Разъяснение заблуждений и отведение сомнений матуридитов, распространенных в интернете на казахском языке
Г) Разъяснение ложности отношения матуридитов к контекстам мутауатир и ахад https://www.youtube.com/watch?v=PWW9-7XRP68 Разъяснение заблуждений и отведение сомнений матуридитов, распространенных в интернете на казахском языке (5г лекция Руслана Абу Ибрахима) С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного.
Сегодня необходимо разобрать разъяснение второго сомнения матуридитов, на котором они строят свою ложную основу о том, что разум – отдается ему предпочтение перед контекстами и при противоречии контекстов разуму. На прошлом уроке разобрали первое сомнение, на котором они строят свою эту основу и сегодня разбираем второе сомнение. Это их слово о том, что контексты делятся на два вида, как мы упоминали ранее и сегодня разберем этот вопрос более обширнее. Они говорят, что контексты делятся на два больших вида: контексты мутаватир и контексты ахад. Мутаватир – имеется ввиду под этим либо аяты из Курана, либо хадисы, переданные большим количеством людей, большим количеством сподвижников так, что их количество вселяет в твое сердце убежденность в том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произнес эти слова и при этом убежденность вселяется также и в том, что все эти передатчики не могли сговориться на ложь относительно этого сообщения. Это то, что называется группой мутаватир. Что касается хадисов ахад, то это контексты, которые передаются небольшим количеством передатчиков, как, например, от одного, от двух, от трех сподвижников передается один и тот же хадис – это то, что они называют аль-ахад. Значит, то, что касается контекстов мутаватир, то про них они говорят: «Установление этих контекстов безусловное, но все выводы, которые берутся из этих контекстов лишь предполагаемые и не доходит до уровня безусловных, которые вселяют в твое сердце убежденность» - эту фразу они часто используют. Именно говорят из-за этого, то есть из-за того, что выводы из этих контекстов делаются лишь предполагаемые, именно поэтому говорят, мы часто встречаемся с противоречием контекстов разуму, потому что выводы разума являются неоспоримыми безусловными. А раз встречается в противоречии безусловный неоспоримый довод с доводом предполагаемым, говорят – любой разумный человек отдаст предпочтение доводу неоспоримому безусловному, то есть по их логике получается доводу разума отдастся предпочтение перед доводом, который берется из контекстов. Ещё про эти контексты мутаватир они говорят: «Аз-завахир аль-ляфзыя», то есть словесный зохир, как понять словесный зохир? То есть они указывают на то, что сами по себе контексты, не важно это мутаватир или ахад, делятся на две большие группы: нас и захир, «нас» - это такой контекст который невозможно понять иначе, у него только один смысл, как, например, цифра десять или семь или три, то есть если сказано: «Держите три дня уразу», его невозможно понять как продержите 4 дня или 2 дня, то есть понятно каждому, что имеется ввиду, держите три дня уразы. Этот контекст называется «нас», то есть тот, который невозможно понять иначе и второй вид у них называется захир, это такой контекст, который имеет возможность интерпретации в двух или трех смыслах. При этом один из этих смыслов явный, который приходит в первую очередь в голову человека при чтении этого контекста, остальные смыслы немножко затемненные, чтобы они имелись ввиду – должен быть дополнительный косвенный довод, что под этим словом имелось ввиду не явный его смысл, а имелось ввиду тот второстепенный затененный смысл. То есть приходит второстепенный довод или карина – указание и посредством этого указания переводится смысл этого слова на второстепенный смысл, это то, что называется аз-захир. Поэтому они контексты об атрибутах Всевышнего Аллаха называют завахир, то есть контексты, которые дают нам лишь захир – под ними можно понять несколько смыслов и выбрать из этих смыслов нужно именно тот, который не противоречит разуму. Если они скажут нусус, то есть что эти контексты являются явными, которые можно понять только одним смыслом, тогда они попадают в тупик, потому что этот смысл противоречит их разуму, соответственно им приходится говорить о том, что этот контекст недостоверен, а этого они не могут сказать о контекстах мутаватир, потому что это либо аяты либо хадис мутаватир, которые являются истиной однозначно, как у них, так и у других. Значит, про такие контексты они говорят «завахир аль-ляфзыя», то есть это словесный захир, то есть контекст приходит в форме слов или нет? В форме слов. Этот шариат не пришел к нам в форме предметов, но пришел в форме слов. Говорят: «Эти слова лишь захир, их можно понять и так и так и так, а мы выбираем смысл, который соответствует нашему разуму», и про контексты аль-ахад они говорят: «Их установления лишь предполагаемые, а тот вывод который берется из контестов может быть безусловным, а может быть зохир, может быть насс, а может быть зохир». Помните, если приходит ахад -насс – они утверждают, что он не достоверен, либо потому, что передатчик солгал, либо допустил ошибку либо оплошность и т.п. – поэтому они его отвергают, либо говорят – выводы тоже являются предполагаемые. Исходя из этого они берут тот смысл, который годен их разуму и растолковывают эти ахад таким образом. Теперь исходя из этого они говорят: «Раз так, то в любом случае нужно предпочитать разум контексту». Вот теперь займемся опровержением этого сомнения. Во-первых будем разговаривать относительно мутаватир, потом перейдем к хадисам ахад. Значит то, что касается мутаватир, то для опровержения этого их ложного сомнения необходимо привести несколько пунктов:
Вот это ясно или нет? Значит первый вопрос разобрали. Значит, откуда пришла эта основа? Это не основа саляфов и не взяли они ее от имамов Сунны, но взяли ее от муатазилитов и прочих нововведенцев, которые увлекались философией – греков и других течений. Теперь следующий вопрос, который необходимо понять: то, что кто утвердил эти основы в книгах матуридитов. Нужно сказать, что эти основы утверждались практически с самого начала в их книгах, потому что на этих основах строится их весь мазхаб, но сильно распространили эту основу и сделали эти основы известными два человека: это аль-Джурджани и Тафтазани. Так вот что касается аль-Джурджани, то кто это такой? Абуль-Хасан Али ибн Мухаммад аль-Джурджани, из его слов то, что он говорил: «Слова и действия мудрецов соответствуют Сунне и лидер этих мудрецов – Платон», то есть кого приписывал к Сунне и то, что его слова соответствуют Сунне? Греческих философов. К тому же он был суфием накшбандитом и говорил о своем шейхе аль-Аттари: «Мы не познаем Истинного Аллаха должным образом, пока не достигнем совершенства в прислуживании аль-Аттару», то есть это идеология суфиев, то что необходимо прислуживать тому, кто считается вали и необходимо возвеличить его и возможно даже поклоняться ему и только после познания человеком своего шейха, он может познать Всевышнего Аллаха, это идеология суфиев и как раз этого человека. Это из книги «аль-фаваид аль-бахия», стр.30 и к тому же в конце своего жизненного пути он стал одним их тех, кто придерживается идеологии «вахдатуль-вуджуд», то есть все, что нас окружает – все это является Всевышним Аллахом, Свят Он и Возвышен, в общем все что есть – это и есть Всевышний Аллах – «вахдатуль-вуджуд» называется. Это то, что касается Джурджани вкратце. А то, что касается Тафтазани, то это Саадуддин Масуд ибн Умар аль-Ханафи, как мы говорили философ матуридитов, подобно тому как Фахруддин ар-Рази философ ашаритов. Так вот многие считали, что Тафтазани был ашаритом и шафиитом. На самом деле более правильное – это то, что он был ханафитом, более того был ярым ханафитом и был матуридитом. Так вот из его заблуждений – однажды он заявил, что видел пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в состоянии бодрствования, то есть не во сне видел, а в состоянии бодрствования. И пророк, да благословит его Аллах и приветствует, плюнул ему в руку, то есть в действительности, не просто во сне, а в действительности, после чего Тафтазани переполнился знанием и светом. Это одно из его заявлений, как об этом сказано в книге «Шузурат аз-захаб», 6т.321 стр. Также он из тех, которые заявили мерзкое заявление и сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел с религией, которая говорит о том, что Всевышний возвышен над Своими творениями. Говорит, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, пришел с этим, хотя это является ложью, но почему он это принес? Потому что говорит, люди, которые его окружали были простолюдами и если бы он сказал так, как это является правильным, то есть разъяснил идеологию Где Аллах правильным образом, то люди бы этого не приняли, потому что простолюд привык к ташбиху, то есть к уподоблению Аллаха творениям, поэтому, говорит, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был вынужден, чтобы объединить людей вокруг себя, принести эту ложь. Хотя, говорит, известно обладателям знания, что это заблуждение и неправда. Это одно из его убеждений из книги «Шархуль-макасид», 2т.50стр. И в этом своем убеждении он последовал за Ибн Синой, то есть Тафтазани не придумал это сам. Это убеждение ещё установил Ибн Сина, также некоторые другие ашариты, которые придерживались этой идеи. Вот этот вопрос понятен или нет? Значит, второй пункт какой? Кто установил эту основу у матуридитов? Говорим, что была установлена вначале, но широкую известность и популярность получила во времена этих дюдей: Джурджани, Тафтазани и им подобные. Теперь необходимо ответить на само это заблуждение – о том, что мутаватир – выводы из него являются лишь предполагаемыми, но не безусловными. Говорим, первый ответ на это, что мы с этим не согласны, наоборот контексты мутаватир: аяты и хадисы мутаватир, которые затрагивают атрибуты Всевышнего Аллаха, являются контекстами насс, которые понимаются однозначно, большинство этих контекстов из этой группы, а не просто зохир. Говорит Ибн аль-Каййим: «Так обстоит дело с подавляющим большинством контекстов Курана, которые нам рассказывают нам об атрибутах Всевышнего Аллаха или о единобожии, об описании Судного дня и воскрешения. Слова, в которых приходит разъяснение атрибутов Всевышнего Аллаха явные, из которых берется только один смысл, понятный смысл, подобно тому, как берется лишь один смысл из слов: десять или три или солнце или луна. Если мы нашлем на эти виды контекстов (контексты об атрибутах, контексты о единобожии, контексты о Судном Дне) тавиль (истолкование), то это приведет к тому, что большинство контекстов Шариата станут истолкованные, потому что этих контекстов больше чем остальных контекстов, они установлены крепче, чем остальные контексты, они явнее чем остальные контексты и то, как нам Куран нам рассказывает об этих атрибутах – рассказывает разными видами рассказов об этих атрибутах». В каком смысле? Например, приходит атрибут Аллаха – Рука, как понимать этот атрибут? Мы говорим, атрибут Рука приходит в Куране в различных разновидностях: Всевышний Аллах иногда говорит - Рука, иногда говорит - две руки, иногда приходит в хадисах мутаватир кисть, иногда приписывает действие к Руке, когда говорит, что Всевышний Аллах возьмет землю, скрутит Своей правой Рукой, говорит потрясет землю Своей Рукой, также приходит указание на наличие пальцев, приходит указание на наличие пригоршни или ладони, приходит указание, что обе Руки Всевышнего Аллаха правые, то есть смотри – сколько Всевышний Аллах различными видами доказательств приводит, что под Рукой имеется ввиду та рука, которая известна каждому, но такая которая подобает Величию Всевышнего Аллаха, а не такая, которая подобает слабости творений. Поэтому Ибн аль-Каййим говорит: «И то как нам Куран устанавливает эти атрибуты – устанавливает разными видами установлений (разными видами приведения этого). Поэтому если мы скажем, что эти контексты поддаются истолкованию, то другие контексты шариата тем более будут подвержены истолкованию(, потому что если эти подвержены истолкованию, то те тем более)». Это из книги «Саваикуль-мурсаля», 1т.382-384. Это первое опровержение. В чем заключается? В том, что мы не согласны, что контексты мутаватир, в которых упоминаются атрибуты Всевышнего Аллаха, они являются зохир. Нет, мы говорим, что они являются большинство насс, потому что если не будет так, то это будет означать, что все остальные контексты, которые затрагивают остальные разделы религии, другие вопросы религии тем более будут поддаваться истолкованию. И это приведет к разрушению религии: придет один, скажет имеется ввиду то, придет второй скажет имеется ввиду это и разрушится религия – это первое.
Теперь что касается опровержения им, то первое опровержение им заключается в том, что их слова о том, что хабаруль-ахад не годится в вопросах идеологии является словом нововведения: не пришел к нам от имамов саляфов, не пришел к нам от праведных предков, но опять-таки это основа, которую заложили муатазилиты и кадариты. Затем эта основа относительно ахбаруль-ахад от муатазилитов перешла к матуридитам, о том, что ахбаруль-ахад не берется в вопросах акыды и не годится в вопросы идеологии. И понимание того, откуда группа людей перенимает свои основы и убеждения говорит о многом – говорит заранее о том, что эта группа является заблудшей или является группой на прямом пути. Если её основы взяты от саляфов и установлены ещё саляфами, тогда эта группа на прямом пути и это и есть приверженцы Сунны и единой общины – последователи праведных предков, если же эти основы берутся у различных нововведенцев так, что вначале этих основ не было, а потом пришел какой-то человек – лидер и придумал эти основы и установил свой мазхаб – это говорит о том, что этот путь является путем заблуждения и нововвведения. Поэтому сказал имам своего времени, относительно которого не было споров среди имамов, что он является имамом, которого звали Абуль-Музоффар ас-Сам’ани (ум. в 489г.х.), он сказал: «То, что ахбаруль-ахад не принимается в тех вопросах идеологии – эта мысль или эта идея, которую придумали нововведенцы и начали её активно распространять, чтобы добиться результата отвергания контекстов. Мы говорим то, что хабаруль-вахид, если он пришел с достоверным иснадом, его передают крепкие передатчики, а также имамы общины, и община приняла этот хабар ахад единогласно, то этот хабар ахад несет в себе ильм (знание, то есть имеется ввиду убежденность, а не просто предположение) и это слово абсолютно всех мухадисов, которые были твердыми на знании и были имамами сунны в свои времена. Это слово их всех, в этом они не разногласят. А что касается этого нововведенного слова о том, что ахбаруль-ахад не используется в вопросах идеологии, то это слово кадаритов и муатазилитов. И цель у этого правила у этих кадаритов и муатазилитов была в том, чтобы добиться отвергания контекстов. Затем от муатазилитов переняли эти основы (или эту идею) некоторые ученые фикха, у которых не было твердой стопы в религиозных вопросах». Здесь не имеетя ввиду ханафиты только так, то есть мы знаем, что шафииты на сегодняшний день большинство ашариты, а ханафиты большинство – матуридиты и тому подобное, то есть они от муатазилитов эти основы перешли к ним. Почему они взяли это слово, приняли и начали действовать по нему? Потому что они не догадались до того, какая цель была у муатазилитов, кадаритов от введения этой основы в люди, то есть имели «хусну занн» - хорошие мысли об этих людях, потому что многие из муатазилитов, кадаритов и так далее были имамами своего времени, то есть обладали авторитетом среди людей и так далее и люди перенимали от них, то есть кто-то учился у шафиитов, у ханафитов и других мазахабов из этих людей и потихоньку, потихоньку эти основы перешли к ним, потом эти основы уже переходят из фикха в усулюль-фикх, там они проходят через сито и устанавливаются крепко и потом уже переходят на вопросы акыды у людей, которые по идее не относятся ни к муатазилитам, ни к кадаритам, а являются в основе своей суннитами. Ясно как к ним заходят эти основы? Так просто не идет к муатазилитам – Дай мне свою основу, берет и уходит, она проходит свой долгий путь через различные этапы: сначала фикх, потом усулю фикх, усулю фикх разбирает этот вопрос, устанавливает у себя, потом ученые из акыды берут эти правила и начинают разговаривать об акыде на основании этих правил и потихоньку проникают в среду тех, кто считается представителями Сунны. Ясно или нет? Говорит далее ас-Сам’ани: «И если бы различные течения этой общины были бы беспристрастными, то они бы подтвердили то, что хабар ахад может нести за собой знание и не всегда выводы из него являются предполагаемыми». И необходимо отметить то, что хабаруль-вахид, мы не говорим, что он всегда несет в себе убежденность и знание, но есть из них такие ахбары, которые несут в себе предположение и есть из них такие, которые несут в себе убежденность. Это унас придет далее, в конце опровержения этой основы. Это из книги «аль-Интисар» имама ас-Сам’ани и переданы эти слова в книге «ас-Саваикуль-мурсаля», 2т.,504-508 нового издательства. И необходимо также отметить, что Ибн Абдуль-Барр предал единогласное мнение то, что хабаруль-вахид или ахбар ахад применяется в вопросах идеологии и на них строится идеология мусульман, это из книги «Джамиуль-баян», стр.417, также его книга, то есть Ибн Абдуль-Барра «АТ-Тамхид», 7/145,158, и также этот вопрос можно рассмотреть или прочитать «Шарх хукм аль-мунир»Ибн Наджара ат-Тартуси, 2/352. Это первое опровержение. Первое опровержение заключалось в чем? То, что это идея не является пришедшей к нам от саляфов, но является идеей, которую установили кадариты и муатазилиты, затем она проникла к матуридитам. (Подробно о хадисах Ахад читайте большие стать с множеством доводов:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|