по организации выполнения и защиты выпускной квалификационной работы
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
· Рекомендуемый объем ВКР (без приложений) должен составлять не менее 40 страниц печатного текста, но не более 60 страниц.
· Выполненная выпускная квалификационная сдается работа в сброшюрованном виде с бесцветной обложкой.
· ВКР сдается руководителю для написания отзыва не позднее, чем за 2 недели до защиты выпускной квалификационной работы.
· Руководитель подписывает ВКР и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает в учебную часть не позднее, чем за 1 неделю до защиты выпускной квалификационной работы.
· Предзащита ВКР проводится за 1 неделю до защиты ВКР
· Содержание рецензии доводится до сведения студента не позднее, чем за 1 день до защиты выпускной квалификационной работы. Внесение изменений в выпускную квалификационную работу после написания отзыва и получения рецензии не допускается.
Структура выпускной квалификационной работы
Содержание структурных элементов выпускной квалификационной работы
ОБРАЗЕЦ ВКР
Тема ВКР: «СЕСТРИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС ПРИ ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ»
Титульный лист
является первой страницей выпускной квалификационной работы и выполняется по образцу. На нём расписывается руководитель, утверждающий допуск к защите выпускной квалификационной работы.
Приложение А.
Образец ВКР
Оглавление
Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в ВКР, в том числе «ВВЕДЕНИЕ», наименование глав и параграфов основной части, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ», «ПРИЛОЖЕНИЕ».
Приложение В Образец оформления оглавления
ВВЕДЕНИЕ
(2-4 страницы)
Актуальность
Актуальность исследования определяется несколькими факторами:
• необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению;
• недостаточной изученностью темы (показать степень разработанности выделенной проблемы в теории, указать недостаточно изученные аспекты).
• потребностью в новых данных;
• потребностью в новых методах;
• практическими потребностями (показать недостатки в рассматриваемой сфере или профессиональном процессе, подлежащие устранению).
Объект исследования
процесс или явление, определяющее тему, цели исследования, место исследования. Люди не могут быть объектом исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается в исследовании? Например, сестринский процесс, деятельность медицинской сестры и др.
Объект исследования– сестринская деятельность и реабилитационный процесс при ХСН.
Предмет исследования
Предмет исследования - более конкретен, чем объект. Предмет исследования отвечает на вопрос: как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции раскрывает данное исследование? Предметом исследования могут быть содержание, формы и методы медицинского воздействия, этапы сестринского процесса, отношения между пациентом и медицинским специалистом и т.д.
Предмет исследования – сестринская деятельность по профилактике возникновения факторов риска при ХСН.
Цель исследования
Формулировка цели обычно начинается с глаголов в инфинитивной форме: «Выявить...», «Обосновать...», «Определить...», «Разработать…», «Оценить… и разработать…», «Оценить эффективность… и составить…», «» и т.д.
Цель и актуальность исследования взаимосвязаны.
Цель - это общая формулировка конечного результата исследования (формулируется в повествовательной форме). Цель объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимосвязи.
Цель исследования – показать роль медсестры в выявлении факторов риска и их профилактике при ХСН.
Задачи исследования
Задачи – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 целевые задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели исследования. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример формулирования задач: «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
- определить место и роль...
- обосновать...,
- показать...,
- составить...,
- разработать...,
- сопоставить...,
- провести анализ теоретических подходов по проблеме...,
- раскрыть и конкретизировать сущность понятия «...»,
- провести диагностику …,
- изучить особенности кого (чего) …,
- выявить взаимосвязь …,
- выявить особенности …,
- разработать рекомендации для....
Задачи исследования:
1. обзор литературы по данной теме;
2. выявить влияние факторов риска на развитие и прогрессирование заболевания;
3. изучить принципы профилактики заболевания;
4. разработать рекомендации для пациентов ХСН по борьбе с факторами риска.
Методы исследования
Теоретические методы исследования.
Теоретический анализ — это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.
Эмпирические методы исследования.
В переводе с греческого языка означает «познание опытным путем».
Служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).
Методы обработки и интерпретации данных исследования.
Включают в себя применение математической статистики с целью выявления связей между переменными, различий между группами, а также закономерностей функционирования изучаемого в исследовании.
Методы исследования:
1) разработка анкеты;
2) отбор участник и получение их согласия на проведение анкетирования;
3) проведение опроса;
4) анализ полученных данных;
5) составление рекомендаций.
Практическая значимость исследования
Практическая значимость исследования
Изучение сестринской деятельности по профилактике возникновения факторов риска при ХСН позволит сделать выводы о том:
- как правильно организовать уход за пациентами с ХСН;
- какие факторы, способствуют развитию и прогрессированию заболевания;
- как проводить профилактику факторов риска;
- какие методические рекомендации по профилактике факторов риска необходимо разработать.
Тем самым, можно улучшить качество жизни пациента, облегчить их состояние, снизить риск развития ХСН, а значит и в целом процент людей, страдающих данным заболеванием. Разработанные рекомендации можно использовать на амбулаторном этапе лечения пациентов с ХСН
Место проведения исследования
Место проведения исследования
Рассматриваемое в работе исследование проводилось на базе ГКБ №51 в кардиологическом отделении для пациентов с ХСН.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1 - 50%;
ГЛАВА 1посвящена изучению теоретического материала предметной области, обзора основных источников, описанию свойств предмета деятельности, известных методов, методик, технологий, приемов, позволяющих достичь цели ВКР, их сравнительной характеристики. Первая глава основной части носит общетеоретический характер. В ней на основе изучения работ отечественных и зарубежных авторов излагается сущность исследуемой темы, рассматриваются различные подходы к решению, дается их оценка, обосновываются и излагаются собственные позиции исследователя.
В заключение первой главы требуется четко выделить опорные теоретические позиции, из которых нужно исходить при разработке основных вопросов темы.
В конце обзора литературы необходимо сделать краткое заключение-вывод.
Выводы:
Обобщив и проанализировав специальную научную литературу, можно сделать заключение, что возникновению ХСН способствует целый ряд причин и факторов. Разработано множество принципов лечения и реабилитации, но, в то же самое время, из литературы не совсем понятно, какие же факторы лежат в основе развития и прогрессирования данного заболевания и какова роль медицинской сестры в выявлении факторов риска ХСН.
Глава 2 –
не менее 15 страниц
Характеристика базы исследования
ГЛАВА 2посвящена изложению практической работы студента над темой ВКР. Во второй главе описываются материалы и методы исследования.
Выводы по практической части ВКР
Вывод
Обобщив и проанализировав результаты проведенного исследования, можно сделать вывод, что одним из главных факторов, лежащим в основе формирования и прогрессирования ХСН лежит возрастной фактор, относящийся к неизменяемым факторам риска. Среди изменяемых факторов, можно выделить неправильное питание и отсутствие физической активности, не менее значительное влияние оказывают наличие вредных привычек, таких как курение и стрессовые ситуации.
В связи с этим, предложен ряд рекомендаций в виде памяток для пациентов по ведению здорового образа жизни и по борьбе с факторами риска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ– (2-3 стр.)
Важнейшее требование к заключению - его краткость и обстоятельность, в нем не следует повторять содержания введения и основной части работы. В целом заключение должно давать ответ на следующие вопросы:
• С какой целью студентом проведено данное исследование?
• Что сделано?
• К каким выводам пришел автор?В заключении ВКР содержатся важнейшие выводы, к которым пришел автор.Выводы должны быть четкими, ясными, отражать полученные результаты.По сделанным выводам необходимо сделать рекомендации с возможностью их применения на практике. Каждая рекомендация должна быть обоснована с позиций эффективности, целесообразности и перспектив использования в практической деятельности или учебном процессе.Каждый вывод и практическая рекомендация должны быть пронумерованы.Выводы должны соответствовать поставленным задачам, допускается несколько выводов на одну задачу.Количество выводов не должно быть меньше поставленных задач.В заключении студент должен показать, что он достиг в ходе изучения теории вопроса, какие недостатки выявлены в практике и как их можно устранить.
Данное исследование было проведено с цельювыявления факторов риска, способствующих развитию и прогрессированию ХСН, а так же с целью отражения роли медицинской сестры в выявлении и проведении профилактики этих факторов среди пациентов, страдающих данным заболеванием.
В ходе исследования удалось решить все поставленные задачи, а именно:
1.Была изучена и проанализирована научная литература по данному заболеванию, рассмотрены этиология, патогенез, клиническая картина, факторы риска, классификация, лечение, диагностика, этапы реабилитационного процесса и сестринской деятельности.
2. С целью выявления факторов риска, оказывающих влияние на развитие и прогрессирование ХСН, был проведен отбор пациентов, разработана анкета и проведен опрос. В анкетировании приняли участие 25 человек, из которых 14 женщин и 11 мужчин. Анализ результатов позволил сделать о том, какие же факторы риска лежат в основе развития ХСН.
Согласно полученным данным, значительную роль играет неизменяемый фактор риска – возрастной. Больший процент пациентов, с диагнозом ХСН, отмечен в возрастной группе 61-70 лет, в категории «женщины» 50% опрошенных, в категории «мужчины» - 46%.
Среди изменяемых факторов, на которые возможно оказать влияние и проводить профилактику по борьбе с ними наиболее часто встречается отсутствие физической нагрузки (у 72% женщин и 82% мужчин) и несоблюдение диеты (71% и 82% соответственно). У мужчин лидирующее место занимает курение, которое отмечено у 86% человек. Стрессы, не менее важный фактор, встречается более чем у половины опрошенных, как среди женщин, так и среди мужчин.
1. На следующем этапе исследования, для успешной борьбы с выявленными факторами риска, были изучены принципы профилактики ХСН. Среди принципов профилактики и формирования здорового образа жизни были выделены следующие:
- соблюдение диеты;
- контроль веса;
- умеренные физические нагрузки
- соблюдение режима дня;
- отказ от таких вредных привычек;
- соблюдение диеты;
- контроль артериального давления;
- борьба со стрессами;
- вакцинация,
- ведение дневника самоконтроля.
2. Изученные принципы профилактики легли в основу разработанных для пациентов памяток по борьбе с факторами риска и формированию здорового образа жизни. Пациентам с ХСН были предоставлены следующие методические рекомендации:
- памятка для пациентов с ХСН: «10 правил здорового образа жизни»;
- памятка для пациентов с ХСН по режиму питания;
- памятка по режиму физической активности для пациентов с ХСН;
- памятка по методике проведения дыхательной гимнастики с помощью тренажера Threshold IMT;
- памятка о самостоятельном контроле артериального давления;
- памятка по борьбе с курением по программе «Малых шагов»;
- памятка по борьбе со стрессами;
- форма дневника самоконтроля.
Проанализировав результаты исследования и тот факт, что большинство пациентов с ХСН в стационарах госпитализированы повторно, а процент смертности в течение года после выписки из стационара очень высок, можно сделать вывод, что на стационарном и амбулаторном этапе реабилитации недостаточно хорошо проводиться работа с пациентами по профилактике факторов риска.
Поэтому медицинские сестры должны уделять особое внимание профилактике ХСН, проводить с пациентами беседы о заболевании, о проведении самоконтроля, о факторах риска, предоставлять им методические рекомендации и пособия, разъяснять необходимость соблюдения назначений врача.
Разработанные в рамках данного исследования методические рекомендации могут быть успешно применены на практике, как в стационарах, так и в поликлиниках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
При оформлении списка литературы необходимо ориентироваться на Государственный стандарт ГОСТ 7.1. Обязательным является соблюдение единой системы условных разделительных знаков (точек, тире, двоеточий, косой черты и т.п.). Подробнее смотри требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы.
Целесообразно уделить внимание литературе, изданной за последние 5 лет.
5.3 оформление библиографических ссылок
ПРИЛОЖЕНИЯ
Являются дополнением к текстовой части выпускной квалификационной работы, призваны облегчить восприятие содержания работы.Подробнее смотри требования к оформлению текстовой части выпускной квалификационной работы.
Приложение Г Пример использования и описания иллюстративного материала
Приложение Д Пример использования и описания иллюстративного материала
Приложение Е Пример использования и описания иллюстративного материала
V.Требования к оформлению текстовой частивыпускной квалификационной работы
5.7 Оформление приложения
5.2 Оформление заголовков
5.4 Оформление иллюстраций
5.4 Оформление иллюстраций
5.5 Оформление таблиц
5.6 Оформление списка литературы
5.7 Оформление приложения
Приложения
Приложение Б Образец задания на выпускную квалификационную работу
Приложение Ж Пример использования и описания таблицы
Приложение И Пример оформления списка литературы
Приложение К Содержание и оформление отзыва руководителя ВКР
Приложение Л Содержание и оформление рецензии на ВКР
Приложение М Образец оформления примерной презентации ВКР
Приложение Н САМОАнализ ВКР