Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II. Тарифная система оплаты труда рабочих




Курсовой работа.

по дисциплине: «Организация и нормирование труда»

на тему: «организация заработной платы с использованием тарифной системы»

 

 

Проверил: доцент Пятышина Л.В.   Выполнил: Студент.гр. ТБ-512 Агафонов Н.С.

 

Екатеринбург

Оглавление.

I. Понятие тарифной системы…. 3

II. Тарифная система оплаты труда рабочих….5

III. Тарифная система оплаты труда руководителей, специалистов и служащих…. 14

IV. Список литературы…. 21

 

I. Понятие тарифной системы

Новейшее трудовое законодательство делает акцент на локальное регулирование оплаты труда. При оплате труда могут применяться тарифные ставки, а также бестарифная система, если работодатель и представители работников сочтут такую систему наиболее целесообразной. Вид, система оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала предприятия, учреждения, организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах.

Применение тарифных ставок при оплате труда, предусмотренное ст. 143 ТК РФ, предполагает использование тарифной системы, на основе которой осуществляется регулирование соотношений в оплате труда по отдельным организациям, разнородным группам и категориям работников.

Организация оплаты труда работников бюджетной сферы имеет свои особенности. Организации и учреждения этой сферы финансируются непосредственно государством, предлагающим как собственник такие условия оплаты, которые сочтет нужными. С учетом этого становится понятным достаточно жесткое централизованное регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы, которые с точки зрения правового режима оплаты могут быть разделены на 2 категории: 1) работники, оплата труда которых производится на основе единой тарифной сетки; 2) работники, чей труд оплачивается на основании других законодательных актов.

Под тарифной системой следует понимать систему организационно-правовых норм (тарифов), установленных в коллективных договорах, тарифных соглашениях, а также централизованными нормативными актами в целях регулирования заработной платы соответствующих групп работников в зависимости от сложности и условий труда, значимости, интенсивности и характера производства, природно-климатических условий, в которых функционируют организации. Организация тарифной системы оплаты труда состоит из следующих основных элементов:

o Формирование фонда оплаты труда;

o Нормирование труда.

o Установление тарифной системы

o Выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.

Фонд оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера. Нормирование труда дает возможность учитывать качество труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия. Тарифная система позволяет соизмерять разнообразные конкретные виды труда, учитывая их сложность и условия выполнения, т.е. качество труда. Другими словами, она представляет собой совокупность норм, обеспечивающих дифференциацию размеров оплаты труда в зависимости от его квалификации, сложности, интенсивности, условий, характера. В соответствии со ст. 143 ТК тарифная система включает в себя следующие основные элементы:

Тарифные ставки, определяющие фиксированный размер оплаты труда за выполнение нормы труда (трудовых обязанностей) определенной сложности (квалификации) за единицу времени (час, день, месяц). Размер оплаты простейших работ определяется тарифной ставкой первого разряда. Далее она увеличивается с возрастанием сложности работы.

Оклад –ежемесячный размер повременной оплаты труда, обычно устанавливаемый либо рабочим, труд которых не поддается нормированию, либо руководителям, специалистам и служащим.

Тарифная сетка, устанавливающая дифференциацию в оплате труда с учетом разряда работы и отраслевой принадлежности предприятия. Она состоит из тарифных ставок и тарифных разрядов. К первому разряду относятся самые простые работы, к последнему – наиболее сложные. Соотношение размеров тарифной ставки каждого разряда определяется тарифным коэффициентом. Чем сложнее работа, тем выше разряд и, соответственно, выше тарифная ставка;

Районные коэффициенты к заработной плате, компенсирующие различия в стоимости жизни в различных природно-климатических условиях (регионах);

Тарифно-квалификационные справочники, подразделяющие различные виды работ на группы в зависимости от их сложности;

Доплаты к тарифным ставкам и надбавки за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, сверхурочные работы, работу в праздничные и выходные дни, вредность, работу во вторую и третью смены и др.;

II. Тарифная система оплаты труда рабочих

ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оплаты труда рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников организаций, находящихся на бюджетном финансировании (за исключением органов представительной и исполнительной власти).

Единая тарифная сетка (ЕТС) утверждена Постановлением Правительства РФ от 14.10.92 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки». Им утверждены: а) Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы (Приложение № 1); б) разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих (Приложение № 2); в) разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы (Приложение № 3). Применение Единой тарифной сетки является обязательным для всех учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, за исключением учреждений и организаций, для которых установлены особые условия оплаты.

Все профессии и должности работников ЕТС сгруппированы по признаку общности выполняемых работ (функций). Из 18 разрядов, которые предусмотрены этой тарифной сеткой, 8 низших разрядов касаются тарификации рабочих. Месячная тарифная ставка 1-го разряда установлена в 600 руб.

Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, дала возможность свести их в ЕТС с одну группу. Руководителям бюджетных организаций предоставлено право устанавливать высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах, оклады, тарифицированные по 9-му и 10-му разрядам ЕТС.

Разряды оплаты труда работников определяются по результатам аттестации служащих и перетарификации рабочих. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утв. Постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. № 27/8/196. По результатам проведенной аттестации аттестационная комиссия выносит рекомендацию о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Ставки (оклады) конкретным работникам определяются путем умножения тарифной ставки (оклада) 1 разряда на соответствующий тарифный коэффициент. В трудовой книжке работника делается соответствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке (без указания ставки).

Основным элементом автономной тарифной системы оплаты труда рабочих являются тарифные ставки1-го разряда, которые определяют минимальную оплату наиболее простого труда в единицу времени. По мере роста квалификации (разряда) рабочего увеличивается его тарифная ставка. В зависимости от избранной единицы времени ставки 1-го разряда бывают часовые и дневные, иногда месячные.

В большинстве организаций производственных отраслей народного хозяйства (машиностроение, деревообработка, легкая и пищевая промышленность, строительство) устанавливаются часовые тарифные ставки.

Дневные тарифные ставки применяются главным образом в тех отраслях, где основой нормирования труда рабочих, исходя из особенностей производства, выступают сменные нормы выработки (задание в штуках, тоннах, килограммах или нормо-часах в смену). К таким отраслям относятся, например, угольная и горнорудная промышленность, сельское хозяйство.

Часовые тарифные ставки вообще играют особую роль в организации заработной платы, поскольку в соответствии с действующим законодательством определенные виды выплат рабочим, такие, как доплаты за сверхурочную работу (ст. 152 ТК) и оплата за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ), производятся на основе часовых тарифных ставок. Поэтому при расчетах по зарплате во всех организациях, включая и те, где установлены дневные ставки, необходимо определять часовые тарифные ставки. В тех производствах, где установлены дневные тарифные ставки, часовые ставки определяются путем деления дневных ставок на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

Для отдельных категорий вспомогательных рабочих-повременщиков (кладовщиков, лифтеров, раздатчиков инструмента, водителей электрокаров и др.) в большинстве отраслей промышленности применяются месячные оклады. При оплате по месячным окладам размер заработка рабочих по тарифу не зависит от количества рабочих дней в месяце, т.е. в любой месяц при полной отработке рабочих дней они получают установленный им месячный оклад.

Тарифные ставки в зависимости от условий труда подразделяются на 3 категории:

- Нормальные тарифные ставки;

- Тарифные ставки на тяжелых и вредных работах;

- Тарифные ставки на особо тяжелых и особо вредных работах.

Их размер увеличивается с увеличением тяжести и вредности условий труда.

Тарифные ставки во многих отраслях дифференцируются в зависимости от напряженности труда: для рабочих-сдельщиков они устанавливаются в более высоких размерах, чем для повременщиков, что обеспечивает компенсацию повышенных затрат труда, вызванных применением на сдельных работах более напряженных норм трудозатрат. Однако различия в уровне ставок рабочих-сдельщиков и рабочих-повременщиков сокращаются. В настоящее время в связи с распространением повременных работ в основном производстве и повышением уровня нормирования труда рабочих-повременщиков, занятых во вспомогательных производствах, эти различия значительно уменьшились.

Поскольку повышенный уровень ставок при сдельной оплате труда объясняется главным образом более высокой интенсивностью труда рабочих-сдельщиков, то в тех отраслях производства, где труд рабочих-повременщиков регламентируется самим технологическим процессом, режимом работы оборудования (и поэтому интенсивность их работы не меньше, чем у сдельщиков), дифференциация ставок по формам оплаты не предусматривается. Это имеет место, например, в основном производстве черной и цветной металлургии, на цементных заводах.

Введение новых тарифных ставок сопровождается широким внедрением технически обоснованных норм трудовых затрат (нормированных заданий, норм обслуживания и нормативов численности).

Для дифференциации оплаты труда рабочих в зависимости от его сложности применяются тарифные сетки и тарифно-квалификационные справочники. При дифференциации заработной платы в зависимости от сложности (квалификации) труда необходимо решить две важнейшие задачи: а) определить количественные соотношения в уровне оплаты труда рабочих разной квалификации, т.е. установить степень увеличения ставок в зависимости от сложности выполняемых работ, - для этой цели разрабатываются тарифные сетки; б) распределить по установленным разрядам тарифной сетки все многообразие конкретных работ, выполняемых в различных отраслях промышленности, с учетом организационных и технических условий их выполнения – эта задача решается с помощью тарифно-квалификационных справочников. Сочетание этих элементов тарифной системы – сеток и справочников – дает возможность правильно учесть при оплате труда рабочих уровень их квалификации.

Тарифная сетка представляет собой совокупность квалификационных разрядов и соответствующих этим разрядам тарифных коэффициентов. Квалификационный разряд характеризует уровень квалификации работы, т.е. степень ее сложности. Простые работы относятся к низших разрядам сетки, сложные – к высшим. Разряд характеризует также и определенный уровень квалификации работника.

Тарифные сетки характеризуются следующими параметрами: числом разрядов; диапазоном сетки, т.е. соотношением тарифных коэффициентов крайних разрядов сетки; межразрядными соотношениями, т.е. абсолютными и относительными (в %) нарастаниями тарифных коэффициентов от разряда к разряду. В настоящее время подавляющее большинство рабочих оплачивается по 6-разрядной сетке. Только там, где в тарифных сетках учитываются условия труда (тяжесть, вредность), число разрядов достигает 8.

Каждому разряду сетки соответствует тарифный коэффициент который показывает, во сколько раз тарифные ставки рабочих 2-го и последующих разрядов выше ставки рабочих 1-го разряда. Зная тарифную ставку 1-го разряда и соответствующие тарифные коэффициенты, можно определить ставку рабочего любого разряда.

Диапазон тарифной сетки зависит главным образом от максимальных различий в сложности выполняемых работ. Объективной основой, позволяющей количественно оценить различия в уровне сложности труда различных групп рабочих, является время, общественно необходимое в данных условиях для подготовки квалифицированного рабочего. При определении диапазона сетки следует сопоставлять время подготовки рабочего самой высокой и самой низкой квалификации. Время подготовки квалифицированного рабочего складывается из времени: общеобразовательной подготовки, специальной подготовки при данной системе обучения, практической работы по специальности, необходимой для полного овладения всем кругом обязанностей. Наибольший эффект для повышения квалификации дает специальная техническая подготовка в соответствующих училищах, затем общеобразовательная подготовка и, наконец, стаж работы по специальности. В результате абсолютная (в рублях) разница между ставками высших разрядов (например, 5-го и 6-го) в 3-4 раза больше, чем разница между ставками 1-го и 2-го разрядов. Такое построение тарифных ставок создает действенный материальный стимул к повышению квалификации.

Следует учесть, что для выделения по оплате труда наиболее квалифицированных рабочих у предприятия имеются и другие возможности. Например, для наиболее квалифицированных рабочих на предприятиях могут применяться взамен тарифных ставок повышенные оклады.

В целях обеспечения квалифицированными кадрами участков производств, оснащенных новой техникой, предусмотрены повышенные тарифные ставки для рабочих, обслуживающих наиболее сложные и высокопроизводительные машины, механизмы и агрегаты. Так, в черной металлургии при обслуживании мощных металлургических агрегатов для основных профессий рабочих применяются сверх ставок 6-го разряда также ставки 7-го и 8-го разрядов. В химической и нефтехимической промышленности и в ряде других отраслей в этих случаях могут устанавливаться вне разрядные тарифные ставки, уровень которых выше соответствующих ставок 6-го разряда.

Установление соотношений в оплате труда в зависимости от квалификации и разработка на этой основе тарифной сетки решают лишь часть общей проблемы дифференциации заработной платы по данному фактору. Не менее важно распределить по установленным квалификационным разрядам все многообразие работ, выполняемых в различных отраслях, на различных предприятиях, на отдельных участках производства с учетом конкретных организационных и технических условий их выполнения. Основным инструментом для этого в действующей тарифной системе является тарифно-квалификационный справочник.

С учетом тарифно-квалификационных справочников проводятся тарификация работ и присвоение разрядов работникам. Справочник представляет собой сборник квалификационных характеристик различных видов работ в зависимости от их сложности с указанием, какому разряду соответствует та или иная работа, а также требования, которые предъявляются к знаниям и навыкам работника. На основе этих справочников определяется разряд работ и присваивается разряд работникам. При присвоении рабочему разряда оценивается его квалификация, что во многом определяет размер оплаты его труда, т.к. чем выше разряд, тем больше тарифная ставка. Это особенно важно для рабочих-повременщиков, у которых заработная плата находится в прямой зависимости от отработанного времени.

Постановлением Правительства РФ от 3110.02 № 787 «О порядке утверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» Минтруду России поручено организовать совместно с федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление, регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли) экономики, их разработку, утвердить указанные справочники и порядок их применения. Действующий до утверждения новых справочников Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)» был утвержден в 1985 г. и являлся обязательным для применения на предприятиях и в организациях всех отраслей народного хозяйства бывшего СССР.

Дифференциация заработной платы по районам страны призвана, во-первых, компенсировать работникам различия в стоимости жизни в зависимости от природно-климатических условий района расположения предприятий и, во-вторых, обеспечить материальный стимул для привлечения рабочих кадров в местности, где имеются большие возможности для развития производительных сил, но не хватает трудовых ресурсов. Неодинаковая стоимость жизни по районам страны связана с разницей в вещественном составе потребления и в розничных ценах на основные продовольственные товары. Вещественный состав потребления во многом зависит от природно-климатических условий, среды обитания населения. Поэтому в целях межрайонного регулирования оплаты труда работников вводятся районные коэффициенты к заработной плате, которые представляют собой показатели относительного увеличения заработной платы. Районный коэффициент не образует новых ставок и окладов и применяется ко всему заработку за вычетом надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, персональных надбавок, вознаграждения за выслугу лет и всех выплат, исчисляемых из расчета среднего заработка (оплата отпусков, выполнение государственных обязанностей и т.п.).

Районный коэффициент устанавливается по отраслям, а в ряде случаев – по отдельным предприятиям и организациям актами центральных органов государственной власти и государственного управления. В настоящее время действуют следующие районные коэффициенты:

Крайний Север: а) северо-восточные районы – 1,6-2,0; б) северные районы Сибири – 1,4-1,8; в) северные районы европейской части – 1,4-1,5;

Местности, приравненные к районам Крайнего Севера: а) дальневосточные районы – 1,4-1,6; б) остальные районы – 1,3-1,4;

Южные районы Дальнего Востока и Восточной Сибири – 1,2-1,3;

Европейский Север (кроме районов Крайнего Севера) – 1,15-1,2;

Южные районы Западной Сибири, Урал – 1,15.

Кроме районного коэффициента для рабочих и служащих, занятых на работах в высокогорной, пустынной и безводной местностях, устанавливаются специальные коэффициенты.

Хотя ст. 135 ТК РФ устанавливает, что вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации определяют самостоятельно и фиксируют их в коллективных договорах, иных локальных нормативных актах, районные коэффициенты обязательны для сторон коллективного договора и администрации организации независимо от ее организационно-правовой формы и формы собственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...