Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методические материалы по дисциплине

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Название тем, их содержание, объем в часах занятий

 

№ п/п Название темы Цель изучения темы Содержание темы Объём в часах
  Введение. Экологические основы охраны окружающей среды Показать проблемы взаимоотношений человека, общества и природы. Дать представление об основных экологических проблемах человечества и возможных путях их решения. Познакомить с экологическими проблемами стран СНГ.Сформировать представление о биологическом мониторинге и биоиндикации. Сформировать убеждение, что экологическая культура — один из важнейших факторов охраны природы. Сформировать основные экологические понятия. Дать классификацию экологическим факторам среды. Сформировать у студентов представление об основных типах взаимоотношений между организмами. Сформировать представление о концепции лимитирующих факторов. Предмет, цели и задачи предмета. Проблемы взаимоотношений человека, общества и природной среды. Природа как объект воздействия и среда обитания. Влияние окружающей среды, наследственности, образа жизни на здоровье человека. Экологический кризис. Глобальные экологические проблемы современности. Региональные экологические проблемы стран СНГ. Биологический мониторинг. Биоиндикация. Экологические проблемы Республики Беларусь. Экологическая культура как один из важнейших факторов охраны природы. Основные экологические понятия: экосистема, сообщество, среда обитания. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные) и адаптация к ним организмов. Основные экологические понятия: экосистема, сообщество, среда обитания. Экологические факторы среды (абиотические, биотические, антропогенные) и адаптация к ним организмов.  
  Охрана окружающей среды Экономические основы охраны окружающей среды Правовые и организационные вопросы охраны окружающей среды Создать общее представление о строении атмосферы. Сформировать представление о роли атмосферы в жизни живых организмов. Познакомить с основными источниками загрязнения атмосферы. Сформировать знания о парниковом эффекте, разрушении озонового слоя и кислотных дождях как основных проблемах загрязнения атмосферы. Сформировать представление о методах и устройствах очистки выбросов в атмосферу. Познакомить с основными источниками загрязнения водной среды. Сформировать представление о методах и устройствах очистки сточных вод. Дать общее представление об основных способах утилизации твердых отходов. Сформировать понятие об экологической характеристике конкретного производства и понимание актуальности сокращения ресурсопотребления для экономики страны. Ознакомить с приемами и методами охраны окружающей среды от загрязнения в сфере профессиональной деятельности. Дать представление о системе государственного управления природопользованием, об ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Сформировать представление о принципах международного сотрудничества в области охраны окружающей, среды, в том числе в решении глобальных экологических проблем. Охрана воздушного бассейна. Состав и строение атмосферы. Значение атмосферы. Характеристика загрязнителей атмосферы. Источники загрязнения. Глобальные (парниковый эффект, кислотные дожди, разрушение озонового слоя), региональные и локальные последствия загрязнения атмосферы. Нормирование содержания вредных веществ в атмосферном воздухе. Предельно допустимая концентрация (ПДК) вещества в воздухе, индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Инвентаризация выбросов вредных веществ и нормирование предельно допустимых выбросов в атмосферу. Плата за сверхлимитное природопользование. Классификация предприятий и загрязнителей по степени их воздействия на окружающую среду. Защита атмосферы от загрязнений. Методы очистки выбросов в атмосферу. Газо пылеулавливающие установки. Мероприятия по предупреждению образования вредных примесей в газовоздушных выбросах. Охрана водной среды. Источники загрязнения водной среды. Состав и классификация сточных вод. Основные показатели сточных вод. Современные химические и физико-химические методы анализа сточных вод. Биологические способы оценки качества воды в водоемах. Определение ПДС вредных веществ водных источников. Системы водообеспечения и водоотведения. Очистка воды. Охрана водных источников. Основные методы очистки сточных вод. Уменьшение загрязнения окружающей среды твердыми отходами. Общие сведения о твердых отходах и их транспортировке. Объекты размещения отходов. Состояние объектов в Беларуси. Способы утилизации отходов. Альтернативное использование отходов. Принципиальные технологические схемы производства продукции или услуг в конкретной отрасли. Экологическая характеристика сырья, вспомогательных материалов, промежуточных продуктов, готовой продукции, сточных вод, газовоздушных выбросов, твердых отходов, шламов и пр. Основные источники выбросов (сбросов) вредных веществ и воздействий на биосферу. Показатели удельного потребления сырьевых ресурсов, а также выбросов (сбросов) на единицу выпускаемой продукции. Оценка степени экологичности производства.  
  Введение в дисциплину «Основы энергосбережения» Виды и способы получения, преобразования и использования энергии Нетрадиционные источники энергии Ознакомить с целями и задачами дисциплины. Дать представление о роли энергетики в развитии человеческого общества. Ознакомить с проблемами наступающего топливно- энергетического кризиса. Дать понятие об источниках энергии и энергетических ресурсах. Дать представление о видах энергии и способах их преобразования. Сформировать понятие о процессе производства энергии. Ознакомить с основными станциями по производству энергии. Сформировать общее представление о структуре цен на энергоресурсы и энергию. Сформировать понятие о нетрадиционных источниках энергии. Дать представление о ветро- и гидро- энергетике. Рассмотреть перспективные направления использования нетрадиционных источников энергии в Республике Беларусь. Роль энергетики в развитии человеческого общества. Проблемы наступающего топливно-энергетического кризиса, возможные способы их решения. Энергосбережение — один из магистральных путей реализации экологических и энергетических проблем. Основные понятия в энергосбережении. Источники энергии. Возобновляемые и истощаемые энергетические ресурсы. Виды топлива. Энергия, ее виды, способы преобразования, транспортировки. Использование энергии. Потери тепловой и электрической энергии, возможные пути их снижения. Производство энергии на ТЭС. Теплоэлектроцентрали. Атомные электрические станции. Электрические и тепловые нагрузки и способы их регулирования. Сравнение экономической и экологической эффективности разных способов. Структура цен на энергоресурсы и энергию. Нетрадиционные источники энергии. Прямое преобразование солнечной энергии в тепловую и электрическую. Ветроэнергетика. Производство электроэнергии с помощью ветроэнергетических установок. Малая ветроэнергетика. Ветроэнергетический потенциал Республики Беларусь. Гидроэнергетика. Основные принципы использования энергии воды. Гидроэлектростанции. Энергия волн. Энергия приливов. Преобразование тепловой энергии океана в механическую.  
  Топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь Бытовое энергосбережение Сформировать представление о топливно-энергетических ресурсах Республики Беларусь. Рассмотреть особенности эффективного использования и потребления энергии в различных странах. Дать общую характеристику топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. Рассмотреть возможности самообеспечения топливно-энергетического комплекса РБ и взаимосвязь с аналогичными комплексами других государств. Дать представление об основных направлениях государственной политики и программы в области энергосбережения. Рассмотреть особенности энергосбережения в быту. Ознакомить со способами снижения расходов тепла, электроэнергии, тепла и воды. Дать представление об эффективном использовании электроприборов. Топливно-энергетические ресурсы страны, их характеристика. Комплексное использование энергетических ресурсов, принципы создания энерго-технологических процессов, малоотходной и безотходной технологии (примеры энергосбережения в конкретной отрасли экономики). Прогноз потребления топливно-энергетических ресурсов до 2010 г. Эффективность использования и потребления энергии в различных странах и в Республике Беларусь. Общая характеристика топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь. Структура производства и потребления энергоресурсов. Возможности самообеспечения топливно-энергетического комплекса РБ. Взаимосвязь с аналогичными комплексами других государств (Россия, Украина, Страны Балтии). Энергетическая программа РБ. Энергообеспеченность народного хозяйства и энергоемкость отдельных видов производственной деятельности. Государственная политика и меры по усовершенствованию руководства энергосбережением РБ. Основные положения Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении». Ресурсо- и энергосбережение. Энерогопотребление и энергосбережение в быту. Структура энерго- и ресурсосбережения в семье, реальные затраты и дотации государства. Меры обеспечения снижения расходов тепла, электроэнергии, горячей и холодной воды и газа. Повышение эффективности систем отопления. Эффективное использование электробытовых приборов. Установка счетчиков, расходомеров и других приборов учета энергоносителей.  
Итого за семестр  

2.2 Практические занятия, их наименование и объем в часах

№ п/п Наименование Объем в часах
  Изучение современных приборов контроля и учета расхода газа и электроэнергии, расхода воды и тепловой энергии  
Итого за семестр  

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

3.1 Основная литература

1. Челноков А.А. Охрана окружающей среды.: учебное пособие / А Челноков, Л.Ф. Ющенко. – Мн.: Выш. шк., 2008. --– 255 с.

2. Родькин О.И. Охрана окружающей среды: учебное пособие для учащихся учреждений, qбеспечивающих получение проф.-техн. образование / О.И. Родькин, В.Н Копиця. – Мн.: Беларусь,2007. – 159 с.

3. Березовский Н.И. Технология энергосбережения: учеб. пособие / Н.И. Березовский, С.Н. Березовский, Е.К Костюкевич. – Мн.: БИП-С Плюс, 2007.

4. Основы эффективного энергосбережения. Курс лекций. Мн.: МГЭК, 2002.

 

3.2 Дополнительная литература

1. Алексеев В.А 300 вопросов и ответов по экологии (серия: «Расширяем кругозор детей»). Ярославль: Академия развития, 1998. 240с.

2. Асновы экалогii i рацыянальнага прыродакарыстання: Вучэб.дапам. /Л.М. Ражкоу, ТА Жарская i iнш. Мн.: Ураджай, 1999. 327с.

3. Глушкова В.Т., Макар С.В. Тесты и задания по курсу «Природопользование». М.: ВЛАДОС, 2000. 256с.

4. Маврищев В.В. Основы экологии: Учеб. пособие. Мн.: Выш.шк., 2000. 317с.

5. Маврищев В.В Экология в терминах и понятиях. Мн.: Аверсэв, 2002. 223с.

6.. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек: Учеб. пособие. М.: ФАИР-:ПPЕСС, 2000. 320с.

7. Основы экологии и экономика природопользования: Учеб.-практ. пособие /Н.К Соколовский, О.С Шимова, Ю.В. Ляшкевич. Мн.: БГЭУ, 2002. 70с.

8. Романов В.С., Харитонова Н.З. Охрана природы. Мн.: Выш.шк., 1986. 247с.

9. Савенок, А Ф. Основы экологии и рационального природопользования /А.Ф. Савенок, Е.И Савенок. – Мн.: Сэр-Вит, 2004. – 432 с.

10. Состояние и охрана природной среды в Белорусской ССР: Справочно-статистический сборник Мн., 1991-1996.

11. Сборник нормативных документов по вопросам охраны окружающей среды. Вып. 1-18 Мн., 1991-1997.

12. Основы энергосбережения: Учебное пособие / Б.И Врублевский, С.Н. Лебедева. Гомель: Развитие, 2002. 190с.

В. Основы энергосбережения: Учебное пособие / М.В. Самойлов, В.В. Паневчик, АН. Ковалев. Мн.: БГЭУ, 2002. 198с.

14. Башмаков И.А. Бесчинский А.А.. Современные проблемы экономии ТЭР. Т 1. М.: ВИНИТИ, 1989. 242с.

15. Кирилин В.А. Энергетика. Главные проблемы. М.: Знание, 1990

16. Куперман Л.И. Вторичные ресурсы. Киев. Высшая школа, 1986.

17. Экологические проблемы энергетики. Новосибирск: Наука, 1989.

18. Журнал «Энергоэффективность». Минск, 1998-2004.

 

 

Рассмотрено и утверждено на заседании фк МиФ

Протокол № 10 от 30.06.2016г.

Зав. фк МиФ _______ Т.В. Мацуганова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...