Решение: Определяем среднюю величину каждого ряда: , . Вычисляем отклонения каждого значения ряда от средней величины (x и y). Возводим отклонения в квадрат и получаем их суммы: ∑ x ² и ∑ y ². Умножаем отклонения каждого из значений одного ряда на отклонение соответствующего значения другого ряда и находим их сумму: ∑ xy ². . Прежде, чем делать вывод о наличии или отсутствии связи между этими показателями, определим достоверность полученного коэффициента корреляции. Для этого находим ошибку репрезентативности: и достоверность . Вывод: результат достоверен при любой степени вероятности, следовательно, между уровнем освещенности и нарушением остроты зрения существует обратная тесная связь: с увеличением освещенности частота нарушений остроты зрения уменьшается
*Часто болеющими считаются дети, которые болели в течение года 4 и более раз;
“Экстенсивные показатели заболеваемости и их использование
При изучении заболеваемости в коллективе используют экстенсивные показатели заболеваемости, к которым относятся индекс здоровья, количество часто болеющих, распределение по группам здоровья.
Анализ и сравнение полученных данных проводят с учетом достоверности различий сопоставляемых показателей. , где · P – величина показателя заболеваемости, выраженная на 100 человек или 1000 человек в %, · g – величина, обратная показателю P (g = 100 - P или g = 1000 - P), · n – число наблюдений (при n ≥30), если n <30, тогда n - 1. Если утроенная средняя ошибка превышает показатель, то он считается статистически недостоверным и дальнейшей обработке не подлежит: , утроенная средняя ошибка составляет 15,17. , утроенная средняя ошибка составляет 13,70. Вывод: обе утроенные ошибки не превышают показатели не болевших мальчиков и девочек и могут считаться достоверными Практическая работа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|