Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Человек как биологический и социальный субъект




Высшего профессионального образования

 

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

(МГЭИ)

Тверской филиал

 

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

для студентов направлений37. 03. 01 «Психология»

40.03.01 «Юриспруденция», 38.03.01 «Экономика»,

38.03.02 «Менеджмент»

 

 

 

Квалификация (степени) выпускника

Бакалавр

 

 

Тверь 2015

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» обсуждено и рекомендовано к изданию на заседании кафедры математики и естественно-научных дисциплин ТФ МГЭИ. Протокол № 1 от «28» августа 2015 года.

 

 

Рецензенты:

Кандидат химических наук, доцент

Мухометзянов А. Г.

 

Пьянова Л. В. Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности - Тверь: Изд-во ТФ МГЭИ, 2015. 688 стр.

 

 

 

Учебное пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» предназначено для студентов очной и заочной формы обучения направления 37.03.01 «Психология», 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент»,

40.03.01 «Юриспруденция» к валификация (степени) выпускника бакалавр Тверского филиала МГЭИ и может оказаться полезной в самостоятельном изучении проблематики безопасности жизнедеятельности человека и среды его обитания, охраны труда, экологической безопасности, поведения человека в чрезвычайных ситуациях и при возможности воздействия терроризма.

 

 

Л. В. Пьянова

Московский гуманитарно-экономический институт

Г.

Содержание:

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности

жизнедеятельности человека..............................................................................4

Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.......4

Тема 2. Взаимодействие человека и техносферы............................................22

Тема 3. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности

человека...............................................................................................................38

Раздел II. Управление безопасностью жизнедеятельности.............................135

Тема 4. Управление безопасностью жизнедеятельности...............................135

Тема 5. Единая государственная система предупреждения и ликвидации

последствий чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны....187

Раздел III. Основы физиологии труда и комфортных условий жизни...........238

Тема 6. Основы физиологии труда и комфортные условия жизни................238

Раздел IV. Воздействие на человека вредных и опасных

факторов среды обитания..................................................................................263

Тема 7. Природные и техногенные опасности и защита от них.....................263

Тема 8. Основы социальной, медицинской и пожарной безопасности.........293

Раздел V. Безопасность населения и территорий

в чрезвычайных ситуациях................................................................................506

Тема 9. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и основы

защиты населения и территорий.......................................................................506

Раздел VI. Экстремальные ситуации криминального характера..................566

Тема 10. Основы безопасности жизнедеятельности

городских условиях...........................................................................................566

Тема 11. Основы личной безопасности от преступлений

террористического характера...........................................................................596

 

 

Раздел I. Теоретические основы учения о безопасности жизнедеятельности человека

Тема 1. Эволюция среды обитания, переход от биосферы к техносфере.

План.

1. Человек как биологический и социальный субъект.

2. Характеристика системы "человек - среда обитания"

Влияние микроорганизмов на жизнедеятельность организма человека

Роль флоры и фауны в жизнедеятельности человека

5. Влияние социальных, духовных и политических факторов на жизнедеятельность человека

Мотивация риска

7. Методы и средства обеспечения безопасной деятельности

8. Основные причины деградации окружающей среды

9. Современное состояние биосферы. Ноосфера - эволюционное состояние биосферы

Человек как биологический и социальный субъект

Человек - высшая ступень живых организмов на Земле. Вопрос о сущности человека - один из основных в истории философской мысли. Человек появился на Земле в итоге сложного и длительного процесса историко-эволюционного развития. Человеческая ветвь стала самостоятельной 12 - 15 млн. лет тому назад. О человеке можно сказать - это живая система, представляющая единство физического и духовного, биологического и социального, наследственного и приобретенного.

Как социальному существу, человеку присуще социальное движение, включающее в себя все другие формы движения, которые функционируют под влиянием социального, но нераздельно связаны с природой. Это означает, что человек как социальное существо может нормально функционировать только в том случае, если он не нарушает законы природы, а лишь использует их, действуя в соответствии с этими законами.

К сожалению, лишь сравнительно недавно люди начали понимать, что природа представляет собой сложнейшую систему, в которой один биологический вид необходим для других. Являясь вершиной этой системы, человек зависит от остальных видов, которые своим развитием обуславливают появление его, и обеспечивают ему природные условия существования.

Человеку как биологическому и социальному субъекту присущи физиологические, материальные и духовные потребности. Потребности - это нужды или недостаток в чем-либо, необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, внутренний побудитель активности. Потребности отличают человека как субъекта исторического процесса, преобразующего природную и социальную среду, от животного, приспосабливающегося к среде.

Биологические потребности человека обусловлены обменом веществ - необходимой предпосылкой существования любого организма. Примером таких потребностей является потребность человека в воздухе, пище, воде, тепле, солнечной энергии и др.

Важную роль в жизни человека играют материальные потребности. К ним относятся: потребность в жилье, деньгах, одежде и др., но следует отметить, что материальные потребности человека безграничны и на протяжении всей своей жизни человек стремится к максимальному удовлетворению своих материальных потребностей.

Но самое поразительное достижение человека - созданный им мир духовных ценностей, достижения науки и искусства. Книги, картины, музыкальные произведения, памятники зодчества, система знаний об окружающем нас мире, о самих людях - все это результат творческой деятельности человека.

Итак, человеку принадлежит особое место среди всех существ, живущих на Земле. Человек - вершина развития всего живого, он познал тайны окружающего мира и создаёт для себя среду обитания.

 

2. Характеристика системы "человек - среда обитания"

Жизнедеятельность человека осуществляется в системе "человек - среда обитания". Часть природы, которая окружает живой организм, и с которой он непосредственно взаимодействует, можно назвать природной средой обитания.

Система - совокупность функционально взаимосвязанных элементов, деятельность которых направлена на выполнение общей задачи. Несмотря на разнородность элементов по структуре и принципам функционирования, системная организация имеет много универсального, что позволяет изучать ее и устанавливать общие законы деятельности.

Среда обитания — совокупность конкретных абиотических и биотических условий, в которых обитает данная особь, популяция или вид, часть природы, окружающая живые организмы и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие. Из среды организмы получают всё необходимое для жизни и в неё же выделяют продукты обмена веществ. Термин часто считается синонимом окружающей среды. Среда каждого организма слагается из множества элементов неорганической и органической природы и элементов, привносимых человеком и его производственной деятельностью. При этом одни элементы могут быть частично или полностью безразличны организму, другие необходимы, а третьи оказывают отрицательное воздействие.

Различают естественную и искусственную (созданную человеком) среду обитания. Естественные среды обитания в основном делятся на наземно - воздушную, почвенную, водную и внутреорганизменную. Отдельные свойства и элементы среды, воздействующие на организмы, называют экологическими факторами. Все экологические факторы можно разделить на три большие группы:

Абиотическая среда (фактор среды) — это комплекс условий неорганической среды, влияющих на организм. (Свет, температура, ветер, воздух, давление, влажность и т. д.) Например: накопление в почве токсичных и химических элементов, пересыхание водоёмов во время засухи, увеличение продолжительности светового дня, интенсивное ультрафиолетовое излучение.

Биотическая среда (факторы среды)— это совокупность влияний жизнедеятельности одних организмов на другие. (Влияние растений и животных на других членов биогеоценоза) Например: разрушение почвы кабанами и кротами, уменьшение численности белок в неурожайные годы.

Антропогенные (антропические) факторы вос принимающие природу как среду обитания живых организмов или непосредственно влияющие на их жизнь. Выделение антропогенных факторов в отдельную группу обусловлено тем, что в настоящее время судьба растительного покрова Земли и всех ныне существующих видов организмов практически находится в руках человеческого общества.

Возможно также выделить следующие компоненты среды обитания: естественные тела среды обитания, гидросреду, воздушное пространство среды, антропогенные тела, поле излучений и тяготения среды.

Для системы "человек - среда обитания" характерно наличие определенных зависимостей.

1. Человек и среда обитания неразрывны и постоянны.

2. Среда обитания динамична по своему состоянию, и ее благополучие временное, до начала проявления опасного фактора.

3. Среда обитания всегда имеет опасные для человека факторы (аксиома БЖД).

4. Безопасность человека в среде обитания во многом определяется состоянием организма человека, уровнем информированности и адекватности поведения.

Вначале человек жил в согласии с природой, брал от нее столько, сколько нужно для жизни, но эволюция делала свое дело. Человек ставил себе на службу все новые виды энергии и создавал механизмы, машины, которые облегчали ему существование. На Земле появились созданные человеком заводы, фабрики, транспортные системы и другие технические объекты, создавая искусственный технический мир, превращая биосферу в техносферу. Этот технический мир находится в явном противоречии с законами жизни на Земле.

Биосфера - область жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавшие техногенного воздействия.

Техносфера - в прошлом регион биосферы, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям; техносфера - регион города или промышленной зоны, производственная или бытовая среда.

Производственная среда - это условия в производственных помещениях. Слагается из внешних воздействий (природный фон, транспорт и др.), цеховых условий (общий шум, запыленность, излучение и др.), условий, создаваемых непосредственно местом работы (станком, инструментом и т.п.). Наибольшее значение имеют шум, вибрация, химический состав воздуха помещений. Источниками опасных и вредных производственных факторов являются оборудование и технологические процессы. Производственная среда не исчерпывается только приведенными характеристиками. По мнению специалистов, ее следует рассматривать в совокупности с социально-психологической средой в коллективе. При неблагоприятной среде улучшение климата ведет к повышению производительности труда, снижению заболеваемости.

Бытовая среда - это условия жизни в жилых помещениях. Включает физико-химические и биологические факторы, в том числе психологические. Складывается из внешних воздействий (природная радиация, транспортный шум, химический фон, загрязнение атмосферы, влажность и состав воздуха, влияние строи тельных конструкций и отделки, цвет стен, радиоактивность строительных материалов, пыль и т.п.) и факторов бытовой деятельности (квартирные шумы, запахи и т.д.). В бытовую среду включаются социальные факторы: отношения в семье, между соседями и т.п.

Отклонения от допустимых условий деятельности всегда сопровождаются воздействием негативных факторов на человека и принуждают его переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды, что отрицательно влияет на производительность труда, ухудшает самочувствие, приводит к травмам и заболеваниям, а иногда и к гибели людей.

Критериями безопасности являются ограничения, вводимые на концентрации веществ, и потоки энергии в жизненном пространстве.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...