Опыт развития творческих индустрий в странах Европы и Америки
Условия становления и развития творческих индустрий Творческие индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие творческих индустрий выступает как один из весомых факторов социально-экономического развития территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики. Творческие индустрии – термин, введенный в Великобритании (Creative Industries) и принятый в международной практике.90-е гг. 20 ст.-развитие, Великобритания. Движущая сила развития совр.городов – наличие креативно-творч.индустрии. Под ТИ понимается предприн. дея-сть, при которой экон. стоимость продукта связана с культ.компонентом. С одной стороны, ТИ способны модернизировать трад.культ.институты, с другой стороны, делается ставка на соврем.культуру, т.к. она явл. источником инноваций, способных делать городскую среду конкурентной и постоянно обновляемой. ТИ находятся на стыке сферы культуры и экономики. Это не культура в трад. понимании и не предпр-во в чистом виде. Это «предпр-во в сфере культуры», а потому для дея-ти в этой сфере требуется поддержка извне, так как она не может быть самоокупаемой. Применение термина "производство" по отношению к созданию культурных ценностей означает переосмысление самого понятия творчества. "Культурное производство" срастается с "материальным производством". "Культурный продукт" (идея, песня, книга, компьютерная игра, картина и т.д.) превращается в товар, объект потребления. Производство "культурного продукта", точно так же, как производство материальных благ, ориентировано на рынок. Творческая деятельность становится элементом экономических отношений и воспринимает логику этих отношений. Наряду с понятием "культурного производства" используются понятия "культурной индустрии" или, во множественном числе, - "культурных (или творческих) индустрий". Фактически, первым о "культурной индустрии" говорил Теодор Адорно. В контексте его взглядов это понятие имело негативный смысл и ассоциировалось со стандартизацией, массовизацией и коммерциализацией культуры в западных обществах в середине и второй половине ХХ века. Понятие "культурных (творческих) индустрий" распространилось несколько позже. М. Гнедовский отмечает, что термин "творческие индустрии" возник в Великобритании во второй половине ХХ века. Распространение "творческих индустрий" означает формирование "творческого сектора экономики", включающего такие виды деятельности, как реклама, мода, дизайн, архитектура, программирование, создание кинопродукции и компьютерных игр, издательское дело и т.д. (Нетрудно заметить, что многие, хотя и не все, виды деятельности связаны с производством "массовой культуры"). В постиндустриальных обществах значимость "творческих индустрий" возрастает, они приносят всё большую прибыль и обеспечивают занятость довольно большому числу людей (и не только тем, кто занят непосредственно творчеством). Люди, обеспечивающие развитие "творческих индустрий" могут быть названы "творческим классом
В постиндустриальных обществах "культурное производство" стало сектором экономики, не менее важным, чем производство промышленное. ТИ: • способствуют соц. возрождению и возрождению городов, • создают рабочие места, • содействуют реструктуризации производства,
• демонстрируют ценности «новой экономики» (инновация, экономика знаний и т.п.), и т.д. ТИ непосредственно способствуют созданию действительно нового явления для совр. городской жизни и для формирования творческой экономики – творческих кластеров. Творческий кластер – особое место, несколько предприятий, фирм, мастерских, офисов, объединенных в общем пространстве и занятых в секторе ТИ. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений как альтернативу соц. капиталу, на основе которых происходит обмен идеями. ЕС: в Норвегии прията программа Innovation Norway программа финансирования творческой экономики, минторг и промышленности Финляндии опубликовало стратегию разработки для предпринимательства в секторе творческой индустрии до 2015, а Дания сфокусировалась на творч. образовании. ТИ становятся не только важнейшим сектором экономики, но и важным имиджевым механизмом, имеющим символическое значение для государств и регионов: 1) формируется творческая городская среда; 2) инвестируются фин. ресурсы в креативных людей, а также инновации для сферы культуры в целом; 3) формируется востребованность творч. потенциала через создание новых рабочих мест; 4) разработка и продвижение интелл. продукта; 5) поддержание экон., культ. и полит. коммуникации – «обратная связь между производством и потреблением, технологией и содержимым, обществ. удовлетворением и мобильность 6) выход из экон. кризиса, связанного с реструктуризацией и модернизацией экономики страны, региона и города - рост конкурентноспособности страны/региона/города; 7) выход из пол. кризиса - новые управленческие кадры, методы и идеи, приход новой власти.
Опыт развития творческих индустрий в странах Европы и Америки Именно Западная Европа и США стали родоначальниками коммерческого досуга и индустрии развлечений, а также разнообразных услуг в сфере культуры, спорта и туризма. В городе Шеффилд в Великобритании начали развивать творческие индустрии в 1980-е годы, когда традиционная металлургическая и угольная индустрия была свернута в силу глобальных изменений в экономике.
В 1988 году в центре города было создано арт-индустриальное пространство, главной целью которого являлось создание альтернативных рабочих мест после закрытия в 1970-е годы традиционной для Шеффилда угольной промышленности. К 1998 году Шеффилд стал известен не только в Великобритании, но и за рубежом как пример экономического возрождения средствами культуры и творчества. Анализируя опыт Германии по перепрофилированию городов Рурской долины, где бывшие промышленные предприятия стали центрами туризма, культуры и творчества, можно выделить город Эссен, который в 2010 году стал культурной столицей Европы [42, c.163]. В некогда индустриальных городах, таких как Ливерпуль, Манчестер или Шеффилд, известных как «родина капитализма», бывшие промышленные кварталы превращены сегодня в то, что можно назвать «колониями художников» (одновременно являющихся и предпринимателями). Специалисты по развитию городов называют такие кварталы «творческими кластерами». В некоторых случаях кластеры бывают однородными, т. е. объединяют предприятия одного сектора (скажем, мультимедиа или дизайн), в других они принципиально многопрофильны. Иногда в кластерах преобладает производственная составляющая, скрытая от глаз обычного прохожего, но чаще к ней добавляется презентационная функция, благодаря которой творческая деятельность выходит в публичное пространство — в виде магазинов дизайнерской одежды или мебели, выставочных залов, концертных и театральных площадок и т. п в 19 веке Манчестер был крупнейшим промышленным городом, но никогда не имел такой же выдающейся архитектуры и классической культуры. После распада промышленности и утраты только за период с 1972 по 1984 год более 200 000 рабочих мест город использовал искусства и творческие индустрии в качестве ключевых элементов стратегии своего возрождения. Начиная с конца 1980-х годов, городские власти работали над созданием нового имиджа города, используя разнообразные маркетинговые программы, рисующие живой, стильный, обращенный к молодежи город. Политика развития города была направлена на реализацию проектов, центральным компонентом которых была культура: в заброшенном здании, принадлежавшем железной дороге, был помещен Музей науки и промышленности; была проведена реставрация и реконструкция Каслфилда – центрального района города и памятника промышленной архитектуры; было построено новое современное здание художественной галереи и ультрасовременный концертный зал, а также уникальный центр Урбис, в котором первый промышленный город мира прославляет урбанизацию.
Все эти капитальные сооружения и микро кварталы Манчестера с маленькими магазинами, галереями, ресторанами, кафе и барами, возникшими для того, чтобы удовлетворить потребности местных жителей и приезжих, по оценкам специалистов привлекают в обновленный центр города около 150 000 человек в день (туристов и горожан).13 В городе царит атмосфера экономического благополучия, которая помогает ему привлекать огромные частные инвестиции, исчисляемые в размере $4-5 на каждый $1 государственного финансирования. За последние пять лет было привлечено $1,4 млрд. внешних инвестиций. К 1999 году сектор творческих индустрий, который значительно вырос за предыдущее десятилетие, ежегодно пополнял городской бюджет на $1,4 млрд., а 6% населения города имело работу, связанную с культурой.14 Манчестер высоко ценит этот вклад творческих индустрий, и в 1999 году его Городской Совет совместно с правительством региона, местными инвестиционными и культурными органами, а также шестью другими организациями учредил городскую Службу развития культурных индустрий – Cultural Industries Development Service (CIDS). Служба CIDS имеет годовой бюджет в размере $1,4 млн. и обеспечивает услуг по предоставлению информации, знаний и консультаций независимым предпринимателям Манчестера, занимающимся творческими индустриями. Работа ведется через профессиональных тренеров и консультантов, обслуживающих соответствующие субсекторы, создаются профессиональные сети. Организация занимается самым широким спектром деятельности – от службы занятости для студентов до предоставления обучения, необходимых знаний и умений и финансовой поддержки малым бизнесам, стремящимся выйти на международные рынки и закрепиться на них. Творческие индустрии в настоящее время находятся в центре стратегии и политики нового экономического развития в целом ряде городов Европы. Помимо приведенных выше примеров, можно упомянуть и о нижеследующих..
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|