Система показателей. Информационная база
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Федеральное агентство железнодорожного транспорта Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Петербургский государственный университет путей сообщения» __________________________________________________________________________________________ Кафедра «Экономика транспорта»
Методические указания К практическим занятиям По дисциплине «Рынок транспортных услуг» Для студентов очной формы обучения Специальности ЭУТ Часть 2
Санкт-Петербург ПГУПС МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ ТРАНСПОРТНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В КОНЕЧНОЙ ЦЕНЕ ПЕРЕВОЗИМОЙ ПРОДУКЦИИ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ. ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА
Уровень транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции – показатель, наиболее точно отражающий тарифную нагрузку транспорта на товаропроизводителя (потребителя транспортных услуг). Оценка транспортной составляющей зависит от уровня тарифа на перевозимые товары и направления перевозки, а также от конечной средневзвешенной цены перевозимого товара в пункте потребления. Расходы на транспортировку груза, как правило, включают в себя не только участие какого-либо вида транспорта, но и такие элементы транспортного обслуживания, как: - подготовка товаров к транспортировке на складе; - упаковка и хранение грузов; - погрузо-разгрузочные работы; - непосредственная транспортировка грузов тем или иным видом транспорта; - оплата таможенных пошлин, налогов и сборов; - страхование грузов и т. д. Таким образом, степень влияния транспорта на совокупные народно-хозяйственные затраты должна оцениваться именно исходя из конечной цены на товар.
При оценке уровня транспортной составляющей за период необходимо использовать средневзвешенную цену за данный период, учитывая при этом количество отправленных по направлениям тонн груза (в случае экспортных перевозок). Система показателей представлена обобщающим (результативным) показателем – уровнем транспортной составляющей в цене продукции (ТС, %)и основными факторами, влияющими на результативный показатель: - дальность перевозок – L, км; - цена перевозимого товара – Ц,руб./т; - тариф, взимаемый за перевозку – Т,руб./т. Для выполнения анализа изменения уровня транспортной составляющей при перевозках грузов используются следующие информационные источники: - Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации – информация о средних отпускных ценах производителей в России без учета НДС, транспортных расходах и налогах, экспортных ценах на условиях FOB, DAF* в страны дальнего зарубежья (бюллетени «Цены российского и мирового рынков», «Цена Дайджест»); - сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации www.mcx.ru – данные о средних отпускных ценах по номенклатурной группе «хлебные грузы»; - бюллетень информационного агентства «Металл-Курьер» – данные об экспорте руды в Европу на условиях DAF граница России; - бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации»; - данные об экспортных ценах по номенклатурной группе «минерально-строительные грузы»; - бюллетень «CoalWeekInternational» – экспортные цены на уголь энергетический каменный на условиях FOB; - «MetalBulletin» – экспортные цены по номенклатурной группе «черные металлы» на условиях FOB; - данные о средней дальности перевозок грузов (по видам сообщений, экспортным направлениям перевозок), сумме провозной платы, объемах перевозок.
Уровень транспортной составляющей оценивается по трем видам сообщения: внутригосударственное, экспорт через припортовые станции и экспорт через погранпереходы. По каждому виду сообщения оценка может производиться в разрезе укрупненных номенклатурных групп грузов: – уголь каменный; - кокс каменноугольный; - нефтяные; - руды всякие; - черные металлы; - лесные; - минерально-строительные; - удобрения; - хлебные. Расчет уровня транспортной составляющей по видам сообщения в ряде случаев имеет специфические особенности. При этом уровень транспортной составляющей должен оцениваться исходя из средневзвешенного тарифа и средневзвешенной цены. «Взвешивать» два последних показателя следует по ряду признаков:
- по времени – когда необходимо учесть изменение цены по месяцам; - по объему перевозок – чтобы учесть различный объем перевозки от месяца к месяцу при прочих равных условиях; - по корреспонденции перевозок – чтобы учесть зависимость цены и объемов перевозки одного и того же груза от корреспонденции перевозок (страны Европы, страны АТР, порты Северо-Западного бассейна, порты Дальневосточного бассейна и порты Южного бассейна); - по дальности перевозки – по этому признаку взвешивают только тариф. При оценке транспортной составляющей по видам сообщения по всем грузам за ряд месяцев следует использовать следующую формулу: , (1) где – средний уровень транспортной составляющей по всем укрупненным группам грузов в периоде п по виду сообщения т, %; – средневзвешенный тариф в периоде п по виду сообщения т, руб./т; – средневзвешенная конечная цена по всем группам грузов по виду сообщения т в периоде п, руб./т; m – вид сообщения или корреспонденции перевозок. Для оценки тарифной нагрузки, которую несет российский товаропроизводитель при транспортировке своей продукции внутри государства, применяется следующая формула: , (2) где – уровень транспортной составляющей при перевозках во внутригосударственном сообщении в периоде n; – средневзвешенный тариф в периоде n во внутригосударственном сообщении; – средневзвешенная отпускная цена перевозимого товара в периоде n; в – внутренние перевозки.
Для определения уровня транспортной составляющей при перевозке основной номенклатуры грузов на экспорт применяется следующая формула: , (3) где – средний уровень транспортной составляющей при перевозках на экспорт; – средневзвешенный тариф в периоде n; – средняя экспортная цена (DAF, FOB) в периоде n; э – экспорт (назначением на сухопутные погранпереходы РФ – эс, на припортовые станции РФ – эп).
Цена на условиях поставки «франко борт судна» (ЦFOB) включает в себя доставку до порта и погрузку на борт судна. Цена FOB наиболее приемлема для расчета уровня транспортной составляющей при перевозках в направлении припортовых станций. Цена на условиях поставки «товар поставлен на границу» (ЦDAF) включает в себя стоимость товара перед пунктом таможенного контроля на границе, т. е. включает в себя цену поставщика и стоимость транспортировки до погранперехода. Более подробно об экспортных ценах DAF, FOB и других можно узнать из общих положений ИНКОТЕРМС (INCOTERMS). Справочно: Инкоте́рмс (англ. – Incoterms, International commerce terms) – стандартные условия договора международной купли-продажи, которые определены заранее в международном признанном документе. Следуя из того, что Инкотермс регулируют ряд наиболее важных, принципиальных, базовых вопросов, связанных с организацией доставки товара до места назначения, любой базис поставки регулирует три ключевых «транспортных» вопроса, без которых доставка товара до места назначения не может быть осуществлена. Это: 1) распределение между продавцом и покупателем транспортных расходов по доставке товара, то есть определение, какие расходы и до каких пор несет продавец, и какие, начиная с какого момента, – покупатель. 2) момент перехода с продавца на покупателя рисков повреждения, утраты или случайной гибели груза. 3) дату поставки товара, то есть определение момента фактической передачи продавцом товара в распоряжение покупателя или его представителя – например, транспортной организации – и, следовательно, выполнения или невыполнения первым своих обязательств.
Уровень транспортной составляющей в номенклатурной группе груза, а также для конкретного груза внутри группы рассчитывается аналогичным образом, т. е. по формуле (1). Если конкретный груз занимает в номенклатурной группе более 65%, то целесообразно полученный уровень транспортной составляющей по грузу приравнять к уровню транспортной составляющей всей укрупненной номенклатурной группы грузов. Дальность перевозок принимается средней для каждого груза в номенклатурной группе грузов по видам сообщения, в т. ч. в экспортных перевозках по направлениям (на припортовые станции и пограничные переходы), за определенный период года. Средневзвешенный тариф рассчитывается аналогично средневзвешенной цене. Для определения уровня транспортной составляющей в конечной цене перевозимой продукции за определенный период года могут применяться два варианта расчета, различающихся выбором показателя тарифа. Например, при перевозках железнодорожным транспортом в первом варианте используется тариф, рассчитанный по провозной плате, приходящейся на единицу объема перевозок. В этом случае используется показатель начисленной провозной платы при сложившихся конкретных условиях перевозок по данной номенклатурной группе грузов в данном виде сообщения. При втором варианте используется тариф, рассчитанный на следующие условия перевозок груза: при отправлении группой вагонов (по 3–5), в вагонах ДЗО ОАО «РЖД», при статической нагрузке не ниже минимальной весовой нормы загрузки вагонов. Второй вариант расчета позволяет определить транспортную составляющую при перевозках на единых условиях для грузов и видов сообщений (внутригосударственных и экспортных перевозок по направлениям). Для расчетов и анализа принимается первый вариант, так как он отражает действительные условия перевозок. Тарифный показатель в данном случае учитывает класс груза, схему расчета провозной платы, род и принадлежность подвижного состава, тарифные льготы, повышающие коэффициенты на тарифные условия, маршрутизацию перевозок. Второй вариант целесообразно использовать при оценке уровня транспортной составляющей для перспективных перевозок, где не определены их конкретные условия (используемый парк вагонов, уровень маршрутизации, статическая нагрузка и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|