Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




Составьте программу, позволяющую заполнять двумерную числовую матрицу размерностью и выводить ее на экран.

Составьте программу, определяющую сумму элементов произвольного столбца матрицы.

Составьте программу, вычисляющую произведение двух матриц размерностями .

Напишите программу, вычисляющую определитель матрицы размерностью .

Напишите программу, заменяющую строки матрицы ее столбцами.

2. Общее задание на выполнение лабораторной работы по вариантам

Цель работы

Изучить возможности языка Basic и овладеть практическими навыками в программировании задач, используя данные в виде массивов. Совершенствовать навыки в редактировании программ.

Порядок выполнения работы

1. Изучить операторы, позволяющие организовать данные в виде массивов.

2. Изучить возможности ввода и вывода данных в массив различными способами, включая способ вложения циклов.

3. Вводить, редактировать, отлаживать и реализовывать программы на языке Basic.

4. Оформить отчет. Отчет содержит: 1) цель работы; 2) постановку задачи согласно варианта; 3) листинг текста программы; 4) результаты реализации программы (распечатка) согласно заданиям каждого варианта; 5) выводы по проделанной работе.

Пример выполнения лабораторной работы

Дана матрица:

Задание 1. Найти среднее значение элементов, стоящих в первой строке.

Задание 2. Умножить все элементы матрицы на число 3 и вывести полученную матрицу на печать.

Заданной матрице присвоить имя A. Матрица двумерная, следовательно все ее значения заносятся в программу в цикле. В данном примере используется оператор DATA-READ. Умножение элементов матрицы на число 3 также удобнее выполнить в цикле. Для нахождения среднего значения определяется переменная S и ее значение выводится на печать. В конце программы элементы полученной новой матрицы выводятся на печать также с помощью цикла. Для того, чтобы на экране элементы матрицы располагались в привычном для нас виде, то есть по три элемента в строке, в программе написаны два оператора PRINT.

Программа

5 REM очистка экрана

10 CLS

15 REM присвоение данных элементам матрицы

20 DIM A(2,3)

25 FOR I = 1 TO 2

30 FOR J = 1 TO 3

35 READ A(I,J)

40 NEXT J

45 NEXT I

50 REM вычисление среднего значения элементов матрицы

55 S = (A(1,1)+A(1,2)+A(2,3))/3

60 PRINT " СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ

СТРОКИ S = ";S:PRINT

65 REM умножение элементов матрицы на число

70 FOR I = 1 TO 2

75 FOR J = 1 TO 3

80 B(I,J) = A(I,J)*3

85 NEXT J

90 NEXT I

95 REM распечатка значений элементов новой матрицы

100 PRINT "ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ": PRINT

105 FOR I = 1 TO 2

110 FOR J = 1 TO 3

115 PRINT B(I,J);

120 NEXT J

125 PRINT:PRINT

130 NEXT I

135 DATA 2,3.1,8.1,-1,5,-3

140 END

После отладки программы необходимо вывести на печать текст программы, используя команду LLIST. Для вывода результатов вычислений на печать используется оператор LPRINT. В программе надо все операторы PRINT заменить оператором LPRINT и запустить программу. Результат будет печататься на бумаге.

Результат выполнения программы

СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ СТРОКИ S = 4.4

ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ

2.6. Контрольные вопросы

Определение массивов.

Одномерные массивы.

Двумерные массивы.

Операторы описания массивов.

Различные способы присвоения значений элементам массивов.

Операторы присвоения DATA-READ, INPUT, LET.

Операторы цикла.

Вложенные циклы.

Использование вложенных циклов для присвоения значений элементам массива.

Использование вложенных циклов для вывода результатов на печать.

Операторы вывода на печать.

Приложение

Вариант 1

Оклады сотрудников распределены по степеням и классам:

  Степень1 Степень 2 Степень 3
Класс 1 Класс 2 Класс 3 973 1180 1300 989 1265 1400 1060 1345 1520

Произведено увеличение окладов для 1 класса на 2.3 %; для 2 класса на 3.5 %; для 3 класса на 5.6 %.

Задание 1. Подсчитать новые оклады и вывести их на печать в заданной форме.

Задание 2. Найти сумму всех окладов.

ВАРИАНТ 2

Результаты сдачи экзаменов занесены в ведомость:

  Математика История Физика
Иванов Кузнецов Михайлов Петров 3 с+1 5 3 3 3 с+1 4 5 3 5 с+1

Задание 1. Подсчитать средний балл по каждой дисциплине и по каждому учащемуся.

Задание 2. Подсчитать общий средний балл по группе.

ВАРИАНТ 3

Дана матрица:

Задание 1. Найти сумму всех элементов матрицы и сумму элементов, стоящих на главной диагонали матрицы.

Задание 2. Поменять местами первый и второй столбец и распечатать полученную матрицу.

ВАРИАНТ 4

Дан определитель:

Задание 1. Найти значение определителя.

Задание 2. Умножить определитель на число с+2.3. Вывести полученный определитель на печать.

ВАРИАНТ 5

Даны две матрицы:

и

Задание 1. Найти сумму матриц и распечатать полученную матрицу.

Задание 2. Найти определители матриц.

ВАРИАНТ 6

В компании служат шесть человек с различной почасовой оплатой:

Служащий 1 2 3 4 5 6
Отработанные за неделю часы 40+c 42 38+c 44 35+c 36
Плата за один час 3.2 3.2 3.0 3.0 3.0 2.8

Задание 1. Подсчитать недельный заработок каждого служащего и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю.

Задание 2. Результаты задания 1 вывести на печать в виде одномерного массива.

ВАРИАНТ 7

Дана матрица:

Задание 1. Умножить первую строку на число "c". Матрицу вывести на печать.

Задание 2. Поменять местами второй и третий, первый и четвертый столбец. Матрицу вывести на печать.

ВАРИАНТ 8

Даны две матрицы:

и

Задание 1. Найти произведение матриц. Вывести полученную матрицу на печать.

Задание 2. Найти среднее значение элементов полученной матрицы.

ВАРИАНТ 9

Дана матрица:

Задание 1. Просуммировать элементы первой и второй строки. Результат вывести в одномерном массиве размером 4.

Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы.

ВАРИАНТ 10

Дана матрица:

Задание 1. Сформировать одномерный массив из диагональных элементов (I = J).

Задание 2. Просуммировать элементы полученного одномерного массива.

ВАРИАНТ 11

Дан массив X:

Задание 1. Вычислить значения функции при значениях аргумента, заданных в массиве X, поместить их в массив Y и распечатать этот массив.

Задание 2. Найти среднее значение элементов массива X и массива Y.

ВАРИАНТ 12

Для изготовления печенья требуется следующий расход продуктов:

мука 2 стакана по 1 р. 20 к. за 1 стакан
яйцо 4 шт. по 2 р. 20 к. за шт.
маргарин 200 г по 3 р. 10 к. за 100 г
сахар 1 стакан по 2 р. 40 к. за 1 стакан

Задание 1. Сформировать два одномерных массива: по величине требуемого продукта и по стоимости. Найти стоимость отдельных продуктов и вывести на печать с помощью одномерного массива.

Задание 2. Найти общую стоимость печенья.

ВАРИАНТ 13

Даны два одномерных массива:

Задание 1. Вычислить сумму и разность двух одномерных массивов.

Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов.

ВАРИАНТ 14

Дана матрица:

Задание 1. Найти сумму первой и второй строки, полученный результат оформить в виде одномерного массива и вывести на печать.

Задание 2. Найти среднее значение всех столбцов, результат оформить в виде одномерного массива.

ВАРИАНТ 15

Дана матрица:

Задание 1. Переставить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать.

Задание 2. Найти сумму элементов, стоящих на диагонали матрицы в виде одномерного массива.

ВАРИАНТ 16

Даны две матрицы:

и

Задание 1. Найти произведение матриц и распечатать полученную матрицу.

Задание 2. Найти разность матриц.

ВАРИАНТ 17

В компании служат пять человек с различной почасовой оплатой:

Служащий 1 2 3 4 5
Отработанные за неделю часы 66 49 76 55 22
Плата за 1 час 203 239 451 563 365

Задание 1. Подсчитать заработок каждого служащего за месяц и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю.

Задание 2. Увеличить всем оклад на 5 %.

ВАРИАНТ 18

Дана матрица:

Задание 1. Умножить третью строку на произвольное число "c". Матрицу вывести на печать.

Задание 2. Поменять местами вторую и третью, первую и четвертую строку. Матрицу вывести на печать.

ВАРИАНТ 19

Даны две матрицы:

и

Задание 1. Найти сумму матриц. Вывести полученную матрицу на печать.

Задание 2. Найти определители матриц.

ВАРИАНТ 20

Дана матрица:

Задание 1. Найти разность между первой и второй строкой. Результат вывести в одномерном массиве размером 4.

Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы.

ВАРИАНТ 21

Дана матрица:

Задание 1. Найти обратную матрицу.

Задание 2. Просуммировать элементы первой строки.

ВАРИАНТ 22

Дан массив X:

Задание 1. Вычислить значения функции Y = sin(x) при значениях аргумента, заданных в массиве X, поместить их в массив Y и распечатать этот массив.

Задание 2. Найти среднее значение элементов массива Y.

ВАРИАНТ 23

Для изготовления одной порции печенья требуется следующий расход продуктов:

мука 2 стакана по 346 р. за 1 стакан
яйцо 4 шт. по 2454 р. за шт.
маргарин 200 г по 723 р. за 100 г
сахар за 1 стакан по 837 р. 1 стакан

Задание 1. Сформировать массив (). Найти стоимость отдельных продуктов и вывести на печать с помощью одномерного массива.

Задание 2. Найти общую стоимость печенья. Сформировать массив для данного количества порций печенья.

ВАРИАНТ 24

Даны два одномерных массива:

Задание 1. Сформировать программным способом двумерный массив и найти среднее значение элементов полученного массива.

Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов.

ВАРИАНТ 25

Дана матрица:

Задание 1. Диагональные элементы оформить в виде одномерного массива и вывести на печать. Найти среднее этих диагональных элементов.

Задание 2. Поменять местами первую и третью строку.

ВАРИАНТ 26

Дана матрица:

Задание 1. Сложить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать.

Задание 2. Найти обратную матрицу.

Примечание. В заданных вариантах значение буквы "с" принимается равным последней цифре номера группы студента.

Список литературы

Светозарова Г.И., Мельников А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1988.

Мельникова О.И., Бонюшкина А.Ю. Начало программирования на языке Q Basic. – М.: ЭКОМ, 1997.

Вострикова З.П., Вострикова О.Ю., Туева С.С. Программирование на языке “Бейсик” для персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1993.

Фигурнов В.Э. IBM-PС для пользователя. – 6–7-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997–1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...