Гуманитарное образование в креативно-антропологическом измерении: сборник научных статей 12-й Всероссийской научно-практической конференции, 19-20 ноября 2015. – Екатеринбург, 2015, с. 163-168
Ключевые слова:игрофикация в преподавании, Гегель и Россия Key words: gamefication for teaching, Hegel and Russia
Аннотация: Статья посвящена популярному сегодня игрофикационному методу в преподавании. В качестве примера рассмотрен авторский научный блог “Гегель и Россия”, являющийсяинтернет-сопровождениемодноименногоавторскогоспецкурса. Annotation: The article is dedicated to the modern method of gameficationfor teaching. Authors science blog “Hegel and Russia” which is it’s namesake special course’ s support on the Internet is given as the example of gamefication for teaching.
Заинтересовать своим предметом студента сегодня – дело сложное, особенно если речь идет о гуманитарных дисциплинах и изучении фундаментальных трудов мировой мысли. Зачастую можно наблюдать ситуацию, когда в классических университетах профессора, накопившие за полвека поистине уникальный опыт, например, в изучении истории философии, не набирают аудиторию, достаточную для чтения курса. Очевидно, что романтический пиитет к чистой науке советского периода остался в прошлом, и ученый для своих слушателей в вузе становится примерно на одну доску со множеством других претендентов на их внимание. Учитывая то, что каждому студенту доступен выход в интернет прямо во время занятия, можно сказать, что преподаватель конкурирует с очень сильным противником. Философ и писатель Борис Гройс описывает эту ситуацию следующим образом: «…студенты оценивают своих преподавателей по их медиальной известности. Они делают выводы, прогуглив имя преподавателя. То есть ты не оказываешь никакого прямого влияния на слушателей… если ты человек нервный и у тебя действительно есть желание установить контакт со студентами, ты должен исходить из того, что медиальная известность является единственным критерием твоей оценки с их стороны. Соответственно, академический мир стал нервничать и думать о том, как же получить эту медиальную известность»[2].
Б. Гройс называет такой выход преподавателя в медиа экспериментом. Результаты его еще предстоит изучить, а сначала – получить. Каждый из тех, кто работает со студенческой аудиторией делает свой выбор – проводить ли свой личный эксперимент по выходу в медиа или нет. Подобный эксперимент мне бы хотелось представить вашему внимниню. Научный блог “Гегель и Россия”,который я ведуужеполторагода в социальнойсети “Вконтакте” (адресэлекронногоресурса: http://vk.com/hegel_and_russia), является интернет-сопровождением моего одноименного авторского спецкурса. Интернет-площадка “Вконтакте” былаизбранавследствиевысокойпопулярностисредисовременноймолодежи. Такжевыяснилось, чтоу студентоввызываетлюбопытство и уважениетотфакт, что у преподавателяестьстраницаВконтакте. «Гегель и Россия» - проект, посвященный изучению рецепции философии Гегеля в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. Это подразумевает изучение не только философских текстов, но и огромногокультурного пласта–отечественной мысли в контексте западнойфилософии. Блог является интернет-сопровождением авторского спецкурса “Гегель и Россия” [1]. Спецкурс состоит из пяти разделов, каждый из которых, в свою очередь, включает в себя по две темы. Перечислим названия разделов: “Базовые проблемы философии Г.В.Ф.Гегеля и развитие философской мысли XIX-XX вв.”, “Философия Г.В.Ф.Гегеля и идейные течения 30-х – 50-х гг. XIX вв.”, ““Русское просвещенство” и философия Г.В.Ф.Гегеля”, “Рецепция гегелевских идей в отечественной философии на рубеже XIX-XX вв.”, “Интерпретация гегелевских идей в отечественной философии XX – н. XXI вв.”. Основная особенность отечественной рецепции философии Гегеля - явное ее преломление сквозь призму проблемы человека, и это утверждение является сквозным при чтении спецкурса. Так сложилось, что русских авторов всегда интересовал человек, русская философия имеет ярко выраженную антропологическую направленность. Из гегелевского наследия отечественные исследователи пытались сконструировать руководство для формирования стратегии частной жизни. Каждая эпоха выделяла что-то свое. В 40-х годах XIX века гегелевская философия становилась основой для формулирования нравственного способа жизни, в середине столетия обращались к Гегелю для подпитки идей отрицания и прогресса. Рубеж XIX-XX – это поиски в сфере права, рассуждения о роли личности в государстве. В России советского периода с использованием идей гегелевской диалектики постулируется создание нового человека – советского человека, и постепенно, уже к концу XX века, происходит освоение идей Гегеля в области нравственности, критика его идеалистических построений становится более взвешенной и чуткой к экзистенциальным потребностям человеческой жизни. Наконец, в современной России происходит переосмысление советского опыта восприятия Гегеля, методологическая переориентация, появляются работы, напрямую посвященные проблеме человека в философии Гегеля. Проводятся масштабные научные мероприятия, посвященные изучению его творчества, издаются многочисленные научные работы. Также отличительной особенностью современного гегелеведения в России является ощутимое влияние на него исследования И.А.Ильина о Гегеле.
Наше время предоставляет возможность окинуть взглядом предшествующие эпохи развития мысли и взять оттуда все самое ценное для сегодняшней жизни. Ведение научного блога Вконтакте позволяет накапливать материалы в режиме реального времени, в том числе тексты, аудио-лекции и видео. Эксперимент был поставлен и в отношении того, кому будет интересна тематика блога, и какова будет численность подписчиков. За два года без рекламы на страницу подписалось 90 человек. Вызывает отдельный интерес, почему “русский Гегель” оказался настолько популярен. Современный преподаватель в своей деятельности имеет возможность с помощью интернет-технологий и мультимедийных средств представить студентам любой интеллектуальный продукт. Сегодня большую популярность набирает применение игрофикационных методов в преподавании.Игрофикация – это применение методов компьютерных игр в процессе, не являющемся игрой.
Как правило, игрофикационные методы в образовании применяют для того, чтобы заинтересовать аудиторию, превратить учебу в игру для обучающихся всех возрастов, начиная от младших школьников и заканчивая взрослыми людьми, повышающими свою квалификацию на специальных курсах и тренингах. Элементы игры могут разными. Можно награждать наиболее успешных учеников и студентов “знаками отличия”, виртуальнымикубками и наградами. Это привноситсоревновательность в учебныйпроцесс.Можнопревратитьучебныйкурс в особыйквест, с захватывающимизаданиями и интереснымивопросами. К игрофикациимногиесоверменныепрактикиотносятсянастороженно, особенно к использованиюэтихметодов в корпоративнойработе.Помоемумнению, длясовременныхучеников и студентов, буквальновыросшихнакомпьютерныхиграх, применениеигрофикационныхметодовбудеточеньвыигрышнойстратегией.Такимобразом, преподавательбудетговоритьнаодномязыке с аудиторией, и материалзанятийстанетусваиватьсялегче.Однако, этотолькогипотеза, которуюнеобходимопроверятьнапрактике.Это тожеэксперимент. Научныйблог “Гегель и Россия” представляет собой игрофикацию, нонедлястудентов, а длясамогопреподавателя.Ведениеблогастимулируетсамогопедагогаинтересоватьсяактуальнойинформациейпосвоемупредмету, поддерживатьнаучныеконтактыкак с узкимиспециалистами, так и с довольноширокойаудиторией – подписчиками.Необходимонаучитьсятакподаватьматериал, чтобыонбылинтересендлявсех. Научныйблогтакжеможетбытьплощадкойдляпубликацииавторскихматериалов, чтобыкакможнобольшечитателеймоглиознакомиться с наработкамипреподавателя. Блог “Гегель и Россия” преследуетвсевышеперечисленныецели. С егопомощьюпреподаватель с однойстороны, находится в социальнойсети, чрезвычайнопопулярной у егостудентов - “Вконтакте”, а с другойстороны, онсловновтягивается в увлекательнуюигру, гдеплодыегомыслиотправляютсяподписчикамдляознакомления и обсуждения, гдеонможетнайтиединомышленников, и гдеонвынужденконкурировать с другимиблогами и, такимобразом, “держать себя в тонусе”.
По моему мнению, выход в медиа сегодня для ученого – это шанс быть услышанным, это способ донести до общества результаты своего труда. Если тема научного исследования достаточно специфична, то наибольшие шансы найти единомышленников будут именно в интернет-сообществе.
Библиографический список литературы 1. Коломейцева Т. С. Гегель и Россия. Программа дисциплины / Т. С. Коломейцева. – Шадринск: ООО “Кредо”, 2012. – 11 с. 2. Гройс Б. Интервью “Искусство живет со стигмой отсутствия демократической легитимации” // Электронный ресурс: http://os.colta.ru/art/events/details/18942/page2/?view_comments=all 3. Майкл Ву. Простоту можно просчитать, даже в игрофикации //Электронный ресурс:http://www.igraem.com/2014/01/blog-post_30.html 4. MichaelWu. MaintainingtheStrongTies: Communityvs. SocialNetworks 4 //Электронный ресурс:http://community.lithium.com/t5/Science-of-Social-blog/Maintaining-the-Strong-Ties-Community-vs-Social-Networks-4/ba-p/6854 5. MichaelWu. TheMagicPotionofGameDynamics// Электронный ресурс: http://community.lithium.com/t5/Science-of-Social-blog/The-Magic-Potion-of-Game-Dynamics/ba-p/19260 6. Ярхе Г. Как сетевое обучение помогает работать //Электронный ресурс:http://e-lpro.blogspot.ru/2012/11/network-learning-working-smarter.html 7. Чижевский Д. И. Гегель в России / Д. И. Чижевский. – СПб.: Наука, 2007. – 409 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|