Фонематический анализ открытого и закрытого слога
ВВЕДЕНИЕ Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей и в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии. С каждым годом в начальных классах школ увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и предупредить нарушение письма и чтения, а при невозможности пропедевтической работы -своевременно устранить ошибки с целью недопущения их перехода на дальнейшее обучение. Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, слова, словосочетания, предложения и текста. Это: - пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации (циклические повторения) и антиципации (замены предшествующих букв - раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных слов, самостоятельных и служебных - нарушение количественного и качественного состава Эти ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения. Их не следует принимать за обыкновенные «описки». Для предупреждения и коррекции данного вида специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа. Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при дисграфии, обусловленной нарушениями развития языкового анализа и синтеза. В комплект входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных занятий и индивидуальный рабочий альбом для выполнения различных заданий ребенком. Данные пособия представляют собой систематизированный автором практический материал и составлены с учетом современных методических требований.
Курс не рассчитан на определенное количество часов. Логопед может, сохраняя последовательность, увеличить либо, наоборот, уменьшить курс коррекционного обучения в зависимости от уровня развития детей и степени нарушения письменной речи. Комплект пособий предназначен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, чьи дети нуждаются в помощи, педагогам коррекционных классов.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Применяя принцип поуровневого анализа речи, предложенный И.Н. Садовниковой, у детей с дисграфией, обусловленной несформированностью языкового анализа и синтеза, выделяют 3 основные группы специфических ошибок. К ним относятся: - ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез); - ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический - ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста 1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы, слога и слова. При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов формирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.). Простые формы звукового анализа. - Выделение первого ударного гласного в слове. - Выделение первого согласного в слове, последнего согласного в слове. - Выделение гласного из середины слова. - Определение места звука в слове (звук в начале, середине,
Сложные формы звукового анализа. - Определение последовательности звуке в слове. - Определение количества звуков. - Определение места звука относительно других звуков. Логопедическая работа по развитию сложных форм фонематического анализа проводится с учетом того, что всякое умственное действие проходит определенные. этапы формирования: а) с опорой на вспомогательные средства; б) в речевом плане, исключая зрительные опоры, — только в) во внутреннем плане. Речевые материалы данного комплекта пособий подобраны с учетом постепенного усложнения структуры слов и предлагаются детям в следующей последовательности: - односложные слова без стечения согласных; - двусложные слова без стечения согласных, состоящие из - двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого - двусложные слова со стечением согласных на стыке слогов; - односложные слова со стечением согласных в начале слова; - односложные слова со стечением согласных в конце слова; - двусложные слова со стечением согласных в начале слова; - двусложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова; трехсложные слова.
Начинают коррекционную работу с обучения детей определению количества слогов в слове и изображения хлопками двух-трехсложных слов. Анализ звуковых сочетаний гласных из 2-3 звуков проводится уже после изучения гласных А, У, И и усвоения зрительных образов гласных букв и соответствующих им символов (Ткаченко Т.А.). Логопедическая работа по развитию фонематического анализа, и синтеза должна учитывать уровень сложности различных форм фонематического анализа и этапы формирования этой функции в онтогенезе. В связи с этим работа проводится в следующей последовательности. 1. Выделение звука на фоне слова (определение его наличия 2. Вычленение звука из начала и конца слова (определение 3. Определение последовательности и количества звуков в 4.Определение места звука в слове относительно других звуков (какой стоит впереди заданного и после него). Фонематический анализ открытого и закрытого слога
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|