Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предопределенность или случайность в судьбе человека




Мысли о жизни и Боге. Часть вторая

 

Итоги первой части

В первой части были изложены рассуждения о том, существует ли в природе некая высшая сила, которую будем называть Богом. Высшая сила, которая управляет этим миром и людьми. Как зачастую случается при обсуждении таких тем, в основном ставились вопросы, а вот ответов почти не было. Во второй части постараюсь подвести итоги и изложить свое мнение хотя бы по некоторым вопросам.

Из итогов первой части обращает на себя внимание отсутствие неоспоримых доказательств существования Бога. На самом деле явлений или фактов, которые считаются свидетельствами существования Бога, обычно можно привести довольно таки много. Тем не менее, берусь утверждать, что любое известное на сегодня свидетельство о божественном проявлении после тщательного анализа может быть подвергнуто сомнению скептиком, а само это явление может быть также объяснено и с материалистической точки зрения.

Если кто-то говорит или пишет, что он точно знает ответы на «вечные» вопросы – этот человек невольно искажает действительность. Он верит, что знает, или убежден, что знает – вот это, пожалуй, правда. Однако воспроизвести свои «доказательства» перед скептически настроенной аудиторией, многократно продемонстрировать их, он не сможет. И всегда найдется другой человек – скептик, который поставит под сомнения убеждения первого. При этом аргументы обоих сторон, при тщательном рассмотрении, окажутся практически равноценными.

Интересно, что верующим вовсе не нужны свидетельства существования Бога – они верят и без них. Свидетельства рассчитаны, в первую очередь, на колеблющихся или на вновь обращаемых в веру. Получается, что все зависит от степени скептицизма (или доверчивости) человека и его образованности (что выражается в возможностях для поиска объяснений различным непонятным явлениям). В конечном итоге, каждый человек выбирает для себя сам: просто верить или не верить. Вообще-то людям даются различные указания о божественных проявлениях, но даются они лишь лично, и таким образом, чтобы невозможно было эти указания повторять по своему желанию или воспроизводить бесчисленное число раз. Это даже удивительно в том случае, если Бог заботится об обращении в веру наибольшего числа людей. Казалось бы, Богу вполне можно было бы предоставить людям неоспоримые свидетельства своего существования и тогда число верующих умножилось бы многократно. Но такого не происходит, и это, конечно, создает почву для атеизма. У меня даже сложилось впечатление, что здесь действует какой-то принцип: не предоставлять доказательства людям, не убеждать их наверняка, а вместо этого предоставить людям свободу выбора. Эти рассуждения подчеркивают значение для людей именно веры, в противовес попыткам убеждения с помощью наукообразных «доказательств».

Питательной средой как всех религий, так и атеизма служит отсутствие твердо установленных знаний об образовании этого мира, природе самого удивительного феномена – человеческого сознания и дальнейшей судьбе души (человеческого сознания) после смерти человека. Человек, как биологический вид, здесь стоит особняком в природе, поскольку только ему дана возможность самопознания. Только человек озаботился изучением и осмыслением самого себя. За эту возможность своего сознания люди платят тяжелую плату – это страх и сомнения, связанные с пониманием неизбежности своей смерти. Животные лишены этих терзаний, им чуждо самокопание, поэтому вопрос о смысле жизни для них даже не стоит. Религии как раз и дают людям ответы на все эти вопросы, которые люди ставят перед собой с момента появления самопознания в своем сознании.

Я склоняюсь к мнению, что такое явление, как сознание все же присуще только людям. Это совсем не простой вопрос, который, в первую очередь, зависит от определения самого понятия «сознание», формулировки его основных составляющих. Отдельные элементы сознания безусловно присутствуют и у животных. Можно долго рассуждать о том, есть ли у животных эмоции, существует ли собственный язык общения у дельфинов и узнает ли обезьяна в зеркале саму себя. Однако давайте выделим важнейший результат наличия у людей сознания – это человеческую деятельность по преобразованию окружающего мира. Результаты этой деятельности мы называем «цивилизацией». Вот тут-то сразу становится понятно, что только человек изменяет этот мир под свои нужды. Это является основным результатом наличия у людей сознания и выделяет людей из всего многообразия биологических видов на Земле.

Вопрос: как возникло человеческое сознание – все еще остается открытым. Материализм предполагает, что человеческое сознание возникло в процессе эволюции биологических видов на Земле и является функцией мозга, только лишь результатом процессов, протекающих в мозгу. В подтверждение такого мнения как раз и приводятся факты наличия элементов сознания у животных (при этом их рассматривают, как промежуточные этапы возникновения человеческого сознания). Ну а то, что сознание тесно связано с функционированием именно мозга – уже можно считать твердо установленным фактом. Вот только (всего лишь!) непонятно, то ли мозг самостоятельно производит все сознание полностью и является его единственным источником, или же мозг является неким передаточным органом, своего рода ретранслятором (носителем) сознания. Место, где возникает сознание, что является источником мыслей – пока неизвестно. Современные наука и медицина, несмотря на все свои усилия, ничего определенного не могут утверждать по этому поводу. Если мозг все же воспроизводит (ретранслирует) сознание, то в этом случае сознание должно иметь возможность существовать самостоятельно, независимо от мозга и тела человека. Таким образом, пока что наука и медицина не подтверждают и не опровергают существование Бога, «есть Бог, или нет Бога – науке это не известно». Материализм и идеализм с научной точки зрения обоснованы примерно одинаково, а практически – никак.

На предположении существования управляющей миром высшей силы основываются философии идеализма и все религии. Предполагается, что миром управляет высшая сила – Бог и человеческое сознание является божественным проявлением. Так возникает понятие «Души», которая дается человеку Богом, – основополагающее понятие большинства религий.

 

Религии

Все религии утверждают о существовании высшей силы, которая управляет миром. Вполне естественно, что религии обращены на человека и служат потребностям людей (потребности самопознания) – дают объяснение особенностям человеческого сознания (души) и развитию жизни на Земле.

Иудаизм, христианство и ислам (прошу прощения у истинно верующих людей, если их обижает такое обобщение) – во многом сходны. В этом нет ничего удивительного, ведь эти религии возникли в одном месте на Земле – на Аравийском полуострове, и имеют одну основу – древнюю религию иудеев. Они предполагают существование единого Бога, который управляет всеми сторонами жизни и смерти людей (в отличие от множества богов в языческих религиях). Предполагают бессмертие души после смерти человеческого тела и последующий суд этой души по земным поступкам. Религиозные постулаты изложены в сообщениях от Бога, переданных через пророков. Основным инструментом действий для верующих выбрана молитва. Несмотря на сходство в общих чертах, религии заметно отличаются в деталях, что приводит к различным правилам жизни для верующих. В каждой из религий утверждается, что она одна является единственно верной.

Несколько особняком от этих религий стоит буддизм. Эта религия предполагает реинкарнацию – многократную жизнь одной и той же души в разных особях или телах на Земле. Буддизм основной целью жизни на Земле называет многократное совершенствование души для ее присоединения к Будде, упор в этой религии делается на процесс внутреннего самосовершенствования человека. Буддизм породил многочисленные мировоззренческие течения, которые называют эзотерическими.

Общим для всех религий является то, что они направлены на улучшение человека, развитие в человеке именно тех качеств, которые мы называем истинно человеческими. Скорее всего, человеческое общество возникло и существует благодаря религиям. Последнее утверждение может быть использовано, также, для объяснения природы происхождения религиозных учений. Ведь именно так атеизм объясняет возникновение религий – как условие построения общества людей. Да и сами верующие признают, что в религиозных учениях, наряду с божественной информацией, наверняка присутствует добавка от людей. Люди просто не были бы людьми, если бы не стали добавлять в эти учения что-нибудь от себя.

Интересным феноменом, свойственным людям во все времена, является тяга большинства людей к справедливости – воздаянию человеку за его действия. Так или иначе, но этот мотив присутствует во всех религиях. В какой-то мере, этой чисто человеческой тягой к справедливости также можно объяснять возникновение религий. Хотя все же не понятно, что именно является первичным – религия или тяга к справедливости, что из чего происходит. В животном мире тяги к справедливости не наблюдается, потому, вероятно, что нет целенаправленной разумной деятельности, т.е. нет сознания.

Раньше люди были ограничены в получении информации, и выбор религии определялся для них местом рождения на Земле. Сегодня во многих странах значительно возросли как информированность людей, так и уровень личных свобод. Этим, наверное, и можно объяснить возникновение различных новых учений. Правда «новыми» их можно называть с большой натяжкой. В них делаются попытки «осовременить» учения известными на сегодня научными знаниями, которые, естественно, еще не были известны людям на момент зарождения традиционных религий. Кроме того, делаются попытки объединить фрагменты или идеи нескольких уже существующих религий в одну и создать на их основе какое-то собственное учение. Мотивы таких действий, как правило – корыстные. Довольно таки удивительно наблюдать, что многие наши современники считают себя умнее своих предков только на основании лучшей информированности. «Люди – как люди, ничего не изменилось» – сказал бы профессор Воланд из романа М. Булгакова. А с другой стороны, мне, например, не совсем понятно, почему во многих религиях часто порицаются попытки людей самостоятельно разобраться в устройстве мира. Казалось бы, человеку дан разум, вот он и использует его по назначению.

 

Предопределенность или случайность в судьбе человека

Из всех общих вопросов об устройстве мира я выделил именно этот аспект в силу личных причин. Вопросы можно формулировать по-разному: существует ли судьба вообще, а если существует, то что же такое судьба? Или по-другому, кто решает или от кого зависит, случится ли то или иное событие. Существует ли свободный выбор каждого человека, а если существует, то где его границы? Круг вопросов затрагивает такие понятия для человека, как судьба, свобода выбора, воля, предопределенность или случайность. Если развивать эту тему дальше, то можно придти к вопросу: а знает ли кто-нибудь вообще, куда движется этот мир?

То, что человек не может быть абсолютно свободным в выборе своей судьбы, мне кажется очевидным. Человек рождается особью определенного пола, рождается от своих родителей с определенной наследственностью и общественным статусом, в свою эпоху и в определенном месте – все это сразу же накладывает ограничения на его судьбу. Далее человеческое общество «строит» человека под свои условия существования. Если человек пытается сопротивляться, то вероятнее всего, он будет просто уничтожен. Кроме того, каждый человек стареет и должен обязательно умереть. Время жизни ограничено биологическими факторами и может быть только сокращено какими-то индивидуальными обстоятельствами. Получается, что в действительности для каждого человека существует множество ограничений. На таком мрачном фоне заявления о свободе человека выглядят, как насмешка. Хотя, конечно, у бройлеров в инкубаторе этой самой свободы все же намного меньше. У людей есть какая-то свобода – свобода выбора своих поступков в зрелом возрасте. Границы этой свободы устанавливаются религиями и общественными правилами. Вызов для каждого человека – это как он проживет тот отрезок времени, именуемый его взрослой жизнью, в каких событиях он примет участие.

В этом смысле интересным является вопрос – а насколько люди могут влиять на свою собственную судьбу или же на судьбу других людей? Обратной стороной этого вопроса является ответственность людей за произошедшие события. Атеизм считает, что миром правит случайность. Жизнь – это как река, которая случайным образом протекает в берегах, созданных из законов природы и подправляемых волей людей. Атеизм предполагает, что от людей многое зависит и ответственность людей получается, соответственно, максимальная. А вот ислам, наоборот, предполагает, что все события (плохие и хорошие) происходят по воле Аллаха и роль человека минимальна. В христианстве человек в своих поступках делает выбор между советами Бога или дьявола. При этом мне не совсем понятно, насколько же человек реально влияет на события. Скажем, своя собственная судьба или судьба мира в человеческих руках или же нет?

Сделаем попытку анализировать факты действительности. Первым очевидным фактом является уже то, что мы постоянно задумываемся, а как же нам поступить? Можно даже сказать: «Решалкин» – второе имя человеку. Это подталкивает к мысли, что мы выбираем, ищем наилучшее решение. Кажется, что выбор есть. Наши поступки в результате меняют нас самих и, чуточку, меняют весь мир. Т.е. человек на Земле производит какие-то реальные действия. Значит, от нас что-то зависит. Но опять же, а действительно ли мы решаем сами, или же нами кто-то руководит. Если кто-то руководит, то в какой форме? Вот, например, обстоятельства складываются так, что вынуждают нас принять решение именно такое, а не какое-нибудь другое. А кто эти обстоятельства создает – Бог, случайность, сам человек? Получился замкнутый круг, а очевидного ответа все нет.

Можно теоретически предположить три основных варианта:

– миром руководит случайность в рамках, установленных законами природы (высшей силы нет, все зависит от человека);

– существует судьба, как заранее предопределенная последовательность событий (Бог есть, от человека ничего не зависит);

– существует судьба, как набор определенных свойств и характеристик людей (Бог есть – он создает для людей обстоятельства, от людей что-то зависит, хотя они часто принимают вынужденные решения).

Мне кажется, что действительность лучше всего описывается последним вариантом.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...