Задания для самостоятельной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Составьте программу, позволяющую заполнять двумерную числовую матрицу размерностью и выводить ее на экран. Составьте программу, определяющую сумму элементов произвольного столбца матрицы. Составьте программу, вычисляющую произведение двух матриц размерностями . Напишите программу, вычисляющую определитель матрицы размерностью . Напишите программу, заменяющую строки матрицы ее столбцами. 2. Общее задание на выполнение лабораторной работы по вариантам Цель работы Изучить возможности языка Basic и овладеть практическими навыками в программировании задач, используя данные в виде массивов. Совершенствовать навыки в редактировании программ. Порядок выполнения работы 1. Изучить операторы, позволяющие организовать данные в виде массивов. 2. Изучить возможности ввода и вывода данных в массив различными способами, включая способ вложения циклов. 3. Вводить, редактировать, отлаживать и реализовывать программы на языке Basic. 4. Оформить отчет. Отчет содержит: 1) цель работы; 2) постановку задачи согласно варианта; 3) листинг текста программы; 4) результаты реализации программы (распечатка) согласно заданиям каждого варианта; 5) выводы по проделанной работе. Пример выполнения лабораторной работы Дана матрица: Задание 1. Найти среднее значение элементов, стоящих в первой строке. Задание 2. Умножить все элементы матрицы на число 3 и вывести полученную матрицу на печать. Заданной матрице присвоить имя A. Матрица двумерная, следовательно все ее значения заносятся в программу в цикле. В данном примере используется оператор DATA-READ. Умножение элементов матрицы на число 3 также удобнее выполнить в цикле. Для нахождения среднего значения определяется переменная S и ее значение выводится на печать. В конце программы элементы полученной новой матрицы выводятся на печать также с помощью цикла. Для того, чтобы на экране элементы матрицы располагались в привычном для нас виде, то есть по три элемента в строке, в программе написаны два оператора PRINT.
Программа 5 REM очистка экрана 10 CLS 15 REM присвоение данных элементам матрицы 20 DIM A(2,3) 25 FOR I = 1 TO 2 30 FOR J = 1 TO 3 35 READ A(I,J) 40 NEXT J 45 NEXT I 50 REM вычисление среднего значения элементов матрицы 55 S = (A(1,1)+A(1,2)+A(2,3))/3 60 PRINT " СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ СТРОКИ S = ";S:PRINT 65 REM умножение элементов матрицы на число 70 FOR I = 1 TO 2 75 FOR J = 1 TO 3 80 B(I,J) = A(I,J)*3 85 NEXT J 90 NEXT I 95 REM распечатка значений элементов новой матрицы 100 PRINT "ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ": PRINT 105 FOR I = 1 TO 2 110 FOR J = 1 TO 3 115 PRINT B(I,J); 120 NEXT J 125 PRINT:PRINT 130 NEXT I 135 DATA 2,3.1,8.1,-1,5,-3 140 END После отладки программы необходимо вывести на печать текст программы, используя команду LLIST. Для вывода результатов вычислений на печать используется оператор LPRINT. В программе надо все операторы PRINT заменить оператором LPRINT и запустить программу. Результат будет печататься на бумаге. Результат выполнения программы СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ СТРОКИ S = 4.4 ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ 2.6. Контрольные вопросы Определение массивов. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Операторы описания массивов. Различные способы присвоения значений элементам массивов. Операторы присвоения DATA-READ, INPUT, LET. Операторы цикла. Вложенные циклы. Использование вложенных циклов для присвоения значений элементам массива. Использование вложенных циклов для вывода результатов на печать. Операторы вывода на печать. Приложение Вариант 1 Оклады сотрудников распределены по степеням и классам:
Произведено увеличение окладов для 1 класса на 2.3 %; для 2 класса на 3.5 %; для 3 класса на 5.6 %.
Задание 1. Подсчитать новые оклады и вывести их на печать в заданной форме. Задание 2. Найти сумму всех окладов. ВАРИАНТ 2 Результаты сдачи экзаменов занесены в ведомость:
Задание 1. Подсчитать средний балл по каждой дисциплине и по каждому учащемуся. Задание 2. Подсчитать общий средний балл по группе. ВАРИАНТ 3 Дана матрица: Задание 1. Найти сумму всех элементов матрицы и сумму элементов, стоящих на главной диагонали матрицы. Задание 2. Поменять местами первый и второй столбец и распечатать полученную матрицу. ВАРИАНТ 4 Дан определитель: Задание 1. Найти значение определителя. Задание 2. Умножить определитель на число с+2.3. Вывести полученный определитель на печать. ВАРИАНТ 5 Даны две матрицы: и Задание 1. Найти сумму матриц и распечатать полученную матрицу. Задание 2. Найти определители матриц. ВАРИАНТ 6 В компании служат шесть человек с различной почасовой оплатой:
Задание 1. Подсчитать недельный заработок каждого служащего и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю. Задание 2. Результаты задания 1 вывести на печать в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 7 Дана матрица: Задание 1. Умножить первую строку на число "c". Матрицу вывести на печать. Задание 2. Поменять местами второй и третий, первый и четвертый столбец. Матрицу вывести на печать. ВАРИАНТ 8 Даны две матрицы: и Задание 1. Найти произведение матриц. Вывести полученную матрицу на печать. Задание 2. Найти среднее значение элементов полученной матрицы. ВАРИАНТ 9 Дана матрица: Задание 1. Просуммировать элементы первой и второй строки. Результат вывести в одномерном массиве размером 4. Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы. ВАРИАНТ 10 Дана матрица: Задание 1. Сформировать одномерный массив из диагональных элементов (I = J). Задание 2. Просуммировать элементы полученного одномерного массива.
ВАРИАНТ 11 Дан массив X: Задание 1. Вычислить значения функции при значениях аргумента, заданных в массиве X, поместить их в массив Y и распечатать этот массив. Задание 2. Найти среднее значение элементов массива X и массива Y. ВАРИАНТ 12 Для изготовления печенья требуется следующий расход продуктов:
Задание 1. Сформировать два одномерных массива: по величине требуемого продукта и по стоимости. Найти стоимость отдельных продуктов и вывести на печать с помощью одномерного массива. Задание 2. Найти общую стоимость печенья. ВАРИАНТ 13 Даны два одномерных массива: Задание 1. Вычислить сумму и разность двух одномерных массивов. Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов. ВАРИАНТ 14 Дана матрица: Задание 1. Найти сумму первой и второй строки, полученный результат оформить в виде одномерного массива и вывести на печать. Задание 2. Найти среднее значение всех столбцов, результат оформить в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 15 Дана матрица: Задание 1. Переставить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать. Задание 2. Найти сумму элементов, стоящих на диагонали матрицы в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 16 Даны две матрицы: и Задание 1. Найти произведение матриц и распечатать полученную матрицу. Задание 2. Найти разность матриц. ВАРИАНТ 17 В компании служат пять человек с различной почасовой оплатой:
Задание 1. Подсчитать заработок каждого служащего за месяц и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю. Задание 2. Увеличить всем оклад на 5 %. ВАРИАНТ 18 Дана матрица: Задание 1. Умножить третью строку на произвольное число "c". Матрицу вывести на печать. Задание 2. Поменять местами вторую и третью, первую и четвертую строку. Матрицу вывести на печать.
ВАРИАНТ 19 Даны две матрицы: и Задание 1. Найти сумму матриц. Вывести полученную матрицу на печать. Задание 2. Найти определители матриц. ВАРИАНТ 20 Дана матрица: Задание 1. Найти разность между первой и второй строкой. Результат вывести в одномерном массиве размером 4. Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы. ВАРИАНТ 21 Дана матрица: Задание 1. Найти обратную матрицу. Задание 2. Просуммировать элементы первой строки. ВАРИАНТ 22 Дан массив X: Задание 1. Вычислить значения функции Y = sin(x) при значениях аргумента, заданных в массиве X, поместить их в массив Y и распечатать этот массив. Задание 2. Найти среднее значение элементов массива Y. ВАРИАНТ 23 Для изготовления одной порции печенья требуется следующий расход продуктов:
Задание 1. Сформировать массив (). Найти стоимость отдельных продуктов и вывести на печать с помощью одномерного массива. Задание 2. Найти общую стоимость печенья. Сформировать массив для данного количества порций печенья. ВАРИАНТ 24 Даны два одномерных массива: Задание 1. Сформировать программным способом двумерный массив и найти среднее значение элементов полученного массива. Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов. ВАРИАНТ 25 Дана матрица: Задание 1. Диагональные элементы оформить в виде одномерного массива и вывести на печать. Найти среднее этих диагональных элементов. Задание 2. Поменять местами первую и третью строку. ВАРИАНТ 26 Дана матрица: Задание 1. Сложить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать. Задание 2. Найти обратную матрицу. Примечание. В заданных вариантах значение буквы "с" принимается равным последней цифре номера группы студента. Список литературы Светозарова Г.И., Мельников А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1988. Мельникова О.И., Бонюшкина А.Ю. Начало программирования на языке Q Basic. – М.: ЭКОМ, 1997. Вострикова З.П., Вострикова О.Ю., Туева С.С. Программирование на языке “Бейсик” для персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1993. Фигурнов В.Э. IBM-PС для пользователя. – 6–7-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997–1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|