Расцвет журналистики Башкортостана 1906-1917 г.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В период 1906-1917 г. Журналистика Башкортостана переживает подлинный расцвет. Прежде всего это выразилось в увеличении количества местных печатных изданий, а так же зарождение национальной журналистики. Расцвет журналистики Башкортостана был подготовлен общественными событиями того времени. Рост социальной активности населения привел к большому спросу на газеты и журналы. Периодические издания того времени были представлены по разным типам: 1. Правительственные издания: - газета «Уфимские губернские ведомости» (1838-1917г.) - газета «Уфимский край» (1906-1017г.) 2. Религиозные издания: - журнал «Уфимские Епархиальные ведомости» (1879-1917г.) - журнал «Сеятель» (1913-1917г.) - «Заволжский летописец» (1916-1917г.) 3. Национальные издании: - газета «ал - Галями ал - ислами» («Исламский мир»), 1906-1917 г. - журнал «Дин ва магишат» («Религия и жизнь»), 1906-1907г. - «Маглюмат » («образование»), 1908-1917г. 4. Партийные издания: А) Кадетские издания - «Уфимский вестник» (1905-1918г.) - «Уфимская жизнь» (1915-1919г.) Б) Партия эсеров - газета «Ирек» (1917г.) - «Куреш» - борьба (1917г.) - «Социалист-революционер» (1918г.) В) Партия социал-демократов - «Уфимский рабочий» (1906-1908г.) - «Урал» на баш.яз. (1907г.) - «Алга» (1917г.) - «Вперед» (1917г.) 5. Издания общественных организаций и частных лиц. А) Общественно-политические и литературные издания: - «Уфимская земская газета» - 1906г. - «Уфимский сельскохозяйственный листок» (1908-1917г.) - «Бюллетень отдела народного образования» (1915-1917г.) - газета «Вакыт» (1908-1918г.) - газета «Тормош» - жизнь (1913-1916г.) Б) Коммерческие издания - «Уфимский листок объявлений и извещений» (1871-1911г.) - «Уфимский справочный листок» (1909-1910г.) В) Сатирические издания
- «Карсыга» - ястреб (1906-1907г.) - «Сукеш» - молоток (1906-1910г.) - «Синерткэ» - кузнечик (1906г.) - «Акмулла» (1911-191 6г.) - «Кармак» - крючок (1915-1917г.) Билет № 22 Первые национальные газеты в крае. В середине XIX века в Башкортостане, в период возникновения и становления просветительства, в башкирском и татарском обществах уже созрела культурная среда и появились духовные запросы для постановки вопроса о национальной печати. Например, о необходимости выпуска газет, учебников, календарей на родном языке для коренного населения говорит на сессии земства Уфимского уезда в 1881 году Мухамметсалим Уметбаев, он даже подготовил проект программы национальной газеты. Однако губернские чиновники игнорируют его выступление. В конце тех же восьмидесятых годов в программе реформ в области просвещения другой наш видный ученый и писатель Ризаитдин Фахретдинов выдвигает задачу об издании единой исламской газеты для тюркских народов Урала и Поволжья. Проект и этой программы губернскими органами отправляется в архив. Реальные условия для осуществления задуманного появляются лишь вначале нового века после манифеста от 17 октября 1905 года. С февраля 1906 года в Оренбурге начинает выходить газета «Вакыг». Для её издания Каримовы приглашают Ризаитдина Фахретдинова. С самого начала выпускающаяся на татарском языке газета «Вакыт» приобретает вид регионального периодического издания, отражающего жизнь татар и башкир, всех мусульман Урала и Поволжья. Появившийся в свет в начале 1908 года по инициативе и с помощью Рамиевых в Оренбурге журнал «Шуро», редактором которого тоже стал Р. Фахретдинов, выходит за рамки национальной сферы и становится региональным. «Наконец наступили хоть сколько-нибудь светлые дни для российского народа. Немного стало свободнее дышать, – вспоминал этот период Р. Фахретдинов. -Появилась возможность издавать печатные и литературные вещи на своем языке».
В сентябре 1905 года, еще до объявления манифеста, в Петербурге начала выходить тюркско-татарская газета «Hyp». Известный журналист Исмагил Рамиев отмечал, что «это была первая из татаро-башкирских газет». «Hyp» весь был пронизан гюрко-мусульманским духом. Появившийся в 1906 году в Петербурге «Олфэт» (редактор Рашит Кази Ибрагимов) стал газетой происламского характера. Как известно, в 1905-07 годах и позже, словно грибы после дождя, появляется множество газет и журналов в тюркском, в том числе татарском и башкирском, мире. В Москве, Петербурге, Казани и в других городах выходит с десяток органов печати на тюрко-татарском языке. Их платформа, направление, качество были разными. Каждый по-своему ратовал за нацию, религию, прогресс. Среди них были и слишком националистические, и религиозные, и даже шовинистические, монархистские издания. Можно различить взгляды в «Урале» – мусульман-большевиков, в «Тане» – эсеров, в «Ислахе» – гаакирдов-реформаторов, в «Иле» -татарских националистов, социалистов. Многие из этих изданий, не успев окрепнуть, быстро сошли с арены. Своей долговечностью, материальным благополучием, а также либеральным направлением и объективностью отличались в Башкортостане газета «Вакыт» и журнал «Шуро». В этих изданиях выступали такие видные на писатели и журналисты, общественные деятели как Ризаитдин бин Фахретдин, Ахметзаки Валиди, Хаби-булла Габитов, Габделкадир Сулейманов, Ахнаф Тангатаров, Файзи Валиев, Шайхзада Бабич и другие. В альбоме «Периодическая печать татар» была дана высокая оценка газете «Вакыт»: «Это самая содержательная газета для своего времени, она богата на материалы, которые мастерски написаны и содержат ценные сведения». Несмотря на то, что из-за жесткой критики правительства была закрыта руководимая революционером Хусаином Ямашевым газета «Урал», она успела сыграть большую роль в воспитании в большевистском духе борцов из татар и башкир, в распространении идей социал-демократизма в Урало-Волжском регионе. Именно на страницах газеты «Урал» выступали со стихами демократического характера башкирский поэт Сафуан Якшыгулов, с пламенными публицистическими статьями башкирский революционер Галимьян Сайфетдинов.
Ученые о журналистике. Корни Башкирской журналистики, как информационной формы общества, уходят в глубь веков. Дело в том, что какими были «общественные институты и социальный образ жизни, нельзя устранить потребность в актуальной социальной информации, в оперативных сведениях о происходящем и их истолковании. Башкиры, будучи кровно связаны с родной землей, боготворили её, преклонялись перед нею, как перед родной матерью. Словом, чувствовали себя частью, детьми этой природы. Такая связь способствовали формированию следующих национальных черт характера, как бесхитростность, простота, широта души. Дж. Киекбаев (1911-1968), известный башкирский языковед, писатель. Он выделил три периода развития башкирского литературного языка: 1.Период XV – XVIвв, до второй половины XIXв., характеризующийся литературным языком, представленным образцами классических народных песен. 2.Период с середины XIXв., до Октябрьской революции, характеризующийся попытками создания письменного языка на основе живой разговорной речи башкир. 3.Период с первых лет Октябрьской революции по сегодняшний день, характеризующийся формированием и стабилизацией письменного литературного языка на основе башкирского общенародного разговорного языка. Просветитель, демократ Мухаматсалим Уметбаев (1841-1907) подчеркивал: «В Башкортостане очень мало произведений в прозе. Вообще, на Востоке больше склонны писать стихами». К таким выводам приходит и современный исследователь литературы Г. С. Кунафин: «Поэзия всегда занимала в башкирском обществе важное место и пользовалась огромным вниманием. Нередко она заменяла собой публицистические выступления, философские, морально-этические, религиозные тракты, исторические записки». Не только авторы, но и исполнители произведений прекрасно знали прошлое своего народа. Исследователями подчеркивается, что «Литературное творчество XVII-XVIII вв. в целом, а XIX в. в большинстве случаев состояло из рукописных произведений». Как указывает Г. Б. Хусаинов: «Из письменных памтников башкир в этом плане достойны внимания различные ярлыки, грамоты, записи об исторических событиях, послания. Татарский литературовед М. Ахметзянов пишет: «Каждый башкирский поэт гордится перед всем миром, что Родина у него – Седой Урал». На жанровое разнообразие народной публицистики обращали внимание и такие исследователи, как Г. П. Макогоненко, В. П. Павлов. Основным условием признания подобныхпроизведений в качестве народной публицистики они считают «их принадлежность трудящимся массам населения, обращенность главным образом к социальным низам, остроту и актуальность социально-экономических и политических идей».
О проблемах уфимской губернии писали, например, местный краевед Ф. Д. Нефедов (1838-1902), публиковался на страницах «Русского богатства», «Русской мысли». В очерке «Движение среди башкир перед Пугачевским бунтом», он описал историческое прошлое, быт и обычаи башкирского народа. В «Памятной книжке» на 1981г. Представлена карта г. Уфы с названиями улиц. Начиная с 1989г. встречаются о типографиях губернии. Из краеведских публикаций в последующих выпусках следует выделить обзорную статью «Кое-что о Башкирии и башкирах». В статье приводится ссылка на известного этнографа-исследователя края Д. П. Никольского (1855-1918), который «после долголетнего изучения башкир на месте, пришел к такому заключению: несмотря на все неблагоприятные условия, при которых слагалась жизнь башкирского народа. Тут же приводится ссылка на мнение специалиста С. Г. Рыбакова (этограф, фольклорист), долго изучавший песни и музыку уральских мусульман, говорил, что башкирам присущи поэтическое и музыкальное творчество в большой степени, чем татарам. В конце 19 – в начале 20века христианство и ислам занимали в Башкортостане сильные позиции. К этому времени, по утверждению исследователя А. Б. Юнусувой, ислам прочно вошел в быт и образ жизни тюркского населения Башкортостана. Среди публицистов в рассматриваемый период наиболее плодотворно работали Шагит Худайбердин (1896-1924), Мажит Гафури (1880-1934), Даут Юлтый (1897-1938), Иман Насыри (1898-1942), Али Карный (1904-1943). Они, непосредственно участвуя в описываемых событиях, на основе конекретных фактов создавали картины новой действительности: освоение башкирской нефти и целинных земель, сравнивали прошлое с настоящим, искренне восхищались трудовым героизмом современников.
Билет №23.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|