Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ сюжета и композиции былины.

1) О ком эта былина? Что отражается в её названии?

(О Вольге Святославовиче и богатыре Микуле Селяниновиче. Они – главные герои былины.)

Князь Вольга Святославович Князь Волга необыкновенного происхождения. Он сын княжны и Змея Горыныча. От отца он унаследовал чародейные способности, «похотелося ему много мудрости». Эти возможности Вольга употребляет на добрые дела. Но пахарь превосходит мощью и доблестью даже такого человека.

 

Микула — по-современному Николай, а Селянинович означает, что он селянин, т. е. живет в селе. Он это как раз и подчеркивает: де, я простой мужик-пахарь (оратай), не князь, не дружинник и не богатырь). Село от слова селиться на земле, определенной территории.

 

- Что подчеркивает безымянный автор былины в облике Микулы Селяниновича? (Физическую силу, молодецкую удаль, трудолюбие, долготерпение.)

- Каков портрет пока что неизвестного героя? (Идеализированный образ фольклорного «красна молодца».)

- Что вы можете сказать об одежде данного персонажа? Могли быть древнерусский пахарь так одет: «У оратая сапожки зелен сафьян... У оратая шляпа пуховая...»? Конечно же, нет.

- Откуда возник подобный облик героя произведения? (Возможно, более позднее преувеличение, желание показать как можно лучше внешнюю красоту героя.)

 

- Какова основная мысль былины? (Главная ценность на Земле — человек-труженик, в переносном значении — пахарь. Только человек, созидающий новое и нужное людям, заслуживает уважения. Государство и власть в лице князя и его дружины должны уважать, охранять и защищать человека-пахаря, так как без него не будет самого государства, не будет сел и городов, просто хлеб не родится.)

- Как видите, Вольга и Микула противопоставлены друг другу. Но по одному сюжету не определишь, в чём смысл этой былины, почему для изображения могучего богатыря Микулы Селяниновича понадобилось сопоставление его с Вольгой.

- Попробуем проследить, как выстраивается сопоставление Вольги и Микулы композиционно (т. е. как располагаются части былины, как обрисованы образы героев).

4) С чего начинается былина?

(С зачина: читаем первое четверостишие, обращаем внимание на сопоставление “когда…солнце…тогда…Вольга…”)

5) Что мы дальше узнаём о Вольге? (Читаем следующую строфу.)

(Герой пытается проникнуть везде под видом рыб, птиц и зверей – подчёркивается его чудесное происхождение: от женщины и змея.)

- Это описание обычно для былины о Вольге – великом охотнике, маге и военном вожде, совершающем поход в чужую землю. В данной былине это описание подчёркивает противопоставление Вольги простому крестьянину Микуле.

- Итак, уже в начале былины Вольга противопоставлен Микуле.

6) Что служит завязкой действия? (Читаем третью строфу)

(Вольга собирает “дружинушку хоробрую” и отправляется за данью с подаренных ему городов.)

7) Как развивается действие?

(Вольга встречает в поле оратая-богатыря.)

8) Что же поражает Вольгу?

(Вольгу и его дружину полражает сила крестьянина и могущество его коня.)

9) Рассмотрим, как создаётся образ богатыря Микулы. (Читаем 4 строфу)

(1. Гипербола: три дня ехали, услышав голос Микулы.

2. Описание кобылы Микулы (читаем 5 строфу)

3. Постоянные эпитеты.)

-? Чем необычно это описание?

(В описании кобылы и орудий труда представлены наилучшие их качества: кобыла “соловая” (светло-жёлтая), “гужики у неё да шелковые”, “присошечек…серебряный”, “а рогачик-то…красна золота”)

4. Описание внешности Микулы (читаем 6 строфу)

(Используются сравнения: “кудри…что жемчуг”, “брови…чёрна соболя”, “глаза…ясна сокола”, “сапожки…зелён сафьян”. Он одет очень нарядно, по-праздничному.)

- Таким образом, описание Микулы выделяет его как главного героя, именно на нём сосредоточено главное внимание.

10) О характере героев многое можно сказать и из их диалога. (Читаем по ролям.)

(В словах Вольги отражается картина богатырского труда Микулы. В собственном рассказе Микулы также подтверждается непомерная сила (как он справился с мужиками). Именно поэтому Вольга предлагает Микуле сопровождать его.)

11) Как описывается дальнейший их путь? Что сопоставляется? (Читаем след. строфу)

(Сопоставляются кобыла Микулы и конь Вольги (зачитываем по тексту)).

12) Где действие достигает кульминации?

(Непредвиденное состязание в силе богатыря Микулы и “дружинушки хороброй”: попытка “повывернуть” сошку Микулы из земли и “бросить сошку за ракитов куст” повторяется трижды.)

- Прочитаем далее. Обратите внимание на приём градации (= нарастания).

-? Кто выходит победителем? (Микула.)

13) Прерванное движение возобновляется, и снова обнаруживается преимущество рабочей кобылы пахаря перед боевым конём Вольги. Прочитайте следующие две строфы.

Как понять слова Вольги во второй строфе?

(Он признаёт преимущество кобылы Микулы.)

14) Как мы убеждаемся в полной победе Микулы?

(Вольга спрашивает его имя.)

-? Как Микула называет себя?

(Он называет своё имя не прямо, а со ссылкой на людей: “мужичков”.)

-? Почему? Что значит это имя для “мужичков”?

(В их глазах имя Микулы значимо тогда, когда он совершает свой мирской труд крестьянина, являя чудесную богатырскую силу, на благо людей.)

- Таким образом, выделяется имя главного героя: оно оказывается в сильной позиции, завершая весь текст и перекликается с названием былины, подчёркивает приоритет Микулы Селяниновича как главного героя былины.

Получается, что обычный крестьянин Микула стоит выше князя Вольги.

15) Как вы думаете, благодаря каким своим качествам Микула заслужил такую любовь народа?

(1. Уважение к тяжёлому труду землепашца.

2. Истинный патриот родины, живущий её интересами.)

16) Зачем тогда введён образ Вольги?

(Через сопоставление с ним показать превосходство Микулы.)

- Микула – это эпический герой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...