Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Россия - ЕС: Кишечная палочка подпортила атмосферу

В Нижнем Новгороде завершается двухдневный саммит

В Москве и Евросоюзе заинтересованы в скорейшем разрешении огуречной проблемы.
Фото Reuters

Сегодня в Нижнем Новгороде завершается двухдневный саммит РФ и ЕС. В преддверии мероприятия стороны занижали ожидания – знаковых документов подписывать никто не собирался. Пикантность 27-й по счету встрече в верхах придает российское эмбарго на ввоз сельхозпродукции из ЕС – проблема, которую европейцы тесно увязывают с вступлением РФ в ВТО.

Атмосфера для саммита оказалась не самая благоприятная. В июне из-за эпидемии кишечной палочки РФ ввела эмбарго на импорт сельхозпродукции из ЕС. В Брюсселе запрет считают необоснованным. Европейская делегация – председатель Евросовета Херман ван Ромпей, глава дипломатической службы ЕС Кэтрин Эштон и руководитель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу – должна публично высказать недовольство и призвать президента Дмитрия Медведева снять ограничения.

Российский дипломатический источник предположил, что на этом фоне в Нижнем ожидается «интересная дискуссия по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию». Тем более что Москва и Брюссель еще до конца не урегулировали все двусторонние вопросы по заявке России на присоединение к ВТО.

Впрочем, по словам дипломата, повестка дня саммита «носит индикативный характер», вопросов «слишком много», а времени – мало. Так, вчера состоялся неформальный ужин. Сегодня ожидается пленарное заседание (с подключением комиссара ЕС по торговле Карла де Гухта, главы МИД России Сергея Лаврова и министра экономического развития Эльвиры Набиуллиной). Затем рабочий обед и пресс-конференция.

За эти несколько часов планируется обсудить проблемы мировой экономики и глобального управления, двусторонние отношения РФ–ЕС и конкретно выходящую сейчас на первый план инициативу «Партнерство для модернизации», одобренную год назад. Приоритетными областями «Партнерства» назывались расширение возможностей для инвестирования в ключевые отрасли, стимулирующие рост и инновации, укрепление двусторонней торговли, создание благоприятных условий для малых и средних предприятий, содействие повышению энергоэффективности и др. По словам Баррозу, саммит даст дополнительный импульс этой инициативе, которая уже переходит в практическую плоскость. На эти цели стороны намерены выделить 2 млрд. евро.

Вероятно, эта цифра должна хорошо вписаться в список других достижений, о которых объявят в Нижнем: в 2010 году торговля между РФ и ЕС выросла на 32% по сравнению с кризисным 2009 годом. Профицит торгового баланса России увеличился по отношению к 2009 году на 47%, достигнув 79 млрд. долл. Как отмечают в Еврокомиссии, с учетом «значительного улучшения финансового состояния РФ» необходимость в оказании стране «крупного финансового содействия уменьшилась и сейчас Россия сама стала донором». Так, Москве напоминают о том, что ЕС потратил на нее за последние 20 лет 2,8 млрд. евро. В том числе деньги шли на обеспечение ядерной безопасности и проекты поддержки прав человека в РФ.

Ван Ромпей считает, что отношения ЕС с Россией «демонстрируют лучшую динамику за несколько лет». Может быть, в плане экономики это и справедливо. А вот политическая картина выглядит несколько иначе: по-прежнему есть существенные расхождения в позициях по замороженным конфликтам, статусу Абхазии и Южной Осетии, ходу военной операции в Ливии и событиям в Сирии... При этом достаточно ли фактов, чтобы убедить россиян и европейцев в существенном прогрессе на пути к безвизовому режиму? Очевидно, нет. «Я убежден, что существование виз в XXI веке в Европе – анахронизм, и эту точку зрения разделяют довольно много ответственных руководителей и политических деятелей в странах ЕС... Какие страны поддерживают отмену виз, а какие выступают против, я вам, конечно, не скажу, но соотношение первых и вторых постепенно меняется в пользу первых. То есть тенденция хорошая», – заявил постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. Он считает общий климат в Европе по визовому вопросу не очень благоприятным из-за потока беженцев из Северной Африки.

Однако, конечно, нельзя списывать все на Африку. Налицо непреодоленный кризис доверия в отношениях «стратегических партнеров». Совсем недавно считалось, что воду мутят новые страны – члены союза, включая прежде всего Польшу. Теперь сама Варшава выступает за расширение зоны малого приграничного движения, что позволит жителям Калининградской области практически беспрепятственно бывать в соседних польских городах. С 1 июля к Польше переходит председательство в ЕС. Казалось, Варшаве было бы логично включить в число своих приоритетов на эти полгода активизацию диалогов с Москвой по визам. Но этого не заявлено. Официальное объяснение поляков – Лиссабонский договор фактически передал полномочия в сфере внешней политики Эштон и ван Ромпею. Польские эксперты, впрочем, уверены в ином: страна-председатель просто старается ставить перед собой реализуемые цели, чтобы потом не оправдываться за провалы. А визовый вопрос (даже по Калининградской области) за полгода Польше не решить – слишком уж разные взгляды на этот счет у стран – членов Евросоюза.

  • Читайте также:
    Новый ориентир – польское президентство в ЕС
    "Белое море" химического разлива
материалы: Независимая Газета © 1999-2011 Опубликовано в Независимой Газете от 10.06.2011 Оригинал: http://www.ng.ru/world/2011-06-10/7_vegetables.html

 

 

  Журнал "Огонёк", №23 (5182), 13.06.2011
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

 

То же саммитное Федор Лукьянов объясняет, почему прошедший саммит Россия—ЕС был таким бессодержательным

 

  Все протокольные формальности убеждают, что саммит Евросоюза и России — событие первой величины. Другие убедительные подтверждения найти нелегко Фото: Николай Цыганов / Коммерсантъ

 

Спасибо кишечной заразе, ее появление наполнило хоть каким-то содержанием очередной саммит Россия — ЕС, который прошел на минувшей неделе в Нижнем Новгороде

 

Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике",— для "Огонька"

 

Перепалка между главным российским радетелем чистоты продуктов Геннадием Онищенко и представителями Еврокомиссии, в очередной раз пригрозившими блокировать вступление Москвы в ВТО, слегка развеяло скуку, которой давно сопровождается российско-европейская рутина. Конструктивности это, конечно, не добавило, но хоть привлекло внимание.

Два саммита в год (а такого у Европейского союза нет ни с кем из внешних партнеров) — наследие раннего этапа отношений, когда и в Москве, и в европейских столицах предполагали, что сотрудничество России и Евросоюза будет настолько интенсивным, что придется постоянно решать множество вопросов. Ну а Кремль настаивал на такой частотности встреч еще и для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность контактов и особый статус — мы, мол, не Украина какая-нибудь, чтобы раз в год видеться.

Все это было давно и почти уже неправда. Последний сущностный вопрос, который обсуждался на саммитах в 2006 году, было упрощение визового режима для отдельных категорий граждан. С тех пор встречи проходили либо в обстановке политического конфликта по разным поводам (Литвиненко, польское мясо, бронзовый солдат, преследование оппозиции в России), либо носили чисто ритуальный характер. С приходом на пост президента Дмитрия Медведева конфликтность почти исчезла, зато заметно возросла ритуальность. Для чиновников с обеих сторон основной головной болью стало изобретение каких-то "вех" — документов, заявлений, меморандумов, при помощи которых можно было бы отрапортовать об успехе очередных переговоров. Из этой категории и Партнерство во имя модернизации — рамочная программа, за которой ничего не стоит, зато звучит красиво.

Почему отношения двух частей Европы, связанных друг с другом теснейшими историческими, экономическими, культурными узами, выродились в имитацию? Евросоюз и Россия так и не нашли сбалансированного формата, в котором они смогли бы объединить усилия. Сначала единая Европа не считала необходимым изобретать для России что-то особенное, отличное от той матрицы, которая предлагалась странам — кандидатам из Центральной и Восточной Европы. При этом о вступлении России в ЕС речи, конечно, не шло, но имелось в виду, что, оставаясь вне объединения и, соответственно, не имея там право голоса, страна будет жить по его нормам и правилам. Потом Россия, которая начала оправляться от кризиса 1990-х, стала пытаться выровнять позиции, упирая на энергетическую взаимозависимость. Владимир Путин в бытность президентом искренне стремился к "большой сделке" с Евросоюзом, правда, его ужасно раздражала зацикленность партнеров на побочных вопросах, наподобие "общих ценностей".

И все же пока Россия и ЕС о чем-то спорили и чего-то хотели друг от друга либо конкурировали за влияние на сопредельные территории — политический процесс сохранялся. Но потом наступил мертвый штиль. Европейский союз погрузился в собственные проблемы, которые нарастают, как снежный ком. После того как ценой титанических усилий и с огромным скрипом удалось принять Лиссабонский договор (вместо провалившейся Конституции), в соответствии с которым Евросоюз должен был стать консолидированным международным субъектом, началась, напротив, быстрая эрозия единства. То, что так и не возникала единая внешняя политика, было предсказуемо. Но под вопросом оказались и такие основополагающие столпы интеграции, как Шенгенское пространство и единая валюта евро. Буря в Северной Африке, напугавшая Старый Свет призраком толп мигрантов, окончательно развернула внимание с востока на юг. А быстрое изменение общественных настроений в странах Западной Европы, где растут ксенофобские и антиевропейские настроения, заставляют политиков мейнстрима занимать более националистические позиции, чтобы не потерять часть электората.

Россия в этой ситуации чувствует себя вполне в своей тарелке. Москва всегда предпочитала иметь дело не с брюссельской бюрократией, которая руководствуется своими запутанными правилами, а с конкретными государствами и национальными правительствами. До недавнего времени Россию упрекали поэтому в старомодности и нежелании видеть новую реальность. Сейчас эти упреки затихли — на фоне неразберихи в ЕС опора на государства-члены представляется единственным рациональным выбором. Правда, союз никто не отменял, поэтому свобода рук отдельных стран все равно ограничена. Но тенденция к ренационализации вполне очевидна.

По сути, на повестке дня с Европейским союзом в целом остается одна тема, которую постоянно будирует российская сторона,— безвизовый режим. Эта сфера относится к общеевропейской компетенции. Евросоюзу визы не особенно интересны, но поскольку Москва нажимает, какое-то вялое шевеление все-таки происходит. Впрочем, подходы все равно разные. Россия настаивает на политическом решении, ЕС изо всех сил стремится перевести процесс в административное русло — составить долгосрочную дорожную карту и потом долго-долго по ней двигаться... Внутри тандема, кстати, подход, похоже, разный. Дмитрий Медведев готов согласиться с европейским подходом, а Владимир Путин надеется-таки добиться одномоментного прорыва. Так, накануне саммита премьер-министр отказался завершать работу над документом о частично безвизовом порядке въезда на пограничные территории для жителей Калининградской области. Население российского эксклава это едва ли обрадует. Но Путина вдохновляет более общая стратегия — не позволить Евросоюзу разменять большую цель на мелкие послабления.

Новый базовый договор между Россией и ЕС, который должен прийти на смену Соглашению о партнерстве и сотрудничестве 1994 года, давно ни у кого не вызывает энтузиазма. Время от времени проводятся раунды переговоров, но не более того. Одна из проблем — неопределенность со вступлением России в ВТО. Если бы это случилось — значительный раздел соглашения, касающийся торговли, просто отпал бы за ненадобностью, поскольку действовали бы правила ВТО. Но чем дольше тянется эта неопределенность, тем больше у нынешних членов Всемирной торговой организации возникает соблазнов добиваться новых уступок от будущего члена. Вообще-то протоколы о вступлении между Россией и ЕС были подписаны еще в 2005 году, но теперь европейцам обидно, что можно было торговаться дальше. Как показал овощной скандал, ВТО остается в политическом арсенале — первой инстинктивной реакцией Еврокомиссии на введенное Москвой жесткое эмбарго стала угроза блокировать вступление России в организацию. Впрочем, даже это мало кого возбудило — эпопея с присоединением Москвы, пережив очередной всплеск (не первый) в начале года, вновь, похоже, переходит в хроническую стадию. Ни у кого нет достаточного драйва и воли, чтобы совершить последний рывок.

Улыбчивый президент Дмитрий Медведев, лучезарный председатель Евросоюза Херман ван Ромпей и утомленный бесконечными кризисами глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, встречающиеся два раза в год, наглядно олицетворяют нынешнее состояние отношений — корректные, спокойные, бессодержательные. При Путине в них хотя бы присутствовал нерв — нынешний премьер эмоционален, он постоянно пытается чего-то доказать и объяснить Европе. Медведев неэмоционален и его, судя по всему, все это не задевает.

Вопрос о том, что количество встреч надо сократить хотя бы до одной ежегодно, поднимался уже не раз, однако на это идти никто не хочет. Сохранение статус-кво — рутина, а отказ от него — уже демарш. Обе части Европы знают, что они друг другу нужны. И пока эта нужность не обрела формат какого-то нового содержательного взаимодействия, лучше соблюдать ритуалы. Пусть даже мало кто уже вспоминает их изначальный смысл.

  Спотыкаясь о вехи Хроника Перспективы взаимоотношений России и ЕС всегда были светлыми и амбициозными. Амбиции, правда, неизменно спотыкались на этапе практической реализации   Формат двухсторонних переговоров России — ЕС стартовал в 1998-м, но только год спустя, в Хельсинки-99, были приняты первые серьезные решения: определена стратегия сотрудничества до 2010 года и намечены основные направления действий. В их числе формирование системы коллективной безопасности в Европе, взаимодействие в сфере экономики, науки, права, техники, борьба с международным терроризмом. Собравшиеся в 2000 году в Париже представители ЕС пообещали России свою помощь и поддержку в вопросе присоединения к ВТО, который был назван "важнейшим приоритетом". Спустя 11 лет Россия по-прежнему не член ВТО. Впервые поднимается вопрос формирования общего европейского экономического пространства: в частности, обсуждается упрощение таможенных процедур. Еще ЕС требует нормализовать ситуацию на Северном Кавказе и выражает беспокойство проблемами развития гражданского общества и положением независимых СМИ в России. В этом же году вступает в силу Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий. В контексте отношений возникает новый горизонт — впервые звучит тезис о "Европе без разграничительных линий". Естественно, появляется и новый пункт в повестке дня — обсуждение перспектив безвизового режима между Россией и Европой. Европа, однако, все еще обеспокоена ситуацией в Чечне и тем, что Россия тормозит ратификацию Киотского договора, который ограничивает вредные выбросы в атмосферу. На саммите в Москве приняты четыре "дорожные карты" — документы, которые определяют направления совместной работы в четырех разных сферах: в сфере экономики; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования. Срыв переговоров о новом Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Виной всему — сырое мясо из Польши, на импорт которого Россия вводит запрет. Новый удар по российско-европейским отношениям наносит война с Грузией в августе 2008 года. Ситуацию в мире обостряет и финансовый кризис. Пути выхода из него, а также создание новой европейской архитектуры безопасности становятся двумя основными темами очередного саммита в Ницце. Разговоры о введении безвизового режима продолжаются до сих пор без особого результата. В числе новых инициатив — партнерство для модернизации, которое, по словам Медведева, должно стать новым приоритетом. Подготовила Мария Епифанова

 

Газета "Коммерсантъ", №105 (4646), 11.06.2011
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

 

Россия и Европа остались в будущем Саммит в Нижнем Новгороде оказался не таким, чтобы подписывать на нем соглашения

 

  В Нижнем Новгороде президент РФ Дмитрий Медведев (слева) договорился с руководством Евросоюза (в центре — глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, справа — президент ЕС Герман Ван Ромпёй) о том, что пошаговый план по отмене виз будет разработан до конца июля Фото: Александр Миридонов / Коммерсантъ

 

Саммит Россия—ЕС в Нижнем Новгороде завершился без подписания документов и объявления о каких-либо прорывных договоренностях. Москва и Брюссель пока не согласовали пошаговый план по введению безвизового режима и не достигли соглашения об условиях присоединения России к ВТО. Однако, как выяснил на саммите корреспондент "Ъ" АЛЕКСАНДР ГАБУЕВ, Европа твердо намерена подписать документ по визам в июле, а главное — завершить переговоры по ВТО до конца года, чтобы дать Дмитрию Медведеву возможность стать тем президентом, при котором РФ наконец-то вступит в эту организацию. Причина такой поспешности ЕС — начинающийся в России выборный цикл.

 

От нынешнего саммита Россия—ЕС в Нижнем Новгороде ждали многого, особенно учитывая успешность последней, декабрьской встречи в верхах. Тогда Москва и Брюссель подписали меморандум о завершении двусторонних переговоров по вступлению РФ в ВТО, а заодно договорились разработать к лету пошаговый план движения к безвизовому режиму. Однако первые же слова Дмитрия Медведева на итоговой пресс-конференции развеяли у многих подобные ожидания.

— Такие встречи всегда будут иметь значение и потому, что на них достигаются важные соглашения, и потому, что на них происходит ординарное взаимодействие,— начал президент РФ.

Из его дальнейших слов стало понятно, что вчера имел место именно второй случай — никакими важными соглашениями стороны похвастаться не могли.

В свой актив участники саммита могли записать разве что сближение позиций по введенному РФ эмбарго на поставки овощей из ЕС из-за вспыхнувшей там инфекции кишечной палочки. Как рассказал глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, уже 11 июня фитосанитарные органы ЕС начнут передавать Москве документы, гарантирующие безопасность каждой конкретной ввозимой в РФ партии овощей. А глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко заверил, что после получения подобных гарантий Еврокомиссии он отменит введенное эмбарго. Правда, на вопрос "Ъ" о сроках отмены он отвечать не стал, сказав лишь, что "мяч на половине поля европейцев".

А вот по другим вопросам позитивной конкретики не прозвучало.

— По ВТО мы стараемся с нашими партнерами договориться уже 17 лет. Нам всем это страшно надоело, и мы надеемся действительно каждый год завершить эти переговоры,—устало произнес Дмитрий Медведев, отвечая на вопрос "Ъ", когда же Россия наконец вступит в организацию.— Я призвал наших партнеров все-таки завершить эти переговоры буквально за месячный срок с тем, чтобы к концу года выйти на процедуру подписания документов и вхождения России во ВТО. Шансы для этого очень высокие.

Как выяснил "Ъ", оптимизм господина Медведева вовсе не беспочвенен. Участвовавшие в переговорах европейские дипломаты рассказали "Ъ", что ЕС полон решимости завершить переговоры и принять Россию в ВТО как можно скорее — по крайней мере не позднее конца года. Причину такой спешки собеседники "Ъ" объясняют надвигающимися в России выборами. И хотя президент ЕС Герман Ван Ромпей убеждал вчера "Ъ", что "процесс присоединения России к ВТО и повестка выборов в РФ никак не связаны", источники "Ъ" настаивают, что "шеф лукавит". "Перед выборами договариваться становится сложнее с любой стороной. Но тут — особый случай. Сейчас у России есть президент, который явно стремится привести страну в ВТО. Что будет после марта 2012 года, мы не знаем. А значит, надо завершать эту историю сейчас, пока есть окно возможностей",— заявил "Ъ" один из участников переговоров со стороны ЕС.

Для положительного решения вопроса есть и объективные предпосылки. Как рассказала "Ъ" глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина, на переговорах с партнерами осталось три блока вопросов: пошлины на импорт мяса, фитосанитарный режим РФ и поддержка российских автопроизводителей. "Уже со следующей недели экспертные группы будут заседать в усиленном режиме. При хорошем ходе переговоров мы рассчитываем выйти на устраивающие нас решения к концу июля",— заверила она "Ъ".

Источник "Ъ" в Еврокомиссии также весьма оптимистичен: "Мы договоримся по периоду, на который будут распространяться льготы для автопроизводителей в РФ и в итоге сойдемся где-то около срока в пять лет. На других направлениях проблем тоже не будет". Таким образом, не исключено, что уже следующий, декабрьский саммит в Брюсселе Россия встретит в качестве члена ВТО, а Дмитрий Медведев — в качестве лидера, который смог привести страну в эту организацию.

Прогресс наметился и по другому ключевому вопросу — согласованию документа о совместных шагах по введению безвизового режима, который стороны не успели подготовить к саммиту в Нижнем Новгороде. Дмитрий Медведев вчера заявил "Ъ", что ожидает подписания документа не позднее конца июля. А работающие над документом дипломаты еще более оптимистичны. "Документ практически готов. Осталось согласовать лишь детали",— заверил "Ъ" постпред РФ при ЕС Владимир Чижов. По его словам, Россия хочет, чтобы документ включал в себя четкие и легко проверяемые шаги, а вещи общего плана были вынесены за периметр соглашения. "Например, можно записать, что Россия должна побороть коррупцию. Но как измерить этот процесс? Ведь окончательно коррупцию не побороли нигде",— говорит дипломат.

Его коллега из ЕС также не скрывает оптимизма. "Подписание совместных шагов — вопрос не месяцев, а недель. Там уже идет работа по редактуре документа, по смыслу все ключевые разногласия сняты,— говорит собеседник "Ъ".— Нам осталось провести в Брюсселе последнюю встречу с представителями всех 27 стран-членов и утвердить документ".

В Москве рассчитывают, что после подписания пошаговой программы работа по движению к безвизовому режиму пойдет куда быстрее, хотя российские дипломаты и признают, что сейчас у ЕС весьма осторожное отношение к обсуждению безвизовых режимов с кем бы то ни было. "Мы надеемся, что элементы более либерального визового режима, включая выдачу пятилетних виз для деловых и туристических поездок будут все больше вводиться в реальную практику,— заявил "Ъ" глава департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Владимир Воронков.— Сейчас у ЕС есть проблемы в этой сфере, связанные с возросшим потоком беженцев из Северной Африки и открытия свободного передвижения с Балканами. Так что у Брюсселя есть определенная осторожность. Но Россия, со своей стороны, от своих обязательств не отказывается. Как и сказал президент, мы готовы установить безвизовый режим хоть завтра. Все технические вопросы с нашей стороны могут быть решены буквально в течение нескольких месяцев. Политическая воля для этого есть".

Александр Габуев, Нижний Ъ-Новгород

 

 

Газета "Коммерсантъ", №234 (4775), 14.12.2011  
ВЕРСИЯ ДЛЯ ПЕЧАТИ

 

 

"Мы полагаем, что не будет никакого давления на страны" Глава МИД ЕС об отношениях с РФ и Евразийским союзом

 

    Фото: Reuters

 

Накануне саммита Россия—ЕС в Брюсселе верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности КЭТРИН ЭШТОН рассказала корреспонденту "Ъ" ЕЛЕНЕ ЧЕРНЕНКО, что думают в Брюсселе о выдвинутой Владимиром Путиным идее создания Евразийского союза и как в ЕС намерены строить отношения с РФ.

 

— В преддверии саммита вы встречались в Москве с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Что было согласовано и какие вопросы остались нерешенными?

— Мы провели дружеский и конструктивный обмен мнениями по таким вопросам, как партнерство для модернизации; взаимодействие в энергетике; передвижение людей, включая визовые вопросы; и перспективы нового соглашения о сотрудничестве между ЕС и Россией. Мы разделяем мнение, что членство России в ВТО отвечает долгосрочным экономическим интересам РФ и Евросоюза и что теперь нам следует направить усилия на двусторонние переговоры — по вопросам торговли и инвестиций, в частности.

Потенциал нашего стратегического партнерства все еще не используется в полной мере — как с политической, так и экономической точки зрения. Нам следует содействовать торговле и инвестициям; продолжить работу по увеличению мобильности наших граждан; достичь прогресса в сотрудничестве в сфере энергетики. Убеждена, что есть возможности для более тесного взаимодействия во внешней политике и управлении кризисами.

— А что вы думаете об идее Владимира Путина о создании Евразийского союза?

— Являясь примером региональной интеграции, мы, конечно, проявляем интерес к этим предложениям, и я обсудила этот вопрос с заместителем председателя правительства РФ Шуваловым в Москве. Думаю, что это будет обсуждаться и на саммите.

В принципе мы не видим никакого противоречия. Более тесное сотрудничество между странами региона и Россией не исключает более тесных связей между ними и ЕС. Идея более тесной экономической интеграции на пространстве от Лиссабона до Владивостока, в основе которой лежат принципы ВТО, обсуждается уже на протяжении некоторого времени и учитывается в отношениях ЕС—Россия.

Заинтересованные страны должны сами принимать решение относительно интеграционных процессов в рамках Таможенного союза, единого экономического пространства и Евразийского союза. Конечно, Евросоюз как крупнейший торговый партнер всех вовлеченных стран заинтересован, чтобы его своевременно и надлежащим образом информировали о решениях, которые затрагивают нас. Это отвечает взаимным интересам. Со своей стороны ЕС продолжит предоставлять информацию о работе в рамках "Восточного партнерства" и стратегии ЕС в Центральной Азии. Одновременно мы продолжаем углублять наши отношения и с Россией, и с Казахстаном, в том числе путем заключения соглашений, которые создают для них новую, всеобъемлющую и прочную основу.

ЕС отмечает, что глава правительства Путин сделал акцент на свободном, суверенном характере решения, которое государство может принять в отношении интеграционного проекта, исходя из собственных национальных интересов. Поэтому мы полагаем, что не будет никакого давления на страны, с которыми ЕС ведет переговоры о создании зоны свободной торговли. Евросоюз также принимает к сведению заверение господина Путина в том, что весь интеграционный процесс в рамках Евразийского пространства должен основываться на общих ценностях свободы, демократии и свободных рынков. Мы также с удовлетворением отметили, что министр Христенко, назначенный на пост главы Евразийской экономической комиссии, недавно заявил, что технические нормы и стандарты этого союза должны не только быть совместимыми с нормами ВТО, но и соответствовать стандартам ЕС. Это позволит избежать создания новых барьеров в торговле, недоверия на нашем континенте.

— После вашего визита в Тбилиси эксперты заговорили о том, что Брюссель ускоряет интеграцию Грузии в ЕС. По мнению других, ЕС расположен к Грузии только потому, что Тбилиси пошел на компромисс с Россией по вопросу ее вступления в ВТО. Кто прав?

— Было очень важно и для России, и для Грузии, и для ЕС, чтобы компромисс был найден в контексте ВТО. Все выиграют от этого важного шага. Евросоюз выразил признательность — как Грузии, так и РФ, в этой связи, и мы надеемся, что эта договоренность откроет дорогу к улучшению двусторонних отношений и сотрудничества в рамках женевских переговоров.

Однако было бы неправильно взаимоувязывать эту договоренность и идущий процесс сближения. Отношения между ЕС и Грузией развиваются с момента подписания первого соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1998 году. Сейчас Грузия участвует в "Восточном партнерстве", и на нее распространяется европейская политика соседства.

 
 

 

      © 1991–2011 ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом». All rights reserved.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...