Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состав женского молока и сравнительная ценность его с коровьим молоком.

Лекция №5

Грудное вскармливание

Грудной возраст начинается от периода новорожденности до 12 месяцев. И характеризуется быстрыми темпами увеличения веса и роста, интенсивным обменом веществ. Так к концу первого года жизни ребенок устраивает свой первоначальный вес и вырастает на 25 см. совершенствуется ЦНС, появляются двигательные умения в виде координированной реакции рук, сидения, стояния, ползания, хождения, а также зачатки речи. В этот период у ребенка относительно большая потребность в пище. Имеются некоторые анатомо-физиологические особенности органов пищеварения.

АФО органов пищеварения.

В период новорожденности пищеварительный аппарат ребенка приспособлен лишь для усвоения грудного молока. Правильному акту сосания содействуют некоторые особенности строения полости рта.

Полость рта у новорожденного небольшая. Жевательные мышцы развиты хорошо, язык относительно большой, но короткий и широкий. В толще щек хорошо выражены жировые комочки Биша, которые вместе с большим языком создают условия для выделения грудного молока. Вдоль альвеолярных отростков имеется валикообразное утолщение, а на слизистой оболочке губ имеется поперечная исчерченность. Это способствует лучшему охватыванию соска при сосании. Слюноотделение до 3-х месяцев незначительное. В 3-4 месяца слюнные железы становятся вполне развитыми, и у детей наблюдается физиологическое слюнотечение. Т.к. способность глотать слюну еще не выработалась. Обилие кровеносных сосудов и сухость слизистых полости рта у детей раннего детского возраста (РДВ) способствует легкой ее ранимости. Поэтому в первые месяцы жизни недопустимо протирание полости рта, т.к. можно повредить слизистую оболочку.

Пищевод у детей РДВ относительно длиннее, чем у взрослого и имеет воронкообразную форму, слизистая сухая, нежная, богата кровеносными сосудами.

Желудок у детей первого года жизни лежит горизонтально, после того как ребенок начинает ходить, желудок занимает вертикальное положение. Широкий вход в желудок замыкается не полностью, что нередко является причиной срыгивания детей. Емкость желудка у новорожденного 30-35 мл, у недоношенных с массой тела менее 800 г, объем желудка при рождении 3 мл; к году увеличивается в 10 раз (250-350 мл), к 8 годам-1000 мл. Секреторные железы выделяют желудочный сок, содержащий все ферменты, как у взрослого, но меньшей активности.

Кишечник у грудного ребенка относительно велик, его длина в 6 раз превышает длину тела, а у взрослого длина кишечника превышает длину тела лишь в 4 раза. У детей легко возникает перистальтика кишок, особенно при дефектах вскармливания, что обуславливает более частые расстройства пищеварения. Важной особенностью кишечника ребенка грудного возраста является повышенная проницаемость ее стенки. Поэтому при многих заболеваниях токсины легко проникают в кровь и обуславливают токсикоз. Сразу после рождения кишечник стерилен. Спустя несколько часов он заселяется микрофлорой. В разных отделах пищеварительного тракта она различна. В полости рта она обильна и разнообразна. В желудке и верхних отделах тонкого кишечника микробов очень мало, в толстом кишечнике микробов содержится в огромном количестве. Основным микробом кишечника детей, находящихся на грудном вскармливании, является бифидобактерии и в небольшом количестве энтерококки и кишечные палочки. По мере перехода детей на смешанное питание число бифидобактерий уменьшается и микрофлора становится такой же как у взрослых (т.е. преобладает кишечная палочка и энтерококк). При вскармливании ребенка коровьим молоком преобладает кишечная палочка. Положительное значение микрофлоры: 1) защитные, антитоксические свойства, т.е. может подавлять, уничтожать патогенные и гнилостные микробы; 2) участвует в синтезе 9 витаминов (В1, В2, В6 и др.); 3) обладает ферментными свойствами. Отрицательным моментом является то, что при определенных условиях кишечные палочки приобретают патогенные свойства и могут являться причиной различных заболеваний.

Толстая кишка у детей 1 года недоразвита, относительно короткая, слабо фиксирована слизистая оболочка, что является причиной ее выпадания при запоре, крике, кашле у ребенка.

Поджелудочная железа (pancreas) к рождению анатомически сформирована, но в первые 3 месяца снижена активность ферментов, участвующих в пищеварении крахмала, белка, жира. В 3-4 года активность ферментов достигает уровня свойственного ферментам взрослого человека.

Печень у новорожденных большая и занимает все правое подреберье. Нижний край печени можно прощупать у детей до 7 лет. Но функция печени, которая обеспечивает нейтрализацию токсических веществ, несовершенна, этим объясняется более тяжелое течение заболеваний, выраженную интоксикацию у детей РДВ.

Процесс пищеварения

Начинается с полости рта, где пища подвергается воздействию слюны, в которой содержится фермент амилаза (переваривающий крахмал). В первые месяцы жизни его мало, т.к. ребенок питается грудным молоком не содержащим крахмал. В желудке пища подвергается значительным химическим превращением под влиянием желудочного сока. Который содержит соляную кислоту и ферменты. Активность которых ниже, чем в старшем возрасте. Ферменты желудочного сока: 1) сычужный, створаживающий молоко; 2) пепсин, расщепляющий белки; 3) липаза, расщепляющий жиры. Для переваривания женского молока требуются ферменты значительно меньшей активности, чем при переваривании коровьего молока. Опорожнение желудка у ребенка находящегося на грудном вскармливании 2-3 часа, при вскармливании коровьим молоком – 3-4 часа. Далее пища поступает в 12-перстную кишку, а за тем в тонкий кишечник. Пищеварения в этих отделах происходят под влиянием соков, выделенных поджелудочной железой, печенью и тонким кишечником. Наибольшее значение имеет поджелудочный (панкреатический) сок. Ферменты поджелудочного сока: 1) трипсин, расщепляет белки; 2) амилаза, расщепляет углеводы; 3) липаза, расщепляет жиры. В кишечном соке 22 фермента, особенно важное значение имеют: энтерокиназа, щелочная фосфатаза, сахараза. Главнейшей функцией кишечника у детей является всасывание. В тонком кишечнике всасываются продукты расщепления белка, жиров, углеводов и отчасти солей. В толстом кишечнике – железо, фосфор, щелочь, вода, хлориды, кислоты и некоторые лекарственные вещества. Продолжительность прохождения пищи через кишечник у новорожденных от 4 до 18 часов, у старших детей – около суток. Стул у детей значительно меняется в зависимости от возраста и вида вскармливания. Кал ребенка на грудном вскармливании гомогенный, золотисто-желтый, с кислым запахом. Частота испражнений 1-4 раза в сутки. К году - 1-2 раза. У детей на искусственном вскармливании кал более светлый, имеет более плотную консистенцию, более резкий, слегка гнилостный запах. Характерна предрасположенность к запорам.

Учитывая незаконченное развитие пищеварительных органов и несколько ограниченную их функцию, особое внимание должно быть уделено грудному вскармливанию.

Грудное вскармливание – это такой вид вскармливания, при котором ребенок в первом полугодии жизни получает только грудное молоко.

В настоящее время убедительно доказано, что идеальной пищей для младенца, особенно в 1-ые месяцы жизни, является грудное молоко матери, которое имеет родственную связь с тканями ребенка. Материнское молоко не могут заменить никакие самые современные искусственные молочные смеси, они никогда не смогут выполнять те тонкие регуляторные функции, которые выполняет женское молоко.

Функции женского молока:

1. Содержащиеся в материнском молоке биологически активные вещества, гормоны, ферменты обеспечивают правильное развитие и формирование детского организма;

2. Антитела, иммунные комплексы, живые клетки (лейкоциты) женского молока предохраняют младенца от различных заболеваний. Уже с первыми каплями молозива н/р получает естественную иммунизацию;

3. Женское молоко обладает противоаллергическим действием, т.к. не содержит аллергенов;

4. Противоанемическое действие, т.к. в нем много микроэлементов (железо, медь, цинк);

5. Противорахитическое действие, т.к. много витамина Д3, оптимальное соотношение кальция и фосфора;

6. Грудное молоко обладает важным свойством – физиологически целесообразной изменчивостью своего состава, обеспечивая адаптацию новорожденного к новым условиям питания. (молозиво - переходное молоко - зрелое молоко);

7. В-лактоза, содержащаяся в женском молоке, способствует стимуляции роста бифидумбактерий, формированию нормальной бифидум-флоры, которая препятствует развитию патогенной флоры кишечника;

8. Оказывает благоприятное влияние на развитие ЦНС ребенка и его психическую деятельность, т.к. содержит аминокислоту таурин. Отмечено, что у людей, вскармливаемых грудью, интеллект находится на более высоком уровне по сравнению с теми, которые вскармливались искусственно;

9. Кроме того, у ребенка в процессе сосания груди развивается челюстной аппарат, мышцы рта, языка, формируется правильный прикус.

10. Кроме того, женское молоко – наиболее экономичная пища. Оно удобно и безопасно, всегда наготове, стерильное, свежее и нужной температуры;

11. Кормление грудью способствует установлению эмоционального контакта между матерью и ребенком.

Состав женского молока и сравнительная ценность его с коровьим молоком.

В конце беременности и в первые 2-3 дня после родов выделяется молозиво – густая клейкая жидкость желтого или серо-желтого цвета. В молозиве в 2-10 раз больше витамина А и каротина, в 2-3 раза больше витамина Е и В12, аскорбиновой кислоты, в 1,5 раза больше солей, больше белка, чем в зрелом молоке. Белки состоят из альбуминов и глобулинов, казеина в первые 3 дня нет. Особенно много в белке иммуноглобулина А (секреторный, который играет большую роль в устойчивости кишечной стенки к инфекциям). Содержание жира и молочного сахара, наоборот, ниже, чем в зрелом молоке. Молозиво имеет высокую калорийность.

С 4-5 дня появляется переходное молоко, а со 2-ой недели – зрелое.

Белки. В 100 г женского молока содержится – 1,1 г белков

В 100 г коровьего молока - 2,8 г

· В состав грудного молока входит много белков, 18 из которых идентичны с белками крови.

· В состав грудного молока входят мелкодисперсные фракции белка: лактоальбумины, лактоглобулины, иммуноглобулины, а в составе коровьего молока преимущественно содержится крупнодисперсный белок – казеиноген, который створаживается крупными хлопьями, более трудными для усвоения.

· Женское молоко содержит ферменты, способствующие перевариванию белка.

Жиры. В 100 г женского молока содержится 3,3г жира

В 100 г коровьего -2,8-3,5г

· В составе жира грудного молока более 50% ненасыщенные жирные кислоты, а в коровьем – насыщенные, которые труднее расщепляются и усваиваются. Ненасыщенные жирные кислоты оказывают благоприятное влияние на обменные процессы, способствующие проявлению физиологического действия витаминов С и В1, повышают сопротивляемость организма. Входят в состав клеточных мембран, митохондрий, миелиновых оболочек нервов.

· В грудном молоке имеется фермент – липаза, который способствует расщеплению, перевариванию и усвоению жира, поэтому напряженность пищеварения при грудном вскармливании уменьшается.

Углеводы. В 100 г грудного молока содержится – 6,6 г

В 100 г коровьего – 4,7 г

· Лактозомолочного сахара в женском молоке больше, чем в коровьем.

· В женском молоке содержится в-лактоза, которая медленнее усваивается в тонком кишечнике и способствует развитию ацидофильной микрофлоры и синтезу витаминов группы В, а в коровьем молоке – а-лактоза, которая способствует росту кишечной палочки.

Минеральный состав.

· В женском молоке солей в 3,5 раза меньше, чем в коровьем, но всасывание и усвоение их в 2-3 раза выше.

· Соотношение кальция и фосфора 2:1 (как в сыворотке крови), а в коровьем 1:1

· Кальций из женского молока усваивается на 60%, а из коровьего – на 20%

· Женское молоко богаче железом, медью, цинком, но потребность в их солях у ребенка выше, т.к. они нужны для нормального гемопоэза. Резорбация (всасывание) железа из женского молока 60-70%, а из коровьего – 10-30%

Витамины. Содержатся в том и другом молоке, но в женском больше витаминов А, Д, С, Е, а в коровьем – В1, В2, В12, пантотеновой кислоты. Но при термической обработке коровьего молока происходит частичное их разрушение.

Учитывая выше изложенное, мед. работники должны стать активными сторонниками грудного вскармливания детей, обладать глубокими знаниями в этой области, уметь эффективно и целенаправленно работать с матерями, рассказывая о преимуществах грудного вскармливания и правилах подготовки к кормлению ребенка грудью. (Алгоритм подготовки грудных желез беременной женщины к кормлению ребенка грудью см. учебно-методическое пособие «Сестринские услуги детям» стр. 29)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...