Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О знании и вере, науке и религии

С. М. ХАЛИН

 

ФИЛОСОФЫ, УЧЕНЫЕ, БОГОСЛОВЫ

О ЗНАНИИ И ВЕРЕ, НАУКЕ И РЕЛИГИИ

 

 


СОДЕРЖАНИЕ:

Введение …………………..……………………………………………………...4

I. Познание, наука ……………………………….………………………………. 4

II. Познание, душа ……………………………………………………………... 17

III. Эмоции, воля, воображение, интуиция ………………………………...….27

IV. Объект и предмет познания ……………………………………………….. 34

V. Субъект познания …………………………………………………………... 47

VI. Практика и познание ………………………………………………………. 63

VII. Чувственное и рациональное …………………………………………….. 68

VIII. Знание …………………………………………………………………….. 77

IX. Истина и заблуждение …………………………………………………….. 81

X. Объективность познания ………………………………………………….. 101

XI. Язык, знаки, символы …………………………………………………….. 111

XII. Эмпирическое и теоретическое ………………………………………… 120

XIII. Рассудок и разум ………………………………………………………... 137

XIV. Методы и формы познания …………………………………………….. 143

XV. Логика и познание ………………………………………………………. 158

XVI. Философия, философское познание …………………………………... 163

XVII. Пределы, границы познания ………………………………………….. 182

XVIII. Принципы познания ………………………………………………….. 188

XIX. Общество и познание, наука …………………………………………... 206

XX. Ценности и познание, наука ………………………………………….... 216

XXI. Искусство, эстетическое познание ……………………………………. 224

XXII. Вера и знание, наука и религия ……………………………………….. 227

XXIII. Познание познания (метапознание) …………………………………. 246

СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………. 255

СПИСОК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ …………………………. 256

ТЕСТЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ …………………………. 259

ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ ………………………………………………………… 337

 


ВВЕДЕНИЕ.

В пособии приведены положения о сознании, душе, познании, науке, их соотношении с верой и религией, принадлежащие философам, мыслителям, учёным различных стран и народов на протяжении обозримой истории человечества.

Эти положения подобраны так и разбиты на несколько таких разделов, чтобы они давали определённое более-менее целостное представление о том, как трактовались и трактуются вопросы природы сознания, познания, веры и т.д. в различные исторические эпохи представителями различных направлений в философии и науке.

Все цитируемые фрагменты взяты, прежде всего, из работ, помещённых в списке основной литературы (более трех четвертей), а также из работ, помещённых в списке дополнительной литературы.

 

I. ПОЗНАНИЕ, НАУКА.

"Кто воистину знает? Кто здесь провозгласит? Отку­да родилось, откуда это творение?" («Веды»).

 

"Происхождение сущего в несущем открыли мудрецы размышлением, вопрошая в (своем) сердце". («Веды»).

 

"Это дыхание — познающий Атман... этот познающий Атман проник в этого телесного Атмана вплоть до волос, вплоть до ногтей". («Упанишады»).

 

“...как реки текут и исчезают в море, теряя имя и образ, так знающий, освободившись от имени и формы, восходит к божественному пуруше”. (Санкхья).

 

«Всё нереально, но сам факт осознания нереальности всего реален». (Йогачары).

 

Небо "желает... чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего..." (Моизм).

 

"Мы непременно должны знать равное само по себе ещё до того, как впервые увидим равные предметы". (Платон).

 

Наука есть "схваты­вание общего и того, что существует по необходимости". (Аристотель).

 

«...поскольку все философские предписания применимы к жизни, то, полагаю, я и в общественных и в частных делах поступал так, как предписывает рассудок и наука». (Цицерон).

 

"Мы не нуждаемся ни в любопытстве после Иисуса Христа, ни в изысканиях после Евангелия". (Тертуллиан).

 

Экспериментальная наука — наисовершен­нейшая, она "всем служит и удивительным образом даёт веренность". Эта наука "не опирается на логические аргументы, какими бы силь­ными они ни были, потому что они не доказывают истину, если одновре­менно с ними не присутствует опыт, касающийся вывода". Эта наука "побуждает опытом проверять возвышенные заключения всех наук". (Р. Бэкон).

 

"...созерцание — не что иное, как процесс познания, то, что мы называем то об­думыванием, то изобретением и что является свойством людей, а не Богов". (Л. Валла).

 

Чудеса "не потому чудеса, что они происходят полностью против при­роды и помимо порядка небесных тел, но потому они называются чуде­сами, что непривычны и случаются крайне редко и не по обычному ходу природы, а на протяжении длительных периодов времени". (П. Помпонацци).

 

"...любая дорога имеет два лица". За жизнью скрывается смерть, за смертью — жизнь, "под учёостью — невежество, под мощью — убо­жество". (Эразм Роттердамский).

 

"...науки, которые у нас есть, почти все имеют источником греков". (Ф.Бэкон).

 

Подлинную науку "можно найти в самом себе или в великой книге мира". (Г. Галилей).

 

Хотя вначале науки "грубы и несовершенны, однако, благодаря тому, что содержат в себе нечто истинное, удостоверяемое результатами опыта, они постепенно совершенствуются". (Р. Декарт).

 

Философия "подобна дереву, корни ко­торого — метафизика, ствол — физика, а ветви, исходящие от этого ствола — все прочие науки, сводящиеся к трём главным: медицине, ме­ханике и этике". (Р. Декарт).

 

"...все науки связаны между собой настолько, что гораздо легче изучать их все сразу, чем отделяя одну от другой". (Р. Декарт).

 

Природа материальных вещей "гораздо легче по­знаётся, когда мы видим их возникновение, нежели тогда, когда мы рассматриваем их как вполне уже образовавшиеся". (Р. Декарт).

 

Догматики, набравшись обрывков знаний, "воображают, будто всё превзошли. Они-то и мутят мир, они-то и судят обо всём вкривь и вкось". (Б.Паскаль).

 

Допустимо ли "при неуёмном рвении к естественным наукам оставлять в небрежении законы человеческого поведения, страсти... свойства пороков и добродетелей" и т.п.? "Всё это причины, по которым наука, наи­более важная для государства, менее других разработана и мало кого интересует". (Д. Вико)

 

"Установить с точностью связи между событиями, порядок универсума, объединить рассеянные явления общими законами — вот высшая задача философии". (Д. Стюарт).

 

Истинная цель философского исследования— "та, которую предлагает человек со здравым смыслом, наблюдающий события, дабы извлечь пользу из того, что он видит, для своего будущего поведения". (Д. Стюарт).

 

Онтология — "наука о наиболее общих предикатах сущего". Общая космо­логия — "наука об основных предикатах мира, она носит эмпирический характер, когда опирается на опыт, и рациональный, — когда опирает­ся на понятие мира". Психология — "наука об общих предикатах души"; она "носит эмпирический характер, когда извлекает свои по­стулаты из опыта, и рациональный, — когда выводит их с помощью длинной дедуктивной цепочки из понятия души". Естественная теология — "наука о Боге, в той степени, в какой может быть понята без веры, она включает: 1) понятие Бога; 2) Его действия". (А. Баумгартен).

 

Этика есть "низшая гносеология", поскольку занимается "низшей способностью к познанию". (А. Баумгартен).

 

"Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удив­лением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне. И то и другое мне нет надобности искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их перед собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с мирами над мирами и системами систем в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами) я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари, которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизнен­ной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от животной природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. По крайней мере, это яснее можно видеть, чем этот закон, из целесообразного назначения моего существования, которое не ограничено условиями и границами этой жизни...

Этим можно, с одной стороны, предотвратить заблуждения ещё грубого неискушенного суждения, с другой стороны, предотвратить взлёты гения, которые... без всякого методического исследования и знания природы обещают мнимые сокровища и растрачивают сокровища настоящие. Одним словом, наука (критически исследуемая и методичес­ки поставленная) — это узкие ворота, которые ведут к учению мудрости, если под этим понимают не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учителей, чтобы верно и чётко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти, и предохранять других от ложных путей; хранительницей науки всег­да должна оставаться философия. В утончённых изысканиях её публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к её учениям, которые могут ей стать совершенно понятными только после подобной разработки". (И. Кант).

 

"... цель всякой науки состоит … в том, что дух во всём, что есть на небе и на земле, познаёт самого себя". (Г.В.Ф. Гегель).

 

"... чистые идеи превращаются в поня­тия и лишь тогда становятся тем, чем действительно являются: само­движением, кругами духовных начал. Это движение чистых сущностей также составляет в целом природу научности". (Г.В.Ф. Гегель).

 

"Непосредственное единство противоположных определений возможно и действительно только в абстракции...". "Только там, где одно представление вытесняет другое, одно ощущение — другое, где нет ничего окончательного, где нет никакой прочной определённости, а душа находится в непрестанной смене противоположных состояний, только там она оказывается в адовых муках противоречия". (Л. Фейербах).

 

"В отличие от других архитекторов, наука не только рисует воздушные замки, но и возводит отдельные жилые этажи здания, пре­жде чем заложить его фундамент". (К. Маркс).

 

"... систематическое познание всего внешнего мира может делать гигантские успехи с каждым поколением". (Ф. Энгельс).

 

"Наука там, где есть предвидение; предвидение там, где есть действие; эта простейшая формула точнейшим образом выражает общую связь между наукой и искусством и полноту смыслов этих двух терминов". (Конт).

 

"Наука возникает всегда как процесс адаптации идей к определённой сфере опыта. Результаты процесса — элементы мышления, способные предста­вить эту сферу как целое. Результаты, естественно, получаются раз­ные, в зависимости от типа и широты опытной сферы. Если опытный сектор расширяется или объединяются до того разобщенные сферы, эле­менты привычного мышления показывают свою недостаточность, чтобы представить более широкую сферу. В борьбе между приобретённой при­вычкой и адаптивным усилием возникают проблемы, исчезающие после завершения адаптации и возникающие вновь через некоторое время". (Э.Мах).

 

Вначале "наука была только сред­ством выживания, затем, по мере возрастания её требований, о материальной нужде перестают думать". (Э.Мах).

 

Недалёк тот час, когда наука попытается из "этого широкого пустынного моря знания прибиться к берегу". (Ф. Ницше).

 

"... все науки, от филологии до биологии, время от времени претендуют на то, что они создают не только специальное знание, но и «мировоззрение»". (М. Вебер).

 

"... всякое совершенное исполнение замысла в науке означает новые "вопросы", оно по своему существу желает быть превзойдённым". (М.Вебер).

 

Исследование можно определитькак "контролируемую или прямую трансформацию некоторой неопределённой ситуации в опредёленную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифициро­ванную тотальность". (Дж. Дьюи).

 

"Наука в специфическом смысле есть разработка повседнев­ных операций и проблем, даже если эта разработка часто носит тех­нический характер". (Д. Дьюи).

 

Наука, "после совсем недолгого существования у греков и арабов, возродилась лишь в XVI веке". (Б. Рассел).

 

"... от античности до Возрождения и появления современной науки на основе обращения к идеям древнего мира должно было пройти около 12 столетий. Бесполезно спрашивать, почему был возможен такой перерыв в умственном развитии человечества. Он имел место, и не стоит искать простых ответов". (Б. Рассел).

 

В течение XIX века "исследования стали, так сказать, индустриальными". (Б. Рассел).

 

"... наука представ­ляет собой единство... все эмпирические предложения выразимы в едином языке, а все положения дел относятся к одному виду и позна­ются с помощью одного метода". (Р. Карнап).

 

"... только цивилизация, которая берёт свое начало в культуре древних эллинов, обладает наукой, действительно вышедшей из зачаточного состояния". (Т. Кун).

 

Научные революции — это «такие некумулятивные эпизоды развития науки, во время которых старая парадигма замещается целиком или частично новой парадигмой, несовместимой со старой». (Т. Кун).

 

Революций в науке вообще не происходит, а имеет место эволюция «популяций понятий». (С. Тулмин).

 

Определяет науку как "тип деятельности, направленной на реше­ние проблем". (Л. Лаудан).

 

"Наука обнаруживает себя как проект самоопределения, некая внутренняя сила вынуждает её постоянно выхо­дить за пределы исторически наличного". (Н. Решер).

 

"Если некий агент А приведён к действию определённым основанием и мотивом М (так, что мотив М объясняет действие А), то само присутствие М влияет на факт, составляющий А. В этом случае факт, что агент мог бы иметь М, кажется каузально значимым для совершённого действия независимо от факта, насколько осознанным был мотив М". (Р. Рорти).

 

"Наука главная есть, чтоб человек мог себя познать", выяснить, что "полезно и нуж­но и что вредно и непотребно". (В.Н. Татищев).

 

В.Н. Татищев предложил свою классификацию наук: "нужные", "полезные", "щегольские" (или "увеселяющие"), "любопытные" (или "тщетные") и "вредительские". "Нужные" науки — это "речение" (язык), знание экономики, медицины, юриспруденции, логики и богословия. Такие науки необходимы всем людям как база для любого образования. "Полез­ные" науки — грамматика и красноречие, иностранные языки, физика, математика, ботаника, анатомия, история и география. "Увеселяющие" — поэзия, живопись, музыка, танцы, вольтижирование и т.п. "Любопытные" науки бесполезны для человека, это — астрология, алхимия, хиромантия и т.п. Бесполезны для человека и "вредительские" науки — некромания, чернокнижие.

 

А.Д. Кантемир придерживался разделения философии на логику, этику, физику и метафизику. Логика учит "право о вещах рассуждать и известные истины другому правильно доказывать". Этика "представляет правила, по которым доставать себе добродетели и избегать злонравия". Физика — наука о вещественной природе. Метафизика имеет своим предметом свер­хъ-естественное — душу, духов, Бога.

 

"Политика есть наука производить праведные намерения самыми способнейшими и притом самыми праведными средствами в действо". (Я.П.Козельский).

 

"... время для науки настало, она достигла до истинного понятия своего; духу человеческому, искусившемуся на всех степенях лестницы самопознания, начала раскрываться истина в стройном наукообразном организме, и притом в живом организме. За бу­дущее науки нечего бояться". (А.И. Герцен).

 

"Дело науки — возведение всего сущего в мысль". (А.И. Герцен).

 

"По нынешнему своему виду нравственные науки различаются от так называемых естественных, собственно, только тем, что начали разра­батываться истинно научным методом позже их, и потому разработаны ещё не в таком совершенстве, как они". (Н.Г. Чернышевский).

 

Приходит к заключению о том, что наука бессильна, а философия (в лице Сократа, Шопенгауэра, Соломона, Будды) приходит к выводу — "всё суета". Из такой ситуации Толстой видит четыре возможных выхода: 1) "неведе­ние", 2) "эпикурейство", 3) самоубийство и 4) выход слабости — "пони­мая зло и бессмысленность жизни, продолжать тянуть её, зная вперёд, что ничего из неё выйти не может". (Л.Н. Толстой).

 

"Рабство науки — в ее схемостроительстве из себя: не ведая нищеты духовной, она ослеплена маревом собственных творений и себе рабствует, рабст­вуя же себе, враждебна жизни". (П.А. Флоренский).

 

"Наука враждебна жизни... ни жизнь природы, ни волнение личности в глубинах своих не доступны ей". (П.А. Флоренский).

 

"Наука — всегда дело кружка, сословия, касты, мнением которых и определяется, философия же существенно народна". (П.А. Флоренский).

 

При Петре I Россия "обращается к науке европейской, светской. Нет ничего при этом удивительного, что сам Пётр и его ближайшие по­мощники ценят науку только по её утилитарному значению, — таково свойство ума малокультурного. Невежество порождается практическими успехами знания; полуобразованность восхваляет науку за её практические достижения и пропагандирует её как слугу жизни и человека. Но наука имеет свои собственные жизненные силы и свои имманентные законы развития. Служение науки человеку, после магии оккультных сил кол­довства, алхимии и астрологии, нагляднее всего обнаруживается в опытном и математическом познании природы, с одной стороны, и в систематическом познании человека и его общественных отношений, с другой стороны". (Г.Г. Шпет).

"Наука, конечно, не есть жизнь, но осознание жизни, и если вы строи­тели науки и творцы в ней, вам волей-неволей придётся запереться в своём кабинете, окружиться библиотекой и хотя бы временно закрыть глаза на окружающее". (А.Ф. Лосев).

 

"... вся человеческая наука (все знания, вся культура человечества) есть не что иное, как с трудом обретенный, нащупанный, часто лишь угаданный — и, может быть, не во всём верно и точно — ответ на вопросы. На вопросы, перед которыми жизнь (история) когда-то поставила людей, заставив их над собой задуматься". (Э.В. Ильенков).

 

Наука “вообще и возникает там, где перед людьми встают вопросы, не разрешимые донаучными средствами и способами мышления, с помощью простого здравого смысла”. (Э.В. Ильенков).

 

"Наука и в её реальном историческом раз­витии, и в ходе её индивидуального усвоения — всегда начинается с вопроса, обращённого к природе или к людям. Поэтому-то учиться (и учить) мыслить нужно начинать с умения грамотно задавать вопросы, или, что то же самое, — с умения задаваться серьёзным, действительным, а не надуманным вопросом". (Э.В. Ильенков).

 

"Наука вырастает из ненауки". (И.Т. Фролов).

 

"... первый исторический переход от старого сознания к новому состоял в замене изжившей себя логики мифологического сознания объяснительным принципом сходства вещей". (Е.И. Кукушкина, Л.Б. Логунова).

 

В 30-е годы XVII века "буквально в течение нескольких лет появились работы, которым суждено было стать истоками важнейших отраслей как "эмпирической", так и "чистой" науки". (Е.П. Никитин).

 

Возникновение философии было «революцией в общественном сознании античного общества». (Т.И. Ойзерман).

 

В эпоху возникновения буржуазного общества "появилась ранняя форма современной науки с присущим ей духом критичности и стремлением к объективной истине". (А.И. Ракитов).

 

«... каждая эпоха и каждая культурная традиция создаёт свой познавательный идеал», который фиксирует «основную тенденцию познания, его наиболее совершенную с точки зрения современников форму». (А.И.Ракитов).

 

Научное познание с первых шагов "выступает как конструктивная творческая деятельность по построению научно-теоретической картины мира". (В.С. Швырев).

 

С конца ХVII - начала ХVIII веков наука развивается как "непрерывная дисциплинарная и вместе с тем профессиональная традиция критически регулируемых размышлений о природе". (В.А. Кутырев).

 

Современная наука оказывается всё более "тонкой", её воздействие на жизнь "становится более ей адекватным и виртуозным". (В.А. Кутырев).


 

II. СОЗНАНИЕ, ДУША.

"Идя к пределам души, их не найдёшь, даже если пройдешь весь путь: таким глубоким она обладает логосом". (Гераклит).

 

"...те, кто говорит, что душа бестелесна, говорят вздор". (Эпикур).

 

"...то, что лишено души и разума, не может породить из себя нечто одушевлённое и владеющее разумом". (Цицерон).

 

"... бывшие души

Сгибли, а та, что теперь существует, теперь и родилась".

(Лукреций).

 

"Я утверждаю, что дух, — мы его и умом называем, —

Где пребывает у нас и сознанье живое и разум,

Есть лишь отдельная часть человека, как руки и ноги

Или глаза составляют живого создания части".

(Лукреций).

 

"... дух и душа состоят меж собою

В тесной связи и собой образуют единую сущность".

(Лукреций).


Душа:

"... рассеяна по всему телу,

Движется волей ума и его мановенью подвластна".

(Лукреций).

 

"Тело для духа — бремя и кара". (Сенека).

 

Разум "ворочает материю как хочет и, придавая ей форму, лепит всяческие предметы". (Сенека).

 

Душа "людей, не знающих истины, и разрушается и умирает вместе с телом, но не навсегда". (Татиан).

 

"Сила, посредством которой мы собственно познаём вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее чем кровь от кости или рука от глаза; она является единственной в своём роде". (Р. Декарт).

 

Понятие свободы "может быть применено к неразум­ным созданиям и неодушевленным предметам не в меньшей степени, чем к разумным существам". (Т. Гоббс).

 

Не только человек, но и все другие индивидуумы природы "хотя и в разных степенях, однако же все одушев­лены". (Б. Спиноза).

 

"Ни тело не может определять душу к мышлению, ни душа не может определять тело к движению, ни к покою, ни к чему-либо другому". (Б.Спиноза).

 

"... схоластические предрассудки" — "будто душа может совершенно отделиться от тела". (Г.В. Лейбниц).

 

"Гар­мония, или соответствие между душой и телом, является не беспрестанным чудом, а, как все вещи природы, действием или следствием первоначального, происшедшего при сотворении вещей чуда. В действительности она есть беспрестанное чудо в такой же мере, как и множество естественных вещей". (Г.В. Лейбниц).

 

Человеческая душа в самом начале своей жизни есть "белая бумага без всяких знаков и идей". (Д. Локк).

 

"Я не вижу никакого противоречия в том, что первое вечное мыслящее сущест­во при желании могло сообщить известным системам сотворённой, бес­чувственной материи некоторую степень чувств, восприятия и мышления". (Д. Локк).

 

Человеческий дух — «это простое существо, невидимое, действующее: поскольку он воспринимает идеи, он называется "интеллектом"; поскольку вырабатывает идеи и воздейству­ет на мир, он называется "волей"». (Д. Беркли).

 

В человеке "нет такой душевной силы, которая оставалась бы неизменно тождественной, разве только на одно мгновение. Дух — нечто вроде театра, в котором выступают друг за другом различные восприятия...". (Д. Юм).

 

"... во вселенной есть разумные существа, а вы не сможете доказать, что одно только движение способно создать разум; в конце концов, можно биться об заклад, что вселенную одухотворяет разумная сила. Когда мы видим великолепный механизм, то предполагаем, что есть и механик с выдающимися умственными способностями". (Вольтер).

 

"Природа души и человека, и животных есть и навсегда останется такой же непознанной, как и природа материи и тел. Скажу больше: душа, абстрактно отделенная от тела, подобна материи, рассматриваемой без учёта всякой формы; её невозможно воспри­нять". (Ламетри).

 

Тело — это "машина, сама по себе заводящая пружины, которые приводят её в движение... Мы мыслим и даже совершаем нравственные поступки, так же как чувствуем радость или прилив отваги; всё зависит от способа, каким настроена и подготовлена наша машина. Душа испытывает влияние воспитания и образования и ощущает изменение состояния тела". (Ламетри).

 

"... поскольку все способности души зависят исключительно от особенностей устройства мозга и всего тела, они должны отождествляться с этим устройством. Вот и получилась высокоинтеллектуальная машина!". (Ламетри).

 

Душа — "всего лишь пустое слово, которому не соответствует никакого понятия и которым разумный человек должен пользоваться только для обозначения нашего мыслящего на­чала. Одушевлённые тела имеют всё необходимое для движения, чувств, мышления, раскаяния — одним словом, могут вести как физическую, так и зависящую от нее этическую жизнь". (Ламетри).

 

"Белое костномозговое вещество, спинной мозг и отходящие от него нервы являются непосредственным инструментом ощущений и движения... все изменения в них соответствуют изменениям в наших идеях, и нао­борот". (Д. Гартли).

 

"Впечат­ление от внешних объектов вызывает в нервах, на которые они воз­действуют, — и, следовательно, на головной мозг, — вибрации в ма­лых и даже мельчайших элементарных частицах". (Д. Гартли).

 

Магическое сознание — это чисто чувственное сознание, которое "только предъявляет нам вещи, то есть показывает их нам лишь в их непосредственности". (Г.В.Ф. Гегель).

 

"... уже в жизни существует метампсихоз. Это чтение... Какое громадное наслажде­ние — вселяться в душу Платона, Гете!". (Л. Фейербах).

 

«Производство идей, представле­ний, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и в материальное общение людей, в язык реальной жизни. Образование представлений, мышление, духовное общение людей являют­ся здесь ещё непосредственным порождением материального отношения людей. То же самое относится к духовному производству, как оно проя­вляется в языке политики, законов, морали, религии, метафизики и т.д. — но речь идёт о действительных, действующих людях, обусловленных определенным развитием их производительных сил и — соответствующим этому развитию — общением, вплоть до его отдалённейших форм. Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни». (К. Маркс).

 

"... мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как жёлчь к печени или моча к почкам". (К. Фохт).

 

"Даже при самом беспристра­стном рассуждении мы не в состоянии найти аналогии и действитель­ного сходства между отделениями жёлчи и мочи и процессом, произво­дящим мысль в мозгу. Моча и жёлчь осязаемые, весомые, видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом, мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельность или отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений... Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакого вещест­ва, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, яв­ляющуюся высшим плодом и расцветом всяческой земной организации". (Л. Бюхнер).

 

"Как не существует жёлчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическая деятельность есть функция или отправление мозговой субстанции". (Л. Бюхнер).

 

Cсознание — "чистая деятельность помимо индивидуальной субъективности и фактических условий процесса иссле­дований". (Г.Риккерт).

 

"Состояния сознания непрерывно отражаются в звуках, жестах, словах, они объективируются в институтах государ­ства, церкви, науки; именно в этих сплетениях двигается история". (В. Дильтей).

 

Сознание "нескончаемый витальный поток, поставля­ющий материал для наших рефлексий". (У. Джеймс).

 

"... ум "первобытных людей" существенно не отличается от нашего; как и наш ум, он должен побуждать к тому, чтобы обращать динамическое в статическое и упорядочивать действия, превращая их в вещи". (А. Бергсон).

 

"Я нерушимо, когда чувствует себя свободным в непосредственно данном...". (А. Бергсон).

 

"... сознание, которое мы имеем от нашей собственной личности, в ходе своего непрерывного течения вводит нас вглубь реальности, по модели которой мы долж­ны представлять себе других". (А. Бергсон).

 

Все феномены "по своей природе должны быть "сознанием о" их объектов, независимо от того, реальны ли сами объекты или нет". (Э.Гуссерль).

 

"Отношение к предметности — наихарактернейшая черта сознания, определяющая специфическое отличие духовных, психических феноменов как элементов сознания. В восприятии всегда нечто воспринимают, в суждении о чем-то судят, при ненависти — нечто ненавидят". (Э. Гуссерль).

 

"... эго имеет колоссальное врождённое априори и... вся феноменология, или методически проведённое чистое самоосмысление философа, есть раскрытие этого врожденного априори в его бесконечном многообразии". (Э. Гуссерль).

 

"... некоторым образом в эго становится множественной и Я-поляризация, благодаря его вчувствованиям как появляющемуся в эго в качестве приведения к временному соприсутствию, отражению чужих монад с чужими Я-полюсами". (Э. Гуссерль).

 

"Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют в сумме то, что я называю пограничной ситуацией". (К. Ясперс).

 

Ж.-П. Сартр стремится выявить сферу "абсолютного сознания" как "трансцендентальную сферу свободы" и условие экзистенции.

 

Ж-П. Сартр характеризует такие способ­ности сознания, как отрыв от данного, автономное проектирование "несуществующего", артикулирование существующего, трансформирование существующего в "мир", "ситуацию", "конкретную и сингулярную тоталь­ность", в "конкретное".

 

«... сознание рождается вместе с бунтом … это ещё довольно смутное сознание». (А. Камю).

 

"Мы учим, вслед за Фрейдом, что Другой — вместилище памяти, открытое под именем бессознательного". (Ж. Лакан).

 

"Сезам бессознательного заключается в обладании словесным эффектом, в том, чтобы быть языковой структурой". (Ж. Лакан).

 

"Я мыслю там, где меня нет, и я там, где уже не мыслю". (Ж. Лакан).

 

"... та душа от трии части есть, рекше силы иметь: словесное, яростное и желан­ное". (Никифор — ХII в.).

 

Под "духом", или "душой" "разумеем мы такое существо, которое одарено волею и разумам". "Конечный дух — человеческая душа, а бесконечный — Бог". (Я.П. Козельский).

 

"Если мозг и гла­ва нужны для мышления, нервы для чувствования, то как столь безрассудно мечтать, что без них душа действовать может? Как может она быть, когда она их произведение, а они к разрушению осуждены?". (А.И. Радищев).

 

"Вы, конечно, очень цените в человеке чувство? — Прекрасно! — Так цените же и тот кусок мяса, который бьется в его груди и который вы называете сердцем и которого замедленное или ускоренное биение верно соответствует каждому движению вашей души. — Вы, конечно, очень уважаете в человеке ум? — Прекрасно! — Так оста­навливайтесь же в благоговейном изумлении перед массой его мозга, где происходят все умственные отправления... Иначе вы будете удивляться в человеке следствию мимо причины или — что еще хуже — сочи­ните свои небывалые в природе причины и удовлетворитесь ими. Психо­логия, не опирающаяся на физиологию, так же несостоятельна, как и физиология, не знающая о существовании анатомии". (В.Г. Белинский).

 

Нужно "понять, что разумение человека не вне природы, а есть разумение природы о себе, что... законы мышления — осознанные законы бытия"; "сознание вовсе не постороннее для природы, а высшая степень её развития"; "история мышления — продолжение истории природы". (А.И.Герцен).

 

Мыш­ление "так же естественно, как протяжение, так же степень развития, как механизм, химизм, органика, только высшая". (А.И. Герцен).

 

"Можно ли, например, меня уверить, что после смерти дух чело­века жив, когда так легко понять нелепость этого разделения тела и духа...?" (А.И.Герцен).

 

"Мы называем материальным всё, что есть, всё, что происходит в действительном мире, как в человеке, так и вне его, и мы применяем слово "идеальный" исключительно к продуктам деятельности человечес­кого мозга; но так как наш мозг есть вполне материальное образование и, следовательно, вся деятельность его так же материальна, как и деятельность всех других материальных сущностей, то отсюда следу­ет, что то, что мы называем материей, или материальным миром, нис­колько не исключает, а, напротив, обнимает собою неминуемо и мир идеальный". (М.А. Бакунин).

 

"Все интеллектуальные и моральные явления, отличаю­щие человека от всех других видов животных, каковы мысль, проявле­ния человеческого разума и действия разумной воли, имеют единствен­ным источником организм человека, несравненно более совершенный, но тем не менее чисто материальный, без всякого участия духа или какого-нибудь иного внематериального начала, словом, они являются продуктами от сочетаний различных функций мозга чисто физического свойства". (М.А. Бакунин).

 

"С явления сознания начинается духовная жизнь человека; с явления самосознания начинается его отдельное, самостоятельное, личностное существование. Когда ребёнок сознал свое Я, он сделался личностью". (П.Л. Лавров).

 

Человек занимает в мире особое место. Он погружён в относительное бытие, но"сознанием он возвышается к абсолютному". (Б.Н. Чичерин).

 

"... инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет". (В.И. Ленин).

 

"Сознание человека не то­лько отражает объективный мир, но и творит его". (В.И. Ленин).

 

В магическом сознании "всё не только отличается от всего, но и переходит во всё, всё превращается во всё". (А.Ф. Лосев).

 

Животное т<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...