Перечень заданий студенту по СРС
Кафедра «Психология и акмеология»
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель комитета по рабочим и
учебным программам______________
«____»________________ 2016 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА
Учебный год: 2016-2017
Количество кредитов: 3
Форма обучения: очная
Дисциплина: Теория личности
Код дисциплины: TL 3212
Курс: 2
Специальность: 5B010300 «Психология»
Семестр: 3
Всего часов: 135
из них:
лекции: 15
семинарские: 30
СРСП: 45
СРС: 45
Экзамен: 3 семестр
Ф.И.О. преподавателя: Оразбаева А.Ш., Гущина В.Д.
Тараз 2015
Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Теория личности» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.
Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,
Протокол № 1 от «___»____________ 20___г.
Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.
Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета
Протокол № 1 от от «___»____________ 20___г.
Председатель комитета _________________
Актуальность и необходимость изучения курса
Данный курс предназначен для формирования общего представления о существующих в психологической науке зарубежных и отечественных теориях личности, на основе которого возможно теоретическое самоопределение студентов для наиболее эффективной профессиональной работы с личностными проблемами клиента.
Курс «Теория личности» знакомит студента с миром современной психологии, разнообразием психологических концепций, школ, подходов наиболее крупных представителей персонологии. Не смотря на то, что основное внимание в курсе уделено теоретической части концепции – их категориальному аппарату, основным постулатам и принципам, конечной целью и смыслом изучения теории является создание необходимого фундамента для освоения практической психологии, ее прикладного аспекта.
Изучение концепции строится на основе первоисточником, оригинальных работ самих авторов и только во вторую очередь критиков и интерпретаторов.
Курс призван показать реальное разнообразие и альтернативность мира психологии, дать необходимый материал для осознанного и обоснованного самостоятельного самоопределения.
Цель и задачи дисциплины
1. Цель дисциплины заключается в освещении и анализе основных теорий личности зарубежной и отечественной психологии в контексте основных методологических направлений современности.
Задачи дисциплины:
- анализ методологических оснований понятия «теория личности»;
- систематизированный обзор и анализ основных теорий личности зарубежной и отечественной психологии;
- знакомство с основными первоисточниками авторов теорий личности.
Требования к знаниям и умениям
Студент должен
знать: специфику рассмотрения и анализа личности с позиции наиболее известных теорий личности; основные методы теоретического и практического исследования личности, их специфику в различных концепциях личности.
уметь: понимать предмет психологии личности и ее актуальные проблемы на современном этапе развития психологии; анализировать первоисточники авторов наиболее известных теорий личности и иметь целостное представление о личности, основываясь на широком круге зарубежных и отечественных теорий личности.
Пререквизиты и постреквизиты курса
Общая психология, социальная психология, история психологии, история социальной психологии, социальная психология личности, проективная психология, философия, культурология, антропология.
Описание курса
Курс состоит из 15 часов лекций, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы по «Теории личности».
В курс входят 30 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.
Также в курс входит 45 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).
СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.
СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.
Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для вашей подготовки. Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.
2.5.1 Календарно-тематический план лекций
№
| Да
та
| Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции.
| Колво часов.
| Методы ак-тивизации познавательной деятель.
| Знания и умения, формируемые у студента.
|
| 1 неделя
| Лекция № 1. Общая характеристика теорий личности.
1. Место и роль теорий личности в истории психологии 2. Понятие «личность» и «теория» в контексте предмета «Теория личности»
3. Специфика теории личности как научного феномена
|
| Диалог
| Формирование знаний студентов о понятии личности в психологии
|
| 2 неделя
| Лекция № 2. Классический психоанализ З.Фрейда.
1.1. Исторический и научный контекст возникновения теории личности З.Фрейда
2. Структура личности. Характеристика основных составляющих личности
3. Динамика личности
4. Развитие личности. 5. Методы исследования личности
|
| Дидактический материал.
| Формирование знаний о психоанализе З. Фрейда
|
|
неделя
| Лекция № 3. Аналитическая теория К.Юнга.
1. Истоки и предпосылки возникновения теории личности К.Г.Юнга 2. Специфика понимания бессознательного в теории Юнга 3. Структура личности 4. Архетип как ключевое понятие теории личности Юнга.
|
| Дискуссия.
| Формирование знаний об аналитической теории К. Юнга
|
| 4 неделя
| Лекция № 4. Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан.
1. Общая характеристика теории А.Адлера 2. Основные понятия: фиктивный финализм, стремление к превосходству, чувство неполноценности, жизненный стиль 3. Методы исследования 4. Общая характеристика теории личности Э.Фромма 5. Общая характеристика теории личности К.Хорни
|
| Дидактический материал.
| Знание особенностей теорий Адлера, Фромма, Хорни и Салливана
|
|
неделя
| Лекция № 5. Персонология Г.Меррея
1. Исторический и научный контекст возникновения теории личности Г.Меррея 2. Структура личности 3. Динамика личности 4. Потребность как базовое понятие теории личности Г.Меррея. Типы потребностей
|
| Дидактический материал.
Диалог
| Знание персонологии Г. Меррея
|
|
неделя
| Лекция № 6. Психология индивидуальности Олпорта.
1. Научные предпосылки создания психологии индивидуальности Олпорта 2. Структура и динамика личности 3. Базовые понятия теории: трайт, диспозиция, проприум
|
| Дидактический материал.
Сравнительный анализ
| Знание психологии индивидуальности Олпорта
|
|
неделя
| Лекция № 7. Факторная теория Кеттелла.
1. Общая характеристика теории личности Кеттелла 2. Структура черт как сущность личности
|
|
Дидактический материал.
| Знание факторной теории Кеттелла.
|
|
неделя
| Лекция № 8. Стимул-реактивная теория. Теория оперантного подкрепления Скиннера.
1. Общая характеристика стимул-реактивной теории 2. Теория подкрепления Долларда и Миллера 3. Структура личности в теории Долларда и Миллера 4. Динамика и развитие личности в теории Долларда и Миллера 5. Методы исследования в теории Долларда и Миллера
|
| Дискуссия.
| Формирование знаний о теории оперантного подкрепления Скиннера
|
|
неделя
| Лекция № 9. Необихевиористические теории А.Бандуры и Роттера.
1. Общая характеристика теории А.Бандуры 2. Основные понятия и процессы теории личности А.Бандуры 3. Методы исследования
|
| Дидактический материал.
| Формирование знаний о необихевиористических теориях А.Бандуры и Роттера
|
|
неделя
| Лекция № 10. Гуманистические теории К.Роджерса и А.Маслоу.
1. Общая характеристика теории А.Маслоу 2. Анализ мотивации личности в теории А.Маслоу
|
| Эвристическая беседа
| Формирование знаний о гуманистических теориях К.Роджерса и А.Маслоу
|
| 11 неделя
| Лекция № 11. Проблематика личности в экзистенциальной психологии.
1. Исторический и научный контекст возникновения экзистенциальной психологии 2. Структура существования как фундаментальное понятие экзистенциальной психологии 3. Динамика и развитие существования
|
| Дидактический материал.
| Знание проблематики личности в экзистенциальной психологии
|
|
неделя
| Лекция № 12. Теория поля Курта Левина. 1. Предпосылки возникновения теории поля 2. Структура личности 3. Поле как базовое понятие теории личности К.Левина
|
| Эвристическая беседа
| Формирование знаний о теории поля Курта Левина
|
| 13 неделя
| Лекция № 13. Концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева.
1. Специфика предмета психологии личности в отечественной психологии 2. Исторический и научный контекст возникновения отечественных теорий личности 3. Концепция личности А.Ф.Лазурского
|
| Дидактический материал.
| Формирование знаний о концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева
|
| 14 неделя
| Лекция № 14. Концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. 1. Концепция личности В.Н.Мясищева 2. Концепция личности А.Г.Ковалева 3. Концепция личности В.С.Мерлина
|
| Эвристическая беседа
| Формирование знаний о концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе
|
| 15 неделя
| Лекция № 15. Теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия. 1. Общее и различное в теориях личности: критерии оценки
|
| Эвристическая беседа
| Формирование знаний о теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия.
|
2.5.2 Календарно-тематический план практических занятий
№
| Дата
| Номер, название модуля и темы занятия
| Кол-во часов
| Формы проведения занятия
| Формы контроля
| Знания и умения, формируемые у студента
|
|
неделя
| Практическое занятие 1. Общая характеристика теорий личности.
1. Общие подходы к сравнительному анализу теорий личности
|
| Сравнитель
ный анализ
| Оперативный контроль
| Формирование знаний студентов о понятии личности в психологии
|
|
неделя
| Практическое занятие 2. Классический психоанализ З.Фрейда.
1. Общая характеристика теории личности З.Фрейда
2.Анализ книги З. Фрейда «Введение в психоанализ»
|
| Беседа
| Блицконтроль
| Формирование знаний о психоанализе З. Фрейда
|
| 3 неделя
| Практическое занятие 3. Аналитическая теория К.Юнга.
1. Динамические характеристики личности 2. Развитие личности 3. Методы исследования личности 4. Общая характеристика теории личности К.Г.Юнга
|
| Устный опрос
| Составление таблицы
| Формирование знаний об аналитической теории К. Юнга
|
|
неделя
| Практическое занятие 4. Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан.
1. Структура личности в теории Г.Салливана 2. Динамика личности
3. Развитие личности 4. Особенности методов исследования в теории Г.Салливана
|
| Анализ схем
| Выполни
ть творческого задания.
| Знание особенностей теорий Адлера, Фромма, Хорни и Салливана
|
|
неделя
| Практическое занятие 5. Персонология Г.Меррея
1. Пресс, тема, потрепбностный интеграт 2. Развитие личности 3. Типичные исследования и методы 4. Общая оценка теории личности Меррея
|
| Эвристическая беседа
| Схема типологии групп
| Знание персонологии Г. Меррея
|
|
неделя
| Практическое занятие 6. Психология индивидуальности Олпорта.
1. Развитие личности 2. Методы исследования 3. Общая оценка теории Олпорта
|
| Сравнительный анализ
| Конспект
| Знание психологии индивидуальности Олпорта
|
|
неделя
| Практическое занятие 7. Факторная теория Кеттелла.
1. Черта как базовое понятие теории Кеттелла. Типы черт 2. Развитие личности 3. Методы исследования. Факторно-аналитическое изучение как основной метод.
|
| Свободное собеседование
| Подготов
ка тезисов по проблеме
| Знание факторной теории Кеттелла.
|
|
неделя
| Практическое занятие 8. Стимул-реактивная теория. Теория оперантного подкрепления Скиннера.
1. Общая характеристика теории Скиннера 2. Структура и динамика личности в теории Скиннера 3. Развитие личности 4. Методы исследования в теории Скиннера 5. Общая оценка теории Скиннера
|
| Сообщение
| Проведение тренинга по проблеме
| Формирование знаний о теории оперантного подкрепления Скиннера
|
|
неделя
| Практическое занятие 9. Необихевиористические теории А.Бандуры и Роттера.
1. Общая характеристика теории Роттера 2. Структура и динамика личности в теории Роттера 3. Методы исследования 4. Общая оценка теории А.Бандуры и Роттера
|
| Эвристическая беседа
| Конспект
| Формирование знаний о необихевиористических теориях А.Бандуры и Роттера
|
|
неделя
| Практическое занятие 10. Гуманистические теории К.Роджерса и А.Маслоу.
1. Общая характеристика теории К.Роджерса 2. Структура личности 3. Динамика личности.
Развитие личности 4. Специфика методов исследования в гуманистических теориях
|
| Мозговой штурм
| Конспект
| Формирование знаний о гуманистических теориях К.Роджерса и А.Маслоу
|
|
неделя
| Практическое занятие 11. Проблематика личности в экзистенциальной психологии.
1. Методы исследования 2. Общая оценка экзистенциального подхода к личности
|
| Эвристическая беседа
| Конспект
| Знание проблематики личности в экзистенциальной психологии
|
| 12 неделя
| Практическое занятие 12. Теория поля Курта Левина. Теория поля Курта Левина. 1. Динамика личности 2. Развитие личности 3. Методы исследования 4. Общая оценка теории поля К.Левина
|
| Устный опрос
| Конспект
| Формирование знаний о теории поля Курта Левина
|
| 13 неделя
| Практическое занятие 13. Концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева.
1. Концепция личности А.Н.Леонтьева 2. Понимание личности в концепции личности Б.Г.Ананьева 3. Структура личности в теории Б.Г.Ананьева. Основные понятия
|
| Устный опрос
| Конспект
| Формирование знаний о концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева
|
| 14 неделя
| Практическое занятие 14. Концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. 1. Концепция личности Л.И.Божович 2.Концепция личности С.Л.Рубинштейна 3. Концепция личности Д.Н.Узнадзе
|
| Устный опрос
| Конспект
| Формирование знаний о концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе
|
| 15 неделя
| Практическое занятие 15. Теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия. 1. Сравнительный анализ теорий личности
|
| Устный опрос
| Конспект
| Формирование знаний о теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия.
|
Перечень заданий студенту по СРС
№
| Темы занятий
| Задание на СРС
| Рекоменд. литература
| Форма контроля
| Сроки с № нед.
| Мак
сим.
балл
| Объем и условия оформления работы
|
| Организмические теория
| 1. Общая характеристика организмической теории. 2. К.Гольдштейн: структура организма. 3. Динамика организма в теории К.Гольдштейна. 4. Методы исследования в теории К.Гольдштейна. 5. А.Ангъял: структура биосферы и ее динамика. 6. Развитие личности в теории А.Ангъяла.
| 1-13
| Реферат
|
| 5.0
| Доклад не более 8-10 минут
|
| Конституциональная психология Шелдона
| 1. Исторический и научный контекст возникновения теории Шелдона. 2. Общая характеристика конституциональной психологии. 3. Структура телосложения. 4. Соматотип как базовое понятие теории Шелдона. 5. Анализ поведения. Соотношение телосложения и поведения личности. 6. Основные теоретические положения теории Шелдона. 7. Методы исследования. 8. Общая оценка теории Шелдона.
| 1-13
| Презентация
|
| 5.0
| Выполнить презентацию и продемонстрировать (8-10 минут)
|
| Психология личности
| Нап исать эссе на тему «Я- личность».
| 1-13
| Анализ конкретной ситуации
|
| 2,5
| Эссе
|
Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.
Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.
Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.
Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.
Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.
Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.
Список рекомендуемой литературы
3.1 Основная литература
- Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб., 2001.
Воспользуйтесь поиском по сайту: