Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Перечень заданий студенту по СРС

Кафедра «Психология и акмеология»

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель комитета по рабочим и

учебным программам______________

«____»________________ 2016 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА СТУДЕНТА

 

 

Учебный год: 2016-2017

Количество кредитов: 3

Форма обучения: очная

Дисциплина: Теория личности

Код дисциплины: TL 3212

Курс: 2

Специальность: 5B010300 «Психология»

Семестр: 3

Всего часов: 135

из них:

лекции: 15

семинарские: 30

СРСП: 45

СРС: 45

Экзамен: 3 семестр

Ф.И.О. преподавателя: Оразбаева А.Ш., Гущина В.Д.

 

Тараз 2015

 

Программа курса подготовлена на основании учебной программы по дисциплине «Теория личности» и Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан.

 

Рабочая программа рассмотрена на заседании кафедры «Психология и акмеология»,

 

Протокол № 1 от «___»____________ 20___г.

 

Заведующая кафедрой ________________ Сматова К.Б.

 

Рабочая учебная программа одобрена комитетом по рабочим программам педагогического факультета

 

Протокол № 1 от от «___»____________ 20___г.

 

 

Председатель комитета _________________

 

Актуальность и необходимость изучения курса

 

Данный курс предназначен для формирования общего представления о существующих в психологической науке зарубежных и отечественных теориях личности, на основе которого возможно теоретическое самоопределение студентов для наиболее эффективной профессиональной работы с личностными проблемами клиента.

Курс «Теория личности» знакомит студента с миром современной психологии, разнообразием психологических концепций, школ, подходов наиболее крупных представителей персонологии. Не смотря на то, что основное внимание в курсе уделено теоретической части концепции – их категориальному аппарату, основным постулатам и принципам, конечной целью и смыслом изучения теории является создание необходимого фундамента для освоения практической психологии, ее прикладного аспекта.

Изучение концепции строится на основе первоисточником, оригинальных работ самих авторов и только во вторую очередь критиков и интерпретаторов.

Курс призван показать реальное разнообразие и альтернативность мира психологии, дать необходимый материал для осознанного и обоснованного самостоятельного самоопределения.

Цель и задачи дисциплины

1. Цель дисциплины заключается в освещении и анализе основных теорий личности зарубежной и отечественной психологии в контексте основных методологических направлений современности.

Задачи дисциплины:

- анализ методологических оснований понятия «теория личности»;

- систематизированный обзор и анализ основных теорий личности зарубежной и отечественной психологии;

- знакомство с основными первоисточниками авторов теорий личности.

Требования к знаниям и умениям

Студент должен

знать: специфику рассмотрения и анализа личности с позиции наиболее известных теорий личности; основные методы теоретического и практического исследования личности, их специфику в различных концепциях личности.

уметь: понимать предмет психологии личности и ее актуальные проблемы на современном этапе развития психологии; анализировать первоисточники авторов наиболее известных теорий личности и иметь целостное представление о личности, основываясь на широком круге зарубежных и отечественных теорий личности.

Пререквизиты и постреквизиты курса

Общая психология, социальная психология, история психологии, история социальной психологии, социальная психология личности, проективная психология, философия, культурология, антропология.

 

Описание курса

Курс состоит из 15 часов лекций, в которых рассматриваются общие и специальные вопросы по «Теории личности».

В курс входят 30 часов практических занятий, которые будут проводиться в различных активных формах – дискуссии, игры, тренинги, коллоквиумы, эвристические беседы и т.д.

Также в курс входит 45 часов самостоятельной работы студентов – в аудитории (СРСП) и вне аудитории – (СРС).

СРСП будет осуществлять в виде реферативной работы с последующей ее защитой, в виде выполнения рейтинговых и других заданий и индивидуального консультирования.

СРС – это работа студента в библиотеках города и вуза с целью подготовки к лекционным и практическим занятиям. А также для выполнения разного рода заданий, предложенных студенту преподавателем.

Студенту необходимо иметь одну общую тетрадь для лекций и получения домашних заданий. В ней будут вестись записи пояснений преподавателя, конспекты лекций и фиксироваться необходимая литература для вашей подготовки. Кроме того, студенту необходима обычная тонкая тетрадь для индивидуальных занятий и ведения глоссария, ручки с красными и черными чернилами.

2.5.1 Календарно-тематический план лекций

Да та Номер, название модуля и темы лекции. Краткое содержание лекции. Колво часов. Методы ак-тивизации познавательной деятель. Знания и умения, формируемые у студента.
  1 неделя   Лекция № 1. Общая характеристика теорий личности. 1. Место и роль теорий личности в истории психологии 2. Понятие «личность» и «теория» в контексте предмета «Теория личности» 3. Специфика теории личности как научного феномена   Диалог Формирование знаний студентов о понятии личности в психологии
  2 неделя   Лекция № 2. Классический психоанализ З.Фрейда. 1.1. Исторический и научный контекст возникновения теории личности З.Фрейда 2. Структура личности. Характеристика основных составляющих личности 3. Динамика личности 4. Развитие личности. 5. Методы исследования личности   Дидактический материал. Формирование знаний о психоанализе З. Фрейда
  неделя   Лекция № 3. Аналитическая теория К.Юнга. 1. Истоки и предпосылки возникновения теории личности К.Г.Юнга 2. Специфика понимания бессознательного в теории Юнга 3. Структура личности 4. Архетип как ключевое понятие теории личности Юнга.   Дискуссия. Формирование знаний об аналитической теории К. Юнга
  4 неделя   Лекция № 4. Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан. 1. Общая характеристика теории А.Адлера 2. Основные понятия: фиктивный финализм, стремление к превосходству, чувство неполноценности, жизненный стиль 3. Методы исследования 4. Общая характеристика теории личности Э.Фромма 5. Общая характеристика теории личности К.Хорни   Дидактический материал. Знание особенностей теорий Адлера, Фромма, Хорни и Салливана
  неделя   Лекция № 5. Персонология Г.Меррея 1. Исторический и научный контекст возникновения теории личности Г.Меррея 2. Структура личности 3. Динамика личности 4. Потребность как базовое понятие теории личности Г.Меррея. Типы потребностей   Дидактический материал. Диалог Знание персонологии Г. Меррея
  неделя   Лекция № 6. Психология индивидуальности Олпорта. 1. Научные предпосылки создания психологии индивидуальности Олпорта 2. Структура и динамика личности 3. Базовые понятия теории: трайт, диспозиция, проприум   Дидактический материал. Сравнительный анализ Знание психологии индивидуальности Олпорта
    неделя   Лекция № 7. Факторная теория Кеттелла. 1. Общая характеристика теории личности Кеттелла 2. Структура черт как сущность личности     Дидактический материал.   Знание факторной теории Кеттелла.
  неделя   Лекция № 8. Стимул-реактивная теория. Теория оперантного подкрепления Скиннера. 1. Общая характеристика стимул-реактивной теории 2. Теория подкрепления Долларда и Миллера 3. Структура личности в теории Долларда и Миллера 4. Динамика и развитие личности в теории Долларда и Миллера 5. Методы исследования в теории Долларда и Миллера   Дискуссия. Формирование знаний о теории оперантного подкрепления Скиннера
  неделя   Лекция № 9. Необихевиористические теории А.Бандуры и Роттера. 1. Общая характеристика теории А.Бандуры 2. Основные понятия и процессы теории личности А.Бандуры 3. Методы исследования   Дидактический материал. Формирование знаний о необихевиористических теориях А.Бандуры и Роттера  
  неделя   Лекция № 10. Гуманистические теории К.Роджерса и А.Маслоу. 1. Общая характеристика теории А.Маслоу 2. Анализ мотивации личности в теории А.Маслоу   Эвристическая беседа Формирование знаний о гуманистических теориях К.Роджерса и А.Маслоу
  11 неделя   Лекция № 11. Проблематика личности в экзистенциальной психологии. 1. Исторический и научный контекст возникновения экзистенциальной психологии 2. Структура существования как фундаментальное понятие экзистенциальной психологии 3. Динамика и развитие существования   Дидактический материал. Знание проблематики личности в экзистенциальной психологии
  неделя Лекция № 12. Теория поля Курта Левина. 1. Предпосылки возникновения теории поля 2. Структура личности 3. Поле как базовое понятие теории личности К.Левина   Эвристическая беседа Формирование знаний о теории поля Курта Левина
  13 неделя Лекция № 13. Концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева. 1. Специфика предмета психологии личности в отечественной психологии 2. Исторический и научный контекст возникновения отечественных теорий личности 3. Концепция личности А.Ф.Лазурского   Дидактический материал. Формирование знаний о концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева  
  14 неделя Лекция № 14. Концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. 1. Концепция личности В.Н.Мясищева 2. Концепция личности А.Г.Ковалева 3. Концепция личности В.С.Мерлина   Эвристическая беседа Формирование знаний о концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе
  15 неделя Лекция № 15. Теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия. 1. Общее и различное в теориях личности: критерии оценки   Эвристическая беседа Формирование знаний о теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия.

2.5.2 Календарно-тематический план практических занятий

Дата Номер, название модуля и темы занятия Кол-во часов Формы проведения занятия Формы контроля Знания и умения, формируемые у студента
  неделя Практическое занятие 1. Общая характеристика теорий личности. 1. Общие подходы к сравнительному анализу теорий личности   Сравнитель ный анализ Оперативный контроль Формирование знаний студентов о понятии личности в психологии
  неделя Практическое занятие 2. Классический психоанализ З.Фрейда. 1. Общая характеристика теории личности З.Фрейда 2.Анализ книги З. Фрейда «Введение в психоанализ»   Беседа Блицконтроль Формирование знаний о психоанализе З. Фрейда
  3 неделя Практическое занятие 3. Аналитическая теория К.Юнга. 1. Динамические характеристики личности 2. Развитие личности 3. Методы исследования личности 4. Общая характеристика теории личности К.Г.Юнга   Устный опрос Составление таблицы Формирование знаний об аналитической теории К. Юнга
  неделя Практическое занятие 4. Социально-психологические теории: Адлер, Фромм, Хорни, Салливан. 1. Структура личности в теории Г.Салливана 2. Динамика личности 3. Развитие личности 4. Особенности методов исследования в теории Г.Салливана   Анализ схем Выполни ть творческого задания. Знание особенностей теорий Адлера, Фромма, Хорни и Салливана
  неделя Практическое занятие 5. Персонология Г.Меррея 1. Пресс, тема, потрепбностный интеграт 2. Развитие личности 3. Типичные исследования и методы 4. Общая оценка теории личности Меррея   Эвристическая беседа Схема типологии групп Знание персонологии Г. Меррея
  неделя Практическое занятие 6. Психология индивидуальности Олпорта. 1. Развитие личности 2. Методы исследования 3. Общая оценка теории Олпорта   Сравнительный анализ Конспект Знание психологии индивидуальности Олпорта
  неделя Практическое занятие 7. Факторная теория Кеттелла. 1. Черта как базовое понятие теории Кеттелла. Типы черт 2. Развитие личности 3. Методы исследования. Факторно-аналитическое изучение как основной метод.     Свободное собеседование Подготов ка тезисов по проблеме Знание факторной теории Кеттелла.
  неделя Практическое занятие 8. Стимул-реактивная теория. Теория оперантного подкрепления Скиннера. 1. Общая характеристика теории Скиннера 2. Структура и динамика личности в теории Скиннера 3. Развитие личности 4. Методы исследования в теории Скиннера 5. Общая оценка теории Скиннера   Сообщение Проведение тренинга по проблеме Формирование знаний о теории оперантного подкрепления Скиннера
  неделя Практическое занятие 9. Необихевиористические теории А.Бандуры и Роттера. 1. Общая характеристика теории Роттера 2. Структура и динамика личности в теории Роттера 3. Методы исследования 4. Общая оценка теории А.Бандуры и Роттера   Эвристическая беседа Конспект Формирование знаний о необихевиористических теориях А.Бандуры и Роттера  
  неделя Практическое занятие 10. Гуманистические теории К.Роджерса и А.Маслоу. 1. Общая характеристика теории К.Роджерса 2. Структура личности 3. Динамика личности. Развитие личности 4. Специфика методов исследования в гуманистических теориях   Мозговой штурм Конспект Формирование знаний о гуманистических теориях К.Роджерса и А.Маслоу
  неделя Практическое занятие 11. Проблематика личности в экзистенциальной психологии. 1. Методы исследования 2. Общая оценка экзистенциального подхода к личности   Эвристическая беседа Конспект Знание проблематики личности в экзистенциальной психологии
  12 неделя Практическое занятие 12. Теория поля Курта Левина. Теория поля Курта Левина. 1. Динамика личности 2. Развитие личности 3. Методы исследования 4. Общая оценка теории поля К.Левина   Устный опрос Конспект Формирование знаний о теории поля Курта Левина
  13 неделя Практическое занятие 13. Концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева. 1. Концепция личности А.Н.Леонтьева 2. Понимание личности в концепции личности Б.Г.Ананьева 3. Структура личности в теории Б.Г.Ананьева. Основные понятия   Устный опрос Конспект Формирование знаний о концепции личности А.Ф.Лазурского, А.Н.Леонтьева, Б.Г.Ананьева  
  14 неделя Практическое занятие 14. Концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе. 1. Концепция личности Л.И.Божович 2.Концепция личности С.Л.Рубинштейна 3. Концепция личности Д.Н.Узнадзе   Устный опрос Конспект Формирование знаний о концепции личности В.Н.Мясищева, А.Г.Ковалева, В.С.Мерлина, Л.И.Божович, С.Л.Рубинштейна, Д.Н.Узнадзе
  15 неделя Практическое занятие 15. Теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия. 1. Сравнительный анализ теорий личности   Устный опрос Конспект Формирование знаний о теории личности в различных психологических школах и направлениях: сходства и различия.

 

Перечень заданий студенту по СРС

Темы занятий Задание на СРС Рекоменд. литература Форма контроля Сроки с № нед. Мак сим. балл Объем и условия оформления работы
  Организмические теория 1. Общая характеристика организмической теории. 2. К.Гольдштейн: структура организма. 3. Динамика организма в теории К.Гольдштейна. 4. Методы исследования в теории К.Гольдштейна. 5. А.Ангъял: структура биосферы и ее динамика. 6. Развитие личности в теории А.Ангъяла. 1-13 Реферат   5.0   Доклад не более 8-10 минут
  Конституциональная психология Шелдона 1. Исторический и научный контекст возникновения теории Шелдона. 2. Общая характеристика конституциональной психологии. 3. Структура телосложения. 4. Соматотип как базовое понятие теории Шелдона. 5. Анализ поведения. Соотношение телосложения и поведения личности. 6. Основные теоретические положения теории Шелдона. 7. Методы исследования. 8. Общая оценка теории Шелдона. 1-13 Презентация   5.0 Выполнить презентацию и продемонстрировать (8-10 минут)
  Психология личности Нап исать эссе на тему «Я- личность». 1-13 Анализ конкретной ситуации   2,5 Эссе

Примечание. Самостоятельная работа студента является важной частью учебной работы. От интенсивности и качества самостоятельной работы, от умения студента самостоятельно овладевать знаниями программного материала зависят успехи и результаты изучения курса специализации.

Важное значение имеет конспектирование материала, т.е. его краткая запись. Особенно эффективным при конспектировании является подчеркивание наиболее важных мыслей, идей, цифр и фактов. Такое выделение способствует закреплению материала в памяти и позволяет быстро найти выделенные места во время занятий. Желательно в рабочих тетрадях записывать дополнительные сведения и замечания преподавателя.

Одной из действенных форм самостоятельной работы является подготовка докладов и рефератов.

Эта работа позволяет студенту приобрести навыки поиска новой информации из различных источников. Подготовка докладов и рефератов приучает к библиографическим поискам, сбору, анализу и обобщению материала, развивает умение излагать свои мысли кратко, четко аргументировано; расширяет кругозор; развивает интерес и вкус к самообразованию, что в условиях постоянного обновления информации пригодится будущим специалистам с высшим образованием. Кроме того, эта работа формирует навыки научно-исследовательской работы.

Подготовка и участие студентов в таких формах занятий как дискуссии, игры, тренинги, подготовка рейтинговых заданий помогает развитию творческого мышления, приобретению навыков и умений в применении знаний в будущей профессиональной деятельности студентов, а также в развитии коммуникативных связей.

Сдача в сроки, определенные преподавателем, разного рода заданий, выполненных студентом в полном объеме и качественно, предполагает получение студентом поощрительных баллов.

Список рекомендуемой литературы

3.1 Основная литература

  1. Аверин В.А. Психология личности. Учебное пособие. СПб., 2001.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...