Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Введение в технологии управления конфликтами

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

№ п/п Раздел (тема) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Объем учебной работы, с применением интерактивных методов (в часах / %) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра), форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы Контрольные работы СРС КП / КР
  Предмет, методы, задачи и место конфликтологии в системе психологических наук. Культурно- исторические основы конфликтологии   1-2             2/50  
  Психологические традиции изучения конфликта   3-4             2/50  
  Структурные элементы конфликта   5-7             4/50 рейтинг- контроль №1
  Причины возникновения конфликта. Стратегии поведения в конфликте   8-9             3/50  
  Манипуляции в конфликте. Коммуникативная компетентность как стратегия преодоления манипуляций   10-12             4/66 рейтинг- контроль № 2
  Управление конфликтом. Функции, задачи, технологии посредничества и модерации   13-18             12/100 рейтинг- контроль №3
  Всего                 27/75% Экзамен 36

 

Планы практических занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ

Цель: проанализировать особенности предмета психологии конфликта, выявить специфику формирования научного знания, решаемых проблем, задач и методов.

ПЛАН:

1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии

2. Методологические основы конфликтологии. Многообразие методов исследования в конфликтологии

3. Эволюция конфликтологических взглядов в истории философии, социологии, психологии.

4. Современные проблемы развития конфликтологии

5. Отличительные черты «социологии конфликта» и «психологии конфликта»

6. Развитие конфликтологии в России

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ ИЗУЧЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Цель: проанализировать сущность внутриличностных и межличличностных конфликтов, их причин, форм проявления.

ПЛАН:

1. Проблема внутриличностного конфликта во взглядах З.Фрейда, К. Хорни.

2. Теория комплекса неполноценности А. Адлера.

3. Концепция «экзистенциальной дихотомии» Э. Фромма.

4. Теория психосоциального развития Э. Эриксона.

5. Мотивационные конфликты по К. Левину.

6. В.С. Мерлин: описание психологических конфликтов.

7. Сущность, классификация и особенности конфликтов «личность-группа».

8. Характеристики содержания межгруппового конфликта.

9. К. Левин о разрешении социальных конфликтов.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТА КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

Цель: выяснить основные признаки, структурные элементы и сформулировать условия возникновения конфликта

ПЛАН:

1. Классификация конфликтов.

2. Определение основных структурных элементов конфликта. Интересы и позиции сторон и их соотношение.

3. Теория социальных отношений. Эксперименты Зимбардо Ф.

4. Типология конфликтных ситуаций. Параметры измерения интерперсональных отношений по М. Дойчу.

5. Этапы и фазы конфликта, соотношение фаз и этапов.

6. Картография конфликта.

7. Просмотр и анализ видео-кейса «Правильное поведение в конфликтной ситуации» (ЗАО «Решение»: учебное видео, 2010)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. МЕХАНИЗМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

Цель: проанализировать теории механизмов возникновения конфликтов, закрепить знания на примере решения ситуационных задач.

ПЛАН:

1. Формулы А, Б, В возникновения конфликтов.

2. Социальная архитектура группы. Тематические области коммуникации.

3. Основные положения теории трансактного анализа. Поведенческие характеристики трансакций. Алгоритм трансактного анализа

4. Анализ ситуации методами «Инцендент», «Разыгрывание ролей».

5. Особенности семейных конфликтов, их классификация, причины, разрешение и предупреждение.

6. Позиционные, ресурсные и динамические конфликты в организации.

7. Специфика конфликтов в образовательных учреждениях.

8. Половозрастная специфика педагогических конфликтов.

9. Просмотр и анализ видео-кейса «Организация обратной связи» (ЗАО «Решение»: учебное видео, 2010)

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. МАНИПУЛЯЦИИ В КОНФЛИКТЕ

Цель: проанализировать типичные конфликтные модели поведения личности

ПЛАН:

1. Двухмерная модель поведения К. Томаса – Р. Киллмена. Характеристика основных моделей поведения.

2. Психологическое влияние в конфликте. Цивилизованное и нецивилизованное влияние.

3. Манипуляция как вызов к скрытой силовой борьбе. Социокультурные предпосылки манипулирования.

4. Механизмы манипулятивного воздействия.

5. Противостояние нападению и манипуляции.

6. Просмотр и анализ видео-кейсов «Принцип Айкидо в разрешении конфликтов» ЗАО «Решение»: учебное видео, 2010).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТОМ Практикум «Разрешение конфликтов и ведение переговоров», завершающий курс «Конфликтология», рассчитан на 8часов тренинговых занятий. Практикум позволяет включить в процесс обучения имитационные, ролевые, интерактивные, игровые процедуры, максимально способствующие формированию конфликтной компетентности будущих психологов. Содержание практикума позволяет моделировать конфликтные ситуации, погружать участников практикума в игровую конфликтную ситуацию, организовывать рефлексию конфликта и игровых конфронтаций в группе, отрабатывать конструктивные формы поведения в игровых переговорных процедур. Таким образом, целью практикума является расширение репертуара поведения в конфликтных ситуациях, обеспечивающее автономное, осознанное принятие решений.

ПРОГРАММА ПРАКТИКУМА.

Тема 1. Введение в технологии управления конфликтами

Цель: Исследование актуальных личностных стратегий конфликтного поведения участников практикума

Содержание: принятие норм работы в режиме тренинга; актуализация личного опыта участия в конфликтных ситуациях; анализ фрустрирующих ситуаций, характерных для группы; диагностика стилей поведения в конфликте с помощью теста К.Томаса (Приложение 9.1.)

Тема 2. Анализ конфликта

Цель: развитие навыка анализа смоделированных конфликтных ситуаций

Содержание: дидактические ролевые игры «Оценка глубины конфликта», «Дилемма узников», «Поток» (Приложения 9.2.; 9.3.). Анализ содержания игровых моделей и актуального поведения. Осознание личностных конфликтных установок: конкуренции, кооперации, индивидуализации, альтруизма, агрессии, проявляющихся в матричных играх. «Заземление» результатов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...