Правила проведения дебатов
Действующие лица дебатов 1. Две команды, каждая из которых имеет минимум трех участников (спикеров). Команда, отстаивающая тезис в рамках тематической игры, – команда утверждения. Команда, опровергающая тезис, – команда отрицания. Первые спикеры – это лицо, визитная карточка команды. Первые спикеры могут основываться на домашних заготовках, но должны быть готовы к перекрестным вопросам. Вторые спикеры постоянно работают в режиме гиперссылки. Они анализируют все, что прозвучало в игре, и на этом основании выстраивают свою речь. Это мастера анализа и диалога. На вторых спикеров работает команда, им помогают, их роль очень велика. Они должны подготовить на материале первых спикеров достойную базу для третьих. Третьи спикеры – это актеры, мастера искусного завершения выступления, обобщения. Они должны красиво, изящно завершить игру. 2. Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство – очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам и суждениям, но не на основе личной симпатии. Судья с предельным вниманием выслушивает речи спикеров, ведет рабочие записи, фиксирует основные моменты выступления и перекрестных вопросов, не забывая о стиле выступления спикера. В качестве судей могут выступать студенты, не занятые в данном раунде игры в командах утверждения или отрицания. 3. Таймкипер («хранитель времени») – особый участник, который следит за соблюдением регламента. Он показывает спикерам специальные плакаты, на которых указано время, оставшееся до окончания их речи: 3 мин, 2 мин, 1 мин, 30 сек.
Суть дебатов – убедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что Основными элементами дебатов являются: тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей. Формулировка темы. Тема формулируется в виде утверждения. «Хорошая» тема должна: – иметь четкую формулировку; – провоцировать интерес, затрагивать значимые для дебатеров проблемы, быть актуальной; – быть пригодной для спора; – быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов. Утверждающая сторона. Спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации. Отрицающая сторона. Спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна, или аргументация команды утверждения имеет недостатки. Аргументы. Важный инструмент убеждения; продумывая аргументы, необходимо принимать во внимание обе точки зрения на проблему. Поддержки и доказательства. Это свидетельства (цитаты, факты, статистические данные, примеры), подтверждающие позицию (выдвинутый аргумент). Поддержки и доказательства добываются в ходе информационного поиска, это коллективная работа. Однако считается неправильным использовать в момент выступления конспекты, документы, домашние заготовки. Допускается использование карточек небольшого формата (размером с ладонь), на каждой карточке обычно пишется только один аргумент или одна поддержка (цитата, факт и т.д.). Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.
Решение судей. В ходе того, как судьи выслушивают аргументы обеих команд, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов. В протоколе также отмечаются лучший спикер команды утверждения и команды отрицания. Примерный план действий выступающего: 1) приветствие слушателей; 2) представление команды и самого себя; 3) вступление (обоснование актуальности темы, ее важности в данный момент); 4) аргументация; 5) заключение; 6) благодарность за внимание. Для построения доказательств по теме дебатов необходимо ответить на следующие вопросы: Почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой? Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы? Какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести? Какие вопросы возникают в связи с этой темой? Каковы могут быть опровергающие аргументы? Заключение. Его цель – подытожить, внести пояснения, подкрепить смысл, создать настроение. Наиболее эффективно этот этап проходит, если игра была записана на видеокассету, т.е. появляется возможность увидеть игру во всех деталях.
Правила проведения дебатов В каждом раунде участвуют две команды, минимум по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У1, У2, УЗ) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О1, О2, О3). Если число членов команды больше трех, остальные выполняют классические командные роли (координатор, генератор идей, аналитик и др.), обеспечивая и поддерживая выступления своих спикеров В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с принципами ведения дебатов и регламентом, выступают с речами. В раунде перекрестных вопросов спикеры задают вопросы и отвечают на вопросы, задаваемые им. Регламент проведения дебатов представлен в таблице 1.
Таблица 1. Регламент и схема проведения дебатов
Работа судей Судья заполняет судейский протокол, на основе которого принимает решение о том, какой команде отдать предпочтение. На обратной стороне протокола, для подтверждения своих оценок, судья приводит отдельные аргументы сторон. Судья оценивает выступление каждого спикера на основании трех критериев (трех «С»): содержания, структуры, способа. Таким образом, основными направлениями оценки являются: – подготовленность докладчика (его осведомленность в данной области, использование аргументационного материала в виде цитат, результатов исследований, анализа практики); – логичность и аргументированность изложения, умение четко и ясно излагать свои мысли; – способность к быстрой реакции на аргументы соперника, способность к убеждению; – «форма убеждения» – культура речи, интонации, уместная эмоциональность, жесты («создание образа») и пр. По каждому из трех выделенных критериев каждый спикер может получить максимально 10 баллов, то есть за игру каждый спикер может получить максимум
Ошибки, за которые могут быть сняты баллы: 1) по критерию «Содержание»: • повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства; • утверждение мнения, а не фактических доказательств; • неясное или неправильное определение понятий темы; • отклонение от темы – по причине плохой подготовленности или сильного давления оппонентов; • несоответствия – аргументы не должны использоваться, если они не относятся к делу; • атаки на личность, а не на аргументы; • ложные аналогии; • мелочи; 2) по критерию «Структура»: • нелогичные высказывания; • ложные заключения и выводы (нарушения причинно-следственных связей); • неправильное распределение ролей, если выступление не соответствует роли спикера; • неуместное или нелогичное развитие аргументации; • несоблюдение регламента; 3) по критерию «Способ»: • небрежное поведение; • несоответствующая мимика и жестикуляция; • излишняя агрессивность; • речевые ошибки; • монотонная речь; • плохая дикция. Результаты оценки по всем критериям (с учетом ошибок спикеров) заносятся в судейский протокол (таблица 2).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|