Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Этапы развития римских публично-правовых институтов 24 глава

- У животных появились детеныши, которые перешли к наследни­ку Гая, принявшему также и опеку.

- Возникает вопрос, может ли опекаемый потребовать обратно жи­вотных20.

Ответ

Сцевола: В соответствии с условиями предложенного

случая опекаемый не может истребовать обратно животных.

20 См. другие случаи опеки и попечительства: казус № 5 «Приданое несовершеннолетней девушки»; казус № 61 «Опекун - гарант своих подопечных»; казус № 94 «Конфликт меж­ду братом и сестрой».

ВЕЩИ, СОБСТВЕННОСТЬ..И ВЛАДЕНИЕ

вещей

§101

I. ВЕЩИ

§ 101. Понятие и классификация вещей

Римские юристы исходили из представления о вещи как матери­альном и социальном объекте внешнего мира, который может быть присвоен и использован человеком1. Право собственности на вещи ото­ждествляется с самой вещью: собственность на вещь не может быть истребована в отсутствие самой вещи (rei vindicatio)2. Вещи, принадле­жащие одному лицу, составляют его bona1, vumpatrimonium.

Вещи классифицируются, с одной стороны, либо в зависимости от их внешних (физических) характеристик, либо, с другой, в зависимости от правовых последствий, которые порождают их принадлежность ко­му-либо и присвоение или овладение ими человеком.

В зависимости от внешних или физических характеристик вещи делятся на:

-телесные и бестелесные. Гай (2.12-14) указывает, что «телес­ные вещи - это те, к которым можно прикоснуться, например: поле, раб, платье, золото или серебро и, наконец, множество других пред­метов. Бестелесные - те, которых нельзя коснуться, как вещей, со­стоящих в праве; например, наследство, узуфрукт, всякого рода обя­зательства»*. Это противопоставление восходит к философско-риторическим схемам5;

- вещи делимые и неделимые, хотя с физической точки зрения все вещи можно разделить. В отношении правовых последствий вещи рас­пределяются: на те, что можно разделить, при том, что получившиеся части исполняют те же функции, что и целая вещь, и те, которые нельзя

1 См.: Scherillo. Lezioni di diritto romano: Le cose. Milano, 1949.

2 Dare rem означает сделать собственником, a obligare re - сделать обязанным в результате приобретения собственности. Ср.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 141 (примеч. 1).

3 Ульпиан, 59 ed. D. 50.16.49: «В естественном смысле имущество называется словом "добро ", потому что оно приносит благо, то есть делает (людей) счастливыми; Ьеаге значит "приносить пользу"» (пер. Ю.П.).

4 «Обычно наследство заключалось в телесных вещах или плодах, полученных с земельного участка, которые также являются вещами телесными, и то, что нам должны в силу обязательства, будет в общем телесной вещью, как, например, участок земли, раб или сумма денег, но само право на наследство и само право на узуфрукт так же, как и обя­зательство, являются вещами бестелесными» (Гай. 2.14).

5 Цицерон (Тор. 5.27) противопоставляет вещи quae sunt и quae intelleguntur. Первые - это те, которых можно касаться и трогать; вторые - которые нельзя потрогать, но которые распознаются умом. Подобное различение встречается также у Сенеки (ad Lucill. 66.11) и Квинтилиана (Inst. 5.10.116).

оазделить без нанесения им ущерба, то есть «те вещи, которые нельзя разделить без их гибели» (Павел, 21 ed. D. 6.1.35.3), например животное. Правовое понятие о «разделении» не всегда совпадает с физическим: так, имущество может быть разделено на идеальные части, хотя сама вещь является неделимой. С другой стороны, предоставление возмож­ности пользоваться или распоряжаться вещью сразу нескольким лицам вызывает или необходимость ее разделения, или использование ее толь­ко одним из них, или солидарное распоряжение (см. § 113);

-вещи простые и сложные. Помпоний (30 Sab. D. 41.3.30 рг.) гово­рит, что есть три рода вещей: «Один (род), который составляет одно целое и по-гречески обозначается как «единое бытие», как, например, раб, бревно, камень и подобное; другой род, который состоит из состав­ных, то есть нескольких, между собой связанных тел, что называется по-гречески «составное тело», как, например, здание, корабль, шкаф; третий, состоящий из раздельных вещей, как многие не связанные одно с другим, но объединенные одним именем, как, например, народ, легион или стадо». Кроме того, можно говорить о совокупности вещей (universitates rerum), которые могут быть однородными (как стадо или библиотека) или неоднородными (наследство или домашняя утварь);

- вещи родовые и особенные. Первые определяются родом, то есть категориями, например: деньги, вино или зерно, тогда как вторые явля­ются индивидуально определенными;

- вещи заменяемые и незаменяемые. Первые характеризуются ве­сом, числом и мерой (/. Inst. 3.14 рг.). «Заменимость» - категория поздних интерпретаторов, восходящая к тексту Павла (28 ed. D. 12.1.2.1), который утверждал, что «.при выполнении договора имеют значение родовые, а не индивидуальные признаки»6. Заменяемые вещи могли быть заменены другими той же категории, тогда как незаменяе­мые являются вещами специфическими, то есть определяемыми лишь индивидуально;

-вещи потребляемые и непотребляемые, в зависимости от того, гибнут ли они при первом же их применении или нет. При этом гибель или потребление вещи могут быть как физическими, так и правовыми7.

6 ~

ч вещах, которые можно взвесить, сосчитать или измерить, например, деньгах, вине, рас­тительном масле, пшенице, меди, серебре и золоте, Гай (3.90) говорит в связи с займом.

Физически потребляемыми являются уголь, который сжигается, или продукты питания; с правовой точки зрения таковыми являются деньги, которые тратятся, или товары, которые продаются. Юстиниан включает в разряд потребляемых вещей (D. 7.5) те, что изнашива­ются от употребления.

§102

§ 102. Классификация вещей по способу их приобретения

Вещи «обычно находятся в чьей-либо собственности» (Гай. 2.9) либо не имеют собственника (res nullius); кроме того, они могут оста­ваться без собственника временно, как, например, лежачее наследство (§ 219), или быть брошенными собственником (res derelicta).

Гай (2.1) различает вещи, находящиеся в частной собственности или вне ее. Вещи, которые запрещено было приобретать, назывались вещами, выведенными из оборота (res extra commercium). По понятиям человеческого права (humani Juris: Гай. 2.2), запрещено приобретать в частную собственность вещи общие, публичные и принадлежащие го­родским общинам (res communes, res publicae, res universitatis). Общими считаются вещи, принадлежащие всем гражданам, которые имеют пра­во пользоваться ими, например морской берег и самое море: «Море... по самой природе открыто всем» (Ульпиан, 6 opin. D. 8.4.13 рг.)8. Публич­ными называются те вещи, которые принадлежат народу (res populi) и которые частично совпадают с общими9. Различаются вещи, предназна­ченные для общественного пользования, например дороги и площади, находящиеся в собственности народа, которыми магистраты управляют как частные лица. Res universitatis - вещи, принадлежащие городу или муниципию, как, например, рынок или форум.

Кроме того, из частной собственности исключены вещи, отнесен­ные к культу богов (divini iuris). Гай (2.2-9) утверждает, что «священ­ными считаются вещи, посвященные высшим богам»: храмы, атрибу­ты культа и т.д. Вещь посвящали богам посредством церемонии consacratio. Религиозными считаются вещи, «посвященные богам ма-нам», то есть относящиеся к культу мертвых. Погребение мертвого тела в каком-либо месте делает это место религиозным. И хотя захо­ронение (sepulchrum) было вещью, выведенной из оборота, ius sepulchri рассматривается как имущественное право. Оно может быть отчуждено или передано другому лицу, будучи защищенным исками in factum и интердиктами, а также общедоступным или популаторным иском actio sepulchri violati10. Гай (2.8) говорит о том, что «святые ве-

8 См.: Dell'Oro. Le cose collettive nel diritto romano. Milano, 1963; Studi Urbinati. 31. 1962-1963. P. 237 e sgg.

9 В то время как в одном тексте (Марциан, 3 inst. D. 1.8.2.1) говорится о том, что все море и его берега являются общими, в другом фрагменте (Цельс, 39 dig. D. 43.8.3) сказано, что эти вещи принадлежат римскому народу. См. Biondi /I Studi Perozzi. P. 269 e sgg.; Dell'Oro II Studi Urbinati, cit. P. 237 e sgg.

10 См.: Garcia Valdecasas. La formula H.M.H.N.S. en las faentes epigraficas romanas // AHDE. 1928; De Visscher. Le droits des tombeaux romains, cit.

к a манципируемые и неманципируемые (res mancipi et nee mancipi) § 103

.пи», такие, как городские стены и ворота, в известном смысле также являются объектами божественного права".

§ 103. Вещи манципируемые и неманципируемые <"

(res mancipi et пес mancipi)

Подразделение вещей на манципируемые и неманципируемые восходит к древнейшему праву и содержит отсылку к самым важным вещам, постоянно присутствовавшим в примитивной сельской эконо­мике, которые отличались от предназначенных к обмену12. Res man­cipi - это прежде всего земельные участки италиков, или расположен­ные в Италии, с их древнейшими сельскими сервитутами, рабами, вьючным и тягловым скотом13. Mancipi восходит к mancipium, то есть власти над лицами и вещами, которой по древнейшему праву обладал

" Марциан (4 reg. D. 1.8.8) писал: «Является святым то, что защищено от противоправ­ных действий людей. §1. Ведь слово «священный» говорится от сагминия; сагминий же — это некая трава, которую обычно носили послы римского народа, чтобы никто на них не нападал, подобно тому как послы греков носят то, что называется керикия. §2. Кассий сообщает, что Сабин правильно ответил в том смысле, что в муниципиях стены явля­ются святыми и следует воспретить, чтобы на них что-либо помещалось». Ульпиан (68 ed. D. 1.8.9.3) писал: «В собственном смысле слова мы называем святым то, что не является ни священным, ни светским, но что является неприкосновенным; так, законы являются святыми, ибо они закреплены некоторой санкцией. Что подкреплено некоторой санкцией, то является святым, хотя бы и не было посвящено Богу; иногда в санкции устанавлива­ют, что тот, кто совершит там нечто, наказывается смертью». Помпоний (2 ex var. lect. D. 1.8.11) говорил об этом так: «Если кто-нибудь повредит стены, то он наказыва­ется смертью, как и тот, кто перелезет через стену с помощью лестницы или иным способом, ибо римским гражданам не разрешается выходить (из города) иначе, как через ворота; перелезание через стены является враждебным актом и должно быть отверг­нуто: и Рем, брат Ромула, был убит, как передают, за то, что он хотел перебраться через стену». Гай (4 de ed. prov. D. 41.3.9) сообщает, что «приобрести по давности владе­ния можно практически все вещи, за исключением святых и священных». Гермогениан (6 iur. ep. D. 43.6.2) добавляет: «Запрещается что-либо делать в отношении стен, город­ских ворот и других святых мест, из чего может возникнуть ущерб для них или может быть затруднено пользование ими (ведь они, так сказать, неприкосновенны)». Во всех этих текстах святые вещи составляют особую категорию, однако Юстиниан (Inst. 2.1.7) включает их в троякое подразделение на res sacrae, religiosae et sanctae. D. 39.3.17.3: «Места священные, религиозные и святые» (это место - результат позднейшей интерпо­ляции). См.: Catalano. Contribute alia studio del diritto augurale. 1960. P. 318.

Гай. 2.14а; Ульпиан, Ер. 19.1. Об экономическом значении этого подразделения см.: Galto. Studi sulla distinzione fra res mancipi e res nee mancipi. Torino, 1958.

Согласно Гаю (2.15), сабинианцы полагали, что укрощенные человеком животные яв­ляются манципируемыми со дня рождения; и наоборот, прокулианцы считали, что они становятся таковыми только по достижении того возраста, когда их обычно укрощают. См.: Nicosia II lura. 1067. P. 45 e sgg.

I

§104

Вещи

pater families'". Если для отчуждения мащипируемых вещей требова­лось проведение торжественных процедур mancipatio или in Jure cessio, то для неманципируемых в этом случае достаточно было простой пе­редачи (traditio).

Такое подразделение вещей, как и сама процедура манципации, со­хранялись на протяжении всей эпохи классического права. Юстиниан изъял из своей компиляции все упоминания res mancipi, a mancipatio в соответствующих текстах было заменено на traditio; при этом было спе­циально оговорено (CI. 7.31.1.5), что это древнее подразделение вещей опускается, поскольку потеряло практический смысл.

§ 104. Familia и pecunia

С подразделением на res mancipi и res пес mancipi связано подраз­деление на familia и pecunia. Один из Законов XII таблиц упоминает эти выражения вместе для обозначения имущества. Familia означало иму­щество семейное, состоящее из манцшируемых вещей, тогда как pecunia представляло собой имущество, могущее быть объектом обмена, и прежде всего - деньги15. Изначально мерой стоимости была голова скота (pecus)16. Затем в качестве таковой стали применять медь в слит­ках (aes rude, разделенные на rauduscula), которые взвешивались на ве­сах (libra); каждый такой слиток и являлся единицей измерения, то есть фунтом (libra). Фунт, весивший около 273 г, назывался as libralis и де­лился на 12 частей (unciae)". В III в. до н.э. римляне начали чеканку

Яеши движимые и недвижимые

§105

14 Существует множество теорий о первоначальном значении термина res mancipi. Бон-фанте считал, что это вещи, находившиеся в семейной собственности; Де Висшер полагал, что это вещи, подчиненные mancipium, то есть власти paterfamilias; Казер утверждал, что манципируемыми назывались вещи, наиболее значимые в сельской экономике, и то иму­щество, которое могло быть древнейшим объектом права собственности. У Гая это разли­чие относится только к объекту, по отношению к которому требуется проведение ритуала mancipatio. См.: Gaudemet. Le droit prive romain. P. 69et suiv.

15 Согласно широко известному тезису Влассака (Wlassak), familia - это имущество, при­надлежащее семье как единой группе, в то время как pecunia - это вещи, приобретаемые каждым отцом семейства в отдельности. См.: Biondi Istituzioni. P. 134. Годэме (Gaudemet. Le droit prive romain. P. 69) утверждает, что невозможно ограничить термин familia только имуществом, накапливаемым в рамках архаической сельской семейной общности, по­скольку если familia включала рабов, то pecunia, вероятно, включала скот (pecus).

16 Pecus, как и pecunia, происходит от корня peku, который означал движимое имущество. См.: Beneveniste. Le vocabulaire des institutions indo-europeans. I. 1969. P. 47 et suiv. Соглас­но Д'Орсу (D 'Ors. Derecho Privado Romano. § 133), наиболее древние виды штрафов опре­делялись в головах скота, и приобретение общего имущества соответственно называлось peculates; имущество же, которым отец наделял сына, а господин - раба, называлось peculium.

17 Эта древняя единица асе и его деление на unciae принимались за основу при делении имущества, передаваемого по наследству. См. § 212.

первых бронзовых монет и ввели должность triumviri monetales, надзи­равших за выпуском денег. Денежной единицей (nummus) той эпохи являлся сестерций (sestertius)18.

,••: • ' ',.

§ 105. Вещи движимые и недвижимые

Вещи различались также в зависимости от того, можно ли их пере­мещать или нет; эта классификация восходит к постклассической эпохе (Ульпиан, Ер. 19.6.8)19. Среди движимых вещей выделялись живые су­щества, которые могли самостоятельно передвигаться (se moventes). Классификация основывалась на определениях классической эпохи; исходя из времени, необходимого для приобретения вещи по сроку дав­ности владения, Законы XII таблиц делили вещи на fundi и «все ос­тальное» (ceterae res). Гай (2.42; 2.204; 4.150) противопоставлял движи­мые вещи (mobiles) и fundi или aedes, а Ульпиан (17 Sab. D. 7.1.7 рг.) -mobiles и res soli20. Земельные участки (fundi), в зависимости от того, где они находились, назывались италийскими или провинциальными, го­родскими или сельскими. В постклассическом праве это подразделение приобрело решающее значение и заменило деление вещей на res mancipi

18 Sestertius - это серебряная монета достоинством в два с половиной асса (HS>, позже - в четыре асса. В период принципата его стали чеканить из меди. В правовых текстах при упоминаниях о сестерции имеется в виду, что следует произвести умножение на тысячу. Серебряный денарий (denarius) = 5 сестерциям, «золотой» (aureus) = 100 сестерциям. Ком­пиляторы заменяли 1000 сестерциев одним «золотым». Ср.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 133. О деньгах как объекте права см.: Kaser. Das Geld in romischen Sachenrecht // TvR. 1961.

19 CM.: Naber II RSDI. 1941. P. 25 e sgg.; Pasi II Atti Verona. 4. P. 413 e sgg.

0 Fundus - общий термин для определения недвижимости; говорили о praedium, если имеется в виду некое единство. Villa - это здание, находящееся на территории сельского земельного участка, a ager — незастроенный кусок земли или поле. При обозначении го­родских домов и земельных участков под aedes понимался дом вообще, многоэтажный дом назывался insula, a area - незастроенный участок в городской черте. Сельские участ­ки, ограниченные естественными преградами, например рекой или оврагом, назывались agri arcifinii, тогда как искусственно размежеванные определялись как agri limitati. Сель­ские владения отделялись друг от друга с помощью межи (limes) в 5 футов шириной, ко­торая не могла быть как-либо изменена или сужена. См.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 134. Последний утверждает, что юристы классической эпохи не принимали во внимание эти межи (limites). Фронтин (Grammatici veteres / Ed. Lehmann, Rudorff. 1848-1852) гово­рил о том, что существуют три категории земельных участков: разделенные, с обозначен­ными пределами владений; те, которые измеряются по их внешним границам; agri arcifinii, которые не могли быть точно измерены. См. этот текст и текст Гигина о земельных участ­ках в кн.: Gaudemet. Droit prive romain. P. 330-331. Об этих подразделениях земель см.: Bolla. La possessio del ager publicus. Napoli, 1938. См.: Kaser II в ZSS. 1942. S. 1 ff. Кроме того, между соседними строениями обязательно должно было находиться некоторое про­странство (ambitus).

зоз

§107

§107

и res пес mancipi, когда акту отчуждения недвижимого имущества был придан публичный характер.

§ 106. Побочные вещи и принадлежности

Движимые вещи могут быть побочными частями других вещей, с которыми они постоянно связаны так, как ключи с замками или укра­шения, даже если они имеют большую цену, чем вещь, к которой отно­сятся. «Если драгоценные камни инкрустированы в золотую или сереб-рянную вазу, они являются побочными частями золота и серебра; ведь мы принимаем во внимание то, какая вещь служит украшением другой вещи, а не то, что имеет большую ценность» (Ульпиан, 20 Sab. D. 34.2.19.20). «Если драгоценные камни инкрустированы в золотую оправу так, чтобы их было удобно носить, тогда мы говорим, что зо­лото является дополнением по отношению к драгоценным камням» (Павел, 3 Sab. D. 34.2.20).

Если некая движимая вещь или совокупность таких вещей предна­значены для постоянного использования при недвижимой вещи, то го­ворится о принадлежностях. Так, имущество, включенное в состав зе­мельного участка, рассматривается как его инвентарь21. Хотя принад­лежности могут быть отделены от вещи, с которой связаны, при толко­вании контрактов их рассматривают как единое целое. Подобное проис­ходит с домом и его обстановкой (domus instructa), а также с магазином или лавкой и всем находящимся в них, включая рабов, которые их об­служивают (taberna instructa).

§ 107. Плоды

Плодами являются продукты, получаемые естественным образом, либо доходы, для периодического производства которых предназначена порождающая их вещь. Плоды потребляются таким образом, чтобы при этом не менялась вещь, их производящая (salva rerum substantia). Плоды бывают как натуральными (естественными), если они производятся в результате естественного процесса (например, приплод животных или урожай), так и цивильными, каковыми являются доходы, происходящие от аренды или временной уступки вещей. Таким образом, «доходы от

данных в аренду вещей приравниваются к плодам» (Ульпиан, 21 §£. D. 30.39.1)*

Плоды могут находиться в следующих состояниях:

- плоды pendentes, если они еще не отделены от вещи-матери;

- плоды separati, если они уже отделены от производящей их вещи по какой-либо причине (действием человека или природы);

- плоды extantes, если они находятся в имуществе собравшего их;

- плоды percepti, если они собраны узуфруктуарием или иным ли­цом, не являющимся их собственником;

- плоды percipiendi, если они должны быть собраны, но этого еще не произошло;

- плоды consumpti, если они уже потреблены. г

21 Ульпиан, 20 Sab. D. 33.7.8: «Под принадлежностями земельного участка понимается все то, что предназначено для получения, сбора и хранения плодов». См.: Rasi. Le perteneze e le cose accessorie. Padova, 1955; Steinwenter. Fundus cum instrumento, 1942. Имущество, которое колон, или арендатор, привносит на земельный участок, подразделя­ется на самодвижущееся (illata), а также орудия труда и домашнюю утварь (invecta).

Плодами не считаются проценты, полученные с капитала, переданного в виде займа. Яволен, 6adQ. Muc. D. 50.16.121: «Проценты, которые мы получаем с денег, не являются плодами, поскольку они происходят не от самих денег, но по другой причине, то есть от нового обязательства (которое рождается из займа)». Тем не менее узуфруктуарий кредита получает проценты не от денег, но от данного кредита. См.: D'Ors. Derecho Privado Romano. § 138.

•L

«НИ'

«ЩГ

Вид»1

9бственности_

§109

II. СОБСТВЕННОСТЬ И ВЛАДЕНИЕ

§ 108. Dominium, собственность и владение. Рим-:

екая терминология

Для изучения римского правового режима собственности необхо­димо прежде рассмотреть его применительно к конкретным ситуациям, что позволит далее подняться на уровень абстрактных понятий о правах на собственность и правах на вещи. На первых этапах мы видим лишь господство, или фактическую власть над вещами, причем она еще не отличается от прав на сами эти вещи1. В начальный период власть лиц проявлялась в совершаемых ими актах овладения вещами (indicationes) в соответствии с ритуалами, зафиксированными в правовых нормах. В виндикационной формуле присутствует указание на связь с вещью или на фактическое господство: «Заявляю, что этот раб принадлежит мне по квиритскому праву» (Гай. 4.16). Mancipium - это власть в целом, ко­торая приобретается посредством акта манципации над вещами и лица­ми, составляющими familia. Понятие dominium появляется в юриспру­денции только в конце эпохи Республики2. Оно относится к власти или возможностям собственника как dominus, то есть господина или хозяина вещей. Proprietas, термин, производные которого сохранились в совре­менных романских языках, использовался в правовой науке для обозна­чения nuda proprietas, то есть собственности без узуфрукта3.

Владение (possessio) - это ситуация или связь между человеком и вещью. Possessio равнозначно поселению и изначально обозначало акт поселения индивида на общественной земле (ager publicus). Согласно определению Элия Галла, possessio - это пользование полем или домом, но никак не сам земельный участок или поле4. Юристы классической

1 Diosdi. Ownership in Ancient and Preclassical Roman Law. Budapest, 1970; Kaser. Eigentum und Besitz in alterem romischen Recht. Weimar, 1956; Gallo F. Potestas e dominium nell'esperienza giuridica romana // Labeo. 16 (1970). P. 17 e sgg.; Capogrossi Colognesi L. Proprieta e signoria in Roma antica. Roma, s.a.; Idem. La proprieta in Roma // Diritto e Storia, cit. P. 291 esgg.

2 Цицерон, по-видимому, не знает термина dominium, но, возможно, им пользовался уже Алфен Вар, консул 30 г. до н.э., цитируемый Павлом (4 epit. dig. D. 8.3.30). См.: Monier. La date d'apparition du «dominium» // Studi Solazzi. 1948. P. 357.

3 По мнению Д'Орса (D 'Ors. Derecho Privado Romano. § 140), слово proprietas заимствова­но из разговорного языка. В юридическом смысле это слово употребляется авторами не юристами эпохи принципата, но оно не упоминается в rogationes и эдикте.

4 Фест, de verb, sign., слово possessio. Это уточнение является очень полезным и нужным, так как термин использовался также для обозначения веши — объекта владения. Цицерон (Phil. 5.7.20): possessiones urbanae et rusticae. Среди правовых текстов мы находим этимо-

хи четко отличали владение от собственности и в связи с этим выде-3.jpj, возможные ситуации: (1) владелец, который в то же время яв­ляется собственником вещи; (2) владелец, который не является собст­венником вещи; (3) собственник вещи, не являющийся ее владельцем5. Поэтому право защищает не только саму собственность6, но и положе­ние владельца, особенно если он находится в более благоприятной си­туации во время процесса о собственности. Кроме того, по прошествии определенного времени владелец превращается в собственника.

На завершающем этапе исторической эволюции, в праве поздней Империи собственность сливается с владением. Под влиянием практики возникает неточность в понятиях, и в качестве possessiones определяют­ся отношения с вещами. Поэтому, а также в силу очевидной связи меж­ду proprietas и possessio мы считаем, что оба этих института следует рассматривать в тесной связи.

§ 109. Виды собственности

В архаическом, квиритском праве paterfamilias осуществляет ре­альное и эффективное господство над всеми вещами, входившими в состав его земледельческого имущества. Последнее носит четко выра­женный семейный характер, на что, как представляется, указывают оп­ределенные институты наследственного права7. Хотя отец и пользовался абсолютной властью, он должен был предназначать имущество для се­мейного пользования. В архаическую эпоху семейная собственность являлась социальной и экономической реальностью. Поэтому можно говорить о преемственности patres familias относительно власти над се-

логию слова possessio у Павла (Павел, 54 ed. D. 41.2.1 рг.): «Ло свидетельству Лабеона, термин possessio идет от слова "оседание", будучи как бы "поселением ", поскольку им естественным образом обладает тот, кто поселяется в нем».

Относительно интердикта uti possidetis см. у Ульпиана (Ульпиан, 69 ed. D. 43.17.1.2). В связи с этим интердиктом тот же юрист (70 ed. D. 41.2.12.1) утверждает: «Нет ничего общего между владением и собственностью». Венулей (1 de interdict. D. 41.2.52 рг.) пишет: «Не следует смешивать владение с узуфруктом, так же, как и владение с собственностью».

Это знаменитая полемика между Савиньи (Savigny F. Das Recht des Besitzes. 7. Aufl. Wien, 1875) и Иерингом (Ihering. Uber den Grund des Besitzes. Jena, 1889; Idem. Der Besitz-wille. Jena, 1889). Первый полагал, что введение института «владения» было обусловлено стремлением к установлению социального мира. Второй считал, что владение было след­ствием проявления или возникновением господства, то есть состояния собственности де-факто. После этих фундаментальных трудов было создано столько теорий и написано Столько книг о римском понятии possessio и его правовой защите, что это породило от­нюдь не преувеличенное определение «неразрешимая загадка», данное владению пандек-тистом Мейшедьером (Meischedier. Besitz und Besitzschutz: Studien uber alte Probleme. Berlin, 1876. S. 19).

Так, например, можно вспомнить о концепции своего и необходимого наследника и о consortium, который возникает между сыновьями после смерти отца.

I

§109

Собственность и

«iiie

мейной собственностью8. Переход от аграрной экономики к торговой и увеличение объемов движимого богатства обусловили упадок семейной собственности9.

В классическом праве наряду с цивильной собственностью суще. ствовали и другие ее виды, защищенные правом. Здесь можно выделить следующие виды собственности:

A) Dominium ex iure Quiritium

Чтобы цивильное право признало кого-либо собственником, было необходимо, чтобы он обладал следующими качествами: во-первых, римским гражданством10; во-вторых, принадлежащая ему движимая или недвижимая вещь должна была располагаться на территории Италии и быть приобретена у собственника с соблюдением всех требуемых фор­мальностей. Такое владение вещью было защищено виндикационным иском (rei vindicatio) и рассматривалось как абсолютная собственность. В Институциях Юстиниана (/. Inst. 2.4.4) в связи с погашением узуфрук­та и сосредоточением собственности в одних руках говорится, что соб­ственник «приобретает всю полноту власти над вещью». Вместе с тем на протяжении всей истории Рима право собственности никогда не рас­сматривалось как абсолютное, ибо было обусловлено следующими важ­ными ограничениями: 1) теми, которые восходили к древнейшей структу­ре римской familia; 2) связанными с отношениями соседства и общест­венными интересами или экономическим дирижизмом эпохи домината.

B) Преторская, или бонитарная, собственность (in bonis habere)

Эта категория собственности возникает в случаях, когда претор защищает лицо, которое приобрело манципируемую вещь, от иска со стороны цивильного собственника, передавшего ему эту вещь без со­блюдения формы mancipatio или in iure cessio. В этом случае, а также в случае защиты лица, как если бы оно на самом деле было собственни­ком, от исков со стороны не являющихся таковыми, претор предостав­лял право на осуществление actio Publiciana, аналогичной иску rei vindicatio. Обладание вещами, защищенное способом, параллельным

8 Ср.: Biondi. Istituzioni. P. 201. Gaudemet. Droit prive romain. P. 73.

9 О влиянии эволюции социально-экономического характера на рассматриваемый инсти­тут см.: Grosso. Schemi giuridici е societa. Torino, 1970. P. 119 e sgg.; De Visscher. Le progres de 1'individualisme et 1'evolution du regime de la propriete au temps de la Republique remain // Etudes de droit romain. T. 3. 1966. P. 283 et suiv.; Capogrossi Colognesi. Ager publicus e ager private dalla eta arcaica al compromesso patrizio-plebeio // Estudios Iglesias. 1988. P. 639 e sgg.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...