Данный учебно-методический комплекс разработан для изучения студентами дисциплины «Социология управления» в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению "Социология" и реализован на факультете социологии Алтайского государственного университета.
Примерные вопросы для итогового контроля по всему курсу
Организация текущей и итоговой аттестации
Методические рекомендации для студентов
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"
(ФГБОУ ВПО «АлтГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Декан
__________________________
__ __________ г.
Социология управления
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой:
Кафедра общей социологии
Учебный план:
040100_62-10-1234-2623.plm.xml подготовка бакалавра по направлению 040100.62 Социология общий профиль
Часов по ФГОС (из УП):
Часов по рабочему учебному плану:
Общая трудоемкость (в ЗЕТ):
Часов по рабочей программе:
Часов на самостоятельную работу по РУП:
67 (57%)
Часов на самостоятельную работу по РПД:
67 (57%)
Виды контроля в семестрах (на курсах)
Экзамены 5
Зачёты
Курсовые проекты
Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по семестрам
Вид занятий
№ семестров, число учебных недель в семестрах
Итого
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
Лекции
Лабораторные
Практические
КСР (экзамен)
Ауд. занятия
Сам. работа
Итого
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 2
Программу составил(и):
Меженин Я.Э., к.с.н., доцент _________________
Рецензент (председатель методической комиссии факультета):
Чуканова Т.В., к.с.н., доцент _________________
Рабочая программа дисциплины
Социология управления
разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» утвержденный Министерством образования и науки РФ «29» марта 2010 г.
составлена на основании учебного плана:
подготовка бакалавра по направлению 040100.62 Социология общий профиль
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2013 протокол № 11.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Срок действия программы: 2012-2015 уч.г. Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 3
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 4
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
1) сформировать у студентов-социологов научно обоснованные представления о структуре и специфике социологического подхода, направленного на выявление социальной сущности управленческой деятельности;
1.2
2) научить осуществлять управленческую деятельность социальными субъектами в организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б3.В.ОД
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций: ПК-13.
2.2
Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:
2.2.1
Социология; методология и методы социологических исследований.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
ПК-13: способностью использовать методы социологического анализа в процессах разработки и принятия управленческих решений, в оценке их практической эффективности
Знать:
Уровень 1
Теоретические основы принятия управленческих решений
Уровень 2
Методы социологических исследований, как основу для принятия управленческих решений
Уровень 3
Критерии эффективности процесса принятия управленческих решений в социальных системах
Уметь:
Уровень 1
Связывать социологическую теорию с практикой принятия управленческих решений
Уровень 2
Оценивать роль руководителя и подчиненных в принятия управленческих решений
Уровень 3
Разрабатывать меры по оптимизации и корректировке управленческих решений
Владеть:
Уровень 1
Теориями и концепциями социологии управления
Уровень 2
Приемами и способами социологического анализа управленческих проблем
Уровень 3
Навыками принятия эффективных управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1
Знать:
3.1.1
Теоретические основы принятия управленческих решений
3.1.2
Методы социологических исследований, как основу для принятия управленческих решений
3.1.3
Критерии эффективности процесса принятия управленческих решений в социальных системах
3.2
Уметь:
3.2.1
Связывать социологическую теорию с практикой принятия управленческих решений
3.2.2
Оценивать роль руководителя и подчиненных в принятия управленческих решений
3.2.3
Разрабатывать меры по оптимизации и корректировке управленческих решений
3.3
Владеть:
3.3.1
Теориями и концепциями социологии управления
3.3.2
Приемами и способами социологического анализа управленческих проблем
3.3.3
Навыками принятия эффективных управленческих решений
Код занятия
Наименование разделов и тем /вид занятия/
Семестр / Курс
Часов
Компетен- ции
Литература
Раздел 1. Введение в курс "Социология управления"
1.1
Социология управления как наука и учебная дисциплина. /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.2
Социология управления как наука и учебная дисциплина. /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.3
Социология управления как наука и учебная дисциплина. /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.4
Социальная природа управления /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.5
Социальная природа управления /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.6
Социальная природа управления /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.7
Социальное управление /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.8
Социальное управление /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.9
Социальное управление /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 6
1.10
Управление персоналом /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.11
Управление персоналом /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.12
Управление персоналом /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.13
Основные теории лидерства. Стили руководства.. /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.14
Основные теории лидерства. Стили руководства.. /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.15
Основные теории лидерства. Стили руководства.. /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.16
Управляемость организаций. /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.17
Управляемость организаций. /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.18
Управляемость организаций. /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.19
Управление конфликтами в организации. /Лек/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.20
Управление конфликтами в организации. /Пр/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
1.21
Управление конфликтами в организации. /Ср/
ПК-13
Л1.1 Л1.2 Л2.1 Л2.2
5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5.1
20% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
5.2
При проведении интерактивных лекционных занятий могут быть использованы следующие образовательные технологии: технология контекстного обучения (лекция-диалог, лекция-визуализация), а при проведении интерактивных семинарских занятий могут быть использованы следующие образовательные технологии: технология активного обучения (мозговой штурм, анализ документов, анализ ситуаций)
6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
6.1. Контрольные вопросы и задания
Примерные вопросы для итогового контроля по всему курсу 1. Объект и предмет социологии управления. 2. Социология управления как междисциплинарная область научного знания. Предметное разграничение социологии управления с теорией и общей теорией управления. 3. Историография отечественной социологии управления. 4. Место социологии управления в науке. 5. Социология управления как самостоятельная теория и учебная дисциплина. 6. Объекты и субъекты социологии управления. Предмет социологии управления 7. Отечественные и зарубежные подходы к проблеме социологии управления. 8. Развитие управленческих взглядов в России. 9. Школа «научного управления» Ф. Тейлора. 10. Школа «административного управления А. Файоля. 11. Школа «человеческих отношений» Э. Мэйо. 12. Бихевиористкое направление в социологии управления. 13. Функции целей. Требования к целям. 14. Элементы открытой системы. 15. Классификация целей социологии управления 16. Авторитарная и демократическая формы управления. 17. Социальные методы управления 18. Стили управления 19. Структура и уровни управления предпринимательской формой. 20. Элементы открытой системы. 21. Социальное управление как разрешение противоречия между управляющей и управляемой системами. 22. Управляющая система. Управляемая система 23. Организация - элемент общественной системы. 24. Обзор различных подходов к понятию социология управления 25. Модели социального партнерства 26. Решения противоречий между управляющей и управляемой системами. 27. Характеристика организации как посредника и во взаимосвязи со средой.
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 7
28. Воздействие общества на организации. 29. Основные показатели, характеризующие персонал организации. 30. Организация подбора и расстановки персонала управления. 31. Содержание работы с персоналом управления, функции служб по работе с персоналом. 32. Опыт зарубежной системы подготовки персонала.. 33. Понятие «персонал организации». Требования, предъявляемые к персоналу управления. 34. Принципы подбора и расстановки персонала. Методы оценки и аттестации управленческого персонала. 35. Трансформация системы подготовки специалистов в России. 36. Общая характеристика теорий лидерства. Подходы к лидерству с позиций личных качеств, поведенческий и ситуационный подходы. 37. Функции и обязанности руководителя. 38. Качества руководителя. Имидж 39. Характеристика теорий лидерства. 40. Руководитель и лидер. 41. Адаптация стилей руководства к деловым ситуациям.. 42. Понятие социальной управляемости. 43. Социальная организация как социальная система. Границы управляемости. 44. Основные расхождения между формальной и действительной структурами социальных отношений 45. Оценка критериев осуществляемости управленческих решений. 46. Понятие о конфликтах в управлении. 47. Классификация конфликтов. Основные причины, вызывающие конфликтные ситуации в организации. 48. Стратегии преодоления конфликтов в организации.
6.2. Темы письменных работ
Основные вопросы и задания для контрольной работы 1. Классическая или административная школа: А. Файоль, 2. Вклад в развитие управления Л. Урвик, 3. Вклад в развитие управления Д. Муни. 4. Универсальные принципы управления. 5. «Идеальная» организация управления в концепции М. Вебера. 6. Регламентация управленческой деятельности, ее формализация, иерархическая структура. 7. Принципы управления. Профессионализм управления. 8. Принцип "концентрации усилий" (Парето) и его применение в управленческих ситуациях. 9. Школа человеческих отношений: М. Фоллет, 10. Вклад в развитие управления Э. Мэйо, 11. Вклад в развитие управления К. Левин. 12. Организация как социальная система. Социальные функции управления. 13. Роль человеческого фактора и малых групп. 14. Межличностные отношения, их влияние на удовлетворенность работой, повышение производительности. 15. Теории мотивации, их практическое применение в управлении. 16. Иерархия потребностей А. Маслоу. Уровни потребностей, принцип доминанты, взаимосвязь потребностей. Практическое применение концепции А. Маслоу в управлении. 17. Двухфакторная теория Герцберга, ее содержание и практическое применение. 18. Д. Макгрегор: теория «Х» и теория «Y». Практическое применение концепций. 19. Концепция стилей управления. Четыре модели управления Лайкерта. Отношение "стиль управления – стиль подчинения". 20. Модель Портера–Лоулера: ожидания и вознаграждения. Мотивация и компенсация. 21. Стиль управления как система ориентации. Типы руководителей. 22. Концепции партисипативного управления. Привлечение персонала к управлению. 23. Участие высшего, среднего и низшего звеньев управленческого персонала в управлении, их различие. 24. Делегирование полномочий. Социология участия. 25. Социальные факторы повышения производительности управленческого труда. 26. Новые формы организации труда (опыт США, Японии, Германии). 27. Социологические исследования в области обогащения труда и новых форм организации. 28. Понятие мотивации, ее сущность. Мотивация как процесс деятельности для достижения целей организации. 29. Место и роль мотивов в поведении. Потребности и мотивы. Уровни мотивации поведения человека в организации. 30. Обусловленность мотивации культурно-историческими факторами, производственной инфраструктурой, социально-психологическим климатом в организации. 31. Роль руководителя, его стиль и профессиональные качества в формировании мотивации персонала. 32. Методы мотивирования персонала. Метод направленного самоутверждения. Компаративные (сравнительные) методы. Коммуникативные методы. Метод косвенной и связной стимуляции. Метод мотивационного смещения, переключения и содействия. Методы мотивационной компенсации и «трансляции». Метод стимулирования «духа команды».
УП: 040100_62-10-1234-2623.plm.xml
стр. 8
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
7.1. Рекомендуемая литература
7.1.1. Основная литература
Авторы, составители
Заглавие
Издательство, год
Л1.1
Тощенко Ж.Т.
Социология управления.: учебник
М., Центр социального прогнозирования и маркетинга,, 2011
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
8.1
Стандартно оборудованные аудитории, в том числе для интерактивных: видеопроектор, ноутбук, переносной экран
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный университет"
(ФГБОУ ВПО «АлтГУ»)
УТВЕРЖДАЮ
Декан
__________________________
__ __________ г.
Социология управления
рабочая программа дисциплины (модуля)
Закреплена за кафедрой:
Кафедра общей социологии
Учебный план:
040100_62-10-12345-2623.plz.xml подготовка бакалавра по направлению 040100.62 - социология общий профиль
Часов по ФГОС (из УП):
Часов по рабочему учебному плану:
Общая трудоемкость (в ЗЕТ):
Часов по рабочей программе:
Часов на самостоятельную работу по РУП:
90 (86%)
Часов на самостоятельную работу по РПД:
90 (86%)
Виды контроля в семестрах (на курсах)
Экзамены
Зачёты 4
Курсовые проекты
Курсовые работы
Распределение часов дисциплины по курсам
Вид занятий
Номера курсов
Итого
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
УП
РПД
Лекции
Лабораторные
Практические
КСР (зачет)
Ауд. занятия
Сам. работа
Итого
УП: 040100_62-10-12345-2623.plz.xml
стр. 2
Программу составил(и):
Меженин Я.Э., к.с.н., доцент _________________
Рецензент (председатель методической комиссии факультета):
Чуканова Т.В., к.с.н., доцент _________________
Рабочая программа дисциплины
Социология управления
разработана в соответствии с ФГОС:
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены: ФГОС ВПО по направлению подготовки «Социология» утвержденный Министерством образования и науки РФ «29» марта 2010 г.
составлена на основании учебного плана:
подготовка бакалавра по направлению 040100.62 - социология общий профиль
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2013 протокол № 11.
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Срок действия программы: 2012-2015 уч.г. Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
УП: 040100_62-10-12345-2623.plz.xml
стр. 3
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ______________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Декан
__ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для исполнения в ____________ учебном году на заседании кафедры
Кафедра общей социологии
Протокол от __ __________ г. № __ Зав. кафедрой Попов Е.А., д.ф.н., профессор
УП: 040100_62-10-12345-2623.plz.xml
стр. 4
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1
1) сформировать у студентов-социологов научно обоснованные представления о структуре и специфике социологического подхода, направленного на выявление социальной сущности управленческой деятельности;
1.2
2) научить осуществлять управленческую деятельность социальными субъектами в организации.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП
Цикл (раздел) ООП:
Б3.В.ОД
2.1
Требования к предварительной подготовке обучающегося:
2.1.1
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих профессиональных (ПК) компетенций: ПК-13.