Возникновение государственности у восточных славян
Возникновение государства у восточных славян
Конец VIII в.
| Начались походы северных германцев: варягов-скандинавов: свеев, урманов (норвежцев), готов (жителей острова Готланд на Балтике) и руси (племена, живущие за Балтийским морем). На западе их называли «норманнами», сами себя они называли викингами, среди славян их называли варягами. Целью их походов были богатства цивилизации: Византия, Арабский халифат. В ходе этого прорыва они подчинили себе новгородских словен, кривичей, а также их финно-угорских соседей чудь и мерю
|
862 г.
| В «Повести временных лет» описывается, что данники восстали и изгнали притеснителей за море. Но, освободившись, они не смогли организовать себя, и «встал род на род», т.е. начались междуусобицы. Тогда прибалтийская чудь, словене и кривичи, собравшись на вече, решили искать себе князя за морем, и отправили к варягам, завущимся русью, гонца с предложением править ими. На приглашение «избрались» три брата: Рюрик, Синеус и Трувор, которые взяли с собой всю русь. Рюрик сел в Ладоге, Синеус отправился в Белоозеро, а Трувор сел в городе Изборск. От тех варягов и прозвалась Русская земля, как указывает Нестор в «Повести временных лет»
|
Этот фрагмент летописи лег в основу двух основных теорий, которые объясняют создание Древнерусского государства:
Норманнская
| Антинорманнская
|
- основателями данной теории являются немецкие историки XVIII в. Байер, Шлецер и Миллер, работавшие в России по приглашению Екатерины II. Они утверждали, что государство Русь было создано варягами, а не самими славянами. Эта теория в XIX в. имела определенных сторонников (В. Томпсен, М. П. Погодин), но в СССР эта теория рассматривалась как антипатриотическая (ее использовал Гитлер для обоснования своей теории неполноценности славян). Но в современной исторической науке у нее довольно много сторонников (Т. Джаксон, Ф. Успенский и т.д.). Их аргументация следующая:
- пришедшая с князьями русь означала не племя (такого племени не было ни у скандинавов, ни у славян), а дружину, которая выполняла военные и административные задачи. Под руководством князя и дружины начала складываться Русская земля;
- термин «русь» происходит от древнескандинавского слова ruotsi, означающего гребцов на судах. Видимо, эти гребцы и являлись дружиной князя. Постепенно этим названием стали называть землю, которой управляют эти гребцы
| - основана была в XVIII в. М. В. Ломоносовым, который был убежден в том, что славяне самостоятельно создали себе государство. Различные ученые приводили различные аргументы в пользу этого:
- приглашение Рюрика – это лишь приглашение наемника, распространенное в Средневековье (Г. Эверс);
- сам факт приглашения Рюрика ничего не значит – ведь славяне сами осознали необходимость государственной власти, Рюрик – это полумифическая фигура (И. Н. Данилевский, современный историк);
- приглашение Рюрика ровным счетом никак не отразилось на общественном быте и исторической судьбе восточных славян, которые не пошли по пути скандинавских стран (академик С. Ф. Платонов);
- варяги – это не скандинавы, а балтийские славяне, и соответственно, государство создали славяне (С. Гедеонов);
- скандинавы не могли создать государства на Руси потому, что государство создается в условиях классового общества, а варяги к тому времени сами не имели классов, и потому создать государства не могли (советский историк И. П. Шаскольский);
|
Князья и дружина
Великий князь – глава Древнерусского государства, считавшийся старшим по отношению к другим князьям (местным, племенным), отношения с которыми строились на основе договоров – крестных грамот, которые определяли права и обязанности Великого князя. Со временем местных племенных князей заменят наместники Великого князя (его сыновья или приближенные бояре). Функции Великого князя заключались в организации вооруженных сил, командование ими и оборона государства, со временем назначение местной администрации. Кроме того, он выступал покровителем христианской церкви.
Дружина – это профессиональное войско при князе, которое выполняло военные и административные функции, за которые получала награду: земли или часть военной добычи. С дружиной князь обычно обсуждал важнейшие вопросы внешней и внутренней политики. Дружина обеспечивала полюдье – сбор князем дани с подвластных территорий. Формы такого сбора менялись: до правления Ольги (945-962 гг.) князь с дружиной сам выезжал в полюдье, объезжая подвластные территории, а Ольга реформировала систему сбора дани, введя уроки (четко обозначенный размер сбора дани) и погосты (места сбора дани). Князь в дружине считался «первым среди равных». Дружина делилась на:
Старшую
| Младшую («гриди», «отроки»)
|
- советники князя, имевшие опыт административной работы по управлению Русью; владели земельными наделами (вотчинами) и составляли основу древнерусского боярства.
| - собственно воины княжеских военных отрядов, выполнявших военные задачи
|
Вечевые порядки
Вече – народное собрание, решавшее важнейшие вопросы жизни города (племенного союза).
Принятие христианства
Причины введения единой религии
1. Языческая религия не удовлетворяла интересам молодого Древнерусского государства: язычников не признавали Византия и мусульманские соседи Руси, что мешало развитию торговых контактов и даже просто устойчивых дипломатических связей;
2. Единобожие (в данном случае – христианство) делало Древнерусское государство единым, поскольку объединяло племена, населявшие Древнюю Русь вокруг одного единого Бога (первую попытку объединить племена вокруг одного бога Владимир предпринял еще в 980 г., когда провел реформу языческого пантеона и сделал Перуна верховным богом, но попытка, судя по всему, не удалась);
Причины принятия христианства
1. Христианство являлось религией ближайшего партнера Древней Руси Византии, отношения с которой для Киева играли важную роль;
2. Христианская религия была уже хорошо известна в Древней Руси;
3. Христианская политическая идеология обосновывала власть князя, представляя его наместником Бога, что укрепляло власть киевских князей;
988 г.
| Владимир предпринимает поход на Корсунь из-за невыполнения византийской стороной условий договора (фактически – отказ выдать замуж за Владимира принцессу Анну). В результате, по легенде, Владимир ослеп в Крыму, и зрение вернулось ему только после того, как он по совету прибывшей из Византии принцессы Анны крестился. После этого он возвращается в Киев и проводит грандиозное крещение полян.
|
Последствия принятия христианства
1. Русь стала полноправным участником международных отношений, резко вырос ее международный авторитет;
2. Христианизация стала толчком к развитию культуры: начало развиваться каменное строительство, распространяться письменность и просвещение;
3. Христианизация способствовала политическому единству Древней Руси;
4. Христианизация способствовала осознанию древнерусскими князьями истинного предназначения княжеской власти как защитницы правосудия, поддержания внешнего и внутреннего порядка
Воспользуйтесь поиском по сайту: