Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Правила проведения дебатов

Действующие лица дебатов

1. Две команды, каждая из которых имеет минимум трех участников (спикеров). Команда, отстаивающая тезис в рамках тематической игры, – команда утверждения. Команда, опровергающая тезис, – команда отрицания.

Первые спикеры – это лицо, визитная карточка команды. Первые спикеры могут основываться на домашних заготовках, но должны быть готовы к перекрестным вопросам.

Вторые спикеры постоянно работают в режиме гиперссылки. Они анализируют все, что прозвучало в игре, и на этом основании выстраивают свою речь. Это мастера анализа и диалога. На вторых спикеров работает команда, им помогают, их роль очень велика. Они должны подготовить на материале первых спикеров достойную базу для третьих.

Третьи спикеры – это актеры, мастера искусного завершения выступления, обобщения. Они должны красиво, изящно завершить игру.

2. Судьи оценивают игру, заполняют специальный судейский протокол, в котором отмечают области столкновения позиций команд, комментируют свое мнение. Судейство – очень сложный процесс. Судья должен отказаться от персональной позиции и оценивать игру по аргументам, доказательствам и суждениям, но не на основе личной симпатии.

Судья с предельным вниманием выслушивает речи спикеров, ведет рабочие записи, фиксирует основные моменты выступления и перекрестных вопросов, не забывая о стиле выступления спикера.

В качестве судей могут выступать студенты, не занятые в данном раунде игры в командах утверждения или отрицания.

3. Таймкипер («хранитель времени») – особый участник, который следит за соблюдением регламента. Он показывает спикерам специальные плакаты, на которых указано время, оставшееся до окончания их речи: 3 мин, 2 мин, 1 мин, 30 сек.

 

Суть дебатовубедить нейтральную третью сторону (судей) в том, что
аргументы вашей команды лучше, чем аргументы оппонентов
.

Основными элементами дебатов являются: тема, утверждающая сторона, отрицающая сторона, аргументы, поддержки и доказательства, перекрестные вопросы, решение судей.

Формулировка темы.

Тема формулируется в виде утверждения. «Хорошая» тема должна:

– иметь четкую формулировку;

– провоцировать интерес, затрагивать значимые для дебатеров проблемы, быть актуальной;

– быть пригодной для спора;

– быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов.

Утверждающая сторона. Спикеры команды утверждения должны убедить судей в правильности своих позиций и аргументации.

Отрицающая сторона. Спикеры команды отрицания должны доказать, что позиция утверждающей стороны неверна, или аргументация команды утверждения имеет недостатки.

Аргументы. Важный инструмент убеждения; продумывая аргументы, необходимо принимать во внимание обе точки зрения на проблему.

Поддержки и доказательства. Это свидетельства (цитаты, факты, статистические данные, примеры), подтверждающие позицию (выдвинутый аргумент). Поддержки и доказательства добываются в ходе информационного поиска, это коллективная работа. Однако считается неправильным использовать в момент выступления конспекты, документы, домашние заготовки. Допускается использование карточек небольшого формата (размером с ладонь), на каждой карточке обычно пишется только один аргумент или одна поддержка (цитата, факт и т.д.).

Перекрестные вопросы. Так называют раунд вопросов спикера одной команды и ответов спикера другой команды. Он используется для разъяснения позиции или для выявления потенциальных ошибок противника. Информация, полученная в ходе перекрестных вопросов, может быть использована в выступлениях следующих спикеров.

Решение судей. В ходе того, как судьи выслушивают аргументы обеих команд, они заполняют судейские протоколы, в которых фиксируют решение о том, какой команде отдано предпочтение по результатам дебатов. В протоколе также отмечаются лучший спикер команды утверждения и команды отрицания.

Примерный план действий выступающего:

1) приветствие слушателей;

2) представление команды и самого себя;

3) вступление (обоснование актуальности темы, ее важности в данный момент);

4) аргументация;

5) заключение;

6) благодарность за внимание.

Для построения доказательств по теме дебатов необходимо ответить на следующие вопросы:

Почему мы соглашаемся (не соглашаемся) с темой?

Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?

Какие основные проблемы содержит тема и какие основные примеры можно привести?

Какие вопросы возникают в связи с этой темой?

Каковы могут быть опровергающие аргументы?

Заключение. Его цель – подытожить, внести пояснения, подкрепить смысл, создать настроение. Наиболее эффективно этот этап проходит, если игра была записана на видеокассету, т.е. появляется возможность увидеть игру во всех деталях.

 

Правила проведения дебатов

В каждом раунде участвуют две команды, минимум по три игрока (спикера) в каждой. Это первый, второй и третий спикеры команды утверждения (У1, У2, УЗ) и первый, второй, третий спикеры команды отрицания (О1, О2, О3).

Если число членов команды больше трех, остальные выполняют классические командные роли (координатор, генератор идей, аналитик и др.), обеспечивая и поддерживая выступления своих спикеров

В ходе игры спикеры поочередно, в соответствии с принципами ведения дебатов и регламентом, выступают с речами.

В раунде перекрестных вопросов спикеры задают вопросы и отвечают на вопросы, задаваемые им.

Регламент проведения дебатов представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1. Регламент и схема проведения дебатов

 

Спикер Время Функция
У1 6 мин Представляет команду и дает определение темы, обосновывает ее актуальность, объясняет ключевые понятия, представляет все аргументы команды в систематизированной форме
ОЗ кУ1 3 мин ОЗ задает вопросы с целью принизить значение аргументов У1 и обнаружить слабые места позиции утверждения. У1 отвечает
О1 6 мин Опровергает утверждения У1, выдвигает все возможные отрицающие аргументы
УЗ к О1 вопросы 3 мин УЗ задает уточняющие и принижающие аргументацию О1, О1 отвечает
У2 5 мин Отвергает все аргументы О1, усиливает утверждающую линию и представляет доказательства
О1кУ2 3 мин О1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы У2, У2 отвечает
О2 5 мин Опровергает аргументы У1 и У2, усиливает отрицающую линию, приводит доказательства в ее поддержку
У1кО2 3 мин У1 задает уточняющие и принижающие аргументацию вопросы О2, О2 отвечает
УЗ 5 мин Опровергает аргументы и доказательства отрицающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства утверждающей линии
ОЗ 5 мин Опровергает аргументы и доказательства утверждающей линии, представляет сравнительный анализ позиций команд для усиления и доказательства отрицающей линии

 

Работа судей

Судья заполняет судейский протокол, на основе которого принимает решение о том, какой команде отдать предпочтение.

На обратной стороне протокола, для подтверждения своих оценок, судья приводит отдельные аргументы сторон.

Судья оценивает выступление каждого спикера на основании трех критериев (трех «С»): содержания, структуры, способа.

Таким образом, основными направлениями оценки являются:

– подготовленность докладчика (его осведомленность в данной области, использование аргументационного материала в виде цитат, результатов исследований, анализа практики);

– логичность и аргументированность изложения, умение четко и ясно излагать свои мысли;

– способность к быстрой реакции на аргументы соперника, способность к убеждению;

– «форма убеждения» – культура речи, интонации, уместная эмоциональность, жесты («создание образа») и пр.

По каждому из трех выделенных критериев каждый спикер может получить максимально 10 баллов, то есть за игру каждый спикер может получить максимум
30 баллов
. Судья, оценивая речь спикера, снимает за каждую замеченную ошибку некоторое количество баллов из максимально возможных десяти.

Ошибки, за которые могут быть сняты баллы:

1) по критерию «Содержание»:

• повторное утверждение предмета спора вместо его доказательства;

• утверждение мнения, а не фактических доказательств;

• неясное или неправильное определение понятий темы;

• отклонение от темы – по причине плохой подготовленности или сильного давления оппонентов;

• несоответствия – аргументы не должны использоваться, если они не относятся к делу;

• атаки на личность, а не на аргументы;

• ложные аналогии;

• мелочи;

2) по критерию «Структура»:

• нелогичные высказывания;

• ложные заключения и выводы (нарушения причинно-следственных связей);

• неправильное распределение ролей, если выступление не соответствует роли спикера;

• неуместное или нелогичное развитие аргументации;

• несоблюдение регламента;

3) по критерию «Способ»:

• небрежное поведение;

• несоответствующая мимика и жестикуляция;

• излишняя агрессивность;

• речевые ошибки;

• монотонная речь;

• плохая дикция.

Результаты оценки по всем критериям (с учетом ошибок спикеров) заносятся в судейский протокол (таблица 2).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...