Задания для самостоятельной работы
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Составьте программу, позволяющую заполнять двумерную числовую матрицу размерностью Составьте программу, определяющую сумму элементов произвольного столбца матрицы. Составьте программу, вычисляющую произведение двух матриц размерностями Напишите программу, вычисляющую определитель матрицы размерностью Напишите программу, заменяющую строки матрицы ее столбцами. 2. Общее задание на выполнение лабораторной работы по вариантам Цель работы Изучить возможности языка Basic и овладеть практическими навыками в программировании задач, используя данные в виде массивов. Совершенствовать навыки в редактировании программ. Порядок выполнения работы 1. Изучить операторы, позволяющие организовать данные в виде массивов. 2. Изучить возможности ввода и вывода данных в массив различными способами, включая способ вложения циклов. 3. Вводить, редактировать, отлаживать и реализовывать программы на языке Basic. 4. Оформить отчет. Отчет содержит: 1) цель работы; 2) постановку задачи согласно варианта; 3) листинг текста программы; 4) результаты реализации программы (распечатка) согласно заданиям каждого варианта; 5) выводы по проделанной работе. Пример выполнения лабораторной работы Дана матрица: Задание 1. Найти среднее значение элементов, стоящих в первой строке. Задание 2. Умножить все элементы матрицы на число 3 и вывести полученную матрицу на печать. Заданной матрице присвоить имя A. Матрица двумерная, следовательно все ее значения заносятся в программу в цикле. В данном примере используется оператор DATA-READ. Умножение элементов матрицы на число 3 также удобнее выполнить в цикле. Для нахождения среднего значения определяется переменная S и ее значение выводится на печать. В конце программы элементы полученной новой матрицы выводятся на печать также с помощью цикла. Для того, чтобы на экране элементы матрицы располагались в привычном для нас виде, то есть по три элемента в строке, в программе написаны два оператора PRINT.
Программа 5 REM очистка экрана 10 CLS 15 REM присвоение данных элементам матрицы 20 DIM A(2,3) 25 FOR I = 1 TO 2 30 FOR J = 1 TO 3 35 READ A(I,J) 40 NEXT J 45 NEXT I 50 REM вычисление среднего значения элементов матрицы 55 S = (A(1,1)+A(1,2)+A(2,3))/3 60 PRINT " СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ СТРОКИ S = ";S:PRINT 65 REM умножение элементов матрицы на число 70 FOR I = 1 TO 2 75 FOR J = 1 TO 3 80 B(I,J) = A(I,J)*3 85 NEXT J 90 NEXT I 95 REM распечатка значений элементов новой матрицы 100 PRINT "ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ": PRINT 105 FOR I = 1 TO 2 110 FOR J = 1 TO 3 115 PRINT B(I,J); 120 NEXT J 125 PRINT:PRINT 130 NEXT I 135 DATA 2,3.1,8.1,-1,5,-3 140 END После отладки программы необходимо вывести на печать текст программы, используя команду LLIST. Для вывода результатов вычислений на печать используется оператор LPRINT. В программе надо все операторы PRINT заменить оператором LPRINT и запустить программу. Результат будет печататься на бумаге. Результат выполнения программы СРЕДНЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕРВОЙ СТРОКИ S = 4.4 ЗНАЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ НОВОЙ МАТРИЦЫ
2.6. Контрольные вопросы Определение массивов. Одномерные массивы. Двумерные массивы. Операторы описания массивов. Различные способы присвоения значений элементам массивов. Операторы присвоения DATA-READ, INPUT, LET. Операторы цикла. Вложенные циклы. Использование вложенных циклов для присвоения значений элементам массива. Использование вложенных циклов для вывода результатов на печать. Операторы вывода на печать. Приложение Вариант 1 Оклады сотрудников распределены по степеням и классам:
Произведено увеличение окладов для 1 класса на 2.3 %; для 2 класса на 3.5 %; для 3 класса на 5.6 %.
Задание 1. Подсчитать новые оклады и вывести их на печать в заданной форме. Задание 2. Найти сумму всех окладов. ВАРИАНТ 2 Результаты сдачи экзаменов занесены в ведомость:
Задание 1. Подсчитать средний балл по каждой дисциплине и по каждому учащемуся. Задание 2. Подсчитать общий средний балл по группе. ВАРИАНТ 3 Дана матрица: Задание 1. Найти сумму всех элементов матрицы и сумму элементов, стоящих на главной диагонали матрицы. Задание 2. Поменять местами первый и второй столбец и распечатать полученную матрицу. ВАРИАНТ 4 Дан определитель: Задание 1. Найти значение определителя. Задание 2. Умножить определитель на число с+2.3. Вывести полученный определитель на печать. ВАРИАНТ 5 Даны две матрицы:
Задание 1. Найти сумму матриц и распечатать полученную матрицу. Задание 2. Найти определители матриц. ВАРИАНТ 6 В компании служат шесть человек с различной почасовой оплатой:
Задание 1. Подсчитать недельный заработок каждого служащего и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю. Задание 2. Результаты задания 1 вывести на печать в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 7 Дана матрица: Задание 1. Умножить первую строку на число "c". Матрицу вывести на печать. Задание 2. Поменять местами второй и третий, первый и четвертый столбец. Матрицу вывести на печать. ВАРИАНТ 8 Даны две матрицы:
Задание 1. Найти произведение матриц. Вывести полученную матрицу на печать. Задание 2. Найти среднее значение элементов полученной матрицы. ВАРИАНТ 9 Дана матрица: Задание 1. Просуммировать элементы первой и второй строки. Результат вывести в одномерном массиве размером 4. Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы. ВАРИАНТ 10 Дана матрица: Задание 1. Сформировать одномерный массив из диагональных элементов (I = J). Задание 2. Просуммировать элементы полученного одномерного массива.
ВАРИАНТ 11 Дан массив X: Задание 1. Вычислить значения функции Задание 2. Найти среднее значение элементов массива X и массива Y. ВАРИАНТ 12 Для изготовления печенья требуется следующий расход продуктов:
Задание 1. Сформировать два одномерных массива: по величине требуемого продукта и по стоимости. Найти стоимость отдельных продуктов и вывести на печать с помощью одномерного массива. Задание 2. Найти общую стоимость печенья. ВАРИАНТ 13 Даны два одномерных массива:
Задание 1. Вычислить сумму и разность двух одномерных массивов. Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов. ВАРИАНТ 14 Дана матрица: Задание 1. Найти сумму первой и второй строки, полученный результат оформить в виде одномерного массива и вывести на печать. Задание 2. Найти среднее значение всех столбцов, результат оформить в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 15 Дана матрица: Задание 1. Переставить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать. Задание 2. Найти сумму элементов, стоящих на диагонали матрицы в виде одномерного массива. ВАРИАНТ 16 Даны две матрицы:
Задание 1. Найти произведение матриц и распечатать полученную матрицу. Задание 2. Найти разность матриц. ВАРИАНТ 17 В компании служат пять человек с различной почасовой оплатой:
Задание 1. Подсчитать заработок каждого служащего за месяц и всю сумму денег, выплачиваемую всем служащим за неделю. Задание 2. Увеличить всем оклад на 5 %. ВАРИАНТ 18 Дана матрица: Задание 1. Умножить третью строку на произвольное число "c". Матрицу вывести на печать. Задание 2. Поменять местами вторую и третью, первую и четвертую строку. Матрицу вывести на печать.
ВАРИАНТ 19 Даны две матрицы:
Задание 1. Найти сумму матриц. Вывести полученную матрицу на печать. Задание 2. Найти определители матриц. ВАРИАНТ 20 Дана матрица: Задание 1. Найти разность между первой и второй строкой. Результат вывести в одномерном массиве размером 4. Задание 2. Найти среднее значение элементов заданной матрицы. ВАРИАНТ 21 Дана матрица: Задание 1. Найти обратную матрицу. Задание 2. Просуммировать элементы первой строки. ВАРИАНТ 22 Дан массив X: Задание 1. Вычислить значения функции Y = sin(x) при значениях аргумента, заданных в массиве X, поместить их в массив Y и распечатать этот массив. Задание 2. Найти среднее значение элементов массива Y. ВАРИАНТ 23 Для изготовления одной порции печенья требуется следующий расход продуктов:
Задание 1. Сформировать массив ( Задание 2. Найти общую стоимость печенья. Сформировать массив для данного количества порций печенья. ВАРИАНТ 24 Даны два одномерных массива:
Задание 1. Сформировать программным способом двумерный массив и найти среднее значение элементов полученного массива. Задание 2. Считая, что оба массива являются координатами векторов X и Y, найти скалярное произведение векторов. ВАРИАНТ 25 Дана матрица: Задание 1. Диагональные элементы оформить в виде одномерного массива и вывести на печать. Найти среднее этих диагональных элементов. Задание 2. Поменять местами первую и третью строку. ВАРИАНТ 26 Дана матрица: Задание 1. Сложить первую и вторую строку матрицы и полученную матрицу вывести на печать. Задание 2. Найти обратную матрицу. Примечание. В заданных вариантах значение буквы "с" принимается равным последней цифре номера группы студента. Список литературы Светозарова Г.И., Мельников А.А., Козловский А.В. Практикум по программированию на языке Бейсик: Учебное пособие для вузов. – М.: Наука, 1988. Мельникова О.И., Бонюшкина А.Ю. Начало программирования на языке Q Basic. – М.: ЭКОМ, 1997. Вострикова З.П., Вострикова О.Ю., Туева С.С. Программирование на языке “Бейсик” для персональных ЭВМ. – М.: Финансы и статистика, 1993. Фигурнов В.Э. IBM-PС для пользователя. – 6–7-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997–1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|